8.5.3. Методологические основы проведения внутренней реорганизации как инструмента финансового оздоровления предприятия

В зарубежной литературе процесс реструктуризации предприятия, что обусловливает изменение его владельцев (продажа части предприятия или фирмы в целом), организационно-правовой формы хозяйствования принято называть дивестициею (divestiture), или внутренней реорганизациею.
Выделяют различные варианты или формы дивестиций:
частичный распродажа (sell-offs), который осуществляется в форме продажи части компании или компании в целом;
передача акций (spin-off), которая предусматривает распределение между акционерами акций дочерней компании, после чего последняя теряет зависимость от материнской компании;
выделение части собственного капитала (equity carve-out), под которым понимается открытая продажа акций дочерней компании, которые находятся в собственности материнской компании и обеспечивают ее контроль за деятельностью "дочки";
приватизация (going private), т.е. передача общественной компании в частную .
Разделение и выделение как формы реорганизации, предусмотренные законодательством Украины, также по сути являются формами дивестиций, поскольку является для собственников предприятия инструментом выхода из бизнеса или деления его на самостоятельные части. Но в отличие от классических форм дивестиций возврата инвестированного капитала не происходит, владельцы реорганизуемого, только распределяют имеющуюся собственность между собой, теряя право собственности над определенной частью бизнеса (предприятия).
Внутренняя реорганизация предприятия может быть обусловлена различными мотивами или стратегическими задачами, которые решаются благодаря ее проведению. Обобщение специальной литературы, посвященной этой проблеме, позволяющих определить указанные ниже типичные мотивы и задачи.
Защитный мотив. Заинтересованность в проведении внутренней реорганизации может быть обусловлена "отсечением лишнего", т.е. улучшения показателей деятельности предприятия за счет освобождения от убыточных и неперспективных направлений деятельности, структурных подразделений, "лишних "(незагруженных активов), капиталоемкого производства тощо.
Стимулирующий мотив. Целью проведения внутренней реорганизации может быть создание предпосылок для развития внутренних сил и потенциальных возможностей нового предприятия за счет повышения его самостоятельности, рост предприимчивости, привлечения новых владельцев, введение предпринимательского стиля управления, изменения стратегии и тактики деятельности тощо.
Инвестиционный мотив. Проведение внутренней реорганизации может рассматриваться как предварительный этап работы по привлечению внешних инвестиций, задачей которого является создание инвестиционно привлекательного субъекта господарювання.
Налоговый мотив. Следствием проведения внутренней реорганизации является изменение организационно- правовой формы предприятий, что является предпосылкой изменения их налогового статуса (например, получения налоговых льгот, предусмотренных для определенных категорий предприятий, а также предприятий, осуществляющих определенные виды деятельности или ведут упрощенный бухгалтерский учет и отчетность).
В Инновационный мотив, или мотив стратегических нововведень.
Зарубежные исследователи определяют главным именно этот мотив дивестиций. Достаточно часто на извечный вопрос "Что должна делать компания, выпускать, как и где продавать?" нет однозначного ответа из числа собственников предприятия. Каждый из владельцев или определенные группы в их составе по-разному видят будущее развитие предприятия, его стратегию и тактику. Возникновение такой ситуации является мощным мотивом к проведению дивестиций, поскольку позволяет юридически и организационно выделить или распределить имеющиеся ресурсы между отдельными стратегическими зонами хозяйствования, отраслям, регионам тощо.
Экономический мотив (рост эффективности). Осуществление внутренней реорганизации дает возможность получить эффект обратной синергизма (4-2 = 3). Новый хозяин может иметь эффективный способ (план) использования имеющегося ресурсного потенциала, что способствует росту экономической эффективности осуществленных вложений. Продажа части собственности, использование которой экономически нецелесообразно, дает возможность высвободить ресурсы, в том числе управленческие, сконцентрировать усилия и за счет этого обеспечить увеличение результативности использования части ресурсов залишилася.
Финансовый мотив. Одним из наиболее значимым на сегодня мотивом внутренней реорганизации признается "борьба с картотекой и замораживанием расчетного счета". В более широком контексте финансовый мотив обосновывается целесообразностью распределения денежных потоков, полученных от различных направлений и сфер деятельности предприятия, необходимостью повышения обоснованности экономического стимулирования персонала в зависимости от реальных финансовых результатов дияльности.
Учитывая ризноаспектнисть внутренних реорганизационных преобразований, выделяются определенные типы и разновидности внутренней реорганизации.
зависимости от сути реорганизационных процессов предлагается выделять указанные ниже типы разделения (выделения).
Территориальное распределение, предусматривающий разъединение структурных частей предприятия , которые расположены или ориентируют свою деятельность на разные территориальные ринки.
Продуктовый распределение, сущность которого заключается в выделении в отдельные предприятия производства или реализации отдельных видов продукции (товаров).
Функциональный (операционный) распределение, проведение которого предусматривает выделение в отдельные предприятия отдельных этапов производственного (торгово-операционного) процесса, смежных или дополняющих виробництв.
Финансовый распределение, целью проведения которого является лишь разграничение финансовых потоков, а в других сферах деятельности предприятия продолжают функционировать как одно циле.
зависимости от характера распределения потенциала пидприемства
внутренняя реорганизация может предусматривать:
выделение из целостного имущественного комплекса крупного предприятия определенной незначительной по размерам доли малого предприятия, которое является "спутником" ("дочкой") крупного предприятия;
разделение крупного предприятия на практически равнозначны по размерам предприятия - "сестры" (партнеры).
Соотношение размеров (потенциала) новых предприятий обуславливает равноправие отношений, между ними формуються.
Зависимости от добровольности проведения внутренней реорганизации следует отличать:
добровольный распределение (выделения), решение по которому предприятие принимает самостоятельно;
принудительное распределение, основанием (толчком), к которому есть соответствующее постановление Антимонопольного комитета или его территориального отделения, решения отраслевой комиссии по реструктуризации, решения Агентства по вопросам банкротства, исполнительной власти тощо.
В противном случае решение о реорганизации может существенно не совпадать с интересами собственников и руководителей предприятия, что приводит их сопротивление нововведениям или осуществления реорганизации лишь "на бумаге".
Зависимости от того, кто является субъектом-инициатором реорганизационных процедур можно выделить следующие типы , как:
распределение по инициативе трудового коллектива или руководителей структурных подразделений предприятия;
распределение по инициативе руководителей и специалистов предприятия;
распределение по инициативе одного или группы владельцев пидприемства.
Эта характеристика объясняет, с одной стороны, мотив реорганизационных процессов , с другой - дает возможность оценить степень сопротивления или содействие этим процессам соответствующих социальных груп.
зависимости от того, происходят изменения в персональном составе собственников предприятия, следует выделять такие формы внутренней реорганизации:
с одинаковым составом владельцев предприятий, которые продолжают функционировать (т.е. вновь созданное предприятие (а) имеет одинаковый состав собственников, владеющих им в одинаковых долях)
с распределением прав собственности на предприятия, которые продолжают функционировать (старое и новое (новые) предприятия имеют разных владельцев).
В первом случае происходит трансформация собственности, во втором - ее розподил.
Следствием проведения внутренней реорганизации является возникновение предприятий, являются:
предприятиями-партнерами, между которыми существуют определенные и тесные производственные или коммерческие связи (отношения купли-продажи товаров, продукции, работ и услуг);
предприятиями-конкурентами, между которыми существует или со временем может иметь место борьба за потребителя во всех известных формах;
полностью независимыми предприятиями, которые не сотрудничают между собою.
зависимости от объекта выделения (распределения ) новые предприятия могут быть созданы:
на базе выделенного структурного подразделения предприятия, имеет опыт самостоятельного функционирования (внутренний хозрасчет, арендные отношения и др.);
путем прямого распределения имущественных ценностей и ресурсов, которые предварительно использовались только в комплексе (далее - потенциальный структурное подразделение).
В противном случае становления новых предприятий является достаточно длительным процессом, требует дополнительных затрат на создание аппарата управления, приобретения опыта и связей, разработки бизнес-технологий.
По справедливостью распределения потенциала предприятия внутренняя реорганизация характеризуется как:
справедливая (честная), т.е. распределение активов и пассивов по пропорционально, исходя из их реальной рыночной стоимости, с учетом перспектив ведения хозяйственной деятельности;
несправедлива (нечестная), признаком которой является неадекватность распределения имущества и обязательств, разную степень способности активов для дальнейшего использования, как следствие - разная степень жизнеспособности новых пидприемств.
Рассмотрены классификационные признаки внутренней реорганизации предлагается использовать для характеристики сущности, предпосылок и возможных последствий этого процесса, управления его подготовкой и проведенням.
Использование внутренней реорганизации в системе мер анти- кризисного управления предприятием должна предусматривать соблюдение определенных принципов (требований). главными из них признаются указанные нижче.
Получение согласия владельцев предприятия на проведение реорганизации. Соответствующие решения являются легитимными только в случае их принятия владельцами или их высшим органом в соответствии с полномочиями, зафиксированных в Уставе .
Соблюдение требований законодательства. Проведение внутренней реорганизации должно происходить в соответствии с требованиями действующего законодательства, в том числе антимонопольного и трудового, предусматривать государственную регистрацию всех корпоративных изменений и новоутворень.
Учет интересов кредиторов. Внутренняя реорганизация в системе мер финансового оздоровления не должна ( в обязательном порядке) поражать интересы кредиторов предприятия, в случае сомнений - предусматривать получение их согласия на принятие реорганизационных заходив.
Следует заметить, что действующая правовая регламентация осуществления дивестиций в Украине лишь формально защищает кредиторов реорганизуемого, поскольку вновь (е ) предприятия (о) признаются его правопреемником (ами). Относительно кредиторов это означает принятие в определенном объеме или солидарно обязательств перед кредиторами. Но такая защита есть только формальным. Поскольку порядок и критерии распределения обязательств законодательно не определены, как правило, применяется стоимостный распределение долгов, пропорционально распределения собственного капитала. В связи с различным уровнем риска, присущего деятельности предприятий-правопреемников, вероятность погашения долгов также различной. Таким образом, реальная защищенность кредиторов зависит от характера распределения и может производиться исходя из суб "объективных критериив.
Если дивестиции неплатежеспособного предприятия - потенциального банкрота это обстоятельство является определяющим и должна найти законодательное решение. Исходя из принципа справедливости, целесообразно получить согласие кредиторов на проведение реорганизации и определить единственно пообъектный разделение задолженности (т.е. задолженность перед каждым кредитором должна распределяться между участниками реорганизации пропорционально распределения собственного капитала).
4. Обоснованность реорганизационных мероприятий. Соблюдение этого принципа предполагает предварительную экспертизу предложенных условий реорганизации, оценку финансовых последствий, целесообразности и экономической эффективности ее проведения. Могут быть определены следующие основные условия целесообразности распределения ( выделения):
наличие ресурсных предпосылок для жизнеспособности всех предприятий, остаются функционировать; ориентация на постепенную ликвидацию или банкротство любого из них является недопустимой;
наличие законченного цикла производства, следствием чего является производство определенного товара (услуги), имеющего законченный товарный вид, может продаваться на рынке и пользуется спросом;
возможность покрытия текущих расходов за счет собственных доходов, то есть наличие предпосылок или фактическое достижение точки безубыточности хозяйственно-финансовой деятельности;
возможность генерирования денежных потоков, достаточных для покрытия денежных расходов и выполнения долговых обязательств, в том числе "старого" предприятия, индикатором чего является возможность достижения точки финансового равновесия; более высокая прогнозируемая эффективность самостоятельного функционирования сравнению с функционированием в составе единого предприятия;
рост совокупного чистого денежного потока предприятий после проведения разъединения сравнению с дореорганизацийним периодом.
Проведение внутренней реорганизации требует значительной подготовительной работы, которая может быть по содержанию структурирована на несколько относительно самостоятельных этапов (рис.8.15).
1 этап - определение стратегических задач, которые необходимо ви
решить благодаря проведению внутренней реорганизации.
Стратегические задачи внутренней реорганизации, по сути, совпадают с общими задачами антикризисного управления - вывод предприятия из состояния кризиса, устранения угрозы банкротства, нормализация финансового состояния предприятия, ликвидация убыточности и причин, ее предопределяют, обеспечение роста результатов хозяйственно-финансовой деятельности и ее эффективности.
Согласно стоящих перед конкретным предприятием, должно быть определено место внутренней реорганизации в системе антикризисных мер, изучены потенциальные возможности и последствия применения этого инструменту.
2 этап - анализ внутренней организационной структуры та
ресурсного потенциала пидприемства.
Целью этого этапа работы является составление перечня структурных подразделений предприятия и сбор информации относительно их дияльности.
Эта информация необходима для дальнейшей работы и отношении:
специализация; характер продукции (конечная; незавершенное производство, работы, услуги и т.п.);
виды продукции (работ, услуг), предлагаемых сейчас и могут потенциально быть предложены;
объемы деятельности, их соответствие критических объемов, необходимых для безубыточной работы;
обеспеченность материально-технической базой, условия ее использования (для арендованных основных фондов), количественный и качественный состояние;
обеспеченность трудовыми ресурсами, их количество и состав, уровень материального и морального удовлетворения работой;
уровень спроса на предлагаемую продукцию (работы, услуги) условия и каналы ее продажи;
местонахождение, транспортная доступность;
характеристика руководителя состава и ведущих специалистов структурных подразделений;
возможности выделения других (кроме существующих) структурно выделенных частей целостного имущественного комплекса предприятия, которые потенциально могут работать самостоятельно;
степень централизации управленческих функций (закупка, сбыт, маркетинг, учет, планирование и т.д.)
наличие опыта хозрасчетных отношений между структурным подразделением и аппаратом управления;
другая информация.
Анализ условий функционирования структурных подразделений в составе предприятия позволит обоснованно определить формы и методы его внутренней реорганизации.
Из этап - определение критериев возможности выделения структурных подразделений в самостоятельные пидприемства.
Единственным нормативным и методическим документом, регламентирующим критерии возможности выделения, является Методика разработки планов реструктуризации государственных предприятий и организаций, разработана и утверждена Министерством экономики Украины [58].
Согласно этому документу следующим критериям признаются: а) степень освоения новых рынков - характеризует скорость, с которой подразделение может изменить структуру сбыта продукции и преодолеть барьеры вступления в новых рынков; следует учитывать, что олигопольные рынки и рынки с высокой степенью вложения капитала в продукцию должны медленный степень освоения;
б) уровень специфических производственных знаний и технологий - характеризует, в какой мере применяются научно-технические знания для подразделения, который вынужден отказаться от всего спектра ранее изготовленной продукции.

8.5.2. Подготовка и проведение внешней реорганизации неплатежеспособного предприятия 8.6. Организационно- экономические основы управления персоналом кризисного предприятия