11.2. Методы стимулирования творческой активности персонала

Для того чтобы эмоция, желания могли приобрести яркость, необходимо только, чтобы предмет желаний сделался совсем выразительным для ума, так, чтобы все его приятные, соблазнительные или просто полезные изъяны оказались в сознании рельефно и яскраво.

Стимулирование (стимул) - это средство, с помощью которого осуществляется мотивация. Стимул (лат. stimulus - букв, заостренная палка, которой подгоняли животных) выполняет роль рычага влияния или носителя «раздражение», что вызывает действие определенных мотивов. Стимулом могут быть отдельные предметы, действия других людей, обещания, носители обязательств и возможностей и многое другое, что может быть предложено человеку в качестве компенсации за ее действия или за то, что она хотела бы получить в результате определенных дий.
Реакция на конкретные стимулы у разных людей неодинакова. Поэтому сами по себе стимулы не имеют абсолютного значения, если на них не реагируют люди.
Механизм использования всяческих стимулов с целью мотивации персонала называется процессом стимулювання.
Стимулирование принципиально отличается от мотивации. Суть этого отличия состоит в том, что во время стимулирующего процесса используются разнообразные средства и методы, которые влияют на поведение и отношение работника к своей деятельности, активизируя к действию положительные его функциональные и качественные властивости.
Люди, имеющие дело с разработкой и внедрением новой техники и продукции, выделяются среди других категорий работников высоким уровнем образования и интеллектуального развития. Для них характерно аналитическое мышление, повышенное чувство собственного достоинства, самостоятельность и независимость. Исходя из этого, стимулирования инновационной труда имеет свои специфические особенности, а именно: использование большого количества материальных и нематериальных, организационных и психологических стимулов, ориентированных на удовлетворение потребностей высшего уровня, предоставление процесса стимулирования в инновационной сфере постоянного характера, а не единичной временной кампании.Module . Успех инновационного процесса зависит от того, в какой мере непосредственные участники - персонал, занятый в инновационном процессе, - заинтересованы в быстром и экономически эффективном внедрении результатов НИОКР в производство. Здесь решающую роль играют методы и формы стимулирования их труда со стороны организации. Следует отметить, что задача стимулирования научно-технического труда достаточно сложное из-за его специфику. Возникает необходимость повышать активность персонала в поиске новых знаний, новых идей, стимулировать принятие нестандартных решений и поддерживать атмосферу творчества. С другой стороны, в рыночной экономике важным является не сам инновационный процесс, а его коммерческий результат, который отображается в обновлении продукции, расширении рынка, снижении затрат, повышении конкурентоспособности и получении прибыли. Коммерческий критерий играет решающую роль в оценке значения труда новаторив.
Таким образом, в основе современного подхода к стимулированию труда в инновационной сфере лежат следующие задачи руководителей организаций:
»Максимально активизировать творческие способности каждой личности;
• направить эту активность в русло достижения конкретных инновационных и экономических результатив.
Задача менеджеров по существу сводится к тому, чтобы создать условия, в которых бы в наибольшей мере мог раскрыться творческий потенциал работника и возникла бы устойчивая потребность в напряженной и результативной работы. При этом руководителю важно учитывать ситуации, в которых осуществляется стимулирование, учитывать не только личные способности работников, но и их личные мотивы: потребности, интересы, приоритеты. С этой целью в стимулировании используются прямые и побочные методы (рис. 11.5), в основе которых лежат следующие принципы:

11.1. Сущность мотивации в системе управления персоналом , который осуществляет инновационную деятельность 11.3. Организация изобретательской деятельности