29.3. адаптация работников

После зачисления на должность начинается приобщение сотрудника, т.е. направление его на вакантное место в соответствии с потребностями организации и интересами. Непосредственный руководитель вводит в должность - это совокупность процедур, цель которых ускорить освоение новичком работы, сократить период адаптации в коллективе, помочь установить контакты с окружающими. Человек чувствует, что ее ждали, к ее приходу готовились. Такая процедура поможет избежать многих ошибок и тем самым снизить вероятность разочарования и преждевременного звильнення.
Далее начинается процесс адаптации нового сотрудника, то есть приспособления его к содержанию и условиям труда, социальной среды. Выделяют три вида адаптации: профессиональную, психофизиологическую и социально-психологичну.
Профессиональная адаптация начинается с того, что учитывая опыт, знания и характер новичка для него определяют наиболее подходящую форму подготовки: например, направляют на курсы или закрепляют наставника. Выгоднее второй вариант. Он помогает входить в работу сразу же в процессе ее выполнения, с помощью опытных коллег, осмысление собственных дий.
Психофизиологическая адаптация к условиям труда, режима работы и отдыха особых трудностей не вызывает. Она преимущественно зависит от здоровья человека, его естественных реакций, характеристики этих умов.
Социально-психологическая адаптация в коллективе, может быть связана с немалыми осложнениями, особенно для руководителей. Прежде всего может иметь место несоответствие руководителя и новых подчиненных по уровню. Если менеджер будет на голову выше коллектива, то он не примет его требования. В этом случае руководитель попадает в положение "генерала без войска"; в обратном - коллектив будет в положении "стада без пастуха".
Вторая проблема - нахождение общего языка. Сначала у обеих сторон отношения могут быть настороженными. У новичков хорошо заметны положительные качества и тщательно скрываются отрицательные. У тех, кто уже ранее работал в организации, хорошо известны и те и другие стороны, но их выдвижение на руководящую должность может вызвать отчуждение и зависть коллег, преодолеть бывает порой довольно важко.
Кроме того, возникают трудности, связанные с тем, что принятие коллективом нового человека будет во многом зависеть от сравнения его с предшественником. Легче адаптация новичка проходит в том случае, если он становится на место человека, ничем не выделялась, а самое - если предшественник был "суперзвездой".
Процесс вхождения нового менеджера в коллектив облегчается условиями, среди которых:
предварительное изучение будущих подчиненных, их достоинства, недостатки, потенциальных возможностей;
утверждение себя с первого дня человеком решительным, дальновидной, осторожной, которая не меняет всего сразу, однако быстро устраняет серьезные препятствия в работе, которые мешают коллектива;
внимательное отношение к мнениям и предложениям подчиненных, особенно к тем, кто не нашел понимания у предыдущего руководства;
не поддаваться влиянию нечистых людей, которые пытаются использовать его слабую ориентацию в обстоятельствах и свести его руками счеты с суперниками.
В период социально-психологической адаптации каждого новичка могут подстерегать много разочарований. К ним можно отнести: обманутые ожидания быстрого успеха, обусловленные недооценкой многочисленных объективных и субъективных препятствий; переоценка значения научных рекомендаций и инструкций для работы и недооценка важности живого человеческого общения. Разочарование может быть связано с отсутствием должного уважения к нему и его знаний со стороны членов колективу.
Однако наибольшая опасность для будущей карьеры молодого специалиста - это некомпетентный первый руководитель, который может стать препятствием в продвижении вперед.
29.2. Организация подбора и оценки кадров 29.4. Методы аттестации персонала