Глава 10. ФОРМИРОВАНИЕ АКТИВНОГО МЕНЕДЖЕРА

Возможности формирования активной жизнедеятельности людини
Каждый человек в процессе своего развития, начиная от рождения до глубокой зрелости, формирует себя как личность, воспитывая и развивая врожденные или приобретенные черты характера, поведения в процессе трудовой деятельности и в побути.
Удовлетворенность собой, результатами своих действий, достигнутым положением в обществе зависит от того, какова целевая установка (сознательно или бессознательно) была заложена у каждого конкретного человека, как она реализована, какими путями и методами это досягнуто.
Для того чтобы правильно, т.е. в соответствии со своими внутренними потребностями, реализовать себя, человек должен знать о своем характере, темпераменте, присущие ей методы действия вообще, быть в курсе о возможности ее развития (активного личного влияния) в желаемом напрямку.
Характерные черты активной и пассивной людини
Каждый человек имеет определенный потенциал характерных ей черт. Люди способны к саморазвитию только тогда, когда могут быть самокритичными, то есть выделить в себе те качества, которые им нравятся, и они их будут развивать, пока не достигнут желаемого результата, и наоборот, пытаться нейтрализовать (выжить) нежелательные для себя качества. На это способны люди с активной жизненной позициею.
Стиль и методы управления персоналом
Изучение стиля и методов управления, деловых и личных качеств менеджера сопровождается сравнением потенциальных возможностей с результатами деятельности, обеспечиваются ними.
Характеристики активной людини
Дух предпринимательства Не боится разумно рисковать Заботится о саморазвитии Вникает в суть изучаемых явлений Руководит ("контролирует") своими чувствами и действиями Осознанно использует (распределяет) свой человеческий ресурс и час
Открытость в выражении своей позиции Установка себе и своим действиям высокий стандарт Учитывает (анализирует) альтернативные мнения, действия Удовлетворенность своей жизненной позициею
Характеристики пассивной людини
Стремится избегать випробувань
Старается не ризикувати
Избегает того, что связано с дополнительными усилиями, в том числе относительно саморозвитку
Изучает суть явлений поверхностно - "по верхам"
Живет "по течению"
Нерационально использует свое время, жалуясь, что его вистачае
Старается скрыть свои недостатки, просчеты в работе, чтобы ничего не зминювати
Удовлетворяется результатами: "как у всех", "не хуже, чем у других"
Со страхом, нетерпимостью относится к другим мнениям, дий
В этой связи изучение стиля и методов руководства необходимо для развития соответствующих качеств у руководителя для того, чтобы создавать условия для эффективного управлиння.
Стиль работы руководителя - это система постоянно применяемых методов воздействия на подчиненных в процессе выполнения управленческих функций.
Метод управления принято рассматривать как совокупность способов (приемов) целенаправленного воздействия руководителя на працивникив.
Стиль и методы - взаимосвязанные поняття.
Использование одних и тех же методов не исключает различий в стиле руководства, отвечающий индивидуальным свойствам определенной особи.
На стиль руководства влияют природные (генные) качества личности, соответствующее окружение, уровень подготовленности, стаж роботи.
Наиболее ярко выражены три стиля руководства: административный (или авторитарный, директивный), демократический и либеральний.
Возможности человека с учетом его темпераменту
Назначение на должность руководителя должно сопровождаться выявлением личных качеств человека, сопоставлением с объективно необходимым с целью эффективного функционирования объекта управления и учетом возможности развития тех или иных качеств в зависимости от объективных условий и темперамента личности. Исходным моментом при этом должна быть ориентация на определенный тип (типы) темперамента руководителя, врожденный или воспитанный, обеспечивающим реализацию соответствующих профессиональных и личностных качеств в процессе управления колективом.
Изучение стилей и темпераментов личности позволяет не только определиться в правильности выбора кандидатов на руководящую роль, но и выбирать пути и направления для самосовершенствования в процессе обучения и самообучения для того, чтобы реализовать желаемые потенции, которые наиболее приемлемы для самовираження.
Выделяются четыре типа темперамента: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик.
Характерные свойства различных стилей руководства Административний
Характерные признаки:
стремление к единоначалия;
подчиниться своей воле без возражений;
стремление самостоятельно решать не только перспективные, но и текущие мелкие питання.
Основной метод воздействия на подчиненных - административное стягнення
Отношение к подчиненным-"сверху вниз", недостаточно уважительное к их мнению и к особи
Демократичний
Характерные признаки:
создание условий для творческого труда;
выработки коллегиального решения;
акцент на ценные предложения специалистов;
личная ответственность за принятые ришення.
Основной метод воздействия на подчиненных - поощрение лучших результатив
Отношение к подчиненным - уважительное, предоставление подчиненным права самостоятельно принимать решения в соответствии с делегированными повноважень
Либеральний
Характерные признаки:
отсутствие личной инициативы и личной ответственности;
осторожность, посредничество в отношениях с подчиненными; неукоснительное выполнение указаний, просьб "сверху", даже на
вред своему колективу.
Основной метод воздействия на подчиненных - выдача "векселей", объективно не здийсненних
Отношение к подчиненным - добродушное, поддержание хороших отношений в коллективе, вежливость к оточуючих
Перестроены процессы имеют позитивную тенденцию перехода от административных к демократическим методам руководства, которые диктуются объективной дияльнистю.
Целесообразность использования конкретных стилей управления для решения конкретных завдань
В экстремальных условиях: аварийные ситуации, особые условия работы, необходимость четкой и неуклонной последовательности выполнения каких-либо операций, действий, робит.
Демократичний
В процессе постоянной деятельности на предприятии, фирме, учебных заведениях. При разработке перспективных планов, выработки стратегических ришень.
Либеральний
В научных (учебных) учреждениях в процессе осуществления самостоятельных исследований структурными подразделениями, конкретными специалистами, ученими.
Усиление значимости "человеческого потенциала" В условиях выхода из кризисной ситуации, характерно для украинской экономики на данном этапе, процесс дестабилизации трудовых отношений еще может достаточно долго продолжаться. Для сокращения этого этапа, укрепления и развития "человеческого фактора" необходим комплекс мер по организации развития общества, требует преимущественно интеллектуальных затрат вместо материальных, концентрации усилий в этом направлении. В этой связи приводится перечень основных факторов, с помощью которых, в их комплексном исполнении, можно осуществить интеллектуальный прорыв "человеческого фактора", что и является естественной базой прогрессивного экономического розвитку.
Факторы, влияющие на рост "человеческого потенциала" гарантия занятости, минимальный уровень безработицы соответствие минимального заработка уровню "потребительской корзины", стабильность работников фирмы, доверительность отношений "служащий - руководитель", возможность общения в непринужденной обстановке по мере необходимости объективность оценки деловых качеств человека и достигаемых ею осведомленность работников о делах фирмы и личный вклад корпоративная культура: постоянное распространение традиций, устоев фирмы, приобщения к накопленному опыту молодежи, только что прибывших на фирму работников, студентов, проходящих практику.
Умение управлять собою
Управление собой базируется прежде всего на объективной оценке своих способностей и имеющихся знаний в определенной области. Необходимость в управлении собой оказывается постоянно в процессе повседневной жизнедеятельности, позволяет человеку реализовать себя как личность, то есть добиваться намечаемых рубежей, стабильно идти к мети.
Очевидно, что именно человек, управляющий (владеет) собой, может занимать руководящие должности, обеспечивать стабильное розвиток.
Способность управления собой всего проявляется в таких ситуациях: решение сложных проблем, преодоления трудностей, рациональное распределение и использование времени, поддержание физического здоровья и морального духа на соответствующих параметрах. Схематично можно показать так.
Умение управлять собою
Способность решения сложных проблем в оптимальный термин
Способность преодолеть тяжелые ситуации
Постоянное приобретение новых знань
Рациональное распределение и использование часу
Способность изучить себе
Поддерживать моральный дух и физическое здоровья
Очевидно, что управлять собой наиболее необходимо в сложных ситуациях, с которыми мы сталкиваемся в процессе работы, в быту. Для более рационального решения проблем мы должны уметь не только рационально распределять свое время, но и иметь силу воли его рационально использовать. Для этого нам необходим определенный объем знаний и, конечно, физическое здоровье. Кроме того, неотъемлемым атрибутом управления собой и реализации этих способностей есть целеустремленность, соответствующие моральные качества, которые дают основание для "построения" поведенческих моделей.
Проверить способности по управлению собой можно по нижеприведенной схемою.
Характеристика человека, способного управлять собою

ГЛАВА 9. ЛИЧНАЯ ТАКТИКА МЕНЕДЖЕРА Глава 11. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КАДРОВОЙ РАБОТЫ