Глава 11. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КАДРОВОЙ РАБОТЫ

Человеческий фактор - это понятие, обозначающее функцию человека в обществе и исследуется разными общественными науками. Некоторые пропагандисты трактуют данное понятие широко, включая в него все социально-экономические и политические аспекты общественного производства, другие стремятся сузить его трактовки. Человеческий фактор - это люди, труженики предприятий и учреждений, объединенные для совместной деятельности, в структурном плане - это в первую очередь личность, рабочая группа, трудовой колектив.
Психологический аспект человеческого фактора включает внутренние силы поведения, побуждающие людей к высокой активности, приводят в движение их творческие потенциалы. Управление человеческим фактором требует согласования управленческих воздействий с психологическими закономерностями поведения людей.
Психологический уровень управления имеет отношение к таким компонентам человеческого фактора, как личность, рабочая группа, трудовой коллектив. В данном случае рассматривается психологический уровень управления. Руководитель находится в психологической реальности трудового коллектива и руководит работниками с учетом психологических закономерностей поведения людей. Пренебрежение указанными закономерностями приводит к возникновению психологических конфликтов, вызывающих текучесть кадров, нарушения трудовой дисциплины, снижение производительности труда и качества випускаеться.
Управление трудовым коллективом на психологическом уровне дает руководителю мощные рычаги побуждения людей к активной трудовой деятельности, позволяет ему полнее использовать скрытые резервы колективу.
Начнем анализ рассматриваемой проблемы, рассматриваемой с главного элемента объекта управления - особистости.
Личность как объект управления. Возьмите газету или иллюстрированный журнал. Посмотрите внимательно на какой-нибудь портрет. Дайте оценку личности человека, привлекла Ваше внимание. При этом пользуйтесь следующей схеме:
а) Лицо вызывает симпатию или антипатию? Выразите свое отношение штампами: "мужественный взгляд", "нерешительность", "скрытность" и т.д.;
б) определите уровень образования и профессию исследуемого лица;
в) дайте вывод о ее отношении к людям, дела, себя, речей.
Расскажите о волевой сторону, о проявления эмоций и чувств;
г) взяли бы вы такую человека себе в помощники?
Задача:
Подумайте, почему именно так Вы оцениваете данную человека. На чем основаны Ваши выводы? Можете ли Вы ошибаться?
Задумывались ли Вы когда-нибудь над такими понятиями, как "человек", "индивид", "индивидуальность", "личность"?
Как мы обычно употребляем такие слова в языке?
Свойство быть личностью присуще человеку как социальной существу. Признаки личности проявляются не только при сравнении понятий «личность» и «человек». В этот процесс обязательно включаются еще понятие "индивид" и "индивидуальность". В повседневной речи все эти четыре понятия нередко употребляются как синонимы. В психологии ими обозначаются разные вещи и феномени.
Понятие "человек" употребляется для подчеркивания субъекта деятельности. Человек понимается как живое существо, обладающее выразительным языком и сознанием, способна создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда. Это родовое понятие. Конкретный человек как представитель определенной группы людей сказывается видовым понятием "индивид". Когда же характеризуется неповторимость существенных признаков индивида, то употребляется слово "индивидуальность".
Индивидуальность - это совокупность особенностей, отличающих одного человека от другого. Эти особенности обусловлены особенностями обстоятельств жизни и деятельности человека. Индивидуальность также включает телесные (соматические) и психологические особенности, как унаследованные, так и выработанные в процессе онтогенезу.
Все это является предпосылкой выделения в личности три основных структурных компонента и представлять ее как единство: а) социальных образований, черт и качеств, воспитанных во взаимодействии с другими людьми;
индивидуально-психологических особенностей и свойств;
биологических структур.
Личность - явление социальное. ее социальность заключается в том, что она есть продукт общения людей.
Чтобы понять человека как личность, а следовательно, и управлять ею, нужно представить картину ее особого взгляда на мир. Такая картина формируется в эталонной группе: в семье, среди коллег по работе и учебе, в кругу друзей, под влиянием родственников и даже товарищей по увлечениям. У каждого человека есть 5-6 эталонных групп, осуществляющих большое влияние на ее поведение. Человек формирует свою картину мира в общении с иншими.
Понятие "личность" вобрало в себя четыре основных компонента: "маску", социальную роль, социальный статус и самого субъекта деятельности и самопознания (человеческое "Я").
Таким образом, личность - это конкретный человек, носитель сознания и самосознания, обладатель определенного статуса и ролей. Содержание личности человека скрыто "маской", которую она надевает на себя каждый раз, когда вступает в социальные контакты. Понять личность можно лишь через раскрытие ее ролей.
Социальная роль - это шаблон поведения, который ожидается от человека в конкретной ситуации. Различают ожидания, обращенные к субъекту, и обязанности и ожидания, обращенные к другим, - права. Таким образом, ролевая функция личности предполагает пользование правами и выполнения обязанностей. При этом различаются два вида ролей: конвенциальных и мижособистисни.
Конвенциальных роли представляют собой стандартизированные права и обязанности, например отца, сына, работника определенной службы и т.п. Отношения между людьми, которые содержатся в этих ролях, лежат на поверхности: отец воспринимается как глава семьи, проявляет заботу о своих домочадцев, сын - как активная звено в системе "отец - сын", работник - как исполнитель предложенных ему задач и указаний начальника . Однако это далеко не всегда так. Несмотря на свое "официальное" положение, отец может не быть в семье главой, как это ожидается; сын может не уважать своих родителей, а работник может быть не усерднее. В данном случае мы сталкиваемся с межличностными ролями.
В отличие от конвенциальных, межличностные роли искупают в виде прав и обязанностей, которые зависят от индивидуальных особенностей членов эталонных групп. От того, как играют межличностные роли, формируются соответствующие межличностные отношения и социальные образования. Одни люди становятся "звездами", они приобретают популярность, авторитет, признание и уважение. Другие оказываются "отвергнутыми", к ним не тянутся, нередко на них даже не обращают внимания. Между этими полярностями содержатся середнячки. Часть из них в разной степени тяготеет к "звезд", часть-до "отвергнутых". Итак, за каждым человеком закрепляется определенный социальный статус.
Хотя личность и ее социальный статус - это единое целое, однако выделяется и то, и другое. Когда мы говорим о личности, то в первую очередь спрашиваем себя: что она собой представляет? Если же речь идет о статусе работника, то преследуется цель определить ценность этой личности через мнение других. В связи с этим социальный статус органично вплетен в систему общественных отношений. Он обеспечивает работнику уважение, престиж, репутацию. Все это влияет на формирование у работника его личной определенности, составления "Я. - концепция".
Данный вопрос чрезвычайно важен. Дело заключается в том, что "Я-концепция" концентрирует в себе компоненты двух "Я": а) "Я." как деятель и б) "Я" как объект отношений со стороны членов эталонной группы. В первом случае, как отмечал известный отечественный психолог С.Л. Рубинштейн, мы сталкиваемся с деятельностью "Я.", что опосредованное "моим отношением к другому", а во втором - "мое отношение к самому себе опосредованно отношением ко мне другого". В социальной психологии это явление получило название "зеркальное Я", является как бы связующим звеном между социальными и внутренними психологическими структурами личности. В первую очередь следует назвать мотивационную систему, поскольку она пронизывает все структурные образования личности. Эта система включает различные виды побуждений: потребности, интересы, идеалы, установки. Главными здесь выступают потреби.
Человеку свойственно большое многообразие потребностей. Обычно различают материальные и духовные потребности. К материальным относят потребность в пище, сне, одежде и т.д., до духовных - потребность в познании, общественной деятельности, труде, общении, творчестве. Иногда выделяют социальные потребности (общественная деятельность, общение). Подобное распределение, конечно, условно. На самом деле у человека нет никакой необходимости, которая бы не имела социального характера. Так называемые материальные потребности, связанные, казалось бы, только с биологическими функциями организма человека, на самом деле носят социальный характер. В процессе целенаправленного управленческого воздействия вполне возможно повлиять на всю систему потребностей личности, а через потребности - ее интересы, идеалы, установки и, конечно, на характер.
Зависимость темперамента от типа высшей нервной деятельности и особенностей нервной системи
Характер - одна из главных психологических черт личности. Это совокупность устойчивых психологических свойств, определяющих линию поведения человека, его отношение к делу, вещей, других людей и самого себя. Таким образом, влияние на характер подчиненного выражается в составлении его отношений воздействий на нет отношения. При этом следует иметь в виду полярность характерологических отношений: принципиальность - беспринципность »; тактичность - бестактность; организованность - неорганизованность; трудолюбие - лень; уверенность - неуверенность, переоценка своих сил - недооценка своих сил; самокритичность - несамокритичнисть; требовательность к себе - нетребовательность к себя; аккуратность - неряшливость; заботливость - халатность; жадность - марнотратнисть.
Руководитель, выделяя черты характера подчиненного, может сделать для себя немало полезных выводов. Ведь эти черты не случайны. Они вытекают из конкретных условий, а потому достаточно полно характеризуют личность, которая интересует руководителя. Типу характера часто соответствует определенный темперамент.
Термин "темперамент" был введен еще в Древней Греции Гиппократом для различения. Людей друг от друга. С тех пор человечество имеет дело с четырьмя типами темперамента, они положены в основу типологии людей. Достоверность этой типологии была подтверждена массовыми экспериментами И.П. Павлова, выделял четыре основных типа высшей нервной деятельности людини.
Согласно учению И.П. Павлова, темперамент зависит от особенностей высшей нервной деятельности человека, основных нервных процессов - возбуждения и торможения и от их соотношения. Он доказал, что процессы возбуждения и торможения у разных людей могут отличаться по силе, подвижности и уравновешенности. Сочетание этих процессов регулируется в том или ином темпераменти.
История мировой и отечественной психологии свидетельствует о том, что оценка людей по свойствам темперамента дает руководителю надежную методику изучения подчиненных и повышения эффективности управленческой деятельности. При этом следует опираться на положительные черты темперамента и преодолевать отрицательные. Так, на порывистость холерика нужно реагировать тактичностью и сдержанностью; инертности флегматика лучше противопоставлять активность, а эмоциональность и уныние меланхолика можно нейтрализовать неподдельной оптимистичнистю.
Психологами замечено, что меланхолики, когда им нужно подготовить какие-либо справки, тратят много времени на составление черновиков, их проверку и исправление: сангвиники, наоборот, пишут часто черновики сокращенно или вовсе их не пишут; холерики нередко из-за невнимательности делают элементарные ошибки; флегматики могут не заметить течения времени и опоздать с завершением задания и т.д. Все это нацеливает руководителя на учет индивидуально-психологических особенностей своих подчиненных, то есть на индивидуальный пидхид.
Необходимость этого диктуется также тем, что через наследственную предрасположенность, развитие и воспитание все люди обладают определенным набором общих и специальных здибностей.
Способности - это психофизиологические свойства личности, от которых зависят динамика приобретения знаний, умений и навыков, успешность выполнения определенной деятельности. Обычно в системе приобретения опыта любой человек может овладеть необходимым минимумом знаний, умений и навыков. Однако при равных внешних условиях разные люди будут овладевать ими в разном темпе. Там, где один "все схватывает на лету", другой тратит много сил. Один достигает высшего уровня мастерства, а другой едва дотягивает до уровня середнячка. Есть отдельные виды деятельности, в которых успеха может добиться только человек с определенным набором данных. Петь могут все, но хорошо петь - только люди с музыкальными данными. Многие играют в футбол, но мастерами становятся единицы. В этом проявляется биосоциальное единство особистости.
Будучи членом общества, человек выступает как личность, являясь природным существом, - как живой организм. Марксистская психология считает, что биологическая сторона неотъемлемая часть личности, поэтому она должна браться в расчет в системе управления. Человек, по мнению К. Маркса, обладает естественными жизненными силами. Этими силами являются телосложение, рост, мышечная сила, объем мышц и другие факторы. Ими обуславливаются физические нагрузки, выносливость, а следовательно, и успех в различных аспектах деятельности. Все это влияет на психические состояния человека, а через них - на все структуры личности. Учет биологического компонент помогает лучше понять как отдельные поступки, так и поведение личности в целом.
Глава 10. ФОРМИРОВАНИЕ АКТИВНОГО МЕНЕДЖЕРА Глава 12. Методов исследования межличностных отношений