1.

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 

Кто читает с надлежащим вниманием слово Божие, тот легко может заметить, что во всех священных книгах и у всех богодухновенных писателей сердце человеческое рассматривается как средоточие всей телесной и духовной жизни человека, как существеннейший орган и ближайшее седалище всех сил, отправлений, движений, желаний, чувствований и мыслей человека со всеми их направлениями и оттенками. Прежде всего, мы соберем некоторые места из Священного писания, из которых будет видно, что это воззрение священных писателей на существо и значение человеческого сердца во всех областях человеческой жизни отличается определенностию, ясностию и всеми признаками сознательного убеждения, а потом сопоставим это библейское учение с воззрениями на этот предмет, которые господствуют в современной нам науке.

Сердце есть хранитель и носитель всех телесных сил человека. Так, Давид выражает истощание телесных сил от тяжких страданий словами: сердце мое остави мя (Пс. 39, 13); сердце мое смятеся, остави мя сила моя (37, 11). Утомленный странник укрепляет сердце свое укрухомъ хлђба (Суд. 19, 5), и вообще вино веселитъ сердце человека, и хлебъ сердце человђка укрђпитъ (Пс. 103, 15). Посему сердце иссыхает, когда человек забывает снђсти хлђбъ свой (Пс. 101, 5). Невоздержные отягчают сердца свои объяденiемъ и пiянствомъ (Лк. 21, 34), упитываютъ сердца свои, аки въ день заколенiя (Иак. 5, 5). Милосердый Бог исполняетъ пищею и веселiемъ сердца наша (Деян. 14, 17).

Сердце есть средоточие душевной и духовной жизни человека. Так, в сердце зачинается и рождается решимость человека на такие или другие поступки; в нем возникают многообразные преднамерения и желания; оно есть седалище воли и ее хотений. Эти действия преднамерения, хотения и решимости обозначаются выражениями: и вдахъ сердце мое (Еккл. 1, 13); и положи Данiилъ на сердцы своемъ. (Дан. 1, 8); и бысть на сердцы отцу моему Давиду (3 Цар. 8, 17). То же самое говорят выражения: благоволенiе сердца (Рим. 10, 2), изволенiе сердца (2 Кор. 9, 7. Деян. 11, 23). Древний Израиль должен был приносить дары на построение скинии, всякъ по волђ сердца своего (Исх. 35, 5), и принесоша кiйждо, яже возлюби сердце ихъ (ст. 21). Кто высказывал свои желания, тот говорил вся, елика имђ на сердцђ своемъ (3 Цар. 10, 2). Когда мы делаем что-нибудь охотно, то наш поступок происходит отъ сердца (Рим. 6, 17). Кого мы любим, тому отдаем наше сердце и обратно, того имеем в нашем сердце: даждь ми сыне твое сердце (Притч. 23, 26); въ сердцахъ нашихъ есте (2 Кор. 7, 3); за еже имђти ми въ сердцђ васъ (Флп. 1, 7).

Сердце есть седалище всех познавательных действии души. Размышление есть предложенiе сердца (Притч. 16, 1), усоветование сердца: и усовђтова сердце мое во мнђ (Неем. 5, 7). Уразуметь сердцемъ – значит понять (Втор. 8, 5); познать всђмъ сердцемъ – понять всецело (Иис. Нав. 23, 14). Кто не имеет сердца разумђти, у того нет очесъ видђти и ушесъ слышати (Втор. 29. 4). Когда сердце одебелевает, то человек теряет способность замечать и понимать самые очевидные явления Божия промысла: тяжко слышит он ушима своима и смежает очи свои (Ис. 6, 10). Вообще всякъ помышляетъ въ сердцђ своемъ (Быт. 6, 5). Человек недобрый имеет сердце, кующее мысли злы (Притч. 6, 18). Лживые пророки прорицаютъ произволы сердца своего (Иер. 14, 14), видђнie отъ сердца своего глаголютъ, а не отъ устъ Господнихъ (Иер. 23, 16). Мысли суть совђты сердечныя (1 Кор. 4, 5). Слово Божие судительно помышленiямъ и мыслемъ сердечнымъ (Евр. 4, 12). Что мы твердо помним, напечатлеваем в душе и усвояем, то влагаем, полагаем, слагаем и записываем в сердце своем: вложите словеса сiя въ сердца ваша (Втор. 11, 18); положи мя яко печать на сердцы твоемъ (Песн. 8, 6); Марiамъ соблюдаше вся глаголы сiя, слагающи въ сердцы своемъ (Лк. 2, 19); напиши я (словеса премудрости) на скрижали сердца твоего (Притч. 3, 3). Все, что приходит нам на ум или на память, – всходит на сердце. В царстве славы подвижники, страдавшие за правду и веру, не помянуть прежнихъ, ниже взыдутъ на сердце ихъ (Ис. 65, 17); и на сердце человђку не взыдоша, яже уготова Богъ любящимъ его (1 Кор. 2, 9).

Как слово есть явление или выражение мысли, то и оно износится изъ сердца (Иов. 8, 10); отъ избытка бо сердца уста глаголютъ (Мф. 12, 34). И как мышление есть разговор души с собою, то размышляющий ведет этот внутренний разговор в сердцђ своем: глаголахъ азъ въ сердцђ моемъ (Еккл. 1, 16); рекохъ азъ въ сердцђ моемъ (Еккл. 2, 1); речетъ злый рабъ той въ сердцы своемъ (Мф. 24, 48).

Кто читает с надлежащим вниманием слово Божие, тот легко может заметить, что во всех священных книгах и у всех богодухновенных писателей сердце человеческое рассматривается как средоточие всей телесной и духовной жизни человека, как существеннейший орган и ближайшее седалище всех сил, отправлений, движений, желаний, чувствований и мыслей человека со всеми их направлениями и оттенками. Прежде всего, мы соберем некоторые места из Священного писания, из которых будет видно, что это воззрение священных писателей на существо и значение человеческого сердца во всех областях человеческой жизни отличается определенностию, ясностию и всеми признаками сознательного убеждения, а потом сопоставим это библейское учение с воззрениями на этот предмет, которые господствуют в современной нам науке.

Сердце есть хранитель и носитель всех телесных сил человека. Так, Давид выражает истощание телесных сил от тяжких страданий словами: сердце мое остави мя (Пс. 39, 13); сердце мое смятеся, остави мя сила моя (37, 11). Утомленный странник укрепляет сердце свое укрухомъ хлђба (Суд. 19, 5), и вообще вино веселитъ сердце человека, и хлебъ сердце человђка укрђпитъ (Пс. 103, 15). Посему сердце иссыхает, когда человек забывает снђсти хлђбъ свой (Пс. 101, 5). Невоздержные отягчают сердца свои объяденiемъ и пiянствомъ (Лк. 21, 34), упитываютъ сердца свои, аки въ день заколенiя (Иак. 5, 5). Милосердый Бог исполняетъ пищею и веселiемъ сердца наша (Деян. 14, 17).

Сердце есть средоточие душевной и духовной жизни человека. Так, в сердце зачинается и рождается решимость человека на такие или другие поступки; в нем возникают многообразные преднамерения и желания; оно есть седалище воли и ее хотений. Эти действия преднамерения, хотения и решимости обозначаются выражениями: и вдахъ сердце мое (Еккл. 1, 13); и положи Данiилъ на сердцы своемъ. (Дан. 1, 8); и бысть на сердцы отцу моему Давиду (3 Цар. 8, 17). То же самое говорят выражения: благоволенiе сердца (Рим. 10, 2), изволенiе сердца (2 Кор. 9, 7. Деян. 11, 23). Древний Израиль должен был приносить дары на построение скинии, всякъ по волђ сердца своего (Исх. 35, 5), и принесоша кiйждо, яже возлюби сердце ихъ (ст. 21). Кто высказывал свои желания, тот говорил вся, елика имђ на сердцђ своемъ (3 Цар. 10, 2). Когда мы делаем что-нибудь охотно, то наш поступок происходит отъ сердца (Рим. 6, 17). Кого мы любим, тому отдаем наше сердце и обратно, того имеем в нашем сердце: даждь ми сыне твое сердце (Притч. 23, 26); въ сердцахъ нашихъ есте (2 Кор. 7, 3); за еже имђти ми въ сердцђ васъ (Флп. 1, 7).

Сердце есть седалище всех познавательных действии души. Размышление есть предложенiе сердца (Притч. 16, 1), усоветование сердца: и усовђтова сердце мое во мнђ (Неем. 5, 7). Уразуметь сердцемъ – значит понять (Втор. 8, 5); познать всђмъ сердцемъ – понять всецело (Иис. Нав. 23, 14). Кто не имеет сердца разумђти, у того нет очесъ видђти и ушесъ слышати (Втор. 29. 4). Когда сердце одебелевает, то человек теряет способность замечать и понимать самые очевидные явления Божия промысла: тяжко слышит он ушима своима и смежает очи свои (Ис. 6, 10). Вообще всякъ помышляетъ въ сердцђ своемъ (Быт. 6, 5). Человек недобрый имеет сердце, кующее мысли злы (Притч. 6, 18). Лживые пророки прорицаютъ произволы сердца своего (Иер. 14, 14), видђнie отъ сердца своего глаголютъ, а не отъ устъ Господнихъ (Иер. 23, 16). Мысли суть совђты сердечныя (1 Кор. 4, 5). Слово Божие судительно помышленiямъ и мыслемъ сердечнымъ (Евр. 4, 12). Что мы твердо помним, напечатлеваем в душе и усвояем, то влагаем, полагаем, слагаем и записываем в сердце своем: вложите словеса сiя въ сердца ваша (Втор. 11, 18); положи мя яко печать на сердцы твоемъ (Песн. 8, 6); Марiамъ соблюдаше вся глаголы сiя, слагающи въ сердцы своемъ (Лк. 2, 19); напиши я (словеса премудрости) на скрижали сердца твоего (Притч. 3, 3). Все, что приходит нам на ум или на память, – всходит на сердце. В царстве славы подвижники, страдавшие за правду и веру, не помянуть прежнихъ, ниже взыдутъ на сердце ихъ (Ис. 65, 17); и на сердце человђку не взыдоша, яже уготова Богъ любящимъ его (1 Кор. 2, 9).

Как слово есть явление или выражение мысли, то и оно износится изъ сердца (Иов. 8, 10); отъ избытка бо сердца уста глаголютъ (Мф. 12, 34). И как мышление есть разговор души с собою, то размышляющий ведет этот внутренний разговор в сердцђ своем: глаголахъ азъ въ сердцђ моемъ (Еккл. 1, 16); рекохъ азъ въ сердцђ моемъ (Еккл. 2, 1); речетъ злый рабъ той въ сердцы своемъ (Мф. 24, 48).