СОДЕРЖАНИЕ

К оглавлению1 2 3 4 5 6  8 9 10  12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 

Предисловие  3

Раздел I  7 Основы менеджмента  7

Глава 1  7 Методологические основы 7 менеджмента  7

1.1. Сущность менеджмента  7

1.2. Содержание понятия "менеджмент"  11

1.3. Цели и задачи менеджмента  18

1.4. Характерные черты и стадии менеджмента  20

1.5. Менеджер и его функции  21

1.6. Содержание понятий  "предпринимательство", "бизнес",  "предпринимательская структура"  22

Глава 2  Классификация фирм и методика их изучения  35

2.1. Классификация фирм хозяйственной  деятельности  35

2.2. Методика изучения фирм   58

Глава 3  Правовое регулирование образования и деятельности фирм   63

3.1. Порядок учреждения и регистрации фирмы   63

3.2. Образование и принадлежность капитала фирмы   67

3.3. Органы управления и порядок ликвидации фирмы   77

Глава 4  Управление в крупных промышленных фирмах  80

4.1. Организационная структура фирмы   80

4.2. Материнская компания как организационно- экономический центр управления  84

4.3. Важнейшие уровни аппарата управления  90

4.4. Организация управления в американских, западноевропейских и японских фирмах  104

Раздел II  Технология менеджмента  109

Глава 5  Выработка целей и стратегии  развития фирмы   109

5.1. Формирование и ранжирование целей  109

5.2. Выработка стратегий  113

5.3. Системы стратегического управления в  фирмах США, Японии и Финляндии  118

Глава 6  Принятие и реализация управленческих решений  127

6.1. Процесс принятия управленческих решений  127

6.2. Требования к технологии менеджмента  129

6.3. Механизм принятия управленческих решений  133

Глава 7  Информационное обеспечение менеджмента  136

7.1. Внутрифирменная система информации  136

7.2. Технология информационной деятельности  139

7.3. Аппарат управления внутрифирменной системой информации  146

Раздел III  Внутрифирменное управление  148

Глава 8  Общие принципы управления  промышленными фирмами  148

8.1. Основные принципы менеджмента  148

8.2. Демократизация управления  154

Глава 9  Важнейшие функции внутрифирменного управления  159

9.1. Содержание функций управления  159

9.2. Назначение основных функций управления  160

Глава 10 Маркетинг как функция управления  163

10.1. Содержание маркетинговой деятельности  163

10.2. Маркетинг как специфическая функция управления  170

10.3. Структура и функции аппарата управления маркетинговой деятельностью   175

10.4. Технология маркетинговой деятельности  177

10.5. Маркетинг как предплановая деятельность производственного отделения  180

Глава 11  Внутрифирменное планирование  183

11.1. Содержание и задачи внутрифирменного планирования.  Виды планов  183

11.2. Перспективное внутрифирменное планирование  186

11.3. Среднесрочное и текущее (бюджетное)  планирование  188

11.4. Организационные формы внутрифирменного  планирования  190

11.5. Планирование деятельности производственного отделения  193

11.6. Организация процесса планирования в зарубежных фирмах  195

Глава 12  Функция организации  198

12.1. Содержание функции организации  198

12.2. Организационные структуры управления  фирмами на современном этапе  199

12.3. Классификация организационных структур  во внутрифирменном управлении  201

Глава 13  212

Функция контроля в экономическом механизме менеджмента  212

13.1. Управленческий контроль: формы и средства  212

реализации  212

13.2. Финансовый менеджмент  219

13.3. Информационное обеспечение финансового  227

менеджмента  227

13.4. Анализ финансовой отчетности фирм   268

Глава 14  Экономические методы управления  в менеджменте  301

14.1. Коммерческий и внутрифирменный расчет  301

14.2. Цены и механизм ценообразования  305

14.3. Ценовая политика  314

Раздел IV  Управление производством   323

Глава 15  Методологические основы  управления производством   323

15.1. Системный подход к управлению  производством   323

15.2. Управление операциями  331

15.3. Производство как система  334

Глава 16  Производственная система  337

16.1. Структура производственной системы   337

16.2. Производственная структура предприятия  338

16.3. Типы производственных систем   342

16.4. Проектирование производственных систем   345

Глава 17  Организация производства  354

17.1. Организация производства: суть и формы   354

17.2. Организация производства в современных  условиях  357

Глава 18  Оперативное управление развитием производства  361

18.1. Управление развитием производства: цели и  задачи  361

18.2. Основные функции и принципы  оперативного управления производством   367

18.3. Организация оперативного управления  производством   368

18.4. Особенности управления развитием  производства в фирмах США и Японии  372

Глава 19  Эффективность производства  376

19.1. Оценка и факторы повышения эффективности производства  376

19.2. Рационализация методов управления  производством и методов работы   380

19.3. Методы оценки эффективности  производственной деятельности  384

19.4. Оценка эффективности инвестиционного  проекта  388

Глава 20  Инновационный менеджмент  396

20.1. Инновационный менеджмент и научно-техническая политика  396

20.2. Разработка и внедрение новой продукции  399

20.3. Организационные формы инновационного  менеджмента  404

20.4. Инновационный менеджмент в фирмах Японии и США   409

Глава 21  Система регулирования и обеспечения процесса производства  413

21.1. Планирование процесса производства  413

21.2. Разработка ассортиментной политики  418

21.3. Технологическое обеспечение процесса производства  420

21.4. Обеспечение производства материально-техническими ресурсами и кадрами  424

21.5. Управление качеством продукции  432

21.6. Обеспечение конкурентоспособности  фирмы   436

21.7. Сбытовая политика и организация сбыта  440

Глава 22  Организационные структуры  управления развитием производства  449

22.1. Основные факторы, определяющие структуру управления производством   449

22.2. Классификация организационных структур  управления развитием производства  451

Раздел V   Управление международной  деятельностью фирм   464

Глава 23  Международная деятельность фирм в современных условиях  464

Глава 24  Аппарат управления международной деятельностью фирм   472

Раздел VI  Управление персоналом   489

Глава 25  Разработка и проведение кадровой  политики в фирме  489

Глава 26  Оплата и стимулирование труда  496

26.1. Формы и уровень оплаты труда  496

26.2. Поощрительные системы оплаты труда  497

Глава 27  Социально-психологические  аспекты управления  499

27.1. Руководство персоналом и мотивация труда  499

27.2. Социальная система управления и групповой подход к организации работ  501

27.3. Социально-экономическая политика: разработка и реализация  503

27.4. Подготовка и переподготовка кадров менеджеров в США   506

Предисловие  3

Раздел I  7 Основы менеджмента  7

Глава 1  7 Методологические основы 7 менеджмента  7

1.1. Сущность менеджмента  7

1.2. Содержание понятия "менеджмент"  11

1.3. Цели и задачи менеджмента  18

1.4. Характерные черты и стадии менеджмента  20

1.5. Менеджер и его функции  21

1.6. Содержание понятий  "предпринимательство", "бизнес",  "предпринимательская структура"  22

Глава 2  Классификация фирм и методика их изучения  35

2.1. Классификация фирм хозяйственной  деятельности  35

2.2. Методика изучения фирм   58

Глава 3  Правовое регулирование образования и деятельности фирм   63

3.1. Порядок учреждения и регистрации фирмы   63

3.2. Образование и принадлежность капитала фирмы   67

3.3. Органы управления и порядок ликвидации фирмы   77

Глава 4  Управление в крупных промышленных фирмах  80

4.1. Организационная структура фирмы   80

4.2. Материнская компания как организационно- экономический центр управления  84

4.3. Важнейшие уровни аппарата управления  90

4.4. Организация управления в американских, западноевропейских и японских фирмах  104

Раздел II  Технология менеджмента  109

Глава 5  Выработка целей и стратегии  развития фирмы   109

5.1. Формирование и ранжирование целей  109

5.2. Выработка стратегий  113

5.3. Системы стратегического управления в  фирмах США, Японии и Финляндии  118

Глава 6  Принятие и реализация управленческих решений  127

6.1. Процесс принятия управленческих решений  127

6.2. Требования к технологии менеджмента  129

6.3. Механизм принятия управленческих решений  133

Глава 7  Информационное обеспечение менеджмента  136

7.1. Внутрифирменная система информации  136

7.2. Технология информационной деятельности  139

7.3. Аппарат управления внутрифирменной системой информации  146

Раздел III  Внутрифирменное управление  148

Глава 8  Общие принципы управления  промышленными фирмами  148

8.1. Основные принципы менеджмента  148

8.2. Демократизация управления  154

Глава 9  Важнейшие функции внутрифирменного управления  159

9.1. Содержание функций управления  159

9.2. Назначение основных функций управления  160

Глава 10 Маркетинг как функция управления  163

10.1. Содержание маркетинговой деятельности  163

10.2. Маркетинг как специфическая функция управления  170

10.3. Структура и функции аппарата управления маркетинговой деятельностью   175

10.4. Технология маркетинговой деятельности  177

10.5. Маркетинг как предплановая деятельность производственного отделения  180

Глава 11  Внутрифирменное планирование  183

11.1. Содержание и задачи внутрифирменного планирования.  Виды планов  183

11.2. Перспективное внутрифирменное планирование  186

11.3. Среднесрочное и текущее (бюджетное)  планирование  188

11.4. Организационные формы внутрифирменного  планирования  190

11.5. Планирование деятельности производственного отделения  193

11.6. Организация процесса планирования в зарубежных фирмах  195

Глава 12  Функция организации  198

12.1. Содержание функции организации  198

12.2. Организационные структуры управления  фирмами на современном этапе  199

12.3. Классификация организационных структур  во внутрифирменном управлении  201

Глава 13  212

Функция контроля в экономическом механизме менеджмента  212

13.1. Управленческий контроль: формы и средства  212

реализации  212

13.2. Финансовый менеджмент  219

13.3. Информационное обеспечение финансового  227

менеджмента  227

13.4. Анализ финансовой отчетности фирм   268

Глава 14  Экономические методы управления  в менеджменте  301

14.1. Коммерческий и внутрифирменный расчет  301

14.2. Цены и механизм ценообразования  305

14.3. Ценовая политика  314

Раздел IV  Управление производством   323

Глава 15  Методологические основы  управления производством   323

15.1. Системный подход к управлению  производством   323

15.2. Управление операциями  331

15.3. Производство как система  334

Глава 16  Производственная система  337

16.1. Структура производственной системы   337

16.2. Производственная структура предприятия  338

16.3. Типы производственных систем   342

16.4. Проектирование производственных систем   345

Глава 17  Организация производства  354

17.1. Организация производства: суть и формы   354

17.2. Организация производства в современных  условиях  357

Глава 18  Оперативное управление развитием производства  361

18.1. Управление развитием производства: цели и  задачи  361

18.2. Основные функции и принципы  оперативного управления производством   367

18.3. Организация оперативного управления  производством   368

18.4. Особенности управления развитием  производства в фирмах США и Японии  372

Глава 19  Эффективность производства  376

19.1. Оценка и факторы повышения эффективности производства  376

19.2. Рационализация методов управления  производством и методов работы   380

19.3. Методы оценки эффективности  производственной деятельности  384

19.4. Оценка эффективности инвестиционного  проекта  388

Глава 20  Инновационный менеджмент  396

20.1. Инновационный менеджмент и научно-техническая политика  396

20.2. Разработка и внедрение новой продукции  399

20.3. Организационные формы инновационного  менеджмента  404

20.4. Инновационный менеджмент в фирмах Японии и США   409

Глава 21  Система регулирования и обеспечения процесса производства  413

21.1. Планирование процесса производства  413

21.2. Разработка ассортиментной политики  418

21.3. Технологическое обеспечение процесса производства  420

21.4. Обеспечение производства материально-техническими ресурсами и кадрами  424

21.5. Управление качеством продукции  432

21.6. Обеспечение конкурентоспособности  фирмы   436

21.7. Сбытовая политика и организация сбыта  440

Глава 22  Организационные структуры  управления развитием производства  449

22.1. Основные факторы, определяющие структуру управления производством   449

22.2. Классификация организационных структур  управления развитием производства  451

Раздел V   Управление международной  деятельностью фирм   464

Глава 23  Международная деятельность фирм в современных условиях  464

Глава 24  Аппарат управления международной деятельностью фирм   472

Раздел VI  Управление персоналом   489

Глава 25  Разработка и проведение кадровой  политики в фирме  489

Глава 26  Оплата и стимулирование труда  496

26.1. Формы и уровень оплаты труда  496

26.2. Поощрительные системы оплаты труда  497

Глава 27  Социально-психологические  аспекты управления  499

27.1. Руководство персоналом и мотивация труда  499

27.2. Социальная система управления и групповой подход к организации работ  501

27.3. Социально-экономическая политика: разработка и реализация  503

27.4. Подготовка и переподготовка кадров менеджеров в США   506