21.1. Планирование процесса производства
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73
Планирование процесса производства начинается с выработки целей, формулируемых на уровне высшего руководства фирмы. Эти цели выражаются показателями прибыли на вложенный капитал и годового прироста дивидендов. На этом уровне определяются требования к производственным отделениям в форме ожидаемого от них вклада в достижение поставленных целей. Дальнейшая детализация планов осуществляется в производственных отделениях, где должны быть соблюдены заданные лимиты по таким показателям, как доход на активы, рост объема продаж, устанавливаемым с учетом рыночных факторов для производственных отделений внутри страны и за рубежом.
Процесс планирования производства основывается на принципе ориентации на долгосрочную перспективу. Долговременные стратегические планы увязываются с краткосрочными планами, а также с правилами и нормами, принятыми в конкретной фирме.
Планирование в области производства никогда не прерывается. Если предприятие оборудовано, расстановка оборудования закончена и производство начато, то существенные изменения в плане маловероятны, так как фирма связала себя наиболее важными стратегическими решениями. Здесь возможны изменения на тактическом уровне в виде пересмотра производственных заданий, замены станков и материалов. Необходимость в более глубоком пересмотре планов может возникнуть в результате существенных изменений внешних условий или обнаружения решающих ошибок в основном проектировании.
Различают долгосрочные и краткосрочные модели планирования. Долгосрочные модели применяются при проектировании производственных систем, краткосрочные - при проектировании и эксплуатации систем регулирования и обеспечения производственного процесса.
Долгосрочное планирование требует сбора и классификации большого объема информации. Обоснованное прогнозирование на длительный период представляет большую трудность. По мере сокращения планового периода точность и применимость результатов планирования возрастают.
Долгосрочное планирование применяется при создании и развитии новых предприятий, а также при перестройке и расширении действующих предприятий. Во всех случаях решающее значение имеет точное предвидение изменений в технологии. Предприятие должно постоянно оценивать свое производственное положение применительно к организации производства, заводскому оборудованию, технологическим процессам, ассортименту продукции, системе сбыта.
Планирование выпуска продукции, или оперативно-производственное планирование (production planning) предполагает систематическое планирование в целях эффективного и экономичного изготовления продукции с соблюдением оговоренных сроков поставок работы людей и оборудования и потребности в материалах на основе норм выработки, сроков поставок, графиков загрузки и прочих данных.
Планирование выпуска продукции обычно подразделяется на сводное (агрегированное) и календарное планирование.
Для сводного (агрегированного) планирования требуется принятие решения о том, как эксплуатировать систему в зависимости от изменения спроса на выпускаемый производственный системой продукт. Переменными величинами при принятии решения являются объем производства и численность рабочей силы, нанимаемой на каждый период времени.
Различают три стратегии агрегированного выпуска продукции:
• стратегия постоянного объема производства при постоянной численности рабочей силы;
• стратегия переменного объема производства при постоянной численности рабочей силы;
• стратегия переменного объема производства при переменной численности рабочей силы;
В конкретных условиях предпочтительна одна из стратегий, однако на практике большинство планов агрегированного выпуска продукции основаны на комбинации нескольких стратегий.
Календарное планирование охватывает определенный период времени и предусматривает определение показателей выпуска продукции. Обычно календарный план разрабатывается на короткие периоды (например, помесячно) в течение всего планового периода продолжительностью не менее года. Для каждого планового периода определяются объем производства и количество работников.
Создание эффективной системы календарного планирования предполагает твердый календарный план, особенно в отраслях промышленности с серийным производством изделий, наличие точных сведений о загрузке завода и своевременный сбор соответствующих исходных данных, например, о времени на подготовку производства (перед запуском изделия в производство), включая получение материалов, инструмента, станков, чертежей и проведение других подготовительных мероприятий, о длительности производственного цикла и наиболее экономичном размере партии изделий.
Календарное планирование выпуска продукции ориентировано на суммарный объем совокупного спроса в конкретный период времени. Совокупный спрос измеряется по каждому виду изделий в трудозатратах, в человеко-часах или в часах работы оборудования.
Календарное планирование выпуска продукции предусматривает принятие решения о том, как использовать производственную систему с учетом изменения совокупного спроса.
Коррективы, вносимые в календарный план в связи с изменением совокупного спроса и, следовательно, объемов выпуска продукции, отражаются на учитываемых в стоимости продукции издержках:
• на хранение готовой продукции;
• ведение портфеля заказов;
• оплату внеурочной работы либо простоя рабочих;
• передачу части работ субпоставщикам;
• найм и увольнение рабочих.
Принятие решений по вопросам календарного планирования предполагает выбор варианта соотношения объема производства и численности рабочей силы в связи с изменением объема совокупного спроса.
Вариант 1 предусматривает постоянный объем производства при постоянной численности рабочей силы, т. е. сохранение постоянного объема выпуска продукции независимо от колебаний спроса. Разница между объемом совокупного спроса и объемом выпуска продукции регулируется путем увеличения или уменьшения запаса произведенной продукции или портфеля отложенного спроса клиентов. Такой вариант обычно используется в капиталоемких производствах с относительно низкими удельными затратами на хранение готовой продукции или создание портфеля отложенных запасов.
Вариант 2 предусматривает переменный объем выпуска продукции при постоянной численности рабочей силы, т. е. объем выпуска продукции изменяется в зависимости от спроса, но численность рабочей силы остается постоянной. Разница между объемом производства и численностью рабочей силы регулируется организацией сверхурочной работы, передачей части работы субподрядчикам или предоставлением отгулов рабочим. Этот вариант применяется в трудоемких отраслях, где требуется высококвалифицированная рабочая сила и где создание запаса готовой продукции или портфеля отложенных заказов не представляется возможным или обходится весьма дорого.
Вариант 3 предусматривает переменный объем выпуска продукции при переменной численности рабочей силы, т. е. в соответствии с изменениями объема производства происходит найм дополнительной рабочей силы или увольнение рабочих. Такой вариант используется в трудоемких производствах, не требующих квалифицированного труда, а также при выполнении сезонных работ.
Возможно сочетание различных вариантов в зависимости от характера выпускаемой продукции и вида производственной системы.
На основе календарного плана определяется производственная загрузка предприятия.
Производственная загрузка предприятия (production load) - это объем производства, определяемый в соответствии с календарным планом, основанным на заказах потребителей и прогнозах реализации продукции. Обычно устанавливается в виде времени, необходимого для производства требуемого количества продукции; коэффициента использования производственной мощности; процента от нормального выпуска продукции; процента от номинального фонда времени работы оборудования.
Организация работы по планированию производства предполагает:
• создание группы (службы, сектора) планирования на предприятии;
• выработку цели и ее формулирование;
• разработку мер по достижению поставленной цели;
• определение последовательности осуществления перечисленных работ и мероприятий;
• распределение ресурсов (материалы, оборудование, рабочая сила) между намечаемыми мероприятиями;
• определение времени и средств, необходимых для выполнения каждого вида работы (мероприятия) и для достижения цели;
• пересмотр и уточнение плана до выработки наиболее полного и приемлемого варианта;
• создание подразделений, которые могли бы обеспечить внедрение, контроль и регулирование плана.
Планирование процесса производства тесно увязывается с составлением бюджета (бюджетным планированием).
Бюджет - это финансовый план, помогающий выполнить задачу финансирования предприятия. Он служит также основой контроля расходов. Бюджет предоставляет управляющему предприятием право расходования средств в пределах бюджета; служит мерилом оценки эффективности работы управляющих и средством контроля - текущего (ежемесячного, ежеквартального) и долгосрочного (сравнивается с предыдущим периодом). Бюджет предприятия содержит сведения об источниках и объемах доходов и расходов.
Составление и контроль за исполнением бюджета на базе составления сметы. Систематизированная сводка ожидаемых доходов и затрат на определенный будущий период, обычно на месяц или на год, составленная в целях контроля и оценки финансовой деятельности в течение этого же периода, представляет собой смету.
Составляется пять видов смет:
• смета доходов от реализации;
• смета затрат на приобретение материалов, комплектующих изделий и товаров;
• смета текущих расходов;
• смета капиталовложений;
• кассовый план.
Смета доходов от реализации - прогноз объема реализации, т. е. оценка объема продаж, которые предполагается достичь в бюджетном году. Это первый и основной этап разработки бюджета. Остальные являются производными. Для составления сметы используются следующие способы:
• выяснение мнения руководства (управляющего по сбыту, торгового агента);
• оценка сбытовиков по своему району; затем составляется сводная смета;
• корреляционный анализ - выявление параметров рынка, изменение которого связано с колебаниями объема реализации (изменение рождаемости и потребление детского питания, торговля мебелью и жилищное строительство);
• прогнозирование тенденций (трейдов) распространения темпов роста за предыдущие пять лет на будущий период.
Смета затрат на приобретение материалов, комплектующих изделий и товаров. Ежемесячный объем затрат умножается на 12 месяцев. Базируется на смете доходов от реализации. Смета текущих расходов определяет затраты на
• рабочую силу, заработную плату, производственных рабочих, вспомогательных рабочих;
• расходные материалы;
• техобслуживание и ремонт;
• накладные расходы;
• арендную плату;
• освещение и отопление;
• амортизационные расходы;
• складские затраты;
• страховые суммы;
• транспортные расходы.
Базируется на смете доходов от реализации.
Смета капиталовложений определяет объем ассигнований, который может быть израсходован на строительство зданий и сооружений производственного назначения и закупку оборудования. Составляется на основе заявок, поступающих от каждого производственного отделения, с обоснованием целесообразности (окупаемости в течение трех-пяти лет, т. е. 20- 30 % ежегодного дохода на вложенный капитал).
Кассовый план - позволяет определить, сколько и когда потребуется наличных денег, с тем чтобы излишки могли быть использованы для краткосрочных инвестиций.
В системе планирования используются следующие понятия.
Планирование производственное (production planning) - систематическое планирование (в целях эффективного и экономичного изготовления продукции с соблюдением оговоренных сроков поставок) работы людей и оборудования и потребности в материалах на основе норм.
Планирование и контроль производства (production control) - система упорядоченного и эффективного планирования, установления маршрутов прохождения заказов, определения календарных сроков, диспетчирования и управления потоком материалов, деталей, узлов и изделий в пределах предприятия - от поступления сырья до выпуска готового изделия.
Календарное планирование (scheduling):
планирование времени и места выполнения каждой операции, необходимой для изготовления изделия;
планирование дат запуска и (или) выпуска продукции, начала и (или) окончания операций, входящих в состав процесса.
Планирование материально-технических потребностей (Material requirments plannig): система управления материально-техническими запасами, нацеленная на то, чтобы иметь в запасе лишь необходимое для выполнения ближайших планов производства.
Планирование трудовых ресурсов (human resource planning) - применение методов планирования кадров и рабочей силы. Три этапа этого планирования предусматривают оценку наличных трудовых ресурсов, оценку будущих потребностей и разработку программ для удовлетворения этих потребностей.
Масштаб отклонений (range of deviation) - заранее установленная величина, на которую реально достигнутые результаты могут отличаться от запланированных; при этом не требуется принятия мер для корректировки.
Метод оценки и пересмотра планов (project slaviation and review Technique) -система управления работами по проектам, основная цель которой обеспечить соблюдение графиков производства и установленных сроков.
Метод экспертных оценок (delphitechnique) - метод прогнозирования, основанный на достижении согласия группой экспертов.
Планирование процесса производства начинается с выработки целей, формулируемых на уровне высшего руководства фирмы. Эти цели выражаются показателями прибыли на вложенный капитал и годового прироста дивидендов. На этом уровне определяются требования к производственным отделениям в форме ожидаемого от них вклада в достижение поставленных целей. Дальнейшая детализация планов осуществляется в производственных отделениях, где должны быть соблюдены заданные лимиты по таким показателям, как доход на активы, рост объема продаж, устанавливаемым с учетом рыночных факторов для производственных отделений внутри страны и за рубежом.
Процесс планирования производства основывается на принципе ориентации на долгосрочную перспективу. Долговременные стратегические планы увязываются с краткосрочными планами, а также с правилами и нормами, принятыми в конкретной фирме.
Планирование в области производства никогда не прерывается. Если предприятие оборудовано, расстановка оборудования закончена и производство начато, то существенные изменения в плане маловероятны, так как фирма связала себя наиболее важными стратегическими решениями. Здесь возможны изменения на тактическом уровне в виде пересмотра производственных заданий, замены станков и материалов. Необходимость в более глубоком пересмотре планов может возникнуть в результате существенных изменений внешних условий или обнаружения решающих ошибок в основном проектировании.
Различают долгосрочные и краткосрочные модели планирования. Долгосрочные модели применяются при проектировании производственных систем, краткосрочные - при проектировании и эксплуатации систем регулирования и обеспечения производственного процесса.
Долгосрочное планирование требует сбора и классификации большого объема информации. Обоснованное прогнозирование на длительный период представляет большую трудность. По мере сокращения планового периода точность и применимость результатов планирования возрастают.
Долгосрочное планирование применяется при создании и развитии новых предприятий, а также при перестройке и расширении действующих предприятий. Во всех случаях решающее значение имеет точное предвидение изменений в технологии. Предприятие должно постоянно оценивать свое производственное положение применительно к организации производства, заводскому оборудованию, технологическим процессам, ассортименту продукции, системе сбыта.
Планирование выпуска продукции, или оперативно-производственное планирование (production planning) предполагает систематическое планирование в целях эффективного и экономичного изготовления продукции с соблюдением оговоренных сроков поставок работы людей и оборудования и потребности в материалах на основе норм выработки, сроков поставок, графиков загрузки и прочих данных.
Планирование выпуска продукции обычно подразделяется на сводное (агрегированное) и календарное планирование.
Для сводного (агрегированного) планирования требуется принятие решения о том, как эксплуатировать систему в зависимости от изменения спроса на выпускаемый производственный системой продукт. Переменными величинами при принятии решения являются объем производства и численность рабочей силы, нанимаемой на каждый период времени.
Различают три стратегии агрегированного выпуска продукции:
• стратегия постоянного объема производства при постоянной численности рабочей силы;
• стратегия переменного объема производства при постоянной численности рабочей силы;
• стратегия переменного объема производства при переменной численности рабочей силы;
В конкретных условиях предпочтительна одна из стратегий, однако на практике большинство планов агрегированного выпуска продукции основаны на комбинации нескольких стратегий.
Календарное планирование охватывает определенный период времени и предусматривает определение показателей выпуска продукции. Обычно календарный план разрабатывается на короткие периоды (например, помесячно) в течение всего планового периода продолжительностью не менее года. Для каждого планового периода определяются объем производства и количество работников.
Создание эффективной системы календарного планирования предполагает твердый календарный план, особенно в отраслях промышленности с серийным производством изделий, наличие точных сведений о загрузке завода и своевременный сбор соответствующих исходных данных, например, о времени на подготовку производства (перед запуском изделия в производство), включая получение материалов, инструмента, станков, чертежей и проведение других подготовительных мероприятий, о длительности производственного цикла и наиболее экономичном размере партии изделий.
Календарное планирование выпуска продукции ориентировано на суммарный объем совокупного спроса в конкретный период времени. Совокупный спрос измеряется по каждому виду изделий в трудозатратах, в человеко-часах или в часах работы оборудования.
Календарное планирование выпуска продукции предусматривает принятие решения о том, как использовать производственную систему с учетом изменения совокупного спроса.
Коррективы, вносимые в календарный план в связи с изменением совокупного спроса и, следовательно, объемов выпуска продукции, отражаются на учитываемых в стоимости продукции издержках:
• на хранение готовой продукции;
• ведение портфеля заказов;
• оплату внеурочной работы либо простоя рабочих;
• передачу части работ субпоставщикам;
• найм и увольнение рабочих.
Принятие решений по вопросам календарного планирования предполагает выбор варианта соотношения объема производства и численности рабочей силы в связи с изменением объема совокупного спроса.
Вариант 1 предусматривает постоянный объем производства при постоянной численности рабочей силы, т. е. сохранение постоянного объема выпуска продукции независимо от колебаний спроса. Разница между объемом совокупного спроса и объемом выпуска продукции регулируется путем увеличения или уменьшения запаса произведенной продукции или портфеля отложенного спроса клиентов. Такой вариант обычно используется в капиталоемких производствах с относительно низкими удельными затратами на хранение готовой продукции или создание портфеля отложенных запасов.
Вариант 2 предусматривает переменный объем выпуска продукции при постоянной численности рабочей силы, т. е. объем выпуска продукции изменяется в зависимости от спроса, но численность рабочей силы остается постоянной. Разница между объемом производства и численностью рабочей силы регулируется организацией сверхурочной работы, передачей части работы субподрядчикам или предоставлением отгулов рабочим. Этот вариант применяется в трудоемких отраслях, где требуется высококвалифицированная рабочая сила и где создание запаса готовой продукции или портфеля отложенных заказов не представляется возможным или обходится весьма дорого.
Вариант 3 предусматривает переменный объем выпуска продукции при переменной численности рабочей силы, т. е. в соответствии с изменениями объема производства происходит найм дополнительной рабочей силы или увольнение рабочих. Такой вариант используется в трудоемких производствах, не требующих квалифицированного труда, а также при выполнении сезонных работ.
Возможно сочетание различных вариантов в зависимости от характера выпускаемой продукции и вида производственной системы.
На основе календарного плана определяется производственная загрузка предприятия.
Производственная загрузка предприятия (production load) - это объем производства, определяемый в соответствии с календарным планом, основанным на заказах потребителей и прогнозах реализации продукции. Обычно устанавливается в виде времени, необходимого для производства требуемого количества продукции; коэффициента использования производственной мощности; процента от нормального выпуска продукции; процента от номинального фонда времени работы оборудования.
Организация работы по планированию производства предполагает:
• создание группы (службы, сектора) планирования на предприятии;
• выработку цели и ее формулирование;
• разработку мер по достижению поставленной цели;
• определение последовательности осуществления перечисленных работ и мероприятий;
• распределение ресурсов (материалы, оборудование, рабочая сила) между намечаемыми мероприятиями;
• определение времени и средств, необходимых для выполнения каждого вида работы (мероприятия) и для достижения цели;
• пересмотр и уточнение плана до выработки наиболее полного и приемлемого варианта;
• создание подразделений, которые могли бы обеспечить внедрение, контроль и регулирование плана.
Планирование процесса производства тесно увязывается с составлением бюджета (бюджетным планированием).
Бюджет - это финансовый план, помогающий выполнить задачу финансирования предприятия. Он служит также основой контроля расходов. Бюджет предоставляет управляющему предприятием право расходования средств в пределах бюджета; служит мерилом оценки эффективности работы управляющих и средством контроля - текущего (ежемесячного, ежеквартального) и долгосрочного (сравнивается с предыдущим периодом). Бюджет предприятия содержит сведения об источниках и объемах доходов и расходов.
Составление и контроль за исполнением бюджета на базе составления сметы. Систематизированная сводка ожидаемых доходов и затрат на определенный будущий период, обычно на месяц или на год, составленная в целях контроля и оценки финансовой деятельности в течение этого же периода, представляет собой смету.
Составляется пять видов смет:
• смета доходов от реализации;
• смета затрат на приобретение материалов, комплектующих изделий и товаров;
• смета текущих расходов;
• смета капиталовложений;
• кассовый план.
Смета доходов от реализации - прогноз объема реализации, т. е. оценка объема продаж, которые предполагается достичь в бюджетном году. Это первый и основной этап разработки бюджета. Остальные являются производными. Для составления сметы используются следующие способы:
• выяснение мнения руководства (управляющего по сбыту, торгового агента);
• оценка сбытовиков по своему району; затем составляется сводная смета;
• корреляционный анализ - выявление параметров рынка, изменение которого связано с колебаниями объема реализации (изменение рождаемости и потребление детского питания, торговля мебелью и жилищное строительство);
• прогнозирование тенденций (трейдов) распространения темпов роста за предыдущие пять лет на будущий период.
Смета затрат на приобретение материалов, комплектующих изделий и товаров. Ежемесячный объем затрат умножается на 12 месяцев. Базируется на смете доходов от реализации. Смета текущих расходов определяет затраты на
• рабочую силу, заработную плату, производственных рабочих, вспомогательных рабочих;
• расходные материалы;
• техобслуживание и ремонт;
• накладные расходы;
• арендную плату;
• освещение и отопление;
• амортизационные расходы;
• складские затраты;
• страховые суммы;
• транспортные расходы.
Базируется на смете доходов от реализации.
Смета капиталовложений определяет объем ассигнований, который может быть израсходован на строительство зданий и сооружений производственного назначения и закупку оборудования. Составляется на основе заявок, поступающих от каждого производственного отделения, с обоснованием целесообразности (окупаемости в течение трех-пяти лет, т. е. 20- 30 % ежегодного дохода на вложенный капитал).
Кассовый план - позволяет определить, сколько и когда потребуется наличных денег, с тем чтобы излишки могли быть использованы для краткосрочных инвестиций.
В системе планирования используются следующие понятия.
Планирование производственное (production planning) - систематическое планирование (в целях эффективного и экономичного изготовления продукции с соблюдением оговоренных сроков поставок) работы людей и оборудования и потребности в материалах на основе норм.
Планирование и контроль производства (production control) - система упорядоченного и эффективного планирования, установления маршрутов прохождения заказов, определения календарных сроков, диспетчирования и управления потоком материалов, деталей, узлов и изделий в пределах предприятия - от поступления сырья до выпуска готового изделия.
Календарное планирование (scheduling):
планирование времени и места выполнения каждой операции, необходимой для изготовления изделия;
планирование дат запуска и (или) выпуска продукции, начала и (или) окончания операций, входящих в состав процесса.
Планирование материально-технических потребностей (Material requirments plannig): система управления материально-техническими запасами, нацеленная на то, чтобы иметь в запасе лишь необходимое для выполнения ближайших планов производства.
Планирование трудовых ресурсов (human resource planning) - применение методов планирования кадров и рабочей силы. Три этапа этого планирования предусматривают оценку наличных трудовых ресурсов, оценку будущих потребностей и разработку программ для удовлетворения этих потребностей.
Масштаб отклонений (range of deviation) - заранее установленная величина, на которую реально достигнутые результаты могут отличаться от запланированных; при этом не требуется принятия мер для корректировки.
Метод оценки и пересмотра планов (project slaviation and review Technique) -система управления работами по проектам, основная цель которой обеспечить соблюдение графиков производства и установленных сроков.
Метод экспертных оценок (delphitechnique) - метод прогнозирования, основанный на достижении согласия группой экспертов.