13.1. ЦЕЛИ АУДИТА
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90 91
Цель аудита выпуска готовой продукции и ее реализации – установление полноты оприходования готовой продукции, правильности исчисления выручки от реализации и себестоимости реализованной продукции.
В ходе проверки аудитор решает следующие задачи:
• подтверждает обоснованность выбора и правильность применения варианта оценки готовой продукции;
• устанавливает полноту оприходования готовой продукции;
• подтверждает объемы отгруженной и реализованной продукции;
• подтверждает себестоимость отгруженной и реализованной продукции;
• подтверждает объем продаж.
Источниками информации для проверки состояния учета выпуска готовой продукции и ее реализации являются карточки складского учета готовой продукции, прейскуранты, договоры на поставку продукции, счета-фактуры, книга продаж, накладные на отпуск готовой продукции, доверенности покупателей, первичные банковские и кассовые документы о выручке (платежные поручения, требования-поручения, приходные кассовые ордера и др.), учетные регистры (ведомости, журналы-ордера, машинограммы) по счетам 20, 40, 41, 43, 44, 45, 50, 51, 60, 62, 90,91, 99 и др., Главная книга, Отчет о прибылях и убытках (форма № 2) и др.
Полезным средством предварительной оценки эффективности системы внутреннего контроля и учета операций по выпуску и реализации продукции является проведение тестирования.
Вопросы для проверки состояния системы внутреннего контроля учета выпуска готовой продукции и процесса производства:
• обоснованны ли цены и сроки реализации продукции по договорам;
• применяются ли цены реализации ниже себестоимости;
• контролируется ли последовательность нумерации для выявления неучтенных счетов-фактур и накладных;
• сопоставляется ли количество отгруженной продукции с данными счетов-фактур;
• проверяются ли товарно-транспортные документы на предмет ошибок при подсчете количества, суммы, применения цен, наценок;
• контролируется ли главным бухгалтером себестоимость реализованной продукции;
• соблюдается ли график документооборота по учету реализации продукции;
• проводятся ли инвентаризации готовой продукции на складе. Вопросы для проверки системы бухгалтерского учета:
• имеется ли единая учетная политика по реализации продукции;
• проверяется ли соответствие записей аналитического и синтетического учета реализации;
• выявляются ли расхождения между данными отчетов готовой продукции и данными отчетов об оприходованной на складе продукции;
• датируются ли счета-фактуры на реализацию продукции днем отгрузки;
• соблюдается ли установленный порядок списания коммерческих расходов;
• разработаны ли схемы учета готовой продукции и ее реализации;
• с какой периодичностью сверяются данные первичного, аналитического и синтетического учета готовой продукции и ее реализации и др.
Проанализировав полученные ответы, аудитор должен уточнить направления контроля процесса выпуска и реализации продукции и выбрать для каждого направления наиболее приемлемые процедуры (табл. 13.1).
Таблица 13.1
Программа аудиторской проверки выпуска готовой продукции и процесса реализации
Цель аудита выпуска готовой продукции и ее реализации – установление полноты оприходования готовой продукции, правильности исчисления выручки от реализации и себестоимости реализованной продукции.
В ходе проверки аудитор решает следующие задачи:
• подтверждает обоснованность выбора и правильность применения варианта оценки готовой продукции;
• устанавливает полноту оприходования готовой продукции;
• подтверждает объемы отгруженной и реализованной продукции;
• подтверждает себестоимость отгруженной и реализованной продукции;
• подтверждает объем продаж.
Источниками информации для проверки состояния учета выпуска готовой продукции и ее реализации являются карточки складского учета готовой продукции, прейскуранты, договоры на поставку продукции, счета-фактуры, книга продаж, накладные на отпуск готовой продукции, доверенности покупателей, первичные банковские и кассовые документы о выручке (платежные поручения, требования-поручения, приходные кассовые ордера и др.), учетные регистры (ведомости, журналы-ордера, машинограммы) по счетам 20, 40, 41, 43, 44, 45, 50, 51, 60, 62, 90,91, 99 и др., Главная книга, Отчет о прибылях и убытках (форма № 2) и др.
Полезным средством предварительной оценки эффективности системы внутреннего контроля и учета операций по выпуску и реализации продукции является проведение тестирования.
Вопросы для проверки состояния системы внутреннего контроля учета выпуска готовой продукции и процесса производства:
• обоснованны ли цены и сроки реализации продукции по договорам;
• применяются ли цены реализации ниже себестоимости;
• контролируется ли последовательность нумерации для выявления неучтенных счетов-фактур и накладных;
• сопоставляется ли количество отгруженной продукции с данными счетов-фактур;
• проверяются ли товарно-транспортные документы на предмет ошибок при подсчете количества, суммы, применения цен, наценок;
• контролируется ли главным бухгалтером себестоимость реализованной продукции;
• соблюдается ли график документооборота по учету реализации продукции;
• проводятся ли инвентаризации готовой продукции на складе. Вопросы для проверки системы бухгалтерского учета:
• имеется ли единая учетная политика по реализации продукции;
• проверяется ли соответствие записей аналитического и синтетического учета реализации;
• выявляются ли расхождения между данными отчетов готовой продукции и данными отчетов об оприходованной на складе продукции;
• датируются ли счета-фактуры на реализацию продукции днем отгрузки;
• соблюдается ли установленный порядок списания коммерческих расходов;
• разработаны ли схемы учета готовой продукции и ее реализации;
• с какой периодичностью сверяются данные первичного, аналитического и синтетического учета готовой продукции и ее реализации и др.
Проанализировав полученные ответы, аудитор должен уточнить направления контроля процесса выпуска и реализации продукции и выбрать для каждого направления наиболее приемлемые процедуры (табл. 13.1).
Таблица 13.1
Программа аудиторской проверки выпуска готовой продукции и процесса реализации