13.4. АУДИТ РЕАЛИЗАЦИИ

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 91 

Особое внимание аудитор уделяет формированию счета 90 «Продажи», который играет важную роль в определении финансовых результатов деятельности организации. Известно, что бухгалтерский учет по продаже товаров, готовой продукции, выполненных работ и указанных услуг ведется на счете 90 «Продажи». По кредиту данного счета указываются операции по продажам, которые являются предметом деятельности организации. На этом счете отражается выручка по готовой продукции и полуфабрикатам собственного производства; работам и услугам промышленного характера; покупным изделиям, приобретенным для комплектации; товарам; строительным, проектно-изыскательским, научно-исследовательским, геолого-разведочным и иным работам; услугам по перевозке грузов и пассажиров и т.д. При учете выручки от реализации продукции (работ, услуг) аудитор должен проверить, соблюдается ли принцип начисления.

Аудитор проверяет, чтобы аналитический учет по счету 90 «Продажи» был организован по каждому виду проданных товаров, продукции, выполняемых работ, оказанных услуг, а также по географическим рынкам сбыта и другим направлениям, необходимым для управления организацией. Ведение такого учета позволяет соблюдать при составлении отчетности требование существенности, а также формировать и отражать в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности информацию по сегментам, которая регулируется Положением по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2000).

В бухгалтерском учете доход (выручка) от продажи по обычным видам и предметам деятельности организации отражается с допущением временной определенности фактов хозяйственной деятельности (принцип начисления), т.е. по мере отгрузки товаров, работ и услуг, и предъявления к оплате расчетных документов по дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и кредиту счета 90 «Продажи».

Критерии, при выполнении которых должна признаваться выручка от реализации, указаны в ПБУ 9/99 «Доходы организации». К ним относятся:

а) право организации на получение этой выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим образом;

б) сумма выручки может быть определена;

в) уверенность в том, что в результате конкретной операции увеличатся экономические выгоды организации, когда организация получит в оплату актив либо отсутствует неопределенность в отношении получения актива;

г) право собственности (владения, пользования и распоряжения) на продукцию (товар) перешло от организации к покупателю или работа принята заказчиком (услуга оказана);

д) расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены.

Если в отношении денежных средств и иных активов, полученных организацией в оплату, не исполнено хотя бы одно из названных условий, то в бухгалтерском учете организации признается кредиторская задолженность, а не выручка.

В соответствии со ст. 317 Гражданского кодекса РФ организации могут оценить стоимость товара в суммах, эквивалентных определенной сумме в иностранной валюте (условных денежных единицах), тогда подлежащая оплате сумма определяется на дату исполнения товарной части сделки и предъявления организациям-покупателям (заказчикам) расчетных документов к оплате за отгруженную продукцию или на дату поступления денежных средств на расчетный счет организации. Если стоимость отгруженной продукции (работ, услуг) оценивается в иностранной валюте, то выручка пересчитывается в рубли по курсу Центрального банка РФ, действующему на день предъявления счетов и иных расчетных документов к оплате за отгруженную продукцию либо на дату зачисления денежных средств на валютный счет организации. Если продукция оценивается в условных денежных единицах в иностранной валюте, то надлежащая к оплате сумма определяется по официальному курсу соответствующей валюты или в условных единицах на день платежа, если иной курс или дата платежа не определены, не установлены законодательством или договором.

Если в хозяйственной практике организации используются бартерные операции, то аудитор должен проверить наличие и содержание договоров или контрактов на такие операции и корреспонденцию счетов по бухгалтерскому учету товарообменных операций.

В соответствии с действующим порядком товарообменные операции представляют собой безвалютный, но оцененный и сбалансированный обмен товарами, оформленный единым договором (контрактом). В основе его лежит договоренность о взаимной поставке товаров в строго установленном количестве. При этом оценка выручки производится по стоимости ценностей, полученных или подлежащих получению организацией. Стоимость таких ценностей устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно определяется стоимость аналогичных ценностей.

Аудитор проверяет, какие цены используются при реализации продукции (работ, услуг) и какими документами подтверждается их уровень и устанавливаются договорные взаимоотношения с покупателями и заказчиками.

Выручка от реализации продукции (работ, услуг) зависит от цены, установленной соглашением сторон, кроме случаев, когда цены устанавливаются и регулируются уполномоченными государственными органами. При регулировании устанавливаются предельные уровни цен и тарифов или коэффициентов к ним и определяются суммы денежных средств или их эквивалента, поступающих по условиям договора на расчетный или иной счет организации.

Проверяя правильность определения выручки от реализации продукции, аудитор прежде всего выясняет применяемый предприятием метод ее исчисления для целей налогообложения. Возможные варианты учетной политики для целей налогообложения перечислены в Налоговом кодексе РФ.

Выбранный вариант определения выручки для целей налогообложения должен быть зафиксирован в учетной политике предприятия и распространяться также на реализацию основных средств и прочих активов, отражаемую на счете 91 «Прочие доходы и расходы».

Аудитор по данным учетных регистров по счетам 90, 50, 51, 62 и др. должен удостовериться в правильности применяемых корреспонденций счетов и отражения в учете выручки от реализации продукции «по отгрузке» с учетом требований нормативных документов, а также определения выручки для целей налогообложения.

Изучая операции по реализации продукции, аудитор должен установить и проверить наличие договоров на поставку продукции и правильность их оформления, полноту регистрации выписанных счетов-фактур, соблюдение сроков оплаты покупателями за поставленную продукцию.

Показатель выручки от реализации продукции (работ, услуг) трактуется следующим образом:

в бухгалтерском учете – это сумма, на которую покупателю (заказчику) предъявлены расчетные документы к оплате за отгруженную продукцию, выполненные работы, оказанные услуги;

в налогообложении – это сумма денежных средств, поступивших за отгруженную продукцию, выполненные работы, оказанные услуги, или сумма, на которую покупателю (заказчику) предъявлены документы к оплате;

• согласно ст. 40 Налогового кодекса РФ для целей налогообложения принимается цена товаров (работ, услуг), указанная сторонами сделки. Этой же статьей предусмотрено, что налоговые органы вправе в определенных случаях контролировать правильность применения цен сторонами.

Организация вправе самостоятельно произвести корректировку цены для целей налогообложения и уплатить образующуюся в результате корректировки разницу налога. Корректировка цены реализации для целей налогообложения в бухгалтерском учете не отражается, поскольку не отвечает требованию достоверности бухгалтерского учета. Организация должна отражать не скорректированную сумму, а цену, согласованную в договоре сторонами сделки. В бухгалтерском учете отражается лишь увеличение налоговых обязательств организации вследствие произведенной корректировки, т.е. до начисления налога.

Аудитор должен проверить наличие содержания приказа по учетной политике и методы расчета выручки от реализации продукции (работ, услуг) при определении финансового результата деятельности организации.

Для обеспечения достоверности прибыли (убытка) от продажи аудитор проверяет, насколько правильно учитываются операции при отгрузке и реализации продукции и расходы, связанные со сбытом продукции, коммерческие расходы. При этом счета на продажу должны выставляться своевременно, т.е. по мере совершения операции. Это предотвращает риск случайных пропусков в учете. Помимо полного и достоверного учета данных о проданной продукции (выполненных работах, указанных услугах) важно также, чтобы эти данные были правильно классифицированы в Отчете о прибылях и убытках (форма № 2 бухгалтерской отчетности).

Точности учета способствует тщательное ведение книги покупок и продаж, которую обязательно проверяет аудитор.

Аудитор должен изучить также правильность отражения в учете реализации продукции (работ, услуг) при осуществлении товарообменных (бартерных) операций, расчетов путем зачета взаимных требований (особенно при многосторонних зачетах), при получении векселей банка или третьей стороны за отгруженную продукцию и др. Объектом его пристального внимания должны быть документальное подтверждение совершенных хозяйственных операций, применяемые схемы корреспонденции счетов по ним, исчисление различных налогов (на прибыль, НДС, налога с продаж ).

Свои выводы аудитор обосновывает данными проверяемых первичных документов и учетных регистров, результатами производимых контрольных арифметических расчетов. Обнаруженные в ходе аудита ошибки и нарушения аудитор регистрирует в рабочей документации.

Типичные ошибки:

• ведение бухгалтерского учета реализации продукции «по оплате»;

• неправильное исчисление фактической себестоимости реализованной продукции;

• несоблюдение установленного учетной политикой метода определения выручки для целей налогообложения;

• некорректная корреспонденция счетов при отражении в учете реализации продукции по бартеру, при осуществлении многостороннего зачета взаимных требований и по другим «нетрадиционным» операциям.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Задачи аудита готовой продукции и ее реализации.

2. Оценка и факторы риска внутрихозяйственного контроля готовой продукции.

3. Информационные источники аудита готовой продукции и ее реализации.

4. Аудит оценки готовой продукции, ее себестоимости.

5. Аудит движения готовой продукции.

6. Аудит выручки от реализации.

ТЕСТЫ

1. При проверке правильности расчета налога на прибыль аудитор руководствуется:

а) положениями по бухгалтерскому учету (ПБУ);

б) Налоговым кодексом РФ;

в) методическими рекомендациями о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности.

2. Полноту оприходования готовой продукции аудитор проверяет, используя следующую аудиторскую процедуру:

а) составление альтернативного баланса расхода сырья и материалов;

б) проверку отчетов о выпуске готовой продукции;

в) сравнение калькуляции и фактического расхода сырья на единицу продукции.

3. Какие из перечисленных ниже критериев в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету являются обязательными для признания выручки в бухгалтерском учете:

а) продукция оплачена покупателем;

б) к покупателю перешло право собственности на продукцию;

в) продажа произведена выше себестоимости производства продукции.

4. Организация отгрузила продукцию в адрес покупателя 15 ноября. По условиям договора право собственности на продукцию перейдет к покупателю только после ее оплаты. Покупатель продукцию еще не оплатил:

а) организация не имела права отгружать продукцию покупателю;

б) реализация продукции должна быть отражена, так как продукция отгружена;

в) стоимость отгруженной продукции должна быть отражена на счете 45 «Товары отгруженные».

5. Применяемый организацией метод оценки себестоимости готовой продукции в бухгалтерском учете зависит:

а) от отраслевых особенностей производства;

б) от объема деятельности организации;

в) от правил формирования себестоимости готовой продукции для целей исчисления налога на прибыль;

г) от выбора, закрепленного в учетной политике организации.

6. Организация применяет метод учета себестоимости готовой продукции по нормативной себестоимости. В конце месяца выявлено, что фактические расходы на производство оказались меньше запланированных. Сумма разницы отражается в бухгалтерском учете следующим образом:

а) Д 43 К 40;

б) Д 40 К 90;

в) Д 40 К 90 сторно.

7. Распределение расходов на продажу между различными видами деятельности организации:

а) не производится;

б) производится пропорционально стоимости реализованной (отгруженной) продукции по фактической себестоимости или учетным ценам;

в) производится пропорционально стоимости реализованной (отгруженной) продукции по фактической себестоимости или учетным ценам, кроме расходов на тару и транспортировку, которые списываются прямым путем.

8. Для выполнения положений по бухгалтерскому учету в части раскрытия информации по сегментам организация должна вести аналитический учет реализации в разрезе:

а) географических рынков;

б) покупателей;

в) ценовых сегментов.

9. Правильность формирования себестоимости выполненных работ и оказанных услуг по видам деятельности, не имеющим незавершенного производства, аудитор проверяет путем сопоставления:

а) кредитовых оборотов по счету 43 и дебетовых оборотов по счету 90;

б) кредитовых оборотов по счетам 20 и 23 и дебетовых оборотов по счету 90);

в) кредитовых оборотов по счетам 20 и 23 и дебетовых оборотов по счету 43.

10. Правильность распределения общехозяйственных расходов между видами деятельности аудитор проверяет, используя следующую аудиторскую процедуру:

а) пересчет;

б) составление альтернативного баланса;

в) прослеживание.

Особое внимание аудитор уделяет формированию счета 90 «Продажи», который играет важную роль в определении финансовых результатов деятельности организации. Известно, что бухгалтерский учет по продаже товаров, готовой продукции, выполненных работ и указанных услуг ведется на счете 90 «Продажи». По кредиту данного счета указываются операции по продажам, которые являются предметом деятельности организации. На этом счете отражается выручка по готовой продукции и полуфабрикатам собственного производства; работам и услугам промышленного характера; покупным изделиям, приобретенным для комплектации; товарам; строительным, проектно-изыскательским, научно-исследовательским, геолого-разведочным и иным работам; услугам по перевозке грузов и пассажиров и т.д. При учете выручки от реализации продукции (работ, услуг) аудитор должен проверить, соблюдается ли принцип начисления.

Аудитор проверяет, чтобы аналитический учет по счету 90 «Продажи» был организован по каждому виду проданных товаров, продукции, выполняемых работ, оказанных услуг, а также по географическим рынкам сбыта и другим направлениям, необходимым для управления организацией. Ведение такого учета позволяет соблюдать при составлении отчетности требование существенности, а также формировать и отражать в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности информацию по сегментам, которая регулируется Положением по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2000).

В бухгалтерском учете доход (выручка) от продажи по обычным видам и предметам деятельности организации отражается с допущением временной определенности фактов хозяйственной деятельности (принцип начисления), т.е. по мере отгрузки товаров, работ и услуг, и предъявления к оплате расчетных документов по дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и кредиту счета 90 «Продажи».

Критерии, при выполнении которых должна признаваться выручка от реализации, указаны в ПБУ 9/99 «Доходы организации». К ним относятся:

а) право организации на получение этой выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим образом;

б) сумма выручки может быть определена;

в) уверенность в том, что в результате конкретной операции увеличатся экономические выгоды организации, когда организация получит в оплату актив либо отсутствует неопределенность в отношении получения актива;

г) право собственности (владения, пользования и распоряжения) на продукцию (товар) перешло от организации к покупателю или работа принята заказчиком (услуга оказана);

д) расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены.

Если в отношении денежных средств и иных активов, полученных организацией в оплату, не исполнено хотя бы одно из названных условий, то в бухгалтерском учете организации признается кредиторская задолженность, а не выручка.

В соответствии со ст. 317 Гражданского кодекса РФ организации могут оценить стоимость товара в суммах, эквивалентных определенной сумме в иностранной валюте (условных денежных единицах), тогда подлежащая оплате сумма определяется на дату исполнения товарной части сделки и предъявления организациям-покупателям (заказчикам) расчетных документов к оплате за отгруженную продукцию или на дату поступления денежных средств на расчетный счет организации. Если стоимость отгруженной продукции (работ, услуг) оценивается в иностранной валюте, то выручка пересчитывается в рубли по курсу Центрального банка РФ, действующему на день предъявления счетов и иных расчетных документов к оплате за отгруженную продукцию либо на дату зачисления денежных средств на валютный счет организации. Если продукция оценивается в условных денежных единицах в иностранной валюте, то надлежащая к оплате сумма определяется по официальному курсу соответствующей валюты или в условных единицах на день платежа, если иной курс или дата платежа не определены, не установлены законодательством или договором.

Если в хозяйственной практике организации используются бартерные операции, то аудитор должен проверить наличие и содержание договоров или контрактов на такие операции и корреспонденцию счетов по бухгалтерскому учету товарообменных операций.

В соответствии с действующим порядком товарообменные операции представляют собой безвалютный, но оцененный и сбалансированный обмен товарами, оформленный единым договором (контрактом). В основе его лежит договоренность о взаимной поставке товаров в строго установленном количестве. При этом оценка выручки производится по стоимости ценностей, полученных или подлежащих получению организацией. Стоимость таких ценностей устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно определяется стоимость аналогичных ценностей.

Аудитор проверяет, какие цены используются при реализации продукции (работ, услуг) и какими документами подтверждается их уровень и устанавливаются договорные взаимоотношения с покупателями и заказчиками.

Выручка от реализации продукции (работ, услуг) зависит от цены, установленной соглашением сторон, кроме случаев, когда цены устанавливаются и регулируются уполномоченными государственными органами. При регулировании устанавливаются предельные уровни цен и тарифов или коэффициентов к ним и определяются суммы денежных средств или их эквивалента, поступающих по условиям договора на расчетный или иной счет организации.

Проверяя правильность определения выручки от реализации продукции, аудитор прежде всего выясняет применяемый предприятием метод ее исчисления для целей налогообложения. Возможные варианты учетной политики для целей налогообложения перечислены в Налоговом кодексе РФ.

Выбранный вариант определения выручки для целей налогообложения должен быть зафиксирован в учетной политике предприятия и распространяться также на реализацию основных средств и прочих активов, отражаемую на счете 91 «Прочие доходы и расходы».

Аудитор по данным учетных регистров по счетам 90, 50, 51, 62 и др. должен удостовериться в правильности применяемых корреспонденций счетов и отражения в учете выручки от реализации продукции «по отгрузке» с учетом требований нормативных документов, а также определения выручки для целей налогообложения.

Изучая операции по реализации продукции, аудитор должен установить и проверить наличие договоров на поставку продукции и правильность их оформления, полноту регистрации выписанных счетов-фактур, соблюдение сроков оплаты покупателями за поставленную продукцию.

Показатель выручки от реализации продукции (работ, услуг) трактуется следующим образом:

в бухгалтерском учете – это сумма, на которую покупателю (заказчику) предъявлены расчетные документы к оплате за отгруженную продукцию, выполненные работы, оказанные услуги;

в налогообложении – это сумма денежных средств, поступивших за отгруженную продукцию, выполненные работы, оказанные услуги, или сумма, на которую покупателю (заказчику) предъявлены документы к оплате;

• согласно ст. 40 Налогового кодекса РФ для целей налогообложения принимается цена товаров (работ, услуг), указанная сторонами сделки. Этой же статьей предусмотрено, что налоговые органы вправе в определенных случаях контролировать правильность применения цен сторонами.

Организация вправе самостоятельно произвести корректировку цены для целей налогообложения и уплатить образующуюся в результате корректировки разницу налога. Корректировка цены реализации для целей налогообложения в бухгалтерском учете не отражается, поскольку не отвечает требованию достоверности бухгалтерского учета. Организация должна отражать не скорректированную сумму, а цену, согласованную в договоре сторонами сделки. В бухгалтерском учете отражается лишь увеличение налоговых обязательств организации вследствие произведенной корректировки, т.е. до начисления налога.

Аудитор должен проверить наличие содержания приказа по учетной политике и методы расчета выручки от реализации продукции (работ, услуг) при определении финансового результата деятельности организации.

Для обеспечения достоверности прибыли (убытка) от продажи аудитор проверяет, насколько правильно учитываются операции при отгрузке и реализации продукции и расходы, связанные со сбытом продукции, коммерческие расходы. При этом счета на продажу должны выставляться своевременно, т.е. по мере совершения операции. Это предотвращает риск случайных пропусков в учете. Помимо полного и достоверного учета данных о проданной продукции (выполненных работах, указанных услугах) важно также, чтобы эти данные были правильно классифицированы в Отчете о прибылях и убытках (форма № 2 бухгалтерской отчетности).

Точности учета способствует тщательное ведение книги покупок и продаж, которую обязательно проверяет аудитор.

Аудитор должен изучить также правильность отражения в учете реализации продукции (работ, услуг) при осуществлении товарообменных (бартерных) операций, расчетов путем зачета взаимных требований (особенно при многосторонних зачетах), при получении векселей банка или третьей стороны за отгруженную продукцию и др. Объектом его пристального внимания должны быть документальное подтверждение совершенных хозяйственных операций, применяемые схемы корреспонденции счетов по ним, исчисление различных налогов (на прибыль, НДС, налога с продаж ).

Свои выводы аудитор обосновывает данными проверяемых первичных документов и учетных регистров, результатами производимых контрольных арифметических расчетов. Обнаруженные в ходе аудита ошибки и нарушения аудитор регистрирует в рабочей документации.

Типичные ошибки:

• ведение бухгалтерского учета реализации продукции «по оплате»;

• неправильное исчисление фактической себестоимости реализованной продукции;

• несоблюдение установленного учетной политикой метода определения выручки для целей налогообложения;

• некорректная корреспонденция счетов при отражении в учете реализации продукции по бартеру, при осуществлении многостороннего зачета взаимных требований и по другим «нетрадиционным» операциям.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Задачи аудита готовой продукции и ее реализации.

2. Оценка и факторы риска внутрихозяйственного контроля готовой продукции.

3. Информационные источники аудита готовой продукции и ее реализации.

4. Аудит оценки готовой продукции, ее себестоимости.

5. Аудит движения готовой продукции.

6. Аудит выручки от реализации.

ТЕСТЫ

1. При проверке правильности расчета налога на прибыль аудитор руководствуется:

а) положениями по бухгалтерскому учету (ПБУ);

б) Налоговым кодексом РФ;

в) методическими рекомендациями о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности.

2. Полноту оприходования готовой продукции аудитор проверяет, используя следующую аудиторскую процедуру:

а) составление альтернативного баланса расхода сырья и материалов;

б) проверку отчетов о выпуске готовой продукции;

в) сравнение калькуляции и фактического расхода сырья на единицу продукции.

3. Какие из перечисленных ниже критериев в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету являются обязательными для признания выручки в бухгалтерском учете:

а) продукция оплачена покупателем;

б) к покупателю перешло право собственности на продукцию;

в) продажа произведена выше себестоимости производства продукции.

4. Организация отгрузила продукцию в адрес покупателя 15 ноября. По условиям договора право собственности на продукцию перейдет к покупателю только после ее оплаты. Покупатель продукцию еще не оплатил:

а) организация не имела права отгружать продукцию покупателю;

б) реализация продукции должна быть отражена, так как продукция отгружена;

в) стоимость отгруженной продукции должна быть отражена на счете 45 «Товары отгруженные».

5. Применяемый организацией метод оценки себестоимости готовой продукции в бухгалтерском учете зависит:

а) от отраслевых особенностей производства;

б) от объема деятельности организации;

в) от правил формирования себестоимости готовой продукции для целей исчисления налога на прибыль;

г) от выбора, закрепленного в учетной политике организации.

6. Организация применяет метод учета себестоимости готовой продукции по нормативной себестоимости. В конце месяца выявлено, что фактические расходы на производство оказались меньше запланированных. Сумма разницы отражается в бухгалтерском учете следующим образом:

а) Д 43 К 40;

б) Д 40 К 90;

в) Д 40 К 90 сторно.

7. Распределение расходов на продажу между различными видами деятельности организации:

а) не производится;

б) производится пропорционально стоимости реализованной (отгруженной) продукции по фактической себестоимости или учетным ценам;

в) производится пропорционально стоимости реализованной (отгруженной) продукции по фактической себестоимости или учетным ценам, кроме расходов на тару и транспортировку, которые списываются прямым путем.

8. Для выполнения положений по бухгалтерскому учету в части раскрытия информации по сегментам организация должна вести аналитический учет реализации в разрезе:

а) географических рынков;

б) покупателей;

в) ценовых сегментов.

9. Правильность формирования себестоимости выполненных работ и оказанных услуг по видам деятельности, не имеющим незавершенного производства, аудитор проверяет путем сопоставления:

а) кредитовых оборотов по счету 43 и дебетовых оборотов по счету 90;

б) кредитовых оборотов по счетам 20 и 23 и дебетовых оборотов по счету 90);

в) кредитовых оборотов по счетам 20 и 23 и дебетовых оборотов по счету 43.

10. Правильность распределения общехозяйственных расходов между видами деятельности аудитор проверяет, используя следующую аудиторскую процедуру:

а) пересчет;

б) составление альтернативного баланса;

в) прослеживание.