2. Модели анализа межличностного взаимодействия
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63
Социальное взаимодействие – это система взаимообуславливающих социальных действий, связанных причинной циклической зависимостью, при которой действие одного субъекта являются причиной и следствием ответных действий. Взаимодействие представляет собой взаимное влияние различных сфер, явлений и процессов общественной жизни, осуществляющееся посредством социальной деятельности. Оно имеет место как между обособленными объектами (внешнее взаимодействие), так и внутри отдельного объекта, между его элементами (внутреннее взаимодействие).
Социальное взаимодействие имеет объективную и субъективную стороны.
Объективной стороной взаимодействия выступают связи, независимые от отдельных людей, но опосредствующие и контролирующие содержание и характер их взаимодействия.
Под субъективной стороной понимается сознательное отношение индивидов друг к другу, основанное на взаимных ожиданиях соответствующего поведения.
В социологии можно выделить четыре основных модели анализа социальных взаимодействий:
1) теория социального обмена. Ее автором и разработчиком стал Дж. Хоманс. Согласно этой модели люди, взаимодействуя друг с другом, взвешивают возможные затраты и дивиденды. Исходя из этой модели, процесс межличностного взаимодействия можно рассматривать как постоянный обмен между людьми выгодами. В рамках данной модели можно выделить 4 принципа межличностного общения:
а) чем больше вознаграждение определенных типов поведения, тем чаще оно будет повторяться;
б) если вознаграждение за определенный тип поведения зависит от определенных условий, то человек будет стараться их воссоздать;
в) если вознаграждение велико, то человек готов затратить больше усилий для его получения;
г) когда потребности человека близки к насыщению, то он в меньшей степени готов прилагать усилия для их удовлетворения;
2) символический интеракционизм был разработан Дж. Мидом и Г. Блумером. Мид утверждает, что поведение людей зависит от того значения, которое они придают объекту действия. Важным элементом поведения человека с точки зрения интеракционистов является формирование значений. Формирование значений – это набор действий, в ходе которых индивид замечает предмет, относит его со своими ценностями, придает ему значение и решает действовать на основе данного значения. Мид рассматривал поступки человека как социальное действие, основанное на коммуникации. Мид выделил два типа действий:
а) незначимый жест;
б) значимый жест, заключающийся в осмыслении не только поступков, но намерений.
Сущность этой методологии состоит в том, что взаимодействие людей рассматривается как беспрерывный диалог. Сторонники этого направления в современной социологии огромное значение придают языковой символике.
Для них характерно представление о деятельности как совокупности социальных ролей, которая олицетворяется в виде языковых и других символов.
Главное в этнометодологии – это изучение обыденных норм, правил поведения, смыслов языка общения, которое регулирует взаимоотношения между людьми.
Одним из направлений символического интеракционизма выступает этнометодология. Данную модель разработал Гарфинкель.
Сущность модели заключается в том, что предметом исследования должны являться правила, принятые на веру и регулирующие взаимодействие между людьми;
3) управление впечатлениями (Эрвин Гофман). Социальные ситуации напоминают драматический театр. Таким образом, люди в процессе социального взаимодействия выполняют лишь определенные роли;
4) психоанлитическая теория Фрейда. На межличностное взаимодействие оказывают глубокое влияние впечатления, полученные в раннем детстве.
Социальное взаимодействие – это система взаимообуславливающих социальных действий, связанных причинной циклической зависимостью, при которой действие одного субъекта являются причиной и следствием ответных действий. Взаимодействие представляет собой взаимное влияние различных сфер, явлений и процессов общественной жизни, осуществляющееся посредством социальной деятельности. Оно имеет место как между обособленными объектами (внешнее взаимодействие), так и внутри отдельного объекта, между его элементами (внутреннее взаимодействие).
Социальное взаимодействие имеет объективную и субъективную стороны.
Объективной стороной взаимодействия выступают связи, независимые от отдельных людей, но опосредствующие и контролирующие содержание и характер их взаимодействия.
Под субъективной стороной понимается сознательное отношение индивидов друг к другу, основанное на взаимных ожиданиях соответствующего поведения.
В социологии можно выделить четыре основных модели анализа социальных взаимодействий:
1) теория социального обмена. Ее автором и разработчиком стал Дж. Хоманс. Согласно этой модели люди, взаимодействуя друг с другом, взвешивают возможные затраты и дивиденды. Исходя из этой модели, процесс межличностного взаимодействия можно рассматривать как постоянный обмен между людьми выгодами. В рамках данной модели можно выделить 4 принципа межличностного общения:
а) чем больше вознаграждение определенных типов поведения, тем чаще оно будет повторяться;
б) если вознаграждение за определенный тип поведения зависит от определенных условий, то человек будет стараться их воссоздать;
в) если вознаграждение велико, то человек готов затратить больше усилий для его получения;
г) когда потребности человека близки к насыщению, то он в меньшей степени готов прилагать усилия для их удовлетворения;
2) символический интеракционизм был разработан Дж. Мидом и Г. Блумером. Мид утверждает, что поведение людей зависит от того значения, которое они придают объекту действия. Важным элементом поведения человека с точки зрения интеракционистов является формирование значений. Формирование значений – это набор действий, в ходе которых индивид замечает предмет, относит его со своими ценностями, придает ему значение и решает действовать на основе данного значения. Мид рассматривал поступки человека как социальное действие, основанное на коммуникации. Мид выделил два типа действий:
а) незначимый жест;
б) значимый жест, заключающийся в осмыслении не только поступков, но намерений.
Сущность этой методологии состоит в том, что взаимодействие людей рассматривается как беспрерывный диалог. Сторонники этого направления в современной социологии огромное значение придают языковой символике.
Для них характерно представление о деятельности как совокупности социальных ролей, которая олицетворяется в виде языковых и других символов.
Главное в этнометодологии – это изучение обыденных норм, правил поведения, смыслов языка общения, которое регулирует взаимоотношения между людьми.
Одним из направлений символического интеракционизма выступает этнометодология. Данную модель разработал Гарфинкель.
Сущность модели заключается в том, что предметом исследования должны являться правила, принятые на веру и регулирующие взаимодействие между людьми;
3) управление впечатлениями (Эрвин Гофман). Социальные ситуации напоминают драматический театр. Таким образом, люди в процессе социального взаимодействия выполняют лишь определенные роли;
4) психоанлитическая теория Фрейда. На межличностное взаимодействие оказывают глубокое влияние впечатления, полученные в раннем детстве.