2. Виды конфликтов
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63
В современной социологической литературе существует множество классификаций видов конфликтов по различным основаниям.
С точки зрения субъектов, вступающих в конфликт, можно выделить четыре типа конфликтов:
1) внутриличностный (может иметь следующие формы: ролевой – возникает, когда к одному человеку предъявляют противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы; внутриличностный – может также возникнуть в результате того, что производственные требования не согласуются с личными потребностями или ценностями);
2) межличностный (может проявляться как столкновения личностей с различными чертами характера, взглядами, ценностями и является самым распространенным);
3) между личностью и группой (возникает, если личность занимает позицию, отличающуюся от позиции группы);
4) межгрупповой.
Конфликты можно классифицировать по сферам жизнедеятельности на политические, социально-экономические, национально-этнические и другие.
Политические – это конфликты по поводу распределения власти, доминирования, влияния, авторитета. Они возникают из столкновения различных интересов, соперничества и борьбы в процессе приобретения, перераспределения и реализации политико-государственной власти.
Политические конфликты связаны с сознательно формулируемыми целями, направленными на завоевание ведущих позиций в институтах в структурах политической власти. К основным политическим относятся конфликты:
1) между ветвями власти;
2) внутри парламента;
3) между политическими партиями и движениями;
4) между различными звеньями управленческого аппарата.
Социально-экономические – это конфликты по поводу средства жизнеобеспечения, уровня заработной платы, использования профессионального и интеллектуального потенциала, уровня цен на товары и услуги, доступа к распределению материальных и духовных благ.
Национально-этнические – это конфликты, возникающие в ходе борьбы за права и интересы этнических и национальных групп.
Согласно классификации Д. Катца конфликты бывают:
1) между косвенно конкурирующими подгруппами;
2) между непосредственно конкурирующими подгруппами;
3) внутри иерархии и по поводу вознаграждения.
Исследователь конфликтов К. Боулдинг выделяет следующие типы конфликтов:
1) действительные (существующие объективно в определенной социальной подсистеме;
2) случайные (зависящие от второстепенных моментов по отношению к принципиальным противоречиям, вызывающим конфликт);
3) заместительные (являющиеся видимым проявлением скрытых конфликтов);
4) основанные на плохом знании (результат неумелого управления);
5) скрытые, латентные (участники по разным причинам не могут бороться открыто);
6) фальшивые (создающие только видимость).
В настоящее время получила распространение точка зрения заключается в том, что некоторые конфликты не только возможны, но даже могут быть желательными.
В соответствии с этим выделяют два типа конфликтов:
1) конфликт считается функциональным, если он ведет к повышению эффективности организации;
2) конфликт также может быть дисфункциональным и приводить к снижению личной удовлетворенности, группового сотрудничества и эффективности организации.
В современной социологической литературе существует множество классификаций видов конфликтов по различным основаниям.
С точки зрения субъектов, вступающих в конфликт, можно выделить четыре типа конфликтов:
1) внутриличностный (может иметь следующие формы: ролевой – возникает, когда к одному человеку предъявляют противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы; внутриличностный – может также возникнуть в результате того, что производственные требования не согласуются с личными потребностями или ценностями);
2) межличностный (может проявляться как столкновения личностей с различными чертами характера, взглядами, ценностями и является самым распространенным);
3) между личностью и группой (возникает, если личность занимает позицию, отличающуюся от позиции группы);
4) межгрупповой.
Конфликты можно классифицировать по сферам жизнедеятельности на политические, социально-экономические, национально-этнические и другие.
Политические – это конфликты по поводу распределения власти, доминирования, влияния, авторитета. Они возникают из столкновения различных интересов, соперничества и борьбы в процессе приобретения, перераспределения и реализации политико-государственной власти.
Политические конфликты связаны с сознательно формулируемыми целями, направленными на завоевание ведущих позиций в институтах в структурах политической власти. К основным политическим относятся конфликты:
1) между ветвями власти;
2) внутри парламента;
3) между политическими партиями и движениями;
4) между различными звеньями управленческого аппарата.
Социально-экономические – это конфликты по поводу средства жизнеобеспечения, уровня заработной платы, использования профессионального и интеллектуального потенциала, уровня цен на товары и услуги, доступа к распределению материальных и духовных благ.
Национально-этнические – это конфликты, возникающие в ходе борьбы за права и интересы этнических и национальных групп.
Согласно классификации Д. Катца конфликты бывают:
1) между косвенно конкурирующими подгруппами;
2) между непосредственно конкурирующими подгруппами;
3) внутри иерархии и по поводу вознаграждения.
Исследователь конфликтов К. Боулдинг выделяет следующие типы конфликтов:
1) действительные (существующие объективно в определенной социальной подсистеме;
2) случайные (зависящие от второстепенных моментов по отношению к принципиальным противоречиям, вызывающим конфликт);
3) заместительные (являющиеся видимым проявлением скрытых конфликтов);
4) основанные на плохом знании (результат неумелого управления);
5) скрытые, латентные (участники по разным причинам не могут бороться открыто);
6) фальшивые (создающие только видимость).
В настоящее время получила распространение точка зрения заключается в том, что некоторые конфликты не только возможны, но даже могут быть желательными.
В соответствии с этим выделяют два типа конфликтов:
1) конфликт считается функциональным, если он ведет к повышению эффективности организации;
2) конфликт также может быть дисфункциональным и приводить к снижению личной удовлетворенности, группового сотрудничества и эффективности организации.