50. ФОРМЫ И МЕТОДЫ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89
Главная цель антиинфляционной политики – сделать инфляцию управляемой и ослабить ее негативные социально-экономические последствия.
Основной формой стабилизации денежной системы является антиинфляционная политика государства с помощью:
1) денежной реформы;
2) государственного регулирования инфляционного процесса.
Денежная реформа – полное или частичное преобразование денежной системы, проводимое государством с целью упорядочения и укрепления денежного обращения.
Осуществляется она различными методами (нули-фикация, реставрация, девальвация, деноминация) в зависимости от экономического положения страны, степени обесценения денег, политики государства путем принятия единовременного законодательного акта.
Государственное регулирование инфляционного процесса означает комплекс государственных мер, направленных на ограничение роста цен и стабилизацию денежной системы путем:
1) дефляционной политики;
2) политики доходов.
Дефляционная политика предусматривает регулирование денежного спроса через денежно-кредитный и налоговый механизм путем снижения государственных расходов, повышения процентных ставок за кредит, усиления налогового бремени, ограничения денежной массы. Эта политика в целом ведет к замедлению экономического роста.
Политика доходов предполагает параллельный контроль за ценами и оплатой труда путем полного их замораживания или установления предела их роста. Ее осуществление может вызвать социальные противоречия.
Российская инфляция отличается своеобразием, что обусловлено условиями ее развития в связи со специфическими причинами, которые слабо реагируют на приводимую государством денежно-кредитную политику. Для стабилизации денежной системы и осуществления эффективной антиинфляционной политики государству необходимы:
– оздоровление экономики в целом, преодоление спада инвестиционной активности и обеспечение приемлемых темпов роста производства;
– разработка и осуществление государственной экономической стратегии, способствующей становлению конкурентоспособного, высокотехнологического и наукоемкого производства;
– усиление стимулов производственного накопления у предпринимателей и населения;
– изменение структуры производственных фондов в целях расширения производства товаров народного потребления;
– стимулирование кредитной инвестиционной деятельности банков;
– совершенствование налоговой системы, обращая особое внимание на регулирующую роль налогов;
– формирование и развитие единого общероссийского рынка товаров, кредита, валюты, земли, труда и т. д.;
– восстановление государственных структур управления и контроля за ценами, доходами, распределением материальных и финансовых ресурсов при сохранении свободных рыночных цен;
– создание условий для превращения зарубежных долларовых запасов в товары производственного назначения для национальной экономики;
– изменение денежно-кредитной политики, а также платежно-расчетного механизма в пользу безналичных расчетов в целях тесной увязки всех элементов рыночных товарно-денежных отношений;
– стимулирование экспертной продукции, в том числе вооружения, и проведение разумной протекционной политики.
Главная цель антиинфляционной политики – сделать инфляцию управляемой и ослабить ее негативные социально-экономические последствия.
Основной формой стабилизации денежной системы является антиинфляционная политика государства с помощью:
1) денежной реформы;
2) государственного регулирования инфляционного процесса.
Денежная реформа – полное или частичное преобразование денежной системы, проводимое государством с целью упорядочения и укрепления денежного обращения.
Осуществляется она различными методами (нули-фикация, реставрация, девальвация, деноминация) в зависимости от экономического положения страны, степени обесценения денег, политики государства путем принятия единовременного законодательного акта.
Государственное регулирование инфляционного процесса означает комплекс государственных мер, направленных на ограничение роста цен и стабилизацию денежной системы путем:
1) дефляционной политики;
2) политики доходов.
Дефляционная политика предусматривает регулирование денежного спроса через денежно-кредитный и налоговый механизм путем снижения государственных расходов, повышения процентных ставок за кредит, усиления налогового бремени, ограничения денежной массы. Эта политика в целом ведет к замедлению экономического роста.
Политика доходов предполагает параллельный контроль за ценами и оплатой труда путем полного их замораживания или установления предела их роста. Ее осуществление может вызвать социальные противоречия.
Российская инфляция отличается своеобразием, что обусловлено условиями ее развития в связи со специфическими причинами, которые слабо реагируют на приводимую государством денежно-кредитную политику. Для стабилизации денежной системы и осуществления эффективной антиинфляционной политики государству необходимы:
– оздоровление экономики в целом, преодоление спада инвестиционной активности и обеспечение приемлемых темпов роста производства;
– разработка и осуществление государственной экономической стратегии, способствующей становлению конкурентоспособного, высокотехнологического и наукоемкого производства;
– усиление стимулов производственного накопления у предпринимателей и населения;
– изменение структуры производственных фондов в целях расширения производства товаров народного потребления;
– стимулирование кредитной инвестиционной деятельности банков;
– совершенствование налоговой системы, обращая особое внимание на регулирующую роль налогов;
– формирование и развитие единого общероссийского рынка товаров, кредита, валюты, земли, труда и т. д.;
– восстановление государственных структур управления и контроля за ценами, доходами, распределением материальных и финансовых ресурсов при сохранении свободных рыночных цен;
– создание условий для превращения зарубежных долларовых запасов в товары производственного назначения для национальной экономики;
– изменение денежно-кредитной политики, а также платежно-расчетного механизма в пользу безналичных расчетов в целях тесной увязки всех элементов рыночных товарно-денежных отношений;
– стимулирование экспертной продукции, в том числе вооружения, и проведение разумной протекционной политики.