35. СУЩНОСТЬ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ И ПРИНЦИПЫ ЕЕ ПОСТРОЕНИЯ
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90
Налоговая система – совокупность существующих в данный момент в конкретном государстве существенныхусловий налогообложения. К последним относятся:
– принципы, формы и методы установления, изменения, отмены, уплаты налогов;
– виды налогов;
– права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников налоговых отношений;
– формы и методы налогового контроля;
– ответственность участников налоговых отношений;
– способы защиты прав и интересов налогоплательщиков.
В Российской Федерации устанавливаются федеральные, региональные и местные налоги.
Федеральные налоги устанавливаются Налоговым кодексом РФ и зачисляются в федеральный бюджет или федеральные внебюджетные фонды. Норматив распределения федеральных налогов между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Федерации и местными бюджетами определяется в соответствии с законом о федеральном бюджете. Установление новых федеральных налогов, отмена действующего налога и внесение изменений в действующие федеральные налоги осуществляются исключительно принятием федерального закона о внесении изменений в Налоговый кодекс. Введение в действие региональных местных налогов, внесение изменений в существующие или прежние действия ранее введенных налогов осуществляются органами законодательной власти субъектов Федерации и представительными органами местного самоуправления. Региональные налоги зачисляются в региональные бюджеты, местные налоги – в местные бюджеты.
К организационным принципам действующей российской налоговой системы относятся положения, в соответствии с которыми осуществляются ее построение и структурное взаимодействие. Кроме того, организационные принципы налоговой системы обусловливают основные направления ее развития и управления.
Данные принципы закреплены преимущественно в Конституции РФ и Налоговом кодексе РФ.
В настоящее время налоговой системе России соответствуют следующие организационные принципы.
Принцип единства налоговой системы. Единство налоговой системы закреплено в ряде статей Конституции РФ, согласно которой Правительство РФ обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики.
Принцип подвижности (пластичности). Этот принцип гласит, что налог и некоторые налоговые механизмы могут быть оперативно изменены в сторону уменьшения или увеличения налогового бремени в соответствии с объективными нуждами и возможностями государства.
Принцип стабильности. Согласно принципу стабильности налоговая система должна действовать в течение ряда лет вплоть до налоговой реформы. При этом налоговая реформа должна проводиться только в исключительных случаях и в строго определенном порядке.
Принцип множественности налогов. Данный принцип включает несколько аспектов, важнейшим из которых выступает то, что налоговая система государства должна быть основана на совокупности дифференцированных налогов и объектов обложения. Комбинации различных налогов и облагаемых объектов должны образовывать такую систему, которая отвечала бы требованию перераспределения налогового бремени по плательщикам.
Принцип исчерпывающего перечня налогов.
Единое экономическое пространство России предопределяет политику государства на унификацию налоговых изъятий.
Налоговая система – совокупность существующих в данный момент в конкретном государстве существенныхусловий налогообложения. К последним относятся:
– принципы, формы и методы установления, изменения, отмены, уплаты налогов;
– виды налогов;
– права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников налоговых отношений;
– формы и методы налогового контроля;
– ответственность участников налоговых отношений;
– способы защиты прав и интересов налогоплательщиков.
В Российской Федерации устанавливаются федеральные, региональные и местные налоги.
Федеральные налоги устанавливаются Налоговым кодексом РФ и зачисляются в федеральный бюджет или федеральные внебюджетные фонды. Норматив распределения федеральных налогов между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Федерации и местными бюджетами определяется в соответствии с законом о федеральном бюджете. Установление новых федеральных налогов, отмена действующего налога и внесение изменений в действующие федеральные налоги осуществляются исключительно принятием федерального закона о внесении изменений в Налоговый кодекс. Введение в действие региональных местных налогов, внесение изменений в существующие или прежние действия ранее введенных налогов осуществляются органами законодательной власти субъектов Федерации и представительными органами местного самоуправления. Региональные налоги зачисляются в региональные бюджеты, местные налоги – в местные бюджеты.
К организационным принципам действующей российской налоговой системы относятся положения, в соответствии с которыми осуществляются ее построение и структурное взаимодействие. Кроме того, организационные принципы налоговой системы обусловливают основные направления ее развития и управления.
Данные принципы закреплены преимущественно в Конституции РФ и Налоговом кодексе РФ.
В настоящее время налоговой системе России соответствуют следующие организационные принципы.
Принцип единства налоговой системы. Единство налоговой системы закреплено в ряде статей Конституции РФ, согласно которой Правительство РФ обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики.
Принцип подвижности (пластичности). Этот принцип гласит, что налог и некоторые налоговые механизмы могут быть оперативно изменены в сторону уменьшения или увеличения налогового бремени в соответствии с объективными нуждами и возможностями государства.
Принцип стабильности. Согласно принципу стабильности налоговая система должна действовать в течение ряда лет вплоть до налоговой реформы. При этом налоговая реформа должна проводиться только в исключительных случаях и в строго определенном порядке.
Принцип множественности налогов. Данный принцип включает несколько аспектов, важнейшим из которых выступает то, что налоговая система государства должна быть основана на совокупности дифференцированных налогов и объектов обложения. Комбинации различных налогов и облагаемых объектов должны образовывать такую систему, которая отвечала бы требованию перераспределения налогового бремени по плательщикам.
Принцип исчерпывающего перечня налогов.
Единое экономическое пространство России предопределяет политику государства на унификацию налоговых изъятий.