1.3.История российского рынка акций.

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 

 

В России вновь формируется цивилизованный рынок ценных бумаг.          Впервые он начал формироваться когда-то по указам ПетраI, затем он развивался в течение 200 лет, постоянно наращивая оборот капитала. Наиболее яркий период его развития связан с реформами Витте - Столыпина в конце XIX, начале ХХ века.             К началу первой мировой войны Россия занимала пятое место в мире по размеру биржевого оборота. Так, к концу 1912 года в различных государствах мира находились в обращении ценные бумаги на общую сумму 850 млрд. французских франков, из них по размерам оборота:

1. Англия

150 млрд. франков

2. США

140

3. Франция

115

4. Германия

110

5. Россия

35

6. Австро-Венгрия

26

7. Италия

18

8. Япония

16

 

За период с 1 января 1893 года общая сумма эмитированных и гарантированных государством обязательств оценивалась в 2 272 млн. руб. а к 1 января 1912 года она составила 5 782 млн. руб., обороты ценных бумаг увеличились на 154%.  Причем эти данные не учитывают акции и облигации, выпущенные банками и торгово-промышленными предприятиями, которые не имели правительственной гарантии.

И все-таки, основой рынка ценных бумаг в России были государственные долговые обязательства. Обращавшиеся на российском рынке акции и облигации делились на именные бумаги и бумаги на предъявителя. Первые появились гораздо раньше. Предъявительскими были купоны, дававшие право на получение дивидендов. Со временем рос биржевой оборот и вместе с ним спрос на предъявительские бумаги.

Государственные бумаги выпускались правительством в обоих формах. Так, первый заем 1820 года был выпущен в исключительно именных билетах, лишенных даже купонов. С 1906 года владелец предъявительских облигаций государственных займов мог заменить их на именные облигации государственных займов или так называемые удостоверения именной записи.

Акции по российскому законодательству были именными бумагами. Однако в уставах отдельных акционерных компаний делались исключения в пользу бумаг на предъявителя, которые в начале ХХ века стали самыми распространенными (см. табл.1)  А так как устав каждого акционерного общества в России был законодательным актом, то его положения имели приоритет перед положениями общего законодательства.

Таблица 1

Число компаний

 

Годы

 

 

1910

1911

1912

Общее

1811

222

320

В том числе выпускавших:

именные бумаги

предъявительские

 

 

58

 

123

 

 

75

 

147

 

 

78

 

242

 

Таким образом, преобладали предъявительские бумаги при наличии свободного выбора между бумагами того и другого типа.

Особое значение при размещении ценных бумаг имел вопрос о номинале акций.  Практика утверждения уставов российских корпораций показывает, что правительство не склонно было разрешать выпуск мелкокупюрных акций. Долгое время минимальная цена акции составляла 100 рублей.  В акционерных компаниях, учрежденных в последние годы перед революцией, преобладали номиналы в 100, 250 и 1 000 рублей.  Акции в 50 рублей были исключением, а в 25 уже совершенным раритетом.

По закону 1885 года сбор от операций с ценными бумагами составлял 5% от приносимого капиталом дохода.  От налога могли быть освобождены займы, при осуществлении которых это специально оговаривалось.  Как правило, от сборов освобождались займы, которые в значительной части или целиком заключались за границей. Такое условие, как правило, оговаривали иностранные посредники, способствовавшие заключению займа.         От сбора также освобождались вклады, внесенные в государственные сберегательные кассы, в учреждения мелкого кредита или, например. В Кустарный банк Пермского губернского земства.

Налог с капитала уплачивался в размере 15 коп. с каждых 100 рублей основного капитала предприятия, причем капитал менее 100 руб. в расчет не принимался.

 

Курс ценных бумаг и репутация российских фондов, как впрочем, и сейчас, во многом (помимо промышленно-финансового кризиса) определялась политической ситуацией.  Во время революции 1905-1907 годов курсы российских акций на иностранных биржах значительно понизились.

 Поэтому Российскому правительству приходилось прибегать к специальным мерам, чтобы повлиять на курсы российских бумаг, котировавшихся на западных рынках. Вмешательство Государственного банка в курсообразующую игру прекратилось лишь в 1908 году, когда курс займа 1906 года поднялся до выпускной цены (87-88% номинала), а затем перешел эту грань.

             В 1914 году, в связи с началом 1-й Мировой войны, рынок акций рухнул. В 1918 году большая часть акций предприятий была национализирована, но в 1921-22г.г. отечественный рынок акций возродился и успешно просуществовал (в том числе и с участием иностранного капитала) до начала 30-х годов, когда иностранный капитал снова стал уходить с отечественного рынка, а государство стало выкупать частные доли в акционерных обществах и преобразовывать их в государственные предприятия. После принятия Конституции в 1937 году в СССР остались два всесоюзных акционерных общества, а бывший акционерный сектор был представлен только паевыми фирмами в виде кооперативов и колхозов, над которыми государство имело очень сильный контроль.

 

 

 

 

В России вновь формируется цивилизованный рынок ценных бумаг.          Впервые он начал формироваться когда-то по указам ПетраI, затем он развивался в течение 200 лет, постоянно наращивая оборот капитала. Наиболее яркий период его развития связан с реформами Витте - Столыпина в конце XIX, начале ХХ века.             К началу первой мировой войны Россия занимала пятое место в мире по размеру биржевого оборота. Так, к концу 1912 года в различных государствах мира находились в обращении ценные бумаги на общую сумму 850 млрд. французских франков, из них по размерам оборота:

1. Англия

150 млрд. франков

2. США

140

3. Франция

115

4. Германия

110

5. Россия

35

6. Австро-Венгрия

26

7. Италия

18

8. Япония

16

 

За период с 1 января 1893 года общая сумма эмитированных и гарантированных государством обязательств оценивалась в 2 272 млн. руб. а к 1 января 1912 года она составила 5 782 млн. руб., обороты ценных бумаг увеличились на 154%.  Причем эти данные не учитывают акции и облигации, выпущенные банками и торгово-промышленными предприятиями, которые не имели правительственной гарантии.

И все-таки, основой рынка ценных бумаг в России были государственные долговые обязательства. Обращавшиеся на российском рынке акции и облигации делились на именные бумаги и бумаги на предъявителя. Первые появились гораздо раньше. Предъявительскими были купоны, дававшие право на получение дивидендов. Со временем рос биржевой оборот и вместе с ним спрос на предъявительские бумаги.

Государственные бумаги выпускались правительством в обоих формах. Так, первый заем 1820 года был выпущен в исключительно именных билетах, лишенных даже купонов. С 1906 года владелец предъявительских облигаций государственных займов мог заменить их на именные облигации государственных займов или так называемые удостоверения именной записи.

Акции по российскому законодательству были именными бумагами. Однако в уставах отдельных акционерных компаний делались исключения в пользу бумаг на предъявителя, которые в начале ХХ века стали самыми распространенными (см. табл.1)  А так как устав каждого акционерного общества в России был законодательным актом, то его положения имели приоритет перед положениями общего законодательства.

Таблица 1

Число компаний

 

Годы

 

 

1910

1911

1912

Общее

1811

222

320

В том числе выпускавших:

именные бумаги

предъявительские

 

 

58

 

123

 

 

75

 

147

 

 

78

 

242

 

Таким образом, преобладали предъявительские бумаги при наличии свободного выбора между бумагами того и другого типа.

Особое значение при размещении ценных бумаг имел вопрос о номинале акций.  Практика утверждения уставов российских корпораций показывает, что правительство не склонно было разрешать выпуск мелкокупюрных акций. Долгое время минимальная цена акции составляла 100 рублей.  В акционерных компаниях, учрежденных в последние годы перед революцией, преобладали номиналы в 100, 250 и 1 000 рублей.  Акции в 50 рублей были исключением, а в 25 уже совершенным раритетом.

По закону 1885 года сбор от операций с ценными бумагами составлял 5% от приносимого капиталом дохода.  От налога могли быть освобождены займы, при осуществлении которых это специально оговаривалось.  Как правило, от сборов освобождались займы, которые в значительной части или целиком заключались за границей. Такое условие, как правило, оговаривали иностранные посредники, способствовавшие заключению займа.         От сбора также освобождались вклады, внесенные в государственные сберегательные кассы, в учреждения мелкого кредита или, например. В Кустарный банк Пермского губернского земства.

Налог с капитала уплачивался в размере 15 коп. с каждых 100 рублей основного капитала предприятия, причем капитал менее 100 руб. в расчет не принимался.

 

Курс ценных бумаг и репутация российских фондов, как впрочем, и сейчас, во многом (помимо промышленно-финансового кризиса) определялась политической ситуацией.  Во время революции 1905-1907 годов курсы российских акций на иностранных биржах значительно понизились.

 Поэтому Российскому правительству приходилось прибегать к специальным мерам, чтобы повлиять на курсы российских бумаг, котировавшихся на западных рынках. Вмешательство Государственного банка в курсообразующую игру прекратилось лишь в 1908 году, когда курс займа 1906 года поднялся до выпускной цены (87-88% номинала), а затем перешел эту грань.

             В 1914 году, в связи с началом 1-й Мировой войны, рынок акций рухнул. В 1918 году большая часть акций предприятий была национализирована, но в 1921-22г.г. отечественный рынок акций возродился и успешно просуществовал (в том числе и с участием иностранного капитала) до начала 30-х годов, когда иностранный капитал снова стал уходить с отечественного рынка, а государство стало выкупать частные доли в акционерных обществах и преобразовывать их в государственные предприятия. После принятия Конституции в 1937 году в СССР остались два всесоюзных акционерных общества, а бывший акционерный сектор был представлен только паевыми фирмами в виде кооперативов и колхозов, над которыми государство имело очень сильный контроль.