1.4. Акции в современной России

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 

 

В современной России рынок ценных бумаг находится на перекрестке противоречивых интересов и трудно совместимых целей различных участников экономической деятельности: предприятий и  государственных органов, экспортеров, импортеров, банков, иностранных инвесторов, населения и т.д.

О недостаточной эффективности и неупорядоченности мер государственных органов по управлению отношениями на этом рынке свидетельствует целый ряд негативных процессов. Рынок находится в нестабильном положении, хотя бы потому, что не вышел из фазы формирования, в условиях экономики, носящей переходный характер и находящейся  в  состоянии глубокого кризиса.  В такой ситуации любые существенные события,  воплощающие заметные экономические и политические изменения ("черный вторник" 11 октября 1994г. или “черный понедельник 17.08.1998г. и др.), автоматически приводят к дестабилизации и обесценению ценных бумаг и главным образом корпоративных акций. В свое время негативную  роль  сыграли также скандалы с АО “МММ”, “Русским Домом Селенга”, “Хопром-Инвестом”, “Русской недвижимостью” и другими дутыми компаниями. Неустойчивы  многие российские коммерческие банки (особенно после августа 1998г).

Вследствие данных обстоятельств население страны не питает доверия к финансовому рынку. Из-за общей криминализации  экономики, несовершенства  законов о рынке ценных бумаг и других негативных явлениях россияне не следуют принципам рыночной экономики,  и не вкладывают свои сбережения в акции,  облигации и другие источники устойчивого дохода,  т.е.  не стремятся к рублевым формам сбережений,  поскольку не верят в свою национальную валюту, предпочитая ей, в основ ном, доллары США.

Управление движением средств на рынке ценных бумаг требует анализа многих аспектов экономической деятельности.

Традиционными ориентирами действий государственных органов  по управлению рынком ценных бумаг выступают: уровень и динамика курса национальной денежной единицы; структура и сальдо внешнеторгового баланса; состояние  основных  сегментов  финансового рынка,  прежде всего движение капиталов;  борьба с отмыванием денег,  неуплатой налогов и т.д. Но каждый из вышеупомянутых ориентиров, как правило, не используется как самоцель.

             Уровень текущих котировок основных, в том числе и корпоративных, ценных бумаг внутри страны является тем ключевым  фактором,  который, наряду с валютным курсом и показателями ВВП связывает экономику страны с остальным миром. Применительно к акциям различают два вида текущих котировок:  номинальные и реальные.  Номинальный курс это провозглашенная цена акций.  Реальный - относительная (чаще средневзвешенная) цена в ходе биржевых сессий.

В практике используемых странами рыночной экономики систем регулирования на рынке ценных бумаг можно найти самые разнообразные сочетания различных инструментов и целей воздействия на рынок.

      Схемы действий государственных органов находятся  в  диапазоне между двумя крайними режимами: это система фиксированных курсов акций (чаще для госсектора в экономике и корпораций с преимущественной долей активов государства) и режим свободного их котирования на бирже.

      Режим фиксированных курсов.  Основная идея такого регулирования заключается в проведении политики курсообразования,  не допускающей отклонение от  заранее  выбранных  приоритетов,  которая  обеспечивается  ограничениями  по операциям физических и юридических лиц,  т.е. государство жестко фиксирует курсы акций своих предприятий. В данном случае Правительство должно располагать адекватными резервами средств для смягчения колебаний на рынке ценных бумаг.

 

Применение конкретной схемы регулирования связано с состоянием внутриэкономического развития. Основными причинами использования режима фиксированного курса является кризис экономики или отсталость национального хозяйства от мировых критериев ценообразования  и  качества производимых товаров и услуг.  Свобода рыночных сил на финансовых рынках,  связанная с использованием режима свободного котирования, оказывает благотворное  воздействие  на национальное хозяйство,  как правило, на фоне сильных позиций страны на внешних рынках,  выраженных в высокой доле в мировом экспорте.

     Следует заметить,  что на практике эти крайности редко встречаются в чистом виде.  В большинстве случаев для стран с рыночной экономикой имеет место быть система управляемых котировок, т.е. гибкие курсы с частичным вмешательством государства.

 

В 50-60-е годы в промышленно развитых странах стала развиваться разновидность  системы фиксированных курсов ценных бумаг – долларовый стандарт.

      При этом стандарте корпорации и правительства фиксировали стоимость акций в долларах.  Доллар использовали в качестве ключевой валюты, а к США относились как к стране ключевой валюты.

      Переход к управляемому котированию в промышленно развитых странах произошел после 1973г. При этой системе курс акций является плавающим, но государство  проводит  интервенции,  пытаясь  компенсировать последствия переливов акционерного капитала,  посредством покупки и продажи акций национальных предприятий.

 

Относительная либерализация рынка акций, в сочетании с внутренней конвертируемостью рубля соответствует общей линии на “разгосударствление" экономики и внешнеэкономических связей,  на интеграцию России в мировую экономику. Значительная открытость российского рынка для импорта товаров и экспорта капитала означает усиление иностранной конкуренции,  которая может подтолкнуть внутренних производителей к большей эффективности.  Немаловажно и то,  что российский потребитель, традиционно жестоко ограниченный в доступе к зарубежным товарам и услугам теперь имеет широкую возможность выбора. Между тем такая возможность представляет важнейшее социальное преимущество рыночной  экономики.  В  его  достижении сыграл  определенную роль "плавающий" курс рубля;  он был фактически неизбежен в условиях инфляции последних четырех - пяти лет и закономерно выступил орудием сближения внутренних цен с мировыми, устранения имевшихся в советской экономики  огромных  искажений  структуры цен. Это, с одной стороны.

     С другой стороны, преобразованный режим инвестиций и присущий ему порядок установления курса акций,  в значительной  степени  способствовали  "долларизации"  российской экономики,  бегству капиталов за границу,  наплыву низкосортных и низкопробных импортных товаров и т.д.

 

     Российский режим акционирования предприятий через их приватизацию,  сложившийся 1991-1992гг., был в основном одобрен Международным валютным фондом в качестве составляющей в экономических реформах рыночного типа. МВФ рассматривал его как этап на пути введения формальной “конвертируемости” российских корпоративных акций в рамках неинфляционной экономики.

Понижение курса рубля способствовало поддержанию российского экспорта,  что могло несколько ограничить  претензии России  на срочную финансовую помощь от МВФ и других западных кредиторов, и это также было для них положительным элементом. Однако масштабы российской инфляции далеко превзошли все расчеты Правительства РФ и МВФ. Падение рубля стало не средством обеспечения жизненно необходимого для  России  экспорта промышленных товаров,  а способом обогащения отдельных структур.

Иллюстрацией данного положения будет приложение 1.      В качестве исходных использовались данные журнала “Эксперт” № 49 за 1996 г. и № 2 - 11 за 1997 г.

 

             Подъема рынка не было. В конце 1996 года надежды брокеров на всплеск инвестиционной активности не оправдались. Отчасти это было обусловлено тем, что Государственная Дума не приняла бюджет на 1997 г. в первом  чтении.  В начале же 1997 г. на отечественном фондовом рынке были зафиксированы рекордные объемы торговли.

             На протяжении всего января 1997 г. рынок продолжал расти стремительными темпами - росли как котировки почти всех акций что, правда, обуславливалось отчасти спекулятивным характером их предложения, (на 20 - 25%), так и торговые обороты.

             В конце января - начале февраля объемы торговли несколько снизились, но все же держались на достаточно высоком уровне.           Обозреватели "Эксперта" связывали это с переключением западных инвесторов на акции “второго эшелона”      В середине февраля рынок вновь оживился - наиболее сильно подорожали акции РАО “ЕЭС России” - и акции “Мосэнерго” на 25% .             На активизации торговли благотворно отразилось и то, что с февраля 1997 г. международная финансовая корпорация начала рассчитывать фондовый индекс России. 

             В начале марта объемы торговли снизились примерно на 20 % - при этом наиболее ликвидные акции не выдержали того темпа, который они демонстрировали в предыдущие месяцы.         

В середине марта наблюдался всплеск инвестиционной активности - он был спровоцирован отечественными инвесторами, которые таким образом продемонстрировали свое отношение к перестановкам в правительстве и к назначению А. Чубайса первым вице-премьером.      Однако этот рост был кратковременным и до конца марта котировки наиболее ликвидных акций продолжали медленно снижаться, а с падением цен снижались и обороты торговли .

На фоне такого “перегрева” на фондовом рынке, дополнительным стимулом для изъятия капиталов с рынка “голубых фишек” и вклада их в ГКО, как для отечественных, так и для иностранных инвесторов в особенности, стали известия о готовящемся бюджетном секвестре и новых мерах правительства по повышению собираемости налогов.

 

И, наконец, в последние месяцы, под влиянием глубочайшей структурной депрессии не только российского финансового рынка, но всей экономики, что выразилось даже в дальнейшем сокращении ВВП, рынок российских ценных бумаг практически перестал существовать.  Как средство управления капиталом, и средство привлечения инвестиций акции способны сейчас отчасти выполнять свою роль только в наиболее ликвидных отраслях российской экономики, прежде всего в ТЭК и пищевой промышленности. При этом процессы биржевого котирования подавляющего большинства акций все равно не происходят в системе рыночных котировок на национальных фондовых рынках, а в случае осуществления пакетного инвестирования в АО, определяются под цели инвестиционного проекта договорным путем.

 

 

 

В современной России рынок ценных бумаг находится на перекрестке противоречивых интересов и трудно совместимых целей различных участников экономической деятельности: предприятий и  государственных органов, экспортеров, импортеров, банков, иностранных инвесторов, населения и т.д.

О недостаточной эффективности и неупорядоченности мер государственных органов по управлению отношениями на этом рынке свидетельствует целый ряд негативных процессов. Рынок находится в нестабильном положении, хотя бы потому, что не вышел из фазы формирования, в условиях экономики, носящей переходный характер и находящейся  в  состоянии глубокого кризиса.  В такой ситуации любые существенные события,  воплощающие заметные экономические и политические изменения ("черный вторник" 11 октября 1994г. или “черный понедельник 17.08.1998г. и др.), автоматически приводят к дестабилизации и обесценению ценных бумаг и главным образом корпоративных акций. В свое время негативную  роль  сыграли также скандалы с АО “МММ”, “Русским Домом Селенга”, “Хопром-Инвестом”, “Русской недвижимостью” и другими дутыми компаниями. Неустойчивы  многие российские коммерческие банки (особенно после августа 1998г).

Вследствие данных обстоятельств население страны не питает доверия к финансовому рынку. Из-за общей криминализации  экономики, несовершенства  законов о рынке ценных бумаг и других негативных явлениях россияне не следуют принципам рыночной экономики,  и не вкладывают свои сбережения в акции,  облигации и другие источники устойчивого дохода,  т.е.  не стремятся к рублевым формам сбережений,  поскольку не верят в свою национальную валюту, предпочитая ей, в основ ном, доллары США.

Управление движением средств на рынке ценных бумаг требует анализа многих аспектов экономической деятельности.

Традиционными ориентирами действий государственных органов  по управлению рынком ценных бумаг выступают: уровень и динамика курса национальной денежной единицы; структура и сальдо внешнеторгового баланса; состояние  основных  сегментов  финансового рынка,  прежде всего движение капиталов;  борьба с отмыванием денег,  неуплатой налогов и т.д. Но каждый из вышеупомянутых ориентиров, как правило, не используется как самоцель.

             Уровень текущих котировок основных, в том числе и корпоративных, ценных бумаг внутри страны является тем ключевым  фактором,  который, наряду с валютным курсом и показателями ВВП связывает экономику страны с остальным миром. Применительно к акциям различают два вида текущих котировок:  номинальные и реальные.  Номинальный курс это провозглашенная цена акций.  Реальный - относительная (чаще средневзвешенная) цена в ходе биржевых сессий.

В практике используемых странами рыночной экономики систем регулирования на рынке ценных бумаг можно найти самые разнообразные сочетания различных инструментов и целей воздействия на рынок.

      Схемы действий государственных органов находятся  в  диапазоне между двумя крайними режимами: это система фиксированных курсов акций (чаще для госсектора в экономике и корпораций с преимущественной долей активов государства) и режим свободного их котирования на бирже.

      Режим фиксированных курсов.  Основная идея такого регулирования заключается в проведении политики курсообразования,  не допускающей отклонение от  заранее  выбранных  приоритетов,  которая  обеспечивается  ограничениями  по операциям физических и юридических лиц,  т.е. государство жестко фиксирует курсы акций своих предприятий. В данном случае Правительство должно располагать адекватными резервами средств для смягчения колебаний на рынке ценных бумаг.

 

Применение конкретной схемы регулирования связано с состоянием внутриэкономического развития. Основными причинами использования режима фиксированного курса является кризис экономики или отсталость национального хозяйства от мировых критериев ценообразования  и  качества производимых товаров и услуг.  Свобода рыночных сил на финансовых рынках,  связанная с использованием режима свободного котирования, оказывает благотворное  воздействие  на национальное хозяйство,  как правило, на фоне сильных позиций страны на внешних рынках,  выраженных в высокой доле в мировом экспорте.

     Следует заметить,  что на практике эти крайности редко встречаются в чистом виде.  В большинстве случаев для стран с рыночной экономикой имеет место быть система управляемых котировок, т.е. гибкие курсы с частичным вмешательством государства.

 

В 50-60-е годы в промышленно развитых странах стала развиваться разновидность  системы фиксированных курсов ценных бумаг – долларовый стандарт.

      При этом стандарте корпорации и правительства фиксировали стоимость акций в долларах.  Доллар использовали в качестве ключевой валюты, а к США относились как к стране ключевой валюты.

      Переход к управляемому котированию в промышленно развитых странах произошел после 1973г. При этой системе курс акций является плавающим, но государство  проводит  интервенции,  пытаясь  компенсировать последствия переливов акционерного капитала,  посредством покупки и продажи акций национальных предприятий.

 

Относительная либерализация рынка акций, в сочетании с внутренней конвертируемостью рубля соответствует общей линии на “разгосударствление" экономики и внешнеэкономических связей,  на интеграцию России в мировую экономику. Значительная открытость российского рынка для импорта товаров и экспорта капитала означает усиление иностранной конкуренции,  которая может подтолкнуть внутренних производителей к большей эффективности.  Немаловажно и то,  что российский потребитель, традиционно жестоко ограниченный в доступе к зарубежным товарам и услугам теперь имеет широкую возможность выбора. Между тем такая возможность представляет важнейшее социальное преимущество рыночной  экономики.  В  его  достижении сыграл  определенную роль "плавающий" курс рубля;  он был фактически неизбежен в условиях инфляции последних четырех - пяти лет и закономерно выступил орудием сближения внутренних цен с мировыми, устранения имевшихся в советской экономики  огромных  искажений  структуры цен. Это, с одной стороны.

     С другой стороны, преобразованный режим инвестиций и присущий ему порядок установления курса акций,  в значительной  степени  способствовали  "долларизации"  российской экономики,  бегству капиталов за границу,  наплыву низкосортных и низкопробных импортных товаров и т.д.

 

     Российский режим акционирования предприятий через их приватизацию,  сложившийся 1991-1992гг., был в основном одобрен Международным валютным фондом в качестве составляющей в экономических реформах рыночного типа. МВФ рассматривал его как этап на пути введения формальной “конвертируемости” российских корпоративных акций в рамках неинфляционной экономики.

Понижение курса рубля способствовало поддержанию российского экспорта,  что могло несколько ограничить  претензии России  на срочную финансовую помощь от МВФ и других западных кредиторов, и это также было для них положительным элементом. Однако масштабы российской инфляции далеко превзошли все расчеты Правительства РФ и МВФ. Падение рубля стало не средством обеспечения жизненно необходимого для  России  экспорта промышленных товаров,  а способом обогащения отдельных структур.

Иллюстрацией данного положения будет приложение 1.      В качестве исходных использовались данные журнала “Эксперт” № 49 за 1996 г. и № 2 - 11 за 1997 г.

 

             Подъема рынка не было. В конце 1996 года надежды брокеров на всплеск инвестиционной активности не оправдались. Отчасти это было обусловлено тем, что Государственная Дума не приняла бюджет на 1997 г. в первом  чтении.  В начале же 1997 г. на отечественном фондовом рынке были зафиксированы рекордные объемы торговли.

             На протяжении всего января 1997 г. рынок продолжал расти стремительными темпами - росли как котировки почти всех акций что, правда, обуславливалось отчасти спекулятивным характером их предложения, (на 20 - 25%), так и торговые обороты.

             В конце января - начале февраля объемы торговли несколько снизились, но все же держались на достаточно высоком уровне.           Обозреватели "Эксперта" связывали это с переключением западных инвесторов на акции “второго эшелона”      В середине февраля рынок вновь оживился - наиболее сильно подорожали акции РАО “ЕЭС России” - и акции “Мосэнерго” на 25% .             На активизации торговли благотворно отразилось и то, что с февраля 1997 г. международная финансовая корпорация начала рассчитывать фондовый индекс России. 

             В начале марта объемы торговли снизились примерно на 20 % - при этом наиболее ликвидные акции не выдержали того темпа, который они демонстрировали в предыдущие месяцы.         

В середине марта наблюдался всплеск инвестиционной активности - он был спровоцирован отечественными инвесторами, которые таким образом продемонстрировали свое отношение к перестановкам в правительстве и к назначению А. Чубайса первым вице-премьером.      Однако этот рост был кратковременным и до конца марта котировки наиболее ликвидных акций продолжали медленно снижаться, а с падением цен снижались и обороты торговли .

На фоне такого “перегрева” на фондовом рынке, дополнительным стимулом для изъятия капиталов с рынка “голубых фишек” и вклада их в ГКО, как для отечественных, так и для иностранных инвесторов в особенности, стали известия о готовящемся бюджетном секвестре и новых мерах правительства по повышению собираемости налогов.

 

И, наконец, в последние месяцы, под влиянием глубочайшей структурной депрессии не только российского финансового рынка, но всей экономики, что выразилось даже в дальнейшем сокращении ВВП, рынок российских ценных бумаг практически перестал существовать.  Как средство управления капиталом, и средство привлечения инвестиций акции способны сейчас отчасти выполнять свою роль только в наиболее ликвидных отраслях российской экономики, прежде всего в ТЭК и пищевой промышленности. При этом процессы биржевого котирования подавляющего большинства акций все равно не происходят в системе рыночных котировок на национальных фондовых рынках, а в случае осуществления пакетного инвестирования в АО, определяются под цели инвестиционного проекта договорным путем.