1.4. Акции в современной России
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617
В современной России рынок ценных бумаг находится на перекрестке противоречивых интересов и трудно совместимых целей различных участников экономической деятельности: предприятий и государственных органов, экспортеров, импортеров, банков, иностранных инвесторов, населения и т.д.
О недостаточной эффективности и неупорядоченности мер государственных органов по управлению отношениями на этом рынке свидетельствует целый ряд негативных процессов. Рынок находится в нестабильном положении, хотя бы потому, что не вышел из фазы формирования, в условиях экономики, носящей переходный характер и находящейся в состоянии глубокого кризиса. В такой ситуации любые существенные события, воплощающие заметные экономические и политические изменения ("черный вторник" 11 октября 1994г. или “черный понедельник 17.08.1998г. и др.), автоматически приводят к дестабилизации и обесценению ценных бумаг и главным образом корпоративных акций. В свое время негативную роль сыграли также скандалы с АО “МММ”, “Русским Домом Селенга”, “Хопром-Инвестом”, “Русской недвижимостью” и другими дутыми компаниями. Неустойчивы многие российские коммерческие банки (особенно после августа 1998г).
Вследствие данных обстоятельств население страны не питает доверия к финансовому рынку. Из-за общей криминализации экономики, несовершенства законов о рынке ценных бумаг и других негативных явлениях россияне не следуют принципам рыночной экономики, и не вкладывают свои сбережения в акции, облигации и другие источники устойчивого дохода, т.е. не стремятся к рублевым формам сбережений, поскольку не верят в свою национальную валюту, предпочитая ей, в основ ном, доллары США.
Управление движением средств на рынке ценных бумаг требует анализа многих аспектов экономической деятельности.
Традиционными ориентирами действий государственных органов по управлению рынком ценных бумаг выступают: уровень и динамика курса национальной денежной единицы; структура и сальдо внешнеторгового баланса; состояние основных сегментов финансового рынка, прежде всего движение капиталов; борьба с отмыванием денег, неуплатой налогов и т.д. Но каждый из вышеупомянутых ориентиров, как правило, не используется как самоцель.
Уровень текущих котировок основных, в том числе и корпоративных, ценных бумаг внутри страны является тем ключевым фактором, который, наряду с валютным курсом и показателями ВВП связывает экономику страны с остальным миром. Применительно к акциям различают два вида текущих котировок: номинальные и реальные. Номинальный курс это провозглашенная цена акций. Реальный - относительная (чаще средневзвешенная) цена в ходе биржевых сессий.
В практике используемых странами рыночной экономики систем регулирования на рынке ценных бумаг можно найти самые разнообразные сочетания различных инструментов и целей воздействия на рынок.
Схемы действий государственных органов находятся в диапазоне между двумя крайними режимами: это система фиксированных курсов акций (чаще для госсектора в экономике и корпораций с преимущественной долей активов государства) и режим свободного их котирования на бирже.
Режим фиксированных курсов. Основная идея такого регулирования заключается в проведении политики курсообразования, не допускающей отклонение от заранее выбранных приоритетов, которая обеспечивается ограничениями по операциям физических и юридических лиц, т.е. государство жестко фиксирует курсы акций своих предприятий. В данном случае Правительство должно располагать адекватными резервами средств для смягчения колебаний на рынке ценных бумаг.
Применение конкретной схемы регулирования связано с состоянием внутриэкономического развития. Основными причинами использования режима фиксированного курса является кризис экономики или отсталость национального хозяйства от мировых критериев ценообразования и качества производимых товаров и услуг. Свобода рыночных сил на финансовых рынках, связанная с использованием режима свободного котирования, оказывает благотворное воздействие на национальное хозяйство, как правило, на фоне сильных позиций страны на внешних рынках, выраженных в высокой доле в мировом экспорте.
Следует заметить, что на практике эти крайности редко встречаются в чистом виде. В большинстве случаев для стран с рыночной экономикой имеет место быть система управляемых котировок, т.е. гибкие курсы с частичным вмешательством государства.
В 50-60-е годы в промышленно развитых странах стала развиваться разновидность системы фиксированных курсов ценных бумаг – долларовый стандарт.
При этом стандарте корпорации и правительства фиксировали стоимость акций в долларах. Доллар использовали в качестве ключевой валюты, а к США относились как к стране ключевой валюты.
Переход к управляемому котированию в промышленно развитых странах произошел после 1973г. При этой системе курс акций является плавающим, но государство проводит интервенции, пытаясь компенсировать последствия переливов акционерного капитала, посредством покупки и продажи акций национальных предприятий.
Относительная либерализация рынка акций, в сочетании с внутренней конвертируемостью рубля соответствует общей линии на “разгосударствление" экономики и внешнеэкономических связей, на интеграцию России в мировую экономику. Значительная открытость российского рынка для импорта товаров и экспорта капитала означает усиление иностранной конкуренции, которая может подтолкнуть внутренних производителей к большей эффективности. Немаловажно и то, что российский потребитель, традиционно жестоко ограниченный в доступе к зарубежным товарам и услугам теперь имеет широкую возможность выбора. Между тем такая возможность представляет важнейшее социальное преимущество рыночной экономики. В его достижении сыграл определенную роль "плавающий" курс рубля; он был фактически неизбежен в условиях инфляции последних четырех - пяти лет и закономерно выступил орудием сближения внутренних цен с мировыми, устранения имевшихся в советской экономики огромных искажений структуры цен. Это, с одной стороны.
С другой стороны, преобразованный режим инвестиций и присущий ему порядок установления курса акций, в значительной степени способствовали "долларизации" российской экономики, бегству капиталов за границу, наплыву низкосортных и низкопробных импортных товаров и т.д.
Российский режим акционирования предприятий через их приватизацию, сложившийся 1991-1992гг., был в основном одобрен Международным валютным фондом в качестве составляющей в экономических реформах рыночного типа. МВФ рассматривал его как этап на пути введения формальной “конвертируемости” российских корпоративных акций в рамках неинфляционной экономики.
Понижение курса рубля способствовало поддержанию российского экспорта, что могло несколько ограничить претензии России на срочную финансовую помощь от МВФ и других западных кредиторов, и это также было для них положительным элементом. Однако масштабы российской инфляции далеко превзошли все расчеты Правительства РФ и МВФ. Падение рубля стало не средством обеспечения жизненно необходимого для России экспорта промышленных товаров, а способом обогащения отдельных структур.
Иллюстрацией данного положения будет приложение 1. В качестве исходных использовались данные журнала “Эксперт” № 49 за 1996 г. и № 2 - 11 за 1997 г.
Подъема рынка не было. В конце 1996 года надежды брокеров на всплеск инвестиционной активности не оправдались. Отчасти это было обусловлено тем, что Государственная Дума не приняла бюджет на 1997 г. в первом чтении. В начале же 1997 г. на отечественном фондовом рынке были зафиксированы рекордные объемы торговли.
На протяжении всего января 1997 г. рынок продолжал расти стремительными темпами - росли как котировки почти всех акций что, правда, обуславливалось отчасти спекулятивным характером их предложения, (на 20 - 25%), так и торговые обороты.
В конце января - начале февраля объемы торговли несколько снизились, но все же держались на достаточно высоком уровне. Обозреватели "Эксперта" связывали это с переключением западных инвесторов на акции “второго эшелона” В середине февраля рынок вновь оживился - наиболее сильно подорожали акции РАО “ЕЭС России” - и акции “Мосэнерго” на 25% . На активизации торговли благотворно отразилось и то, что с февраля 1997 г. международная финансовая корпорация начала рассчитывать фондовый индекс России.
В начале марта объемы торговли снизились примерно на 20 % - при этом наиболее ликвидные акции не выдержали того темпа, который они демонстрировали в предыдущие месяцы.
В середине марта наблюдался всплеск инвестиционной активности - он был спровоцирован отечественными инвесторами, которые таким образом продемонстрировали свое отношение к перестановкам в правительстве и к назначению А. Чубайса первым вице-премьером. Однако этот рост был кратковременным и до конца марта котировки наиболее ликвидных акций продолжали медленно снижаться, а с падением цен снижались и обороты торговли .
На фоне такого “перегрева” на фондовом рынке, дополнительным стимулом для изъятия капиталов с рынка “голубых фишек” и вклада их в ГКО, как для отечественных, так и для иностранных инвесторов в особенности, стали известия о готовящемся бюджетном секвестре и новых мерах правительства по повышению собираемости налогов.
И, наконец, в последние месяцы, под влиянием глубочайшей структурной депрессии не только российского финансового рынка, но всей экономики, что выразилось даже в дальнейшем сокращении ВВП, рынок российских ценных бумаг практически перестал существовать. Как средство управления капиталом, и средство привлечения инвестиций акции способны сейчас отчасти выполнять свою роль только в наиболее ликвидных отраслях российской экономики, прежде всего в ТЭК и пищевой промышленности. При этом процессы биржевого котирования подавляющего большинства акций все равно не происходят в системе рыночных котировок на национальных фондовых рынках, а в случае осуществления пакетного инвестирования в АО, определяются под цели инвестиционного проекта договорным путем.
В современной России рынок ценных бумаг находится на перекрестке противоречивых интересов и трудно совместимых целей различных участников экономической деятельности: предприятий и государственных органов, экспортеров, импортеров, банков, иностранных инвесторов, населения и т.д.
О недостаточной эффективности и неупорядоченности мер государственных органов по управлению отношениями на этом рынке свидетельствует целый ряд негативных процессов. Рынок находится в нестабильном положении, хотя бы потому, что не вышел из фазы формирования, в условиях экономики, носящей переходный характер и находящейся в состоянии глубокого кризиса. В такой ситуации любые существенные события, воплощающие заметные экономические и политические изменения ("черный вторник" 11 октября 1994г. или “черный понедельник 17.08.1998г. и др.), автоматически приводят к дестабилизации и обесценению ценных бумаг и главным образом корпоративных акций. В свое время негативную роль сыграли также скандалы с АО “МММ”, “Русским Домом Селенга”, “Хопром-Инвестом”, “Русской недвижимостью” и другими дутыми компаниями. Неустойчивы многие российские коммерческие банки (особенно после августа 1998г).
Вследствие данных обстоятельств население страны не питает доверия к финансовому рынку. Из-за общей криминализации экономики, несовершенства законов о рынке ценных бумаг и других негативных явлениях россияне не следуют принципам рыночной экономики, и не вкладывают свои сбережения в акции, облигации и другие источники устойчивого дохода, т.е. не стремятся к рублевым формам сбережений, поскольку не верят в свою национальную валюту, предпочитая ей, в основ ном, доллары США.
Управление движением средств на рынке ценных бумаг требует анализа многих аспектов экономической деятельности.
Традиционными ориентирами действий государственных органов по управлению рынком ценных бумаг выступают: уровень и динамика курса национальной денежной единицы; структура и сальдо внешнеторгового баланса; состояние основных сегментов финансового рынка, прежде всего движение капиталов; борьба с отмыванием денег, неуплатой налогов и т.д. Но каждый из вышеупомянутых ориентиров, как правило, не используется как самоцель.
Уровень текущих котировок основных, в том числе и корпоративных, ценных бумаг внутри страны является тем ключевым фактором, который, наряду с валютным курсом и показателями ВВП связывает экономику страны с остальным миром. Применительно к акциям различают два вида текущих котировок: номинальные и реальные. Номинальный курс это провозглашенная цена акций. Реальный - относительная (чаще средневзвешенная) цена в ходе биржевых сессий.
В практике используемых странами рыночной экономики систем регулирования на рынке ценных бумаг можно найти самые разнообразные сочетания различных инструментов и целей воздействия на рынок.
Схемы действий государственных органов находятся в диапазоне между двумя крайними режимами: это система фиксированных курсов акций (чаще для госсектора в экономике и корпораций с преимущественной долей активов государства) и режим свободного их котирования на бирже.
Режим фиксированных курсов. Основная идея такого регулирования заключается в проведении политики курсообразования, не допускающей отклонение от заранее выбранных приоритетов, которая обеспечивается ограничениями по операциям физических и юридических лиц, т.е. государство жестко фиксирует курсы акций своих предприятий. В данном случае Правительство должно располагать адекватными резервами средств для смягчения колебаний на рынке ценных бумаг.
Применение конкретной схемы регулирования связано с состоянием внутриэкономического развития. Основными причинами использования режима фиксированного курса является кризис экономики или отсталость национального хозяйства от мировых критериев ценообразования и качества производимых товаров и услуг. Свобода рыночных сил на финансовых рынках, связанная с использованием режима свободного котирования, оказывает благотворное воздействие на национальное хозяйство, как правило, на фоне сильных позиций страны на внешних рынках, выраженных в высокой доле в мировом экспорте.
Следует заметить, что на практике эти крайности редко встречаются в чистом виде. В большинстве случаев для стран с рыночной экономикой имеет место быть система управляемых котировок, т.е. гибкие курсы с частичным вмешательством государства.
В 50-60-е годы в промышленно развитых странах стала развиваться разновидность системы фиксированных курсов ценных бумаг – долларовый стандарт.
При этом стандарте корпорации и правительства фиксировали стоимость акций в долларах. Доллар использовали в качестве ключевой валюты, а к США относились как к стране ключевой валюты.
Переход к управляемому котированию в промышленно развитых странах произошел после 1973г. При этой системе курс акций является плавающим, но государство проводит интервенции, пытаясь компенсировать последствия переливов акционерного капитала, посредством покупки и продажи акций национальных предприятий.
Относительная либерализация рынка акций, в сочетании с внутренней конвертируемостью рубля соответствует общей линии на “разгосударствление" экономики и внешнеэкономических связей, на интеграцию России в мировую экономику. Значительная открытость российского рынка для импорта товаров и экспорта капитала означает усиление иностранной конкуренции, которая может подтолкнуть внутренних производителей к большей эффективности. Немаловажно и то, что российский потребитель, традиционно жестоко ограниченный в доступе к зарубежным товарам и услугам теперь имеет широкую возможность выбора. Между тем такая возможность представляет важнейшее социальное преимущество рыночной экономики. В его достижении сыграл определенную роль "плавающий" курс рубля; он был фактически неизбежен в условиях инфляции последних четырех - пяти лет и закономерно выступил орудием сближения внутренних цен с мировыми, устранения имевшихся в советской экономики огромных искажений структуры цен. Это, с одной стороны.
С другой стороны, преобразованный режим инвестиций и присущий ему порядок установления курса акций, в значительной степени способствовали "долларизации" российской экономики, бегству капиталов за границу, наплыву низкосортных и низкопробных импортных товаров и т.д.
Российский режим акционирования предприятий через их приватизацию, сложившийся 1991-1992гг., был в основном одобрен Международным валютным фондом в качестве составляющей в экономических реформах рыночного типа. МВФ рассматривал его как этап на пути введения формальной “конвертируемости” российских корпоративных акций в рамках неинфляционной экономики.
Понижение курса рубля способствовало поддержанию российского экспорта, что могло несколько ограничить претензии России на срочную финансовую помощь от МВФ и других западных кредиторов, и это также было для них положительным элементом. Однако масштабы российской инфляции далеко превзошли все расчеты Правительства РФ и МВФ. Падение рубля стало не средством обеспечения жизненно необходимого для России экспорта промышленных товаров, а способом обогащения отдельных структур.
Иллюстрацией данного положения будет приложение 1. В качестве исходных использовались данные журнала “Эксперт” № 49 за 1996 г. и № 2 - 11 за 1997 г.
Подъема рынка не было. В конце 1996 года надежды брокеров на всплеск инвестиционной активности не оправдались. Отчасти это было обусловлено тем, что Государственная Дума не приняла бюджет на 1997 г. в первом чтении. В начале же 1997 г. на отечественном фондовом рынке были зафиксированы рекордные объемы торговли.
На протяжении всего января 1997 г. рынок продолжал расти стремительными темпами - росли как котировки почти всех акций что, правда, обуславливалось отчасти спекулятивным характером их предложения, (на 20 - 25%), так и торговые обороты.
В конце января - начале февраля объемы торговли несколько снизились, но все же держались на достаточно высоком уровне. Обозреватели "Эксперта" связывали это с переключением западных инвесторов на акции “второго эшелона” В середине февраля рынок вновь оживился - наиболее сильно подорожали акции РАО “ЕЭС России” - и акции “Мосэнерго” на 25% . На активизации торговли благотворно отразилось и то, что с февраля 1997 г. международная финансовая корпорация начала рассчитывать фондовый индекс России.
В начале марта объемы торговли снизились примерно на 20 % - при этом наиболее ликвидные акции не выдержали того темпа, который они демонстрировали в предыдущие месяцы.
В середине марта наблюдался всплеск инвестиционной активности - он был спровоцирован отечественными инвесторами, которые таким образом продемонстрировали свое отношение к перестановкам в правительстве и к назначению А. Чубайса первым вице-премьером. Однако этот рост был кратковременным и до конца марта котировки наиболее ликвидных акций продолжали медленно снижаться, а с падением цен снижались и обороты торговли .
На фоне такого “перегрева” на фондовом рынке, дополнительным стимулом для изъятия капиталов с рынка “голубых фишек” и вклада их в ГКО, как для отечественных, так и для иностранных инвесторов в особенности, стали известия о готовящемся бюджетном секвестре и новых мерах правительства по повышению собираемости налогов.
И, наконец, в последние месяцы, под влиянием глубочайшей структурной депрессии не только российского финансового рынка, но всей экономики, что выразилось даже в дальнейшем сокращении ВВП, рынок российских ценных бумаг практически перестал существовать. Как средство управления капиталом, и средство привлечения инвестиций акции способны сейчас отчасти выполнять свою роль только в наиболее ликвидных отраслях российской экономики, прежде всего в ТЭК и пищевой промышленности. При этом процессы биржевого котирования подавляющего большинства акций все равно не происходят в системе рыночных котировок на национальных фондовых рынках, а в случае осуществления пакетного инвестирования в АО, определяются под цели инвестиционного проекта договорным путем.