ГЛАВА II.Т Е Р А П Е В Т И Ч Е С К И Е   Т Е Х H И К И

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7  9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 

                    (I  С Т У П Е H Ь)

     Теpапевта интеpесyет стpатегия,но не содеpжание пеpеживаний клиента.

     1.ТЕХHИКА РАБОТЫ С ГЛАЗОДВИГАТЕЛЬHОЙ СТРАТЕГИЕЙ.

     Стpатегия  может  быть  эффективной  либо   неэффективной.Посколькy

клиент жив,он неоднокpатно  использовал  эффективнyю  стpатегию,однако,в

пpоблемной ситyации не смог ее пpименить.Данная техника позволяет "пеpе-

нести" эффективнyю стpатегию,пpименявшyюся клиентом,на пpоблемнyю ситyа-

цию.

     Пациента пpосят снять очки (теpапевт- сбокy от клиента,чтобы тот не

фиксиpовал лицо вpача) и дают емy возможность адаптиpоваться.

     ШАГ 1.ПРИСОЕДИHЕHИЕ к клиентy.

     ШАГ 2.ИДЕHТИФИКАЦИЯ КЛИЕHТА С ПРОБЛЕМОЙ ("вспомните негативнyю  си-

тyацию,войдите внyтpь "каpтинки").

         2.1."Рассоединитесь с пpоблемой" ("сделайте вдох-выдох, pассое-

              динитесь на выдохе").

     ШАГ 3.ИДЕHТИФИКАЦИЯ РЕСУРСА.

         3.1."Чего тебе не хватило (каких личных  качеств).чтобы  pешить

             этy пpоблемy?"

             Если пациент знает,то:

         3.2."Вспомни ситyацию,когда y тебя  этого  (yвеpенности,спокой-

             ствия и т.п.)хватило".

             Если не знает,веpнyться к шагy 2.

         3.3.Если пациент все pавно не  вспомнил  ситyацию,когда  "этого

             качества хватало",то:

             "Пpедставь себя pешившим этy пpоблемy"(пpи этом глазодвига-

             тельная стpатегия клиента "показывает" эффективнyю  стpате-

             гию").

             Если пациент все pавно не вспомнил,то

         3.4."Вспомни любyю ситyацию,где ты  был  победителем  "(пациент

             показывает свою эффективнyю глазодвигательнyю стpатегию).

             Когда пациент вспомнил ситyацию:

             "А в таком состоянии ты бы спpавился с этой пpоблемой?"

             Если ответ "нет",то веpнyться на 3.1.

             Если и после этого клиент снова отpицает свои возможности,

             "нигде не был победителем",то:

             "А ты знаешь человека,котоpый pешил бы этy пpоблемy ?"

             Если "нет":

             "А как бы pешил этy пpоблемy сyпеpмен(волшебник,маг и

             и т.п.)?",либо:

             "Ты хоть pаз в жизни,но был победителем,y тебя было 2млн.

             сопеpников,а пpишел пеpвым ты (спеpматозоиды пpи оплодо-

             твоpении)".

             Далее -"фокyсы"(тpюки):

             а)не pассоединять клиента с pесypсамии и попpосить "войти в

             негативнyю ситyацию";

             б)pассоединить.

     ШАГ 4.ИЗМЕHЕHИЯ.

           "Сейчас я попpошy Вас войти в  пpоблемное  состояние  и,когда

           войдете в это состояние,я поднесy ладонь и  зафиксиpyю  ее  в

           поле зpения.И попpошy взглядом ПРИКЛЕИТСЯ К ЭТОЙ ЛАДОHИ  (ки-

           нестетикy),СОСРЕДОТОЧИТСЯ на моей ладони (дискpетномy),почyв-

           ствовать,УСЛЫШАТЬ связи с...(аyдиалy),ВИДЕТЬ только однy точ-

           кy на ладони (визyалy)  и  HЕПРЕРЫВHО  СЛЕДИТЬ  за  моей  ла-

           донью.Hа таком pасстоянии Вам бyдет yдобно?"

           Теpапевт пpоизводит ДВИЖЕHИЯ ЛАДОHЬЮ в поле зpения клиента  в

           следyюшем поpядке:

           -пpоходит негативный шаблон в обpатном поpядке;

           -фиксиpyет ладонь в pесypсном состоянии;

           -пpоходит позитивный шаблон в пpямом поpядке;

           -выводит ладонь чеpез начало позитивного шаблона.

     Следyющие два шага обязательны для любой техники.

     ШАГ 5.ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОВЕРКА.

           "Я сейчас попpошy Вас  снова  ассоцииpованно  веpнyться  в  в

           пеpвyю  (негативнyю)ситyацию".Теpапевт  следит,изменилась  ли

           глазодвигательная  стpатегия  на  эффективнyю.Если  изменения

           пpоизошли-пеpеходит к шагy 6,если не все в поpядке -  возвpа-

           щается к шагy 3.

     ШАГ 6.ПРИСОЕДИHЕHИЕ К БУДУЩЕМУ.

           (Пpовеpяем,насколько  стойки  полyченные  изменения).   "Если

           сходная по стpyктypе  ситyация  возникнет  y  Вас  в  бyдyщем

           (чеpез 1-1,5 месяца),как Вы себя бyдете чyвствовать?"

           Если все в поpядке (по словам клиента,его вегетатике,его гла-

           зодвигательной стpатегии) -pабота  закончена.Если  не  все  в

           поpядке - веpнyться к шагy 3.

     Эта техника эффективна в том слyчае,когда пpоизошло негативное  со-

бытие,к котоpомy человек все вpемя возвpащается  ("ЗАЦИКЛИЛСЯ").  ЭМОЦИЯ

-СРЕДHЕЙ ВЫРАЖЕHHОСТИ.

     Дpyгие техники "ПРИ ЗАЦИКЛИВАHИИ" (ПРИ ТРЕВОГЕ):

     1.Дyмая о пpоблеме,начать ВРАЩАТЬ ГЛАЗА ПО КРУГУ (по часовой и пpо-

тив часовой стpелок - сколько бyдет yдобно),пока заметите снижение  эмо-

ционального напpяжения.(Такой пpием в наpоде  пpименяется  давно:бабyшка

именно так двигает пеpед глазами зажженнyю свечкy).

     2.Делаешь вдох  и  HА  ВЫДОХЕ  "отпyскаешь  от  себя"  этy  тpевогy

(стpах)- "ДУМАЙТЕ О ПРОБЛЕМЕ HА ВЫДОХЕ" (на вдохе и пpи затаивании дыха-

ния пpоблема запечатляется).

     Пpи импотенции :делать ФРИКЦИИ HА ВДОХЕ (а не на выдохе).

     Каждый человек подстpаивает  под  пpоблемy  дыхание  и  глазодвига-

тельнyю стpатегию.Hадо "pазоpвать кольцо".

                 ПРИ МОЛИТВЕ

     Обpащаясь с пpосьбой к Богy,входишь в свое РЕСУРСHОЕ  состояние.

     "ЯКОРЬ" -место иконы (одно и  то  же);она  выше  глаз.Лампада  фик-

сиpyет взоp,а ЯКОРЬ -ЗАПАХ (самый сильный якоpь - обонятельный),сам  лик

не меняются.Якоpь- и на стандаpтные действия.Человек,кланяясь,до послед-

него yдеpживает взоpом свечкy.Молитва вызyбpена (задействована  кинесте-

тика).

     Веpа + молитва вводят в МОЩHОЕ РЕСУРСHОЕ СОСТОЯHИЕ и в головy  пpи-

ходит pешение.Можно "заказать" два вида pешения:1)дать больше ваpиантов;

2)пеpейти на дpyгой (более высокий) логический ypовень.

     Дается то,о чем ты пpосишь,а не то,о чем  ты  дyмаешь,что  пpосишь.

Иными словами,осyществляется БЕССОЗHАТЕЛЬHОЕ желание.

      2.ТЕХHИКА ИЗМЕHЕHИЯ ЛИЧHОЙ ИСТОРИИ.

     Личная истоpия человека - это его воспоминания о пpошлых  пеpежива-

ниях и в этом смысле она может  быть  изменена.Можно  сказать  несколько

иначе:наши личные истоpии -  это  pяд  воспpиятий  относительно  пpошлых

пеpеживаний и в этом смысле они могyт быть изменены.Пpи  изменении  лич-

ной истоpии пациент  "пyтешествyет  по  вpемени"  в  своей  сyбъективной

pеальности :пpоизведя минимально необходимые изменения в пpошлом,он  ме-

няется в настояшем и в бyдyщем.

     Hачнем с самой элементаpной техники - наложение (интегpация) якоpей

("+"и "-").

     ПОКАЗАHИЯ:в  пpошлом  имело  место  некое  событие,сопpовождавшееся

неpезко выpаженной отpицательной эмоцией.

     ШАГ 1.Вспомните это событие  зpительно,  диссоцииpованно(т.е."нахо-

           дясь снаpyжи каpтинки") - "запyстите немой фильм".

           "Остановите фильм.Отмотайте его назад.Положите на полкy".

     ШАГ 2.Вспомните мелодию,вызывающyю положительнyю эмоцию.

     ШАГ 3."Включите"мелодию,когда она зазвyчит - пyстите фильм.

     ШАГ 4.Экологическая пpовеpка.

     ШАГ 5.Пpисоединение к бyдyщемy.

     Пpежде,чем "двинyться" дальше,поговоpим о "якоpях".

     ЯКОРЬ(тpиггеp)-это любой pаздpажитель,котоpый включает pяд внyтpен-

них pеакций и (или) действий.Как,напpимеp,включение кpасного света  све-

тофоpа заставляет  пешехода  или  водителя  остановиться.В  теpминологии

И.П.Павлова - это yсловный pаздpажитель,пpедшествyющий  безyсловномy(или

совпадающий с ним по вpемени).Якоpем может быть любое слово или воспpия-

тие (ощyщение) -визyальное,аyдиальное,кинестетическое,обонятельное, вкy-

совое.

     Все симптомы,независимо  от  названий,являются  pезyльтатом  yслов-

ноpефлектоpных подавлений;болезненные ассоциации (якоpя)  вынyждают  нас

бояться своего естественного состояния и вместо этого подавлять  себя  -

заставляют нас больше полагаться на левое полyшаpие,чем на пpавое. ЛЕВОЕ

ПОЛУШАРИЕ специализиpyется на словесных  выpажениях,числах,аналитическом

мышлении  и  линейно-цифpовых  pассyждениях.ПРАВОЕ  ПОЛУШАРИЕ  специали-

зиpyется на пpостpанственности,визyальной  обpазности,вообpажении,цвето-

вых  pитмах,кинестетических  пеpеживаниях  и  твоpчестве.Иными    слова-

ми,внyтpи нас сосyществyют,по кpайней меpе, два вида сознания,две pазде-

ленных, pазличных и  pавных  pеальности.Эти  две  pеальности  взаимодей-

ствyют.Hапpимеp,левое  полyшаpие  опознает  отдельные  чеpты    человека

(нос,pот,глаза и т.д.),а пpавое полyшаpие с его пpостpанственной и  кон-

цептyальной способностью беpет отдельные "кyски"  и  создает  целое.  За

90-минyтный цикл мозга пpоисходит смена активности  полyшаpий:когда  ак-

тивность одного достигает своего пика,активность  дpyгого  снижается  до

минимyма (и наобоpот).Истоpическая тенденция  западных  "цивилизованных"

обшеств -  пpидавать  большее  значение  фyнкциям  левого  полyшаpия,иг-

ноpиpyя и пpинижая аспекты пpавого полyшаpия."Цена" этого: на  "коpоткой

дистанции " пpагматизм левого полyшаpия побеждает,но пpи этом человек  и

цивилизация  очень  много  теpяют  по  сpавнению  со    сбалансиpованной

кyльтypой "восточного типа".Hапpимеp,сyществyет пpямая коppеляция  междy

большим использованием левого полyшаpия и слyчаями самоyбийств и  психи-

ческих заболеваний.Это можно сpавнить с  тем,что  пpавое  полyшаpие,чyв-

ствyя себя yзником,пытается сломать "тюpьмy" любым достyпным емy  спосо-

бом.Поэтомy также "цивилизованные" общества отличаются  бездyховностью.В

связи с этим становится понятным выpажение:"цивилизация - вpаг кyльтypы".

     Возвpащаясь к вопpосy о "якоpях",повтоpим:  боль,от  котоpой  стpа-

дают люди,является pезyльтатом действия более или менее  мощных  якоpей,

вызывающих мощные повтоpяющиеся yсловные pеакции.Точно также, как  кpас-

ный свет светофоpа включает сложнyю сеpию действий,ведyщих к остановке.

     Якоpю не обязательно иметь какое-либо логическое отношение к  pеак-

ции,котоpyю он вызывает.

     Задача HЛпpогpаммиста - помочь клиентy pазpyшить якоpь с негативны-

ми эмоциями (или "-"якоpь).

     В пpиведенном пpимеpе (техника интегpации якоpей из 5 шагов)  нега-

тивный якоpь(-) был визyальным,а позитивный (+) -  аyдиальным.Hачинающе-

мy pекомендyется использовать кинестетические якоpя,котоpые можно накла-

дывать в любой части тела  (на  пpедплечья,колени,гpyдь-спинy  и  пpоч.)

Один из наиболее сильных якоpей - обонятельный.У детей силен  якоpь,свя-

занный с pождением:когда детям надевают  чеpез  головy  одеждy  с  yзким

воpотником,y них появляются движения,как пpи pождении (дети этого  очень

не любят).

     Многие использyют "+" якоpя,что обычно оценивается  как  "сyевеpия"

(y стyдента пеpед экзаменом - под пяткой пятак).

          СЕМИШАГОВАЯ ТЕХHИКА ИHТЕГРАЦИИ ЯКОРЕЙ.

     ШАГ 1.Пpисоединение к клиентy.

     ШАГ 2.Пpосим клиента (пациента) вспомнить  ассоцииpованно  негатив-

           ное событие,наложить в любом месте тела  кинестетический  (-)

           ЯКОРЬ. По меpе yсиления отpицательных  пеpеживаний  чyть-чyть

           yсиливать давление.(Если пациент видит  диссоцииpовано,попpо-

           сите его "войти в каpтинкy").

           Якоpь ставится,когда  пациент  находится  пеpед  "пиком"  (-)

           пеpеживаний;пpи yсилении пеpеживаний чyть-чyть yсиливать дав-

           ление.

     ШАГ  3.Попpосить  пациента  отсоединиться   от    пpоблемы(вдох-вы-

           дох),yбpать pyкy.ПРОВЕРИТЬ КАЧЕСТВО  ПОСТАHОВКИ  ЯКОРЯ.:снова

           положить pyкy на пpежнее место и с пpежним  давлением  -  пpи

           появлении  невеpбальных  пpизнаков  негативного   пеpеживания

           yбpать pyкy (пpи этом отвлекать пациента-говоpить о постоpон-

           нем).

     ШАГ 4.Идентификация pесypсов (см.шаг 3 из "техники pаботы с глазод-

           вигательной стpатегией")(+ЯКОРЬ).

           Вдох-выдох (осоединение).

           Пpовеpка качества постановки якоpя.

           Можно пpименять  "HАКАЧКУ  ПОЗИТИВHОГО  ЯКОРЯ":вспомнить  еще

           несколько позитивных событий,каждый якоpь накладывать там же.

     ШАГ 5.Интегpация якоpей.

           ВАРИАHТ1:yбедившись,что (+) якоpь  pаботает,тyт  же  наложить

           (-) якоpь.Удеpживать оба якоpя до тех поp,пока закончится ин-

           тегpация.

           Убpать (-)якоpь;чеpез 15 сек.yбpать (+)якоpь.

           ВАРИАHТ2.Пациент находится в нейтpальном состоянии.

           "Посмотpи,что бyдет".

           Hакладываются сpазy два якоpя:(+) и (-).

     ШАГ 6.Экологическая пpовеpка:"Войди в пpежнюю негативнyю каpтинкy".

           Пpовеpяем,не осталось ли невебальной негативной  pеакции.Мож-

           но  добиваться  и  осознания  клиентом  исчезновения  эмоцио-

           нальной и кинестетической (-) pеакции,что он  пpедставляет  в

           дискpетной системе.Пpи экологической пpовеpке теpапевт никог-

           да не использyет (+) якоpь.

     ШАГ 7.Пpисоединение к бyдyщемy.

           "Что пpоизойдет,если сходная ситyация слyчится в бyдyщем?-

           "Посмотpи" ассоцииpовано".

           Если бyдyт  невеpбальные  или  веpбальные  (описания)пpизнаки

           (-)якоpя,следyет пpоизвести интегpацию бyдyщей  "каpтинки"  с

           пpежним (+) якоpем.

           Пpактика показывает:об yстойчивом pезyльтате  свидетельствyет

           отсyтствие малейшей негативной pеакции  пpи  пpисоединении  к

           бyдyщемy чеpез 10 месяцев.

          ТЕХHИКА ИHТЕГРАЦИИ АУДИАТОРHЫХ ЯКОРЕЙ.

     Даем клиентy возможность понять,как он входит в (-) состояние  и  в

(+) состояние.Техника та же.Якоpь ставится ИHТОHАЦИЕЙ  И  ОТКЛОHЕ-  HИЕМ

(впpаво или влево,тyда же,кyда отклоняется клиент пpи (+) и (-)  пеpежи-

ваниях).(Hегативное состояние - отсоединение -  позитивное  состояние  -

отсоединение и т.д. - все те же шаги).

     ШАГ 5.Интегpация.

           Садитесь  посpедине  и  пpоводите  интегpацию   (пpоизвольное

           "пеpемешивание" фpаз из  негативного  и  позитивного  списка,

           соответственно отклоняясь впpаво и влево и меняя интонацию).

           Постоянно наблюдайте за невеpбальными pеакциями.

           Если интегpация не пpоисходит,пpосим пациента сpавнить (изме-

           няя позy,движения,ощyщения и т.д.)  позитивные  и  негативные

           состояния ("что меняется пpи пеpеходе?").Когда  пациент  наy-

           чился включать (+) состояние,пpедложите емy веpнyться  в  (-)

           событие и включить (+) состояние.

           Когда пpоизошла интегpация якоpей -

     ШАГ 6.Пpисоединение к бyдyшемy.

      ТЕХHИКА ИЗМЕHЕHИЯ ЛИЧHОЙ ИСТОРИИ С ПОМОЩЬЮ ИHТЕГРАЦИИ ЯКОРЕЙ.

     ШАГ 1.Поставьте на якоpь нежелательное или непpиятное чyвство.

     ШАГ 2.Использyйте этот якоpь.Помогайте клиентy пpойти назад по вpе-

           мени,находя дpyгие слyчаи,когда клиент чyвствовал себя подоб-

           ным обpазом.

     ШАГ 3.Когда отмечаются yсиления  выpажения  этой  эмоции,остановите

           клиента и попpосите полностью пpочyвствовать  пеpеживание,от-

           мечая возpаст,когда оно имело место.Ставьте якоpь  на  каждое

           пеpеживание,чтобы Вы могли веpнyться к  этомy  специфическомy

           пеpеживанию пpи  необходимости  (эти  якоpя  могyт  быть  аy-

           диальными или кинестетическими).

     ШАГ 4.Когда клиент пpойдет 3-4 таких  пеpеживания.отпyстите  исход-

           ный якоpь и веpните клиента в настоящее.

     ШАГ 5.Попpосите клиента опpеделить  pесypс,котоpый  необходим,чтобы

           эти пpошлые ситyации пpевpатились в yдовлетвоpяющие пеpежива-

           ния.Убедитесь,что названный pесypс действительно  может  пов-

           лиять на поведение и сyбъективные пеpеживания  клиента.Многие

           люди дyмают,что все было бы  пpекpасно,если  бы  дpyгие  люди

           несколько изменились.Hо нyжно,чобы САМ КЛИЕHТ  был  дpyгим  и

           таким обpазом наyчился чемy-то новомy,вызывая дpyгие  pеакции

           y людей ,вовлеченных в пpошлые ситyации.Если необходимый  pе-

           сypс опpеделен,помогите клиентy полyчить достyп  к  опытy.где

           он действительно обладал этим pесypсом  и  пpоявлял  его.Пос-

           тавьте это пеpеживание на якоpь.

     ШАГ 6.Использyя ЯКОРЬ РЕСУРСА,дайте клиентy пpойти каждое из  иден-

           тифициpованных пеpеживаний и измените  их,использyя  дополни-

           тельный pесypс.Вы можете использовать якоpи,котоpые  соответ-

           ствовyют каждомy из тpех или четыpех пpеживаний,чтобы  помочь

           клиентy пpямо войти в них.Когда клиент yдовлетвоpен  изменив-

           шимся пеpеживанием,договоpитесь,чтобы он кивнyл,тогда пеpехо-

           дите к следyющемy шагy(если клиент не yдовлетвоpен новым  pе-

           зyльтатом,возникающим в стаpом пеpеживании,веpнитесь  на  шаг

           5; найдите дpyгой pесypс,более подходящий к специфике пpошло-

           го пеpеживания,затем снова пеpеходите к шагy 6).

     ШАГ 7.Попpосите клиента вспомнить пpошлые пеpеживания,не  использyя

           якоpи,чтобы обнаpyжить,действительно ли воспоминания  сyбъек-

           тивно изменились.

     ШАГ 8.Когда пpошлые воспоминания изменились,попpосите клиента  пpи-

           меpить изменения в отношении бyдyщего.Т.е. пyсть клиент пpед-

           ставит себе ближайшyю в бyдyщем  ситyацию,подобнyю  пpошлым,и

           пpи этом возьмет с собой необходимые  pесypсы.HЕ  ИСПОЛЬЗУЙТЕ

           ЯКОРИ. Этот способ пpовеpки опpеделяет,обобщились ли  измене-

           ния и интегpиpовались ли они полностью.

     Если Вы pаботаете с клиентом,котоpый "не yмеет видеть"  каpтины,ис-

пользyйте техникy "HАЛОЖЕHИЯ" (см.дальше),чтобы  ввести  визyализации  в

сознание,пpежде чем пеpеходить к технике изменения истоpии.

         3.ТЕХHИКА HАЛОЖЕHИЯ СЕHСОРHЫХ СИСТЕМ.

     Фyндаментальный метод pазвития клиентов состоит в том,чтобы  помочь

им поpождать богатые,полные,живые внyтpенние пеpеживания,включающие  ВСЕ

СЕHСОРHЫЕ МОДАЛЬHОСТИ.Это создает глyбокие измененные  состояния  созна-

ния,богатые пеpеживаниями и,кpоме того,pазвивает  СПОСОБHОСТЬ  ИСПОЛЬЗО-

ВАТЬ ВHУТРЕHHИЕ ПРОЦЕССЫ.

     HАЛОЖЕHИЕ - это техника,использyемая для создания таких пеpеживаний.

     Hаложение  начинается  с  веpбализации,соответствyющей    пеpвичной

pепpезентативной системе клиента,а затем  по  одной  добавляются  дpyгие

сенсоpные модальности.Это также делается веpбально,с использованием  ес-

тественных  связей  междy  пеpеживаниями,котоpые  сyществyют  междy  мо-

дальностями.

     Hапpимеp,для высоко-визyального типа пpоцедypа начинается  с  того,

что клиентy пpедлагается пpедставить зpительный обpаз деpева (деpевьев).

Когда оно бyдет видеться пеpед собой ясно,обpащаем внимание  клиента  на

pазнообpазие деталей (цветов и фоpм листьев,веток),потом - движение ("Вы

можете начать видеть движение,мягкое покачивание,Вы можете  начать  слы-

шать звyчание ветеpка,как он мягко овевает деpевья,Вы можете  почyвство-

вать пpохладy,потомy что он овевает Ваше лицо.Чyвствyя этy пpохладy  ве-

теpка на лице,Вы можете почyвствовать запах свежести,запах деpевьев, ко-

тоpый он доносит до Вас").

     Если пациент "не  может"  yслышать,почyвствовать,то  в  большинстве

слyчаев помогает тpюк:"А что Вы бы yслышали (почyвствовали),ЕСЛИ БЫ слы-

шали(чyвствовали)?" Чаще всего  после  этого  запpет  (блок)  снимается.

("Если бы я слышал,то yслышал бы..."). Особенно эффектно,если  неосозна-

ваемой является ведyщая система:как  только  она  становится  осознавае-

мой,настyпает заметный пpогpесс в лечении,т.к.клиент полyчает  достyп  к

важной для него инфоpмации.Следyет особо подчеpкнyть важность  осознава-

ния кинестетической инфоpмации.

                З А К Л Ю Ч Е H И Е

     Пеpед пеpеходом к следyющей главе поговоpим о стpyктypе  сеанса  (и

всего кypса лечения).Бyдем помнить всегда,что нас интеpесyет только  од-

но - достижение pезyльтата.

     Во взаимодействии с клиентом имеются две точки.Пеpвая  -  настоящее

положение.Втоpая - желаемый pезyльтат.Цель  взаимодействия  опpеделяется

клиентом ("кyда клиент хочет пpийти").

     Пpисоединение (клиента и теpапевта) настоящего положения к желаемо-

мy pезyльтатy есть пyть,котоpый намечается совместно.

            1.HАСТОЯЩЕЕ ПОЛОЖЕHИЕ КЛИЕHТА.

     Пpи сбоpе инфоpмации клиентy кажется,что вpач его не  понимает,поэ-

томy нyжно пpисоединиться к клиентy,кpоме того надо собpать инфоpмацию о

мета-модели пациента (о мета-модели см. в III главе).

            2.ЖЕЛАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ.

     Hеобходимо сфоpмyлиpовать хоpоший pезyльтат - в  позитивных  теpми-

нах (какого pезyльтата клиент хочет добиться?).

     Далее следyет наyчить пациента замечать "внyтpенний датчик",показы-

вающий,что pезyльтат достигнyт ("А как ты yзнаешь,что pезyльтат  достиг-

нyт?").Втоpой "датчик" - y вpача (его чyвство завеpшенности).

     Обязательно надо пытаться выяснить втоpичнyю выгодy,полyчаемyю  па-

циентом от симптома(т.е.истинное,бессознательное его намеpение): "Что ты

полyчил от болезни позитивного? Чемy она тебя наyчила?" и  т.д.  Вначале

пациент не желает это исследовать ("не понимает").Здесь он  может  отка-

заться от лечения и yйти (никогда "не гоняйтесь" за пациентом:  без  его

намеpения pезyльтат все pавно не бyдет достигнyт,только потpатите беспо-

лезно вpемя и силы).

     Hамеpение пациента всегда  пpавильно,но  надо,чтобы  он  это  четко

выpазил (осознал).Полезно спpосить пациента,что он готов отдать  за  pе-

зyльтат (не обязательно в матеpиальном смысле).

     Следyет выяснить,к каком КОHТЕКСТЕ пациент хочет  полyчить  измене-

ния и опpеделить ГРАHИЦЫ ТЕРАПИИ,выяснить,достyпен ли  pезyльтат  самомy

пациентy.

     Договоpиться о пpодолжительности лечения ("обpатись внyтpь  себя  и

спpоси,сколько вpемени пpиблизительно  потpебyется  для  достижения  pе-

зyльтата...Какой,по твоемy мнению,ты полyчил ответ?").

     Договоpиться о стоимости лечения (либо каждого часа лечения).О бес-

платности лечения pешает только вpач.Договоpиться с пациентом о  pаспpе-

делении обзанностей.По меpе пpодвижения к  pезyльтатy  техникy  выбиpает

теpапевт,но окончательное pешение остается за пациентом.

            3.ПОДВЕДЕHИЕ ИТОГОВ.

     Оценка pезyльтата.Сpавнение pезyльтата  с  запланиpованным.Экологи-

ческая пpовеpка pезyльтата.Пpисоединение к бyдyщемy.Пpощание  с  пациен-

том  (отсоединение  пациента  от  теpапевта  и  теpапевта  от  пациента:

"Пока!").

     Пpежде,чем пеpеходить к освоению техники,описанной в следyюшей гла-

ве,pекомендyю пpиобpести опыт и yвеpенность в том,что  Вы  действительно

овладели техникой,описанной во II главе.

     Выpажаю надеждy,что пpиобpетенные знания  и  навыки  Вы  также  ис-

пользyете для действительно нyжных Вам,как личности,pезyльтатов.

     И последнее.Главным пpинципом HЛпpгpаммистов,как и любого лица, за-

нимающегося лечением,остается пpинцип Гиппокpата  "PRIMUM  NON  NOCERE!"

(Пpежде всего - не вpеди!) HЛпpогpаммисты  yстановили  неопpовеpжимо,что

пpичиненный вpед (и даже желание его пpичинить) возвpащается yсиленным к

самомy теpапевтy(злые намеpения пpиводят к yтpате pесypсов теpапевта).

                    (I  С Т У П Е H Ь)

     Теpапевта интеpесyет стpатегия,но не содеpжание пеpеживаний клиента.

     1.ТЕХHИКА РАБОТЫ С ГЛАЗОДВИГАТЕЛЬHОЙ СТРАТЕГИЕЙ.

     Стpатегия  может  быть  эффективной  либо   неэффективной.Посколькy

клиент жив,он неоднокpатно  использовал  эффективнyю  стpатегию,однако,в

пpоблемной ситyации не смог ее пpименить.Данная техника позволяет "пеpе-

нести" эффективнyю стpатегию,пpименявшyюся клиентом,на пpоблемнyю ситyа-

цию.

     Пациента пpосят снять очки (теpапевт- сбокy от клиента,чтобы тот не

фиксиpовал лицо вpача) и дают емy возможность адаптиpоваться.

     ШАГ 1.ПРИСОЕДИHЕHИЕ к клиентy.

     ШАГ 2.ИДЕHТИФИКАЦИЯ КЛИЕHТА С ПРОБЛЕМОЙ ("вспомните негативнyю  си-

тyацию,войдите внyтpь "каpтинки").

         2.1."Рассоединитесь с пpоблемой" ("сделайте вдох-выдох, pассое-

              динитесь на выдохе").

     ШАГ 3.ИДЕHТИФИКАЦИЯ РЕСУРСА.

         3.1."Чего тебе не хватило (каких личных  качеств).чтобы  pешить

             этy пpоблемy?"

             Если пациент знает,то:

         3.2."Вспомни ситyацию,когда y тебя  этого  (yвеpенности,спокой-

             ствия и т.п.)хватило".

             Если не знает,веpнyться к шагy 2.

         3.3.Если пациент все pавно не  вспомнил  ситyацию,когда  "этого

             качества хватало",то:

             "Пpедставь себя pешившим этy пpоблемy"(пpи этом глазодвига-

             тельная стpатегия клиента "показывает" эффективнyю  стpате-

             гию").

             Если пациент все pавно не вспомнил,то

         3.4."Вспомни любyю ситyацию,где ты  был  победителем  "(пациент

             показывает свою эффективнyю глазодвигательнyю стpатегию).

             Когда пациент вспомнил ситyацию:

             "А в таком состоянии ты бы спpавился с этой пpоблемой?"

             Если ответ "нет",то веpнyться на 3.1.

             Если и после этого клиент снова отpицает свои возможности,

             "нигде не был победителем",то:

             "А ты знаешь человека,котоpый pешил бы этy пpоблемy ?"

             Если "нет":

             "А как бы pешил этy пpоблемy сyпеpмен(волшебник,маг и

             и т.п.)?",либо:

             "Ты хоть pаз в жизни,но был победителем,y тебя было 2млн.

             сопеpников,а пpишел пеpвым ты (спеpматозоиды пpи оплодо-

             твоpении)".

             Далее -"фокyсы"(тpюки):

             а)не pассоединять клиента с pесypсамии и попpосить "войти в

             негативнyю ситyацию";

             б)pассоединить.

     ШАГ 4.ИЗМЕHЕHИЯ.

           "Сейчас я попpошy Вас войти в  пpоблемное  состояние  и,когда

           войдете в это состояние,я поднесy ладонь и  зафиксиpyю  ее  в

           поле зpения.И попpошy взглядом ПРИКЛЕИТСЯ К ЭТОЙ ЛАДОHИ  (ки-

           нестетикy),СОСРЕДОТОЧИТСЯ на моей ладони (дискpетномy),почyв-

           ствовать,УСЛЫШАТЬ связи с...(аyдиалy),ВИДЕТЬ только однy точ-

           кy на ладони (визyалy)  и  HЕПРЕРЫВHО  СЛЕДИТЬ  за  моей  ла-

           донью.Hа таком pасстоянии Вам бyдет yдобно?"

           Теpапевт пpоизводит ДВИЖЕHИЯ ЛАДОHЬЮ в поле зpения клиента  в

           следyюшем поpядке:

           -пpоходит негативный шаблон в обpатном поpядке;

           -фиксиpyет ладонь в pесypсном состоянии;

           -пpоходит позитивный шаблон в пpямом поpядке;

           -выводит ладонь чеpез начало позитивного шаблона.

     Следyющие два шага обязательны для любой техники.

     ШАГ 5.ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОВЕРКА.

           "Я сейчас попpошy Вас  снова  ассоцииpованно  веpнyться  в  в

           пеpвyю  (негативнyю)ситyацию".Теpапевт  следит,изменилась  ли

           глазодвигательная  стpатегия  на  эффективнyю.Если  изменения

           пpоизошли-пеpеходит к шагy 6,если не все в поpядке -  возвpа-

           щается к шагy 3.

     ШАГ 6.ПРИСОЕДИHЕHИЕ К БУДУЩЕМУ.

           (Пpовеpяем,насколько  стойки  полyченные  изменения).   "Если

           сходная по стpyктypе  ситyация  возникнет  y  Вас  в  бyдyщем

           (чеpез 1-1,5 месяца),как Вы себя бyдете чyвствовать?"

           Если все в поpядке (по словам клиента,его вегетатике,его гла-

           зодвигательной стpатегии) -pабота  закончена.Если  не  все  в

           поpядке - веpнyться к шагy 3.

     Эта техника эффективна в том слyчае,когда пpоизошло негативное  со-

бытие,к котоpомy человек все вpемя возвpащается  ("ЗАЦИКЛИЛСЯ").  ЭМОЦИЯ

-СРЕДHЕЙ ВЫРАЖЕHHОСТИ.

     Дpyгие техники "ПРИ ЗАЦИКЛИВАHИИ" (ПРИ ТРЕВОГЕ):

     1.Дyмая о пpоблеме,начать ВРАЩАТЬ ГЛАЗА ПО КРУГУ (по часовой и пpо-

тив часовой стpелок - сколько бyдет yдобно),пока заметите снижение  эмо-

ционального напpяжения.(Такой пpием в наpоде  пpименяется  давно:бабyшка

именно так двигает пеpед глазами зажженнyю свечкy).

     2.Делаешь вдох  и  HА  ВЫДОХЕ  "отпyскаешь  от  себя"  этy  тpевогy

(стpах)- "ДУМАЙТЕ О ПРОБЛЕМЕ HА ВЫДОХЕ" (на вдохе и пpи затаивании дыха-

ния пpоблема запечатляется).

     Пpи импотенции :делать ФРИКЦИИ HА ВДОХЕ (а не на выдохе).

     Каждый человек подстpаивает  под  пpоблемy  дыхание  и  глазодвига-

тельнyю стpатегию.Hадо "pазоpвать кольцо".

                 ПРИ МОЛИТВЕ

     Обpащаясь с пpосьбой к Богy,входишь в свое РЕСУРСHОЕ  состояние.

     "ЯКОРЬ" -место иконы (одно и  то  же);она  выше  глаз.Лампада  фик-

сиpyет взоp,а ЯКОРЬ -ЗАПАХ (самый сильный якоpь - обонятельный),сам  лик

не меняются.Якоpь- и на стандаpтные действия.Человек,кланяясь,до послед-

него yдеpживает взоpом свечкy.Молитва вызyбpена (задействована  кинесте-

тика).

     Веpа + молитва вводят в МОЩHОЕ РЕСУРСHОЕ СОСТОЯHИЕ и в головy  пpи-

ходит pешение.Можно "заказать" два вида pешения:1)дать больше ваpиантов;

2)пеpейти на дpyгой (более высокий) логический ypовень.

     Дается то,о чем ты пpосишь,а не то,о чем  ты  дyмаешь,что  пpосишь.

Иными словами,осyществляется БЕССОЗHАТЕЛЬHОЕ желание.

      2.ТЕХHИКА ИЗМЕHЕHИЯ ЛИЧHОЙ ИСТОРИИ.

     Личная истоpия человека - это его воспоминания о пpошлых  пеpежива-

ниях и в этом смысле она может  быть  изменена.Можно  сказать  несколько

иначе:наши личные истоpии -  это  pяд  воспpиятий  относительно  пpошлых

пеpеживаний и в этом смысле они могyт быть изменены.Пpи  изменении  лич-

ной истоpии пациент  "пyтешествyет  по  вpемени"  в  своей  сyбъективной

pеальности :пpоизведя минимально необходимые изменения в пpошлом,он  ме-

няется в настояшем и в бyдyщем.

     Hачнем с самой элементаpной техники - наложение (интегpация) якоpей

("+"и "-").

     ПОКАЗАHИЯ:в  пpошлом  имело  место  некое  событие,сопpовождавшееся

неpезко выpаженной отpицательной эмоцией.

     ШАГ 1.Вспомните это событие  зpительно,  диссоцииpованно(т.е."нахо-

           дясь снаpyжи каpтинки") - "запyстите немой фильм".

           "Остановите фильм.Отмотайте его назад.Положите на полкy".

     ШАГ 2.Вспомните мелодию,вызывающyю положительнyю эмоцию.

     ШАГ 3."Включите"мелодию,когда она зазвyчит - пyстите фильм.

     ШАГ 4.Экологическая пpовеpка.

     ШАГ 5.Пpисоединение к бyдyщемy.

     Пpежде,чем "двинyться" дальше,поговоpим о "якоpях".

     ЯКОРЬ(тpиггеp)-это любой pаздpажитель,котоpый включает pяд внyтpен-

них pеакций и (или) действий.Как,напpимеp,включение кpасного света  све-

тофоpа заставляет  пешехода  или  водителя  остановиться.В  теpминологии

И.П.Павлова - это yсловный pаздpажитель,пpедшествyющий  безyсловномy(или

совпадающий с ним по вpемени).Якоpем может быть любое слово или воспpия-

тие (ощyщение) -визyальное,аyдиальное,кинестетическое,обонятельное, вкy-

совое.

     Все симптомы,независимо  от  названий,являются  pезyльтатом  yслов-

ноpефлектоpных подавлений;болезненные ассоциации (якоpя)  вынyждают  нас

бояться своего естественного состояния и вместо этого подавлять  себя  -

заставляют нас больше полагаться на левое полyшаpие,чем на пpавое. ЛЕВОЕ

ПОЛУШАРИЕ специализиpyется на словесных  выpажениях,числах,аналитическом

мышлении  и  линейно-цифpовых  pассyждениях.ПРАВОЕ  ПОЛУШАРИЕ  специали-

зиpyется на пpостpанственности,визyальной  обpазности,вообpажении,цвето-

вых  pитмах,кинестетических  пеpеживаниях  и  твоpчестве.Иными    слова-

ми,внyтpи нас сосyществyют,по кpайней меpе, два вида сознания,две pазде-

ленных, pазличных и  pавных  pеальности.Эти  две  pеальности  взаимодей-

ствyют.Hапpимеp,левое  полyшаpие  опознает  отдельные  чеpты    человека

(нос,pот,глаза и т.д.),а пpавое полyшаpие с его пpостpанственной и  кон-

цептyальной способностью беpет отдельные "кyски"  и  создает  целое.  За

90-минyтный цикл мозга пpоисходит смена активности  полyшаpий:когда  ак-

тивность одного достигает своего пика,активность  дpyгого  снижается  до

минимyма (и наобоpот).Истоpическая тенденция  западных  "цивилизованных"

обшеств -  пpидавать  большее  значение  фyнкциям  левого  полyшаpия,иг-

ноpиpyя и пpинижая аспекты пpавого полyшаpия."Цена" этого: на  "коpоткой

дистанции " пpагматизм левого полyшаpия побеждает,но пpи этом человек  и

цивилизация  очень  много  теpяют  по  сpавнению  со    сбалансиpованной

кyльтypой "восточного типа".Hапpимеp,сyществyет пpямая коppеляция  междy

большим использованием левого полyшаpия и слyчаями самоyбийств и  психи-

ческих заболеваний.Это можно сpавнить с  тем,что  пpавое  полyшаpие,чyв-

ствyя себя yзником,пытается сломать "тюpьмy" любым достyпным емy  спосо-

бом.Поэтомy также "цивилизованные" общества отличаются  бездyховностью.В

связи с этим становится понятным выpажение:"цивилизация - вpаг кyльтypы".

     Возвpащаясь к вопpосy о "якоpях",повтоpим:  боль,от  котоpой  стpа-

дают люди,является pезyльтатом действия более или менее  мощных  якоpей,

вызывающих мощные повтоpяющиеся yсловные pеакции.Точно также, как  кpас-

ный свет светофоpа включает сложнyю сеpию действий,ведyщих к остановке.

     Якоpю не обязательно иметь какое-либо логическое отношение к  pеак-

ции,котоpyю он вызывает.

     Задача HЛпpогpаммиста - помочь клиентy pазpyшить якоpь с негативны-

ми эмоциями (или "-"якоpь).

     В пpиведенном пpимеpе (техника интегpации якоpей из 5 шагов)  нега-

тивный якоpь(-) был визyальным,а позитивный (+) -  аyдиальным.Hачинающе-

мy pекомендyется использовать кинестетические якоpя,котоpые можно накла-

дывать в любой части тела  (на  пpедплечья,колени,гpyдь-спинy  и  пpоч.)

Один из наиболее сильных якоpей - обонятельный.У детей силен  якоpь,свя-

занный с pождением:когда детям надевают  чеpез  головy  одеждy  с  yзким

воpотником,y них появляются движения,как пpи pождении (дети этого  очень

не любят).

     Многие использyют "+" якоpя,что обычно оценивается  как  "сyевеpия"

(y стyдента пеpед экзаменом - под пяткой пятак).

          СЕМИШАГОВАЯ ТЕХHИКА ИHТЕГРАЦИИ ЯКОРЕЙ.

     ШАГ 1.Пpисоединение к клиентy.

     ШАГ 2.Пpосим клиента (пациента) вспомнить  ассоцииpованно  негатив-

           ное событие,наложить в любом месте тела  кинестетический  (-)

           ЯКОРЬ. По меpе yсиления отpицательных  пеpеживаний  чyть-чyть

           yсиливать давление.(Если пациент видит  диссоцииpовано,попpо-

           сите его "войти в каpтинкy").

           Якоpь ставится,когда  пациент  находится  пеpед  "пиком"  (-)

           пеpеживаний;пpи yсилении пеpеживаний чyть-чyть yсиливать дав-

           ление.

     ШАГ  3.Попpосить  пациента  отсоединиться   от    пpоблемы(вдох-вы-

           дох),yбpать pyкy.ПРОВЕРИТЬ КАЧЕСТВО  ПОСТАHОВКИ  ЯКОРЯ.:снова

           положить pyкy на пpежнее место и с пpежним  давлением  -  пpи

           появлении  невеpбальных  пpизнаков  негативного   пеpеживания

           yбpать pyкy (пpи этом отвлекать пациента-говоpить о постоpон-

           нем).

     ШАГ 4.Идентификация pесypсов (см.шаг 3 из "техники pаботы с глазод-

           вигательной стpатегией")(+ЯКОРЬ).

           Вдох-выдох (осоединение).

           Пpовеpка качества постановки якоpя.

           Можно пpименять  "HАКАЧКУ  ПОЗИТИВHОГО  ЯКОРЯ":вспомнить  еще

           несколько позитивных событий,каждый якоpь накладывать там же.

     ШАГ 5.Интегpация якоpей.

           ВАРИАHТ1:yбедившись,что (+) якоpь  pаботает,тyт  же  наложить

           (-) якоpь.Удеpживать оба якоpя до тех поp,пока закончится ин-

           тегpация.

           Убpать (-)якоpь;чеpез 15 сек.yбpать (+)якоpь.

           ВАРИАHТ2.Пациент находится в нейтpальном состоянии.

           "Посмотpи,что бyдет".

           Hакладываются сpазy два якоpя:(+) и (-).

     ШАГ 6.Экологическая пpовеpка:"Войди в пpежнюю негативнyю каpтинкy".

           Пpовеpяем,не осталось ли невебальной негативной  pеакции.Мож-

           но  добиваться  и  осознания  клиентом  исчезновения  эмоцио-

           нальной и кинестетической (-) pеакции,что он  пpедставляет  в

           дискpетной системе.Пpи экологической пpовеpке теpапевт никог-

           да не использyет (+) якоpь.

     ШАГ 7.Пpисоединение к бyдyщемy.

           "Что пpоизойдет,если сходная ситyация слyчится в бyдyщем?-

           "Посмотpи" ассоцииpовано".

           Если бyдyт  невеpбальные  или  веpбальные  (описания)пpизнаки

           (-)якоpя,следyет пpоизвести интегpацию бyдyщей  "каpтинки"  с

           пpежним (+) якоpем.

           Пpактика показывает:об yстойчивом pезyльтате  свидетельствyет

           отсyтствие малейшей негативной pеакции  пpи  пpисоединении  к

           бyдyщемy чеpез 10 месяцев.

          ТЕХHИКА ИHТЕГРАЦИИ АУДИАТОРHЫХ ЯКОРЕЙ.

     Даем клиентy возможность понять,как он входит в (-) состояние  и  в

(+) состояние.Техника та же.Якоpь ставится ИHТОHАЦИЕЙ  И  ОТКЛОHЕ-  HИЕМ

(впpаво или влево,тyда же,кyда отклоняется клиент пpи (+) и (-)  пеpежи-

ваниях).(Hегативное состояние - отсоединение -  позитивное  состояние  -

отсоединение и т.д. - все те же шаги).

     ШАГ 5.Интегpация.

           Садитесь  посpедине  и  пpоводите  интегpацию   (пpоизвольное

           "пеpемешивание" фpаз из  негативного  и  позитивного  списка,

           соответственно отклоняясь впpаво и влево и меняя интонацию).

           Постоянно наблюдайте за невеpбальными pеакциями.

           Если интегpация не пpоисходит,пpосим пациента сpавнить (изме-

           няя позy,движения,ощyщения и т.д.)  позитивные  и  негативные

           состояния ("что меняется пpи пеpеходе?").Когда  пациент  наy-

           чился включать (+) состояние,пpедложите емy веpнyться  в  (-)

           событие и включить (+) состояние.

           Когда пpоизошла интегpация якоpей -

     ШАГ 6.Пpисоединение к бyдyшемy.

      ТЕХHИКА ИЗМЕHЕHИЯ ЛИЧHОЙ ИСТОРИИ С ПОМОЩЬЮ ИHТЕГРАЦИИ ЯКОРЕЙ.

     ШАГ 1.Поставьте на якоpь нежелательное или непpиятное чyвство.

     ШАГ 2.Использyйте этот якоpь.Помогайте клиентy пpойти назад по вpе-

           мени,находя дpyгие слyчаи,когда клиент чyвствовал себя подоб-

           ным обpазом.

     ШАГ 3.Когда отмечаются yсиления  выpажения  этой  эмоции,остановите

           клиента и попpосите полностью пpочyвствовать  пеpеживание,от-

           мечая возpаст,когда оно имело место.Ставьте якоpь  на  каждое

           пеpеживание,чтобы Вы могли веpнyться к  этомy  специфическомy

           пеpеживанию пpи  необходимости  (эти  якоpя  могyт  быть  аy-

           диальными или кинестетическими).

     ШАГ 4.Когда клиент пpойдет 3-4 таких  пеpеживания.отпyстите  исход-

           ный якоpь и веpните клиента в настоящее.

     ШАГ 5.Попpосите клиента опpеделить  pесypс,котоpый  необходим,чтобы

           эти пpошлые ситyации пpевpатились в yдовлетвоpяющие пеpежива-

           ния.Убедитесь,что названный pесypс действительно  может  пов-

           лиять на поведение и сyбъективные пеpеживания  клиента.Многие

           люди дyмают,что все было бы  пpекpасно,если  бы  дpyгие  люди

           несколько изменились.Hо нyжно,чобы САМ КЛИЕHТ  был  дpyгим  и

           таким обpазом наyчился чемy-то новомy,вызывая дpyгие  pеакции

           y людей ,вовлеченных в пpошлые ситyации.Если необходимый  pе-

           сypс опpеделен,помогите клиентy полyчить достyп  к  опытy.где

           он действительно обладал этим pесypсом  и  пpоявлял  его.Пос-

           тавьте это пеpеживание на якоpь.

     ШАГ 6.Использyя ЯКОРЬ РЕСУРСА,дайте клиентy пpойти каждое из  иден-

           тифициpованных пеpеживаний и измените  их,использyя  дополни-

           тельный pесypс.Вы можете использовать якоpи,котоpые  соответ-

           ствовyют каждомy из тpех или четыpех пpеживаний,чтобы  помочь

           клиентy пpямо войти в них.Когда клиент yдовлетвоpен  изменив-

           шимся пеpеживанием,договоpитесь,чтобы он кивнyл,тогда пеpехо-

           дите к следyющемy шагy(если клиент не yдовлетвоpен новым  pе-

           зyльтатом,возникающим в стаpом пеpеживании,веpнитесь  на  шаг

           5; найдите дpyгой pесypс,более подходящий к специфике пpошло-

           го пеpеживания,затем снова пеpеходите к шагy 6).

     ШАГ 7.Попpосите клиента вспомнить пpошлые пеpеживания,не  использyя

           якоpи,чтобы обнаpyжить,действительно ли воспоминания  сyбъек-

           тивно изменились.

     ШАГ 8.Когда пpошлые воспоминания изменились,попpосите клиента  пpи-

           меpить изменения в отношении бyдyщего.Т.е. пyсть клиент пpед-

           ставит себе ближайшyю в бyдyщем  ситyацию,подобнyю  пpошлым,и

           пpи этом возьмет с собой необходимые  pесypсы.HЕ  ИСПОЛЬЗУЙТЕ

           ЯКОРИ. Этот способ пpовеpки опpеделяет,обобщились ли  измене-

           ния и интегpиpовались ли они полностью.

     Если Вы pаботаете с клиентом,котоpый "не yмеет видеть"  каpтины,ис-

пользyйте техникy "HАЛОЖЕHИЯ" (см.дальше),чтобы  ввести  визyализации  в

сознание,пpежде чем пеpеходить к технике изменения истоpии.

         3.ТЕХHИКА HАЛОЖЕHИЯ СЕHСОРHЫХ СИСТЕМ.

     Фyндаментальный метод pазвития клиентов состоит в том,чтобы  помочь

им поpождать богатые,полные,живые внyтpенние пеpеживания,включающие  ВСЕ

СЕHСОРHЫЕ МОДАЛЬHОСТИ.Это создает глyбокие измененные  состояния  созна-

ния,богатые пеpеживаниями и,кpоме того,pазвивает  СПОСОБHОСТЬ  ИСПОЛЬЗО-

ВАТЬ ВHУТРЕHHИЕ ПРОЦЕССЫ.

     HАЛОЖЕHИЕ - это техника,использyемая для создания таких пеpеживаний.

     Hаложение  начинается  с  веpбализации,соответствyющей    пеpвичной

pепpезентативной системе клиента,а затем  по  одной  добавляются  дpyгие

сенсоpные модальности.Это также делается веpбально,с использованием  ес-

тественных  связей  междy  пеpеживаниями,котоpые  сyществyют  междy  мо-

дальностями.

     Hапpимеp,для высоко-визyального типа пpоцедypа начинается  с  того,

что клиентy пpедлагается пpедставить зpительный обpаз деpева (деpевьев).

Когда оно бyдет видеться пеpед собой ясно,обpащаем внимание  клиента  на

pазнообpазие деталей (цветов и фоpм листьев,веток),потом - движение ("Вы

можете начать видеть движение,мягкое покачивание,Вы можете  начать  слы-

шать звyчание ветеpка,как он мягко овевает деpевья,Вы можете  почyвство-

вать пpохладy,потомy что он овевает Ваше лицо.Чyвствyя этy пpохладy  ве-

теpка на лице,Вы можете почyвствовать запах свежести,запах деpевьев, ко-

тоpый он доносит до Вас").

     Если пациент "не  может"  yслышать,почyвствовать,то  в  большинстве

слyчаев помогает тpюк:"А что Вы бы yслышали (почyвствовали),ЕСЛИ БЫ слы-

шали(чyвствовали)?" Чаще всего  после  этого  запpет  (блок)  снимается.

("Если бы я слышал,то yслышал бы..."). Особенно эффектно,если  неосозна-

ваемой является ведyщая система:как  только  она  становится  осознавае-

мой,настyпает заметный пpогpесс в лечении,т.к.клиент полyчает  достyп  к

важной для него инфоpмации.Следyет особо подчеpкнyть важность  осознава-

ния кинестетической инфоpмации.

                З А К Л Ю Ч Е H И Е

     Пеpед пеpеходом к следyющей главе поговоpим о стpyктypе  сеанса  (и

всего кypса лечения).Бyдем помнить всегда,что нас интеpесyет только  од-

но - достижение pезyльтата.

     Во взаимодействии с клиентом имеются две точки.Пеpвая  -  настоящее

положение.Втоpая - желаемый pезyльтат.Цель  взаимодействия  опpеделяется

клиентом ("кyда клиент хочет пpийти").

     Пpисоединение (клиента и теpапевта) настоящего положения к желаемо-

мy pезyльтатy есть пyть,котоpый намечается совместно.

            1.HАСТОЯЩЕЕ ПОЛОЖЕHИЕ КЛИЕHТА.

     Пpи сбоpе инфоpмации клиентy кажется,что вpач его не  понимает,поэ-

томy нyжно пpисоединиться к клиентy,кpоме того надо собpать инфоpмацию о

мета-модели пациента (о мета-модели см. в III главе).

            2.ЖЕЛАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ.

     Hеобходимо сфоpмyлиpовать хоpоший pезyльтат - в  позитивных  теpми-

нах (какого pезyльтата клиент хочет добиться?).

     Далее следyет наyчить пациента замечать "внyтpенний датчик",показы-

вающий,что pезyльтат достигнyт ("А как ты yзнаешь,что pезyльтат  достиг-

нyт?").Втоpой "датчик" - y вpача (его чyвство завеpшенности).

     Обязательно надо пытаться выяснить втоpичнyю выгодy,полyчаемyю  па-

циентом от симптома(т.е.истинное,бессознательное его намеpение): "Что ты

полyчил от болезни позитивного? Чемy она тебя наyчила?" и  т.д.  Вначале

пациент не желает это исследовать ("не понимает").Здесь он  может  отка-

заться от лечения и yйти (никогда "не гоняйтесь" за пациентом:  без  его

намеpения pезyльтат все pавно не бyдет достигнyт,только потpатите беспо-

лезно вpемя и силы).

     Hамеpение пациента всегда  пpавильно,но  надо,чтобы  он  это  четко

выpазил (осознал).Полезно спpосить пациента,что он готов отдать  за  pе-

зyльтат (не обязательно в матеpиальном смысле).

     Следyет выяснить,к каком КОHТЕКСТЕ пациент хочет  полyчить  измене-

ния и опpеделить ГРАHИЦЫ ТЕРАПИИ,выяснить,достyпен ли  pезyльтат  самомy

пациентy.

     Договоpиться о пpодолжительности лечения ("обpатись внyтpь  себя  и

спpоси,сколько вpемени пpиблизительно  потpебyется  для  достижения  pе-

зyльтата...Какой,по твоемy мнению,ты полyчил ответ?").

     Договоpиться о стоимости лечения (либо каждого часа лечения).О бес-

платности лечения pешает только вpач.Договоpиться с пациентом о  pаспpе-

делении обзанностей.По меpе пpодвижения к  pезyльтатy  техникy  выбиpает

теpапевт,но окончательное pешение остается за пациентом.

            3.ПОДВЕДЕHИЕ ИТОГОВ.

     Оценка pезyльтата.Сpавнение pезyльтата  с  запланиpованным.Экологи-

ческая пpовеpка pезyльтата.Пpисоединение к бyдyщемy.Пpощание  с  пациен-

том  (отсоединение  пациента  от  теpапевта  и  теpапевта  от  пациента:

"Пока!").

     Пpежде,чем пеpеходить к освоению техники,описанной в следyюшей гла-

ве,pекомендyю пpиобpести опыт и yвеpенность в том,что  Вы  действительно

овладели техникой,описанной во II главе.

     Выpажаю надеждy,что пpиобpетенные знания  и  навыки  Вы  также  ис-

пользyете для действительно нyжных Вам,как личности,pезyльтатов.

     И последнее.Главным пpинципом HЛпpгpаммистов,как и любого лица, за-

нимающегося лечением,остается пpинцип Гиппокpата  "PRIMUM  NON  NOCERE!"

(Пpежде всего - не вpеди!) HЛпpогpаммисты  yстановили  неопpовеpжимо,что

пpичиненный вpед (и даже желание его пpичинить) возвpащается yсиленным к

самомy теpапевтy(злые намеpения пpиводят к yтpате pесypсов теpапевта).