3.2.2. Исследования эмоционального слуха у «художников» и «мыслителей».
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43
Были проведены сравнительные исследования особенностей восприятия эмоциональной информации речи (как важнейшей составляющей невербальных средств общения) у людей, принадлежащих к двум различным категориям (по критерию художественный— мыслительный типы): а) абитуриентов Московской государственной консерватории 1997г., (91 чел.— «художники») и б) студентов Московского государственного социального университета), (39 чел. -«мыслители»).
Способность к восприятию эмоциональной информации речи исследовалась с применением разработанного автором теста на эмоциональный слух (см. § 3.2.1.).
Сравнительные уровни эмоционального слуха (%) «художников» и «мыслителей» при восприятии разных эмоций
Категория обследован ттых |
Среда М,% |
ЭС к восприятию разных эмоций, % |
|||||
|
|
радост ь |
печаль |
гнев |
страх |
Нейтр |
к-т вар.% |
АбитМГК |
73.4 |
83.3 |
63.9 |
69.2 |
68.9 |
733 |
7.2 |
Студ МГСУ |
678 |
795 |
645 |
53 8 |
624 |
752 |
136 |
Разница |
56 |
4.4 |
-06 |
15.4 |
6.5 |
4.1 |
--- |
В результате было установлено:
- Представители художественного типа личности -абитуриенты МГТС — имеют в целом более высокий эмоциональный слух (73,4±3,85) по сравнению с представителями мыслительного типа— студентами МГСУ (66,1 Н2 8).
Различие статистически достоверно при вероятности нуль-гипотезы по критерию СгьюденгарО,04.
- Гистограмма распределения числа обследованных респондентов как функция уровня адекватности восприятия эмоционального контекста речи (ЭС) у «художников» существенно сдвинута в сторону более высоких уровней ЭС (см. рис. 10). Анализ гистограммы показывает, что общее число «художников» с высоким ЭС (свыше 80%) составляет 39,6% от численности всего коллектива, а этот же показатель у «мыслителей» равен всего лишь 12,8%, т.е. на 26,8% меньше, чем у представителей художественного типа Вместе с тем в коллективе «мыслителей» число лиц с низким ЭС (ниже 60%) составляет 17,9%, а у «художников» всего — 5,5%.
Рис. 10. Сравнительные гистограммы распределения числа обследованных (в %) «художников» и «мыслителей» по уровням эмоционального слуха (ЭС, %)
Существенные различия между «художниками» и «мыслителями» обнаруживается и при сопоставлении профилей ЭС, т.е. особенностей восприятия различных эмоциональных контекстов речи (см. табл.). Как показал анализ, у представителей художественного типа наблюдаются более высокие уровни восприятия отдельных эмоций (радость, печаль, гнев, страх, нейтраль) и в целом меньшая неравномерность профилей ЭС (коэффициент вариативности 7,2%), т.е. почти в два раза меньше, чем у «мыслителей» (13,6%). У представителей мыслительного типа оказывается сильно заниженной чувствительность к восприятию «гнева» (53,8%) по сравнению с «художниками» (69,2%); в целом на 15,4% ниже, что и приводит к значительному увеличению коэффициента вариативности восприятия разных эмоциональных красок (13,6%).
Таким образом, в целом представители художественного типа личности отличаются от мыслительного более высокой эмоциональной импрессивностью (высоким уровнем ЭС) и большей адекватностью восприятия разных эмоциональных контекстов речи. Введённый нами новый показатель ЭС — коэффициент вариативности (б/М*100%) уровня восприятия разных эмоций — может быть использован в комплексе с другими показателями в качестве одного из критериев принадлежности респондента к художественному типу личности, что немаловажно при профотборе и социальной профориентации людей.
Были проведены сравнительные исследования особенностей восприятия эмоциональной информации речи (как важнейшей составляющей невербальных средств общения) у людей, принадлежащих к двум различным категориям (по критерию художественный— мыслительный типы): а) абитуриентов Московской государственной консерватории 1997г., (91 чел.— «художники») и б) студентов Московского государственного социального университета), (39 чел. -«мыслители»).
Способность к восприятию эмоциональной информации речи исследовалась с применением разработанного автором теста на эмоциональный слух (см. § 3.2.1.).
Сравнительные уровни эмоционального слуха (%) «художников» и «мыслителей» при восприятии разных эмоций
Категория обследован ттых |
Среда М,% |
ЭС к восприятию разных эмоций, % |
|||||
|
|
радост ь |
печаль |
гнев |
страх |
Нейтр |
к-т вар.% |
АбитМГК |
73.4 |
83.3 |
63.9 |
69.2 |
68.9 |
733 |
7.2 |
Студ МГСУ |
678 |
795 |
645 |
53 8 |
624 |
752 |
136 |
Разница |
56 |
4.4 |
-06 |
15.4 |
6.5 |
4.1 |
--- |
В результате было установлено:
- Представители художественного типа личности -абитуриенты МГТС — имеют в целом более высокий эмоциональный слух (73,4±3,85) по сравнению с представителями мыслительного типа— студентами МГСУ (66,1 Н2 8).
Различие статистически достоверно при вероятности нуль-гипотезы по критерию СгьюденгарО,04.
- Гистограмма распределения числа обследованных респондентов как функция уровня адекватности восприятия эмоционального контекста речи (ЭС) у «художников» существенно сдвинута в сторону более высоких уровней ЭС (см. рис. 10). Анализ гистограммы показывает, что общее число «художников» с высоким ЭС (свыше 80%) составляет 39,6% от численности всего коллектива, а этот же показатель у «мыслителей» равен всего лишь 12,8%, т.е. на 26,8% меньше, чем у представителей художественного типа Вместе с тем в коллективе «мыслителей» число лиц с низким ЭС (ниже 60%) составляет 17,9%, а у «художников» всего — 5,5%.
Рис. 10. Сравнительные гистограммы распределения числа обследованных (в %) «художников» и «мыслителей» по уровням эмоционального слуха (ЭС, %)
Существенные различия между «художниками» и «мыслителями» обнаруживается и при сопоставлении профилей ЭС, т.е. особенностей восприятия различных эмоциональных контекстов речи (см. табл.). Как показал анализ, у представителей художественного типа наблюдаются более высокие уровни восприятия отдельных эмоций (радость, печаль, гнев, страх, нейтраль) и в целом меньшая неравномерность профилей ЭС (коэффициент вариативности 7,2%), т.е. почти в два раза меньше, чем у «мыслителей» (13,6%). У представителей мыслительного типа оказывается сильно заниженной чувствительность к восприятию «гнева» (53,8%) по сравнению с «художниками» (69,2%); в целом на 15,4% ниже, что и приводит к значительному увеличению коэффициента вариативности восприятия разных эмоциональных красок (13,6%).
Таким образом, в целом представители художественного типа личности отличаются от мыслительного более высокой эмоциональной импрессивностью (высоким уровнем ЭС) и большей адекватностью восприятия разных эмоциональных контекстов речи. Введённый нами новый показатель ЭС — коэффициент вариативности (б/М*100%) уровня восприятия разных эмоций — может быть использован в комплексе с другими показателями в качестве одного из критериев принадлежности респондента к художественному типу личности, что немаловажно при профотборе и социальной профориентации людей.