ГЛАВА 8
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36
КЛАССИФИКАЦИЯ СТРУКТУРНЫХ МЕТОДОЛОГИЙ
Методология структурного анализа и проектирования ПО определяет руководящие указания для оценки и выбора проекта разрабатываемого ПО, шаги работы, которые должны быть выполнены, их последовательность, правила распределения и назначения операций и методов.
В настоящее время успешно используются практически все известные методологии структурного анализа и проектирования, однако наибольшее распространение получили методологии SADT (Structured Analysis and Design Technique), структурного системного анализа Гейна-Сарсона (Gane-Sarson), структурного анализа и проектирования Йодана/Де Марко (Yourdon/De Marko), развития систем Джексона (Jackson), развития структурных систем Варнье-Орра (Warnier-Orr), анализа и проектирования систем реального времени Уорда-Меллора (Ward-Mellor) и Хатли (Hatley), информационного моделирования Мартина (Martin).
Перечисленные структурные методологии жестко регламентируют фазы анализа требований и проектирования спецификаций и отражают подход к разработке ПО с позиций рецептов "кулинарной книги". Спецификации требований включают особенности ПО и его прогнозируемые характеристики, проекты пользовательских интерфейсов (меню, экраны и формы), критерии работоспособности ПО, программное и аппаратное окружение. Полученный документ спецификаций требований в дальнейшем преобразуется в проект архитектуры, детализирующий предполагаемую реализацию ПО. Проект архитектуры идентифицирует главные модули, маршруты связи по данным и управлению между модулями, основные подпрограммы внутри каждого модуля, структуры данных, спецификации форматов входных и выходных файлов. Для ключевых процессов проектные спецификации часто включают детали алгоритмов на языке проектирования миниспецификаций. Обычно предлагается следующая последовательность шагов при проектировании спецификаций:
разделение проекта на 10-50 модулей;
организация иерархии модулей;
определение маршрутов данных между модулями;
определение форматов внешних файлов;
определение способов доступа к внешним файлам;
определение структур данных;
проектирование ключевых алгоритмов;
определение подпрограмм внутри каждого модуля.
Структурные методологии предлагают методику трансляции проектных спецификаций в модель реализации, в дальнейшем используемую при кодогенерации. Кодогенерация предполагает наличие кодовых стандартов, специфицирующих формат заголовков подпрограмм, ступенчатый вид вложенных блоков, номенклатуру для спецификации переменных и имен подпрограмм и т.п.
Несмотря на достаточно широкий спектр используемых методов и диаграммных техник, большинство методологий базируется на следующей "классической" совокупности:
диаграммы потоков данных в нотации Йодана/Де Марко или Гейна-Сарсона, обеспечивающие анализ требований и функциональное проектирование информационных систем;
расширения Хатли и Уорда-Меллора для проектирования систем реального времени, основанные на диаграммах переходов состояний, таблицах и деревьях решений, картах и схемах потоков управления;
диаграммы "сущность-связь" (в нотации Чена или Баркера) или скобочные диаграммы Варнье-Орра для проектирования структур данных, схем БД, форматов файлов как части всего проекта;
структурные карты Джексона и/или Константайна для проектирования межмодульных взаимодействий и внутренней структуры модулей, позволяющие развить модель анализа, построенную на базе вышеперечисленных средств, до модели реализации.
Современные структурные методологии анализа и проектирования классифицируются по следующим признакам:
по отношению к школам - Software Engineering (SE) и Information Engineering (IE);
по порядку построения модели - процедурно-ориентированные, ориентированные на данные и информационно-ориентированные;
по типу целевых систем - для систем реального времени (СРВ) и для информационных систем (ИС).
SE является нисходящим поэтапным подходом к разработке ПО, начинающейся с общего взгляда на его функционирование. Затем производится декомпозиция на подфункции, и процесс повторяется для подфункций до тех пор, пока они не станут достаточно малы для их реализации кодированием. В результате получается иерархическая, структурированная, модульная программа. SE является универсальной дисциплиной разработки ПО, успешно применяющейся как при разработке систем реального времени, так и при разработке информационных систем. IE - более новая дисциплина. С одной стороны, она имеет более широкую область применения, чем SE: IE является дисциплиной построения систем вообще, а не только систем ПО, и включает этапы более высокого уровня (например, стратегическое планирование), однако на этапе проектирования систем ПО эти дисциплины аналогичны. С другой стороны, IE - более узкая дисциплина, чем SE, т.к. IE используется только для построения информационных систем, а SE - для всех типов систем.
Разработка ПО основана на модели ВХОД-ОБРАБОТКА-ВЫХОД: данные входят в систему, обрабатываются или преобразуются и выходят из системы. Такая модель используется во всех структурных методологиях. При этом важен порядок построения модели. Традиционный процедурно-ориентированный подход регламентирует первичность проектирования функциональных компонент по отношению к проектированию структур данных: требования к данным раскрываются через функциональные требования. При подходе, ориентированном на данные, вход и выход являются наиболее важными - структуры данных определяются первыми, а процедурные компоненты являются производными от данных. Информационно-ориентированный подход, как часть IE-дисциплины, отличается от подхода, ориентированного на данные, тем, что позволяет работать с неиерархическими структурами данных.
Таблица 8.1
Информационные системы |
Системы реального времени |
Управляемы данными |
Управляемы событиями |
Сложные структуры данных |
Простые структуры данных |
Большой объем входных данных |
Малое количество входных данных |
Интенсивный ввод/вывод |
Интенсивные вычисления |
Машинная независимость |
Машинная зависимость |
Основная особенность систем реального времени заключается в том, что они контролируют и контролируются внешними событиями; реагирование на эти события во времени - основная и первоочередная функция таких систем. Главные отличия информационных систем от систем реального времени приведены в таблице 8.1, средствами поддержки этих особенностей и различаются соответствующие структурные методологии.
Таблица 8.2
Название |
Частота использования, проценты |
Школа |
Порядок построения |
Тип целевых систем |
Йодан-Де Марко |
36,5 |
SE |
Процедурно- ориентированная |
ИС, СРВ |
Гейн-Сарсон |
20,2 |
SE |
процедурно- ориентированная |
ИС, СРВ |
Константайн |
10,6 |
SE |
процедурно- ориентированная |
ИС, СРВ |
Джексон |
7,7 |
SE |
ориентированная на данные |
ИС, СРВ |
Варнье-Орр |
5,8 |
SE |
ориентированная на данные |
ИС |
Мартин |
22,1 |
IE |
информационно-ориентированная |
ИС |
SADT |
3,3 |
IE |
варианты использования: 1)проц.-ориент. 2)ор. на данные |
ИС |
Stradis |
1,9 |
IE |
процедурно- ориентированная |
ИС |
Таблица 8.2 классифицирует наиболее часто используемые методологии в соответствии с вышеперечисленными признаками (данные по частоте использования получены на основе анализа информации по 127 CASE-пакетам).
Во всех перечисленных методологиях проектирования информационных систем в различных комбинациях используются приведенные в таблице 8.3 техники структурных диаграмм.
Необходимо отметить, что для проектирования систем реального времени используются специальные типы структурных диаграмм: диаграммы потоков управления, диаграммы переходов состояний, контекстные графы, матрицы состояний/событий, таблицы решений и др.
Таблица 8.3
Название |
Процедуры |
Данные |
1. Средства анализа - диаграммы потоков данных - диаграммы потоков управления - таблицы, деревья решений - матрицы - диаграммы зависимости - диаграммы декомпозиции - SADT- диаграммы |
+ + + + + + + |
+
+ |
2. Средства проектирования - структурные карты - диаграммы деятельности - диаграммы Варнье-Орра - диаграммы переходов состояний - языки проектирования спец-ий - блок-схемы - схемы экранов - диаграммы "сущность-связь" |
+ + + + + + |
+
+ + |
Однако многие из них являются вариациями структурных диаграмм для проектирования информационных систем. Более того, известные методологии проектирования систем реального времени (в частности, методологии Хатли и Уорда-Меллора) базируются на перечисленных методологиях проектирования информационных систем, расширяя их соответствующими диаграммными техниками.
Ниже рассматриваются основные принципы и особенности некоторых из наиболее часто используемых методологий анализа и проектирования.
КЛАССИФИКАЦИЯ СТРУКТУРНЫХ МЕТОДОЛОГИЙ
Методология структурного анализа и проектирования ПО определяет руководящие указания для оценки и выбора проекта разрабатываемого ПО, шаги работы, которые должны быть выполнены, их последовательность, правила распределения и назначения операций и методов.
В настоящее время успешно используются практически все известные методологии структурного анализа и проектирования, однако наибольшее распространение получили методологии SADT (Structured Analysis and Design Technique), структурного системного анализа Гейна-Сарсона (Gane-Sarson), структурного анализа и проектирования Йодана/Де Марко (Yourdon/De Marko), развития систем Джексона (Jackson), развития структурных систем Варнье-Орра (Warnier-Orr), анализа и проектирования систем реального времени Уорда-Меллора (Ward-Mellor) и Хатли (Hatley), информационного моделирования Мартина (Martin).
Перечисленные структурные методологии жестко регламентируют фазы анализа требований и проектирования спецификаций и отражают подход к разработке ПО с позиций рецептов "кулинарной книги". Спецификации требований включают особенности ПО и его прогнозируемые характеристики, проекты пользовательских интерфейсов (меню, экраны и формы), критерии работоспособности ПО, программное и аппаратное окружение. Полученный документ спецификаций требований в дальнейшем преобразуется в проект архитектуры, детализирующий предполагаемую реализацию ПО. Проект архитектуры идентифицирует главные модули, маршруты связи по данным и управлению между модулями, основные подпрограммы внутри каждого модуля, структуры данных, спецификации форматов входных и выходных файлов. Для ключевых процессов проектные спецификации часто включают детали алгоритмов на языке проектирования миниспецификаций. Обычно предлагается следующая последовательность шагов при проектировании спецификаций:
разделение проекта на 10-50 модулей;
организация иерархии модулей;
определение маршрутов данных между модулями;
определение форматов внешних файлов;
определение способов доступа к внешним файлам;
определение структур данных;
проектирование ключевых алгоритмов;
определение подпрограмм внутри каждого модуля.
Структурные методологии предлагают методику трансляции проектных спецификаций в модель реализации, в дальнейшем используемую при кодогенерации. Кодогенерация предполагает наличие кодовых стандартов, специфицирующих формат заголовков подпрограмм, ступенчатый вид вложенных блоков, номенклатуру для спецификации переменных и имен подпрограмм и т.п.
Несмотря на достаточно широкий спектр используемых методов и диаграммных техник, большинство методологий базируется на следующей "классической" совокупности:
диаграммы потоков данных в нотации Йодана/Де Марко или Гейна-Сарсона, обеспечивающие анализ требований и функциональное проектирование информационных систем;
расширения Хатли и Уорда-Меллора для проектирования систем реального времени, основанные на диаграммах переходов состояний, таблицах и деревьях решений, картах и схемах потоков управления;
диаграммы "сущность-связь" (в нотации Чена или Баркера) или скобочные диаграммы Варнье-Орра для проектирования структур данных, схем БД, форматов файлов как части всего проекта;
структурные карты Джексона и/или Константайна для проектирования межмодульных взаимодействий и внутренней структуры модулей, позволяющие развить модель анализа, построенную на базе вышеперечисленных средств, до модели реализации.
Современные структурные методологии анализа и проектирования классифицируются по следующим признакам:
по отношению к школам - Software Engineering (SE) и Information Engineering (IE);
по порядку построения модели - процедурно-ориентированные, ориентированные на данные и информационно-ориентированные;
по типу целевых систем - для систем реального времени (СРВ) и для информационных систем (ИС).
SE является нисходящим поэтапным подходом к разработке ПО, начинающейся с общего взгляда на его функционирование. Затем производится декомпозиция на подфункции, и процесс повторяется для подфункций до тех пор, пока они не станут достаточно малы для их реализации кодированием. В результате получается иерархическая, структурированная, модульная программа. SE является универсальной дисциплиной разработки ПО, успешно применяющейся как при разработке систем реального времени, так и при разработке информационных систем. IE - более новая дисциплина. С одной стороны, она имеет более широкую область применения, чем SE: IE является дисциплиной построения систем вообще, а не только систем ПО, и включает этапы более высокого уровня (например, стратегическое планирование), однако на этапе проектирования систем ПО эти дисциплины аналогичны. С другой стороны, IE - более узкая дисциплина, чем SE, т.к. IE используется только для построения информационных систем, а SE - для всех типов систем.
Разработка ПО основана на модели ВХОД-ОБРАБОТКА-ВЫХОД: данные входят в систему, обрабатываются или преобразуются и выходят из системы. Такая модель используется во всех структурных методологиях. При этом важен порядок построения модели. Традиционный процедурно-ориентированный подход регламентирует первичность проектирования функциональных компонент по отношению к проектированию структур данных: требования к данным раскрываются через функциональные требования. При подходе, ориентированном на данные, вход и выход являются наиболее важными - структуры данных определяются первыми, а процедурные компоненты являются производными от данных. Информационно-ориентированный подход, как часть IE-дисциплины, отличается от подхода, ориентированного на данные, тем, что позволяет работать с неиерархическими структурами данных.
Таблица 8.1
Информационные системы |
Системы реального времени |
Управляемы данными |
Управляемы событиями |
Сложные структуры данных |
Простые структуры данных |
Большой объем входных данных |
Малое количество входных данных |
Интенсивный ввод/вывод |
Интенсивные вычисления |
Машинная независимость |
Машинная зависимость |
Основная особенность систем реального времени заключается в том, что они контролируют и контролируются внешними событиями; реагирование на эти события во времени - основная и первоочередная функция таких систем. Главные отличия информационных систем от систем реального времени приведены в таблице 8.1, средствами поддержки этих особенностей и различаются соответствующие структурные методологии.
Таблица 8.2
Название |
Частота использования, проценты |
Школа |
Порядок построения |
Тип целевых систем |
Йодан-Де Марко |
36,5 |
SE |
Процедурно- ориентированная |
ИС, СРВ |
Гейн-Сарсон |
20,2 |
SE |
процедурно- ориентированная |
ИС, СРВ |
Константайн |
10,6 |
SE |
процедурно- ориентированная |
ИС, СРВ |
Джексон |
7,7 |
SE |
ориентированная на данные |
ИС, СРВ |
Варнье-Орр |
5,8 |
SE |
ориентированная на данные |
ИС |
Мартин |
22,1 |
IE |
информационно-ориентированная |
ИС |
SADT |
3,3 |
IE |
варианты использования: 1)проц.-ориент. 2)ор. на данные |
ИС |
Stradis |
1,9 |
IE |
процедурно- ориентированная |
ИС |
Таблица 8.2 классифицирует наиболее часто используемые методологии в соответствии с вышеперечисленными признаками (данные по частоте использования получены на основе анализа информации по 127 CASE-пакетам).
Во всех перечисленных методологиях проектирования информационных систем в различных комбинациях используются приведенные в таблице 8.3 техники структурных диаграмм.
Необходимо отметить, что для проектирования систем реального времени используются специальные типы структурных диаграмм: диаграммы потоков управления, диаграммы переходов состояний, контекстные графы, матрицы состояний/событий, таблицы решений и др.
Таблица 8.3
Название |
Процедуры |
Данные |
1. Средства анализа - диаграммы потоков данных - диаграммы потоков управления - таблицы, деревья решений - матрицы - диаграммы зависимости - диаграммы декомпозиции - SADT- диаграммы |
+ + + + + + + |
+
+ |
2. Средства проектирования - структурные карты - диаграммы деятельности - диаграммы Варнье-Орра - диаграммы переходов состояний - языки проектирования спец-ий - блок-схемы - схемы экранов - диаграммы "сущность-связь" |
+ + + + + + |
+
+ + |
Однако многие из них являются вариациями структурных диаграмм для проектирования информационных систем. Более того, известные методологии проектирования систем реального времени (в частности, методологии Хатли и Уорда-Меллора) базируются на перечисленных методологиях проектирования информационных систем, расширяя их соответствующими диаграммными техниками.
Ниже рассматриваются основные принципы и особенности некоторых из наиболее часто используемых методологий анализа и проектирования.