Оглавление
К оглавлению1 2 3 4 5 6 71. Обучение персонала как основа успешной работы организации 6
Обучение как средство достижения стратегических целей организации 8
Обучение как средство повышения ценности человеческих ресурсов организации 9
Обучение как средство, облегчающее проведение организационных изменений 15
2. Место обучения в системе управления персоналом 21
Ответственность за обучение 23
Задачи, решаемые при построении системы внутрифирменного обучения 27
Что дает обучение и повышение квалификации персонала? 30
3. Обучение персонала как персонал-технология 32
Постановка ясных целей, увязанных с целями организации или отдельных подразделений 33
Наличие эффективных методов и процедур, позволяющих наилучшим образом решать поставленные задачи. 34
Обеспеченность необходимыми финансовыми и материальными ресурсами 35
Должная квалификация и мотивация исполнителей 35
Наличие правил, предписаний, регламентов, зафиксированных в соответствующих документах 36
Заинтересованная поддержка со стороны высшего руководства 38
Разработка и внедрение системы обучения персонала как персонал-технологии 43
4. Организация работы по обучению персонала 48
Основные направления работы при организации обучения персонала 48
Определение потребности в обучении 53
Методы определения потребности работников организации в обучении 54
Определение содержания, форм и методов обучения 56
Ошибки при определении содержания учебных программ 62
Выбор формы обучения (где обучать: в организации или вне ее?) 63
Выбор и подготовка преподавателей 65
5. Психологические основы эффективного обучения 73
Принципы, лежащие в основе эффективного обучения 73
Обеспечение слушателей полной и своевременной обратной связью 73
Перенос приобретенных знаний и навыков в рабочие условия 81
Востребованность результатов обучения 84
Поддержание высокой мотивации к обучению 85
Использование наглядных и вспомогательных средств 88
Учет наличного уровня знаний и опыта обучающихся 89
Традиционные методы обучения 95
Учебные кино- и видеофильмы 98
Программированное и компьютерное обучение 108
Поведенческое моделирование 121
Разбор практических ситуаций (case-study) 122
Методы профессионального обучения 130
Факторы, влияющие на выбор учебных программ 143
7. Оценка эффективности учебных программ 147
Зачем надо оценивать эффективность учебных программ 148
Критерии и методы оценки эффективности обучения 148
Усвоение учебного материала 150
Процедура оценки эффективности обучения 158
Статистический анализ в оценке эффективности обучения 160
Пути повышения отдачи от обучения 163
Цели и содержание обучения руководителей 170
Особенности обучения руководителей 171
Каким требованиям должно отвечать обучение руководителей 172
Изменение установок руководителей 173
Формы обучения руководителей 189
Подготовка резерва на руководящие должности 193
Задачи в работе с резервом 193
Планирование работы с резервом 194
Ответственность за работу с резервом 200
Организация работы с резервом 202
Проблемы в работе с резервом 206
Рабочая форма для проведения стратегического анализа в сфере обучения руководителей 208
Положение о подготовке кадрового резерва предприятия 211
Учетная карточка работника, состоящего в резерве 214
Деловая игра "Реорганизация производства" 215
Ролевая игра "Раздраженный покупатель" 224
Ролевая игра "Прием на работу" 224
Ролевая игра "Оценка рабочих результатов" 224
Форма для написания характеристики на подчиненного 225
Пример практической ситуации «КЛУБ 100» 226
Учебная инициатива компании Ford Motor 228
Содержание отдельных программ 228
Пример опросника по оценке эффективности учебных занятий 233
Баскет-метод "ПАПКА РУКОВОДИТЕЛЯ" 234
1. Обучение персонала как основа успешной работы организации 6
Обучение как средство достижения стратегических целей организации 8
Обучение как средство повышения ценности человеческих ресурсов организации 9
Обучение как средство, облегчающее проведение организационных изменений 15
2. Место обучения в системе управления персоналом 21
Ответственность за обучение 23
Задачи, решаемые при построении системы внутрифирменного обучения 27
Что дает обучение и повышение квалификации персонала? 30
3. Обучение персонала как персонал-технология 32
Постановка ясных целей, увязанных с целями организации или отдельных подразделений 33
Наличие эффективных методов и процедур, позволяющих наилучшим образом решать поставленные задачи. 34
Обеспеченность необходимыми финансовыми и материальными ресурсами 35
Должная квалификация и мотивация исполнителей 35
Наличие правил, предписаний, регламентов, зафиксированных в соответствующих документах 36
Заинтересованная поддержка со стороны высшего руководства 38
Разработка и внедрение системы обучения персонала как персонал-технологии 43
4. Организация работы по обучению персонала 48
Основные направления работы при организации обучения персонала 48
Определение потребности в обучении 53
Методы определения потребности работников организации в обучении 54
Определение содержания, форм и методов обучения 56
Ошибки при определении содержания учебных программ 62
Выбор формы обучения (где обучать: в организации или вне ее?) 63
Выбор и подготовка преподавателей 65
5. Психологические основы эффективного обучения 73
Принципы, лежащие в основе эффективного обучения 73
Обеспечение слушателей полной и своевременной обратной связью 73
Перенос приобретенных знаний и навыков в рабочие условия 81
Востребованность результатов обучения 84
Поддержание высокой мотивации к обучению 85
Использование наглядных и вспомогательных средств 88
Учет наличного уровня знаний и опыта обучающихся 89
Традиционные методы обучения 95
Учебные кино- и видеофильмы 98
Программированное и компьютерное обучение 108
Поведенческое моделирование 121
Разбор практических ситуаций (case-study) 122
Методы профессионального обучения 130
Факторы, влияющие на выбор учебных программ 143
7. Оценка эффективности учебных программ 147
Зачем надо оценивать эффективность учебных программ 148
Критерии и методы оценки эффективности обучения 148
Усвоение учебного материала 150
Процедура оценки эффективности обучения 158
Статистический анализ в оценке эффективности обучения 160
Пути повышения отдачи от обучения 163
Цели и содержание обучения руководителей 170
Особенности обучения руководителей 171
Каким требованиям должно отвечать обучение руководителей 172
Изменение установок руководителей 173
Формы обучения руководителей 189
Подготовка резерва на руководящие должности 193
Задачи в работе с резервом 193
Планирование работы с резервом 194
Ответственность за работу с резервом 200
Организация работы с резервом 202
Проблемы в работе с резервом 206
Рабочая форма для проведения стратегического анализа в сфере обучения руководителей 208
Положение о подготовке кадрового резерва предприятия 211
Учетная карточка работника, состоящего в резерве 214
Деловая игра "Реорганизация производства" 215
Ролевая игра "Раздраженный покупатель" 224
Ролевая игра "Прием на работу" 224
Ролевая игра "Оценка рабочих результатов" 224
Форма для написания характеристики на подчиненного 225
Пример практической ситуации «КЛУБ 100» 226
Учебная инициатива компании Ford Motor 228
Содержание отдельных программ 228
Пример опросника по оценке эффективности учебных занятий 233
Баскет-метод "ПАПКА РУКОВОДИТЕЛЯ" 234