Оглавление

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 

1. Обучение персонала как основа успешной работы организации  6

Обучение как средство достижения стратегических целей организации  8

Обучение как средство повышения ценности человеческих ресурсов организации  9

Обучение как средство, облегчающее проведение организационных изменений  15

2. Место обучения в системе управления персоналом   21

Ответственность за обучение  23

Задачи, решаемые при построении системы внутрифирменного обучения  27

Что дает обучение и повышение квалификации персонала?  30

3. Обучение персонала как персонал-технология  32

Постановка ясных целей, увязанных с целями организации или отдельных подразделений  33

Наличие эффективных методов и процедур, позволяющих наилучшим образом решать поставленные задачи. 34

Обеспеченность необходимыми финансовыми и материальными ресурсами  35

Должная квалификация и мотивация исполнителей  35

Наличие правил, предписаний, регламентов, зафиксированных в соответствующих документах  36

Периодическая оценка эффективности персонал-технологии и установленная практика внесения корректив по итогам оценки  37

Заинтересованная поддержка со стороны высшего руководства  38

Разработка и внедрение системы обучения персонала как персонал-технологии  43

4. Организация работы по обучению персонала  48

Основные направления работы при организации обучения персонала  48

Постановка целей обучения  49

Определение потребности в обучении  53

Методы определения потребности работников организации в обучении  54

Определение содержания, форм и методов обучения  56

Содержание обучения  57

Ошибки при определении содержания учебных программ   62

Выбор формы обучения (где обучать: в организации или вне ее?) 63

Выбор и подготовка преподавателей  65

Условия обучения  70

5. Психологические основы эффективного обучения  73

Принципы, лежащие в основе эффективного обучения  73

Обеспечение слушателей полной и своевременной обратной связью   73

Практика  79

Перенос приобретенных знаний и навыков в рабочие условия  81

Востребованность результатов обучения  84

Поддержание высокой мотивации к обучению   85

Использование наглядных и вспомогательных средств  88

Учет наличного уровня знаний и опыта обучающихся  89

6. Методы обучения  95

Традиционные методы обучения  95

Лекции  95

Семинары   97

Учебные кино- и видеофильмы   98

Методы активного обучения  102

Активность обучающихся  104

Тренинги  105

Программированное и компьютерное обучение  108

Групповые обсуждения  112

Деловые игры   115

Ролевые игры   118

Поведенческое моделирование  121

Разбор практических ситуаций (case-study) 122

Баскет-метод  128

Методы профессионального обучения  130

Обучение на рабочем месте  130

Наставничество  133

Стажировки  139

Рабочая ротация  140

Факторы, влияющие на выбор учебных программ   143

7. Оценка эффективности учебных программ   147

Зачем надо оценивать эффективность учебных программ   148

Критерии и методы оценки эффективности обучения  148

Мнение обучающихся  149

Усвоение учебного материала  150

Поведенческие изменения  153

Рабочие результаты   154

Эффективность затрат  154

Процедура оценки эффективности обучения  158

Статистический анализ в оценке эффективности обучения  160

Пути повышения отдачи от обучения  163

8. Обучение руководителей  165

Цели и содержание обучения руководителей  170

Особенности обучения руководителей  171

Каким требованиям должно отвечать обучение руководителей  172

Изменение установок руководителей  173

Формы обучения руководителей  189

Подготовка резерва на руководящие должности  193

Задачи в работе с резервом   193

Планирование работы с резервом   194

Формирование резерва  196

Критерии включения резерв  199

Структура резерва  200

Ответственность за работу с резервом   200

Организация работы с резервом   202

Проблемы в работе с резервом   206

Рабочая форма для проведения стратегического анализа в сфере обучения руководителей  208

Проектирование работы по обучению резерва с учетом требований, предъявляемых к персонал-технологиям   209

Положение о подготовке кадрового резерва предприятия  211

Учетная карточка работника, состоящего в резерве  214

Деловая игра "Реорганизация производства" 215

Ролевая игра "Раздраженный покупатель" 224

Ролевая игра "Прием на работу" 224

Ролевая игра "Оценка рабочих результатов" 224

Форма для написания характеристики на подчиненного  225

Пример практической ситуации «КЛУБ 100»  226

Учебная инициатива компании Ford Motor 228

Содержание отдельных программ   228

Пример опросника по оценке эффективности учебных занятий  233

Баскет-метод "ПАПКА РУКОВОДИТЕЛЯ" 234

 

1. Обучение персонала как основа успешной работы организации  6

Обучение как средство достижения стратегических целей организации  8

Обучение как средство повышения ценности человеческих ресурсов организации  9

Обучение как средство, облегчающее проведение организационных изменений  15

2. Место обучения в системе управления персоналом   21

Ответственность за обучение  23

Задачи, решаемые при построении системы внутрифирменного обучения  27

Что дает обучение и повышение квалификации персонала?  30

3. Обучение персонала как персонал-технология  32

Постановка ясных целей, увязанных с целями организации или отдельных подразделений  33

Наличие эффективных методов и процедур, позволяющих наилучшим образом решать поставленные задачи. 34

Обеспеченность необходимыми финансовыми и материальными ресурсами  35

Должная квалификация и мотивация исполнителей  35

Наличие правил, предписаний, регламентов, зафиксированных в соответствующих документах  36

Периодическая оценка эффективности персонал-технологии и установленная практика внесения корректив по итогам оценки  37

Заинтересованная поддержка со стороны высшего руководства  38

Разработка и внедрение системы обучения персонала как персонал-технологии  43

4. Организация работы по обучению персонала  48

Основные направления работы при организации обучения персонала  48

Постановка целей обучения  49

Определение потребности в обучении  53

Методы определения потребности работников организации в обучении  54

Определение содержания, форм и методов обучения  56

Содержание обучения  57

Ошибки при определении содержания учебных программ   62

Выбор формы обучения (где обучать: в организации или вне ее?) 63

Выбор и подготовка преподавателей  65

Условия обучения  70

5. Психологические основы эффективного обучения  73

Принципы, лежащие в основе эффективного обучения  73

Обеспечение слушателей полной и своевременной обратной связью   73

Практика  79

Перенос приобретенных знаний и навыков в рабочие условия  81

Востребованность результатов обучения  84

Поддержание высокой мотивации к обучению   85

Использование наглядных и вспомогательных средств  88

Учет наличного уровня знаний и опыта обучающихся  89

6. Методы обучения  95

Традиционные методы обучения  95

Лекции  95

Семинары   97

Учебные кино- и видеофильмы   98

Методы активного обучения  102

Активность обучающихся  104

Тренинги  105

Программированное и компьютерное обучение  108

Групповые обсуждения  112

Деловые игры   115

Ролевые игры   118

Поведенческое моделирование  121

Разбор практических ситуаций (case-study) 122

Баскет-метод  128

Методы профессионального обучения  130

Обучение на рабочем месте  130

Наставничество  133

Стажировки  139

Рабочая ротация  140

Факторы, влияющие на выбор учебных программ   143

7. Оценка эффективности учебных программ   147

Зачем надо оценивать эффективность учебных программ   148

Критерии и методы оценки эффективности обучения  148

Мнение обучающихся  149

Усвоение учебного материала  150

Поведенческие изменения  153

Рабочие результаты   154

Эффективность затрат  154

Процедура оценки эффективности обучения  158

Статистический анализ в оценке эффективности обучения  160

Пути повышения отдачи от обучения  163

8. Обучение руководителей  165

Цели и содержание обучения руководителей  170

Особенности обучения руководителей  171

Каким требованиям должно отвечать обучение руководителей  172

Изменение установок руководителей  173

Формы обучения руководителей  189

Подготовка резерва на руководящие должности  193

Задачи в работе с резервом   193

Планирование работы с резервом   194

Формирование резерва  196

Критерии включения резерв  199

Структура резерва  200

Ответственность за работу с резервом   200

Организация работы с резервом   202

Проблемы в работе с резервом   206

Рабочая форма для проведения стратегического анализа в сфере обучения руководителей  208

Проектирование работы по обучению резерва с учетом требований, предъявляемых к персонал-технологиям   209

Положение о подготовке кадрового резерва предприятия  211

Учетная карточка работника, состоящего в резерве  214

Деловая игра "Реорганизация производства" 215

Ролевая игра "Раздраженный покупатель" 224

Ролевая игра "Прием на работу" 224

Ролевая игра "Оценка рабочих результатов" 224

Форма для написания характеристики на подчиненного  225

Пример практической ситуации «КЛУБ 100»  226

Учебная инициатива компании Ford Motor 228

Содержание отдельных программ   228

Пример опросника по оценке эффективности учебных занятий  233

Баскет-метод "ПАПКА РУКОВОДИТЕЛЯ" 234