Предисловие к шведскому изданию

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 

Мысль о написании небольшой книги, посвященной ис­кусству изучения общества, появилась у меня после многих лет преподавания вводного курса социологии. Это было также ре­зультатом пятнадцатилетних исследований структуры данного предмета, его истории, научно-теоретической проблематики и, в особенности вопросов классификации в соответствии с различ­ными парадигмами. Поэтому я поставил перед собой в этой кни­ге двоякую цель: во-первых, предложить легко усваиваемое введение в курс социологии и, во-вторых, дать читателю общий об­зор глубинных проблем предмета. Это во многом противоречивая задача, поскольку, чем доступнее для усвоения будет текст введения, тем более он рискует оказаться поверхностным и легковесным. Кроме того, более или менее удовлетворитель­ный общий обзор требует охвата многочисленных внутренних связей и тонких нюансов. В процессе преподавания я довольно быстро обнаружил, что метафора «лодка па аллеях парка» дает многим студентам возможность образного восприятия пробле­мы, служит своего рода отправной точкой и, кроме того, харак­теризует важнейшую задачу социологии: изучение человека в обществе и изучение общества через человека. Помимо этого может использоваться метафора «полет па вертолете» — для пояснения взаимоотношений между мышлением и действитель­ностью, между теорией и практикой или между абстрактным и конкретным. К сожалению, в силу ограниченности объема кни­ги я не могу подробно осветить эти вопросы, но смежная про­блема различных уровней абстракции социологии здесь рас­сматривается, что позволяет с самого начала понять основной принцип выделения в социологии различных направлений и уви­деть общую фундаментальную проблему, кроющуюся за ними.

Мой замысел состоял в том, что в тексте должны решаться свои собственные задачи и в то же время книга должна вести дальше, к более углубленному изучению предмета. Реализация поставленной цели позволяет использовать книгу в итоговой ди­скуссии, когда студентам уже прекрасно известно: все, что написано в качестве вводного курса, можно всего лишь упомянуть мимоходом. Разумеется, возможен и другой подход, если, к примеру, возникнет желание поспорить с теми или иными мне­ниями, изложенными в книге, Как бы то ни было, выражение «книгу делает читатель» вполне справедливо, но при этом и в «книге» должно содержаться нечто свое, она должна ответить хоть па какие-то «вопросы читателя».

Основное назначение этой книги — послужить введением в предмет социологии. Она делится на две части. В первую вклю­чены краткий очерк проблемы применимости социологии (гл. 2), небольшой обзор истории предмета (гл. 3), а также изложение дискуссии о границах научных притязаний социологии (гл. 4). Вторая часть начинается с главы, в которой обобщаются главные условия изучения общества и возникающие при этом проблемы (гл. 5). Затем следуют три главы о различных способах изучения общества (гл. 6—8). В заключение мы вновь возвращаемся к ос­новной идее, увязываемой с введенными в первой главе мета­форами.

Главная идея книги, которую мне хотелось бы донести до читателя, — это то, что не существует исключительного, одного, самого правильного способа изучения общества, не содержаще­го в себе противоречий и по создающего научных проблем, все зависит оттого, как исследователь понимает общество и какой способ соотношения себя с ним выбирает. Для иллюстрации этой идеи приводятся основные классические теории, а также излагаются некоторые современные подходы. Главный вывод всего анализа: не существует критериев, которые позволили бы окончательно доказать превосходство одного из направлений социологии над остальными, поскольку вопрос о том, к какому знанию мы стремимся и до какой степени это знание примени­мо, есть экзистенциальный выбор. Системы законов, что управ­ляют формированием и использованием науки, рассматривают­ся как общественный институт, при этом нечто частное, отдель­ное может или быть присоединено к этим системам, или отброшено ими. Но сами эти правила, как и другие законы об­щества, созданы социально и отнюдь не выводимы из какой-то внеобщественной действительности. Это первое — и самое главное, — что должен усвоить любой исследователь, изучаю­щий общество. Это важнейшая информация, которую книга мо­жет предложить начинающему социологу.

И наконец, я хотел бы поблагодарить моих коллег, друзей и всех, кто интересуется данной проблематикой, за оказанную помощь, высказанные замечания о преимуществах и недостат­ках использованных метафор и ценные советы. Особую благо­дарность я хотел бы выразить группе студентов, прочитавших эту работу после окончания курса осенью 1984 года, что позво­лило мне добавить весьма ценные педагогические и описательные моменты. ну и само собой разумеется, за все написанное в конечном итоге отвечает сам автор.

Пер Монсон Гётеборг, февраль 1985 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мысль о написании небольшой книги, посвященной ис­кусству изучения общества, появилась у меня после многих лет преподавания вводного курса социологии. Это было также ре­зультатом пятнадцатилетних исследований структуры данного предмета, его истории, научно-теоретической проблематики и, в особенности вопросов классификации в соответствии с различ­ными парадигмами. Поэтому я поставил перед собой в этой кни­ге двоякую цель: во-первых, предложить легко усваиваемое введение в курс социологии и, во-вторых, дать читателю общий об­зор глубинных проблем предмета. Это во многом противоречивая задача, поскольку, чем доступнее для усвоения будет текст введения, тем более он рискует оказаться поверхностным и легковесным. Кроме того, более или менее удовлетворитель­ный общий обзор требует охвата многочисленных внутренних связей и тонких нюансов. В процессе преподавания я довольно быстро обнаружил, что метафора «лодка па аллеях парка» дает многим студентам возможность образного восприятия пробле­мы, служит своего рода отправной точкой и, кроме того, харак­теризует важнейшую задачу социологии: изучение человека в обществе и изучение общества через человека. Помимо этого может использоваться метафора «полет па вертолете» — для пояснения взаимоотношений между мышлением и действитель­ностью, между теорией и практикой или между абстрактным и конкретным. К сожалению, в силу ограниченности объема кни­ги я не могу подробно осветить эти вопросы, но смежная про­блема различных уровней абстракции социологии здесь рас­сматривается, что позволяет с самого начала понять основной принцип выделения в социологии различных направлений и уви­деть общую фундаментальную проблему, кроющуюся за ними.

Мой замысел состоял в том, что в тексте должны решаться свои собственные задачи и в то же время книга должна вести дальше, к более углубленному изучению предмета. Реализация поставленной цели позволяет использовать книгу в итоговой ди­скуссии, когда студентам уже прекрасно известно: все, что написано в качестве вводного курса, можно всего лишь упомянуть мимоходом. Разумеется, возможен и другой подход, если, к примеру, возникнет желание поспорить с теми или иными мне­ниями, изложенными в книге, Как бы то ни было, выражение «книгу делает читатель» вполне справедливо, но при этом и в «книге» должно содержаться нечто свое, она должна ответить хоть па какие-то «вопросы читателя».

Основное назначение этой книги — послужить введением в предмет социологии. Она делится на две части. В первую вклю­чены краткий очерк проблемы применимости социологии (гл. 2), небольшой обзор истории предмета (гл. 3), а также изложение дискуссии о границах научных притязаний социологии (гл. 4). Вторая часть начинается с главы, в которой обобщаются главные условия изучения общества и возникающие при этом проблемы (гл. 5). Затем следуют три главы о различных способах изучения общества (гл. 6—8). В заключение мы вновь возвращаемся к ос­новной идее, увязываемой с введенными в первой главе мета­форами.

Главная идея книги, которую мне хотелось бы донести до читателя, — это то, что не существует исключительного, одного, самого правильного способа изучения общества, не содержаще­го в себе противоречий и по создающего научных проблем, все зависит оттого, как исследователь понимает общество и какой способ соотношения себя с ним выбирает. Для иллюстрации этой идеи приводятся основные классические теории, а также излагаются некоторые современные подходы. Главный вывод всего анализа: не существует критериев, которые позволили бы окончательно доказать превосходство одного из направлений социологии над остальными, поскольку вопрос о том, к какому знанию мы стремимся и до какой степени это знание примени­мо, есть экзистенциальный выбор. Системы законов, что управ­ляют формированием и использованием науки, рассматривают­ся как общественный институт, при этом нечто частное, отдель­ное может или быть присоединено к этим системам, или отброшено ими. Но сами эти правила, как и другие законы об­щества, созданы социально и отнюдь не выводимы из какой-то внеобщественной действительности. Это первое — и самое главное, — что должен усвоить любой исследователь, изучаю­щий общество. Это важнейшая информация, которую книга мо­жет предложить начинающему социологу.

И наконец, я хотел бы поблагодарить моих коллег, друзей и всех, кто интересуется данной проблематикой, за оказанную помощь, высказанные замечания о преимуществах и недостат­ках использованных метафор и ценные советы. Особую благо­дарность я хотел бы выразить группе студентов, прочитавших эту работу после окончания курса осенью 1984 года, что позво­лило мне добавить весьма ценные педагогические и описательные моменты. ну и само собой разумеется, за все написанное в конечном итоге отвечает сам автор.

Пер Монсон Гётеборг, февраль 1985 г.