Этапы развития социологии труда 

К оглавлению1 2 3 4 5 

У Маркса есть замечательные слова, которые могут быть положены в основу анализа созревания, познания и использования социальных резервов труда. "…История промышленности и сложившееся предметное бытие промышленности являются раскрытой книгой человеческих сущностных сил, чувственно представшей перед нами человеческой психологией, которую до сих пор рассматривали не в ее связи с сущностью человека, а всегда лишь под углом зрения какого-нибудь внешнего отношения полезности… В обыкновенной, материальной промышленности… мы имеем перед собой под видом чувственных, полезных предметов… опредмеченные сущностные силы человека" [14].

И первой "страницей" этой "книги", посвященной анализу работника как субъекта производственной жизни, стала ориентация на его материальную заинтересованность, которая с полным основанием может быть названа этапом "экономического человека". Этот первый шаг по мере развития производства и социологии труда в течение всего ХХ века был дополнен новыми поисками, которые открывали другие возможности, заложенные в природе и способностях человека. Поэтому социологию труда, ее возникновение и развитие можно представить как объективный процесс постепенного осознания и использования человеческих возможностей по достижению все более значимых результатов, возвышающих человека в его взаимодействии с обществом и природой. Именно такой подход позволяет проследить, как расширялись представления о социальных резервах труда и как эти резервы использовались в жизни производства и общества [15].

Социология труда - это книга реальной жизни, "полистав" которую можно увидеть: как, когда и при каких обстоятельствах раскрывались перед наукой и практикой социальные грани труда, как они развивались, как открывались новые, как происходило обогащение уже познанных, но имеющих серьезные резервы на новом витке функционирования производства. Социология труда прошла большой и сложный путь от первого эксперимента по стимулированию труда,  воплощенного в концепции "экономического человека", до других этапов, в которых постепенно открывались, познавались и использовались новые грани социального потенциала работников производства – в технологии ("технологический человек"), в профессиональной подготовке ("профессиональный человек"), в условиях труда ("социально-биологический человек"). Затем, с 30-х гг. XX в. поиск социальных резервов труда был осуществлен во "втором", латентном эшелоне использования человеческих возможностей – в социально-психологическом климате ("социально-психологический человек"), в участии человека в управлении ("управляющий человек"), в решении конфликтных ситуаций ("конфликтный человек").  Во второй половине ХХ века начался третий этап открытия и использования социальных резервов труда, который был связан с осознанием роли и значения творческих возможностей работника, его гражданского самочувствия и своего места в жизни общества (см. табл. 1).

Таблица

Структура генезиса идей и практики использования социальных резервов труда

Периоды

Этапы

Содержание

Первые исследования

1.Наблюдае-мые резервы

"Экономический человек"

"Технологический человек"

"Профессиональный человек"

"Социально-биологический человек"

 

Стимуляция труда

Организация труда

 

Профессиональная подготовка

Условия труда

1890-1910

1900-1912

 

1908-1915

 

1920-1930

 

2.Латентные резервы

"Социально-психологический человек"

"Управляющий человек"

 

"Конфликтный человек"

Социально-психологические отношения

Участие в управлении

 

Разрешение конфликтов

 

30-е гг. XX в.

 

С конца 70-х гг. XX в.

С 30-х гг. XX в.

3.Творческие и гражданские резервы

"Творческий человек"

 

"Социально-бытовой человек"

"Социально-политический человек"

Антропоцентричный этап

Участие в техничес-ком творчестве

Создание социальной инфраструктуры труда

Работник как гражданин

Комплексное использование социальных резервов

50-е гг. XX в.

 

60-е гг.XX в.

 

70-е гг. XX в.

 

с 70-80 гг. XX в.

 

 

В таблице указаны годы первых исследований каждого этапа по осознанию роли и влияния тех или иных социальных резервов труда работника. Эти резервы не оставались неизменными: на одном этапе своей жизни человек заинтересован в одних методах воздействия, а на другом этапе этот же человек реагировал на другие методы побуждения и стимулирования труда. Эти факторы зависели и от того, на каком производстве человек работает. То, что играло определенную роль в конкретной организации, в другой не работало, или работало не так эффективно, как предполагалось. Те или иные методы удовлетворения социальных потребностей работника были обусловлены  практикой и тесно связанной с ней прикладной наукой, которая, с одной стороны, реагировала на вызов времени, потребности людей, с другой стороны, сама получала импульс для своего дальнейшего развития, для обогащения, соответствия, а иногда и для предвидения грядущих социальных изменений. Этапность в развитии и использовании социальных резервов труда была своеобразной: каждый следующий этап не отменял предыдущий – он дополнял, обогащал представление о социальных резервах труда и его возможностях, шире, нагляднее показывал его богатство, его неисчерпаемость. Более того, каждый новый этап использовал достижения прошлого, не поглощая его, а опираясь на накопленный опыт для более глубоких выводов и обобщений. И, наконец, каждый этап в развитии труда выступал такой гранью социальных возможностей человека, которая давала импульс их дальнейшему развитию и совершенствованию, обогащалась новыми характеристиками, важными как для теоретического осмысления, так и для практического использования. Так, стимулирование труда, лежавшее в основе концепции "экономического человека", прошло гигантский путь в своем развитии, начиная от рекомендаций Ф. Тейлора до обоснования и применения принципиально новых стимуляторов труда, которые использовались в конце XX в. в условиях автоматизированного производства, в эпоху непрерывных информационных революций. Аналогичный вывод может быть применен и к "технологическому", и к "социально-биологическому", и к "социально-психологическому человеку" и т.д. Но несомненно одно – научная и практическая мысль соединились в поиске резервов труда и производства. И это соединение происходило на гуманистической основе - на признании ведущей роли сознания и поведения работника – его профессиональных знаний, мотивов, потребностей, установок, ценностных ориентаций, интересов. Именно изучение социальных резервов составило сущность и содержание новой социологической дисциплины – социологии труда, а в производственной практике – определило научные основы менеджмента. И наконец, необходимо отметить еще один факт – социология труда развивалась (в отличие от многих других направлений в социологии) под непосредственным влиянием практики, реальной жизни, во многом обусловивших ее развитие.

 

У Маркса есть замечательные слова, которые могут быть положены в основу анализа созревания, познания и использования социальных резервов труда. "…История промышленности и сложившееся предметное бытие промышленности являются раскрытой книгой человеческих сущностных сил, чувственно представшей перед нами человеческой психологией, которую до сих пор рассматривали не в ее связи с сущностью человека, а всегда лишь под углом зрения какого-нибудь внешнего отношения полезности… В обыкновенной, материальной промышленности… мы имеем перед собой под видом чувственных, полезных предметов… опредмеченные сущностные силы человека" [14].

И первой "страницей" этой "книги", посвященной анализу работника как субъекта производственной жизни, стала ориентация на его материальную заинтересованность, которая с полным основанием может быть названа этапом "экономического человека". Этот первый шаг по мере развития производства и социологии труда в течение всего ХХ века был дополнен новыми поисками, которые открывали другие возможности, заложенные в природе и способностях человека. Поэтому социологию труда, ее возникновение и развитие можно представить как объективный процесс постепенного осознания и использования человеческих возможностей по достижению все более значимых результатов, возвышающих человека в его взаимодействии с обществом и природой. Именно такой подход позволяет проследить, как расширялись представления о социальных резервах труда и как эти резервы использовались в жизни производства и общества [15].

Социология труда - это книга реальной жизни, "полистав" которую можно увидеть: как, когда и при каких обстоятельствах раскрывались перед наукой и практикой социальные грани труда, как они развивались, как открывались новые, как происходило обогащение уже познанных, но имеющих серьезные резервы на новом витке функционирования производства. Социология труда прошла большой и сложный путь от первого эксперимента по стимулированию труда,  воплощенного в концепции "экономического человека", до других этапов, в которых постепенно открывались, познавались и использовались новые грани социального потенциала работников производства – в технологии ("технологический человек"), в профессиональной подготовке ("профессиональный человек"), в условиях труда ("социально-биологический человек"). Затем, с 30-х гг. XX в. поиск социальных резервов труда был осуществлен во "втором", латентном эшелоне использования человеческих возможностей – в социально-психологическом климате ("социально-психологический человек"), в участии человека в управлении ("управляющий человек"), в решении конфликтных ситуаций ("конфликтный человек").  Во второй половине ХХ века начался третий этап открытия и использования социальных резервов труда, который был связан с осознанием роли и значения творческих возможностей работника, его гражданского самочувствия и своего места в жизни общества (см. табл. 1).

Таблица

Структура генезиса идей и практики использования социальных резервов труда

Периоды

Этапы

Содержание

Первые исследования

1.Наблюдае-мые резервы

"Экономический человек"

"Технологический человек"

"Профессиональный человек"

"Социально-биологический человек"

 

Стимуляция труда

Организация труда

 

Профессиональная подготовка

Условия труда

1890-1910

1900-1912

 

1908-1915

 

1920-1930

 

2.Латентные резервы

"Социально-психологический человек"

"Управляющий человек"

 

"Конфликтный человек"

Социально-психологические отношения

Участие в управлении

 

Разрешение конфликтов

 

30-е гг. XX в.

 

С конца 70-х гг. XX в.

С 30-х гг. XX в.

3.Творческие и гражданские резервы

"Творческий человек"

 

"Социально-бытовой человек"

"Социально-политический человек"

Антропоцентричный этап

Участие в техничес-ком творчестве

Создание социальной инфраструктуры труда

Работник как гражданин

Комплексное использование социальных резервов

50-е гг. XX в.

 

60-е гг.XX в.

 

70-е гг. XX в.

 

с 70-80 гг. XX в.

 

 

В таблице указаны годы первых исследований каждого этапа по осознанию роли и влияния тех или иных социальных резервов труда работника. Эти резервы не оставались неизменными: на одном этапе своей жизни человек заинтересован в одних методах воздействия, а на другом этапе этот же человек реагировал на другие методы побуждения и стимулирования труда. Эти факторы зависели и от того, на каком производстве человек работает. То, что играло определенную роль в конкретной организации, в другой не работало, или работало не так эффективно, как предполагалось. Те или иные методы удовлетворения социальных потребностей работника были обусловлены  практикой и тесно связанной с ней прикладной наукой, которая, с одной стороны, реагировала на вызов времени, потребности людей, с другой стороны, сама получала импульс для своего дальнейшего развития, для обогащения, соответствия, а иногда и для предвидения грядущих социальных изменений. Этапность в развитии и использовании социальных резервов труда была своеобразной: каждый следующий этап не отменял предыдущий – он дополнял, обогащал представление о социальных резервах труда и его возможностях, шире, нагляднее показывал его богатство, его неисчерпаемость. Более того, каждый новый этап использовал достижения прошлого, не поглощая его, а опираясь на накопленный опыт для более глубоких выводов и обобщений. И, наконец, каждый этап в развитии труда выступал такой гранью социальных возможностей человека, которая давала импульс их дальнейшему развитию и совершенствованию, обогащалась новыми характеристиками, важными как для теоретического осмысления, так и для практического использования. Так, стимулирование труда, лежавшее в основе концепции "экономического человека", прошло гигантский путь в своем развитии, начиная от рекомендаций Ф. Тейлора до обоснования и применения принципиально новых стимуляторов труда, которые использовались в конце XX в. в условиях автоматизированного производства, в эпоху непрерывных информационных революций. Аналогичный вывод может быть применен и к "технологическому", и к "социально-биологическому", и к "социально-психологическому человеку" и т.д. Но несомненно одно – научная и практическая мысль соединились в поиске резервов труда и производства. И это соединение происходило на гуманистической основе - на признании ведущей роли сознания и поведения работника – его профессиональных знаний, мотивов, потребностей, установок, ценностных ориентаций, интересов. Именно изучение социальных резервов составило сущность и содержание новой социологической дисциплины – социологии труда, а в производственной практике – определило научные основы менеджмента. И наконец, необходимо отметить еще один факт – социология труда развивалась (в отличие от многих других направлений в социологии) под непосредственным влиянием практики, реальной жизни, во многом обусловивших ее развитие.