36."Почем опиум для народа?"
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54
Что такое медитация? Какую роль играет медитация в процессе энергетической трансформации человека? Не ответить на эти два вопроса - означало бы проигнорировать одну из самых сложных проблем психологии эзотерического. Слово “медитация” сейчас пропагандируется везде и всюду, большинство современных психотерапий включают такую практику, как медитация. Я не говорю уже о повальном использовании медитации всевозможными сектами и основными мировыми религиями. Впрочем, они не всегда называют это медитацией. Что же такое медитация? - определенного термина по этому поводу не существует вообще. Само слово “медитация” произошло от английского – “размышление”. Хотя медитация ничего общего с размышлением не имеет, а скорее, наоборот, связана с не мышлением. На Востоке такого термина, как медитация, не существует. А так же нет и какого- либо одного термина, адекватно отражающего европейское слово “медитация”. Общепринятым, в среде занимающихся этим вопросом, принято подразумевать под медитацией некую форму визуализаций и отчасти сосредоточения, направленную на самые различные цели, как на терапевтические, так и на религиозные. Это могут быть процессы, развивающие когерентность полушарий, техники, нацеленные на взаимообмен сознательного и бессознательного, на достижение спокойствия и гармонии. В религиозно- мистическом смысле это могут быть техники концентрации и молитвы на какого - то идола (святого), или на идеал вообще, на определенное чувство, на чакру в теле, на свечение и т.д. Так могу ли я говорить объективно, используя термин “медитация”? Конечно же нет! Рассказывая о медитации, я рискую уйти в оторванные от практической реальности абстракции. А ведь психотехнологии современных религий и течений - это не абстрактные, а вполне конкретные приемы. В принципе любой процесс медитации включается в термин, который в йоге называется самьяма. Но опять- таки, каждая из техник отражает только одну позицию самьямы или даже меньше того. Так что такой способ объяснения также не подходит. Что касается терминологии шестидесятых и взгляда на термин “медитация” последователей New-age, то они воспринимают медитацию вообще как переживание определенного ощущения и развитие такового. Единственно правильным решением для нас было бы вообще отказаться от термина медитация. Поскольку в данной теме мы анализируем медитацию, происходящую в религиозно-мистических структурах, то дадим независимое общее определение.
Медитация - это процессы сосредоточения, которые приводят к духовной трансформации. Эти процессы происходят по-разному. Возьмем, к примеру, православие. Когда вы заходите в храм, вы слышите монотонно повторяющееся пение, видите множество зажженных свечей, можете быть увлечены религиозным действом - все это вызывает в человеке медитативное состояние. Когда человек ощущает себя маленьким, грешным существом, стоящим где-то у ног Бога. Психотерапевты очень резко критиковали эти процессы, называя подобные ритуалистические действия опиумом для народа. Практически большинство психотерапевтов, особенно советских, говорят о православном христианстве, как о процессе, в котором человек подвергается гипнозу. Стоит вспомнить одного только профессора Рожнова, титана советской гипнотерапии, автора знаменитого руководства по психотерапии, по которому училось целое поколение врачей-психотерапевтов. Им написано множество книг, разоблачающих так называемые религиозные чудеса и суеверия. Как вы знаете, гипноз - это разлитое торможение в коре головного мозга, с бодрствующими очагами, поддерживающими раппорт. И действительно, очень много общего между гипнозом и религиозным ритуалом, между самовнушением и молитвой. Те же самые монотонно повторяющиеся раздражители. Те же самые мышечные явления, подобные каталепсии.
Но ведь и сам гипноз - тема до сих пор глубоко неизученная. Изученная в достаточной степени, но насколько глубоко? Сейчас все большее количество психотерапевтов склоняются к термину "транс", выражающему измененное состояние сознания. Благодаря замечательному, гениальному психотерапевту Милтону Эриксону, методики наведения транса стали доступны многим. Метод Эриксона настолько тонок, что требует, помимо устойчивых отработанных паттернов, еще и внутреннего таланта к этому методу. Хотя года два назад, разговаривая со студентами МЭУ, я спросил их: “ ну, как работает технология Эриксона?” “ Да, - ответили две студентки,- сегодня мы таксиста на спички развели”. Перевожу: "Проехались бесплатно, заякорив его состояние через обычные спички. " Но, как говорят в народе, хрен редьки не слаще. Некоторые психологические школы так увлекаются трансами и придают им такую сверхзначимую терапевтическую ценность, что умудряются давать очень смешные специализации. Например, у меня есть такая специализация как "трансактолог". По моему мнению, это настоящая и откровенная профанация такого рода знаний. Кто такой врач-психотерапевт, я понимаю, кто такой клинический психолог - тоже понятно, но трансактолог? Очевидно, подразумевается человек, очень преуспевший в науке о наведении и использовании трансов. Мне это кажется смешным. Но психологи все больше увлекаются психорелигиями, создавая свои религии внутри психологии и психотерапии. Они могут называться как угодно: НЛП, психоанализ и т.д. Одно в них схоже - это необъяснимая увлеченность такого рода практиками самими психологами. Что, собственно, ставит под сомнение их квалификацию. Гипноз, различные формы транса или суггестии имеют место быть в религии, и являются ее инструментом, в этом нет никакого сомнения. Я очень уважаю мнение профессора Рожнова, но мне кажется, этот процесс использования религией трансовых состояний нужно исследовать глубже. Зачем мистикам и религиям использовать такого рода трюки? Если внимательно проанализировать, то можно найти в этом смысл. А смысл таков - о Божественном невозможно сказать! Верно и то, что Божественное нельзя пережить человеку неподготовленным. Как известно из Евангелия, Савл сразу ослеп, как увидел явление Бога. "Савл встал с земли, и с открытыми глазами никого не видел. " (Деян.9:8) Но ведь как-то же можно дать почувствовать хотя бы подобие, или жалкую копию Божественного обыкновенному человеку. Именно для этого мистики и религиозные лидеры используют трансовые технологии. Они даже не знают, что это так называется. Подобные приемы введения человека в транс формировались столетиями, а иногда и более того. В действительности, если рассматривать таковые приемы даже самых различных верований, то они абсолютно похожи друг на друга, если убрать идеологию и оставить сам процесс и механику воздействия. И не все таковые методы так уж плохи. Хотя бы один раз испытав подобное, человек загорается духовным поиском. Став наркоманом от религии. Что, собственно, и является целью самой религии. Может быть с помощью этого он обратить внимание на свою душу, станет чуть более осознанным. Конечно, сама глубина транса варьируется и увеличивается по мере освоения метода.
Возьмем для анализа православное христианство. Первый уровень я бы назвал внешним. Это переживание необычных состояний в храме, посещение служб. Когда этот уровень закрепляется, то идет более глубокая проработка, молитвенное правило для мирян. На втором уровне человек входит во вкус и, возможно, после, уходит в монастырь. В монастыре, заметьте, меньше отвлекающих моментов, и цель более направленная. Там начинается путь умной молитвы. Умная молитва начинается с читательной, когда человек только повторяет ее постоянно, сутками. Заметьте, уже постоянно! Какова же должна быть степень зависимости? Далее следует самодвижущаяся, то есть умная молитва, которая как бы сама с легкостью произносится в сердце. Следующим этапом молитвы идет умносердечная молитва. Вот что сказано в поучениях св. отцов по ее поводу: " предстой перед богом только сердцем без какого-либо образа в уме. " На последней стадии умная молитва называется духодвижной. В некоторых источниках ее называют созерцательной. Она отличается тем, что происходит уже в духе. И человек в этой молитве не в состоянии противостоять восхищению, которое он испытывает. Заметьте: не в состоянии противостоять восхищению свыше! Такого рода практика, когда ей занимаются целенаправленно, называется в православном христианстве Исихазмом. Исихазм переводится как безмолвие. То есть это безмолвное житие в созерцании. То есть наше понимание христианства в границах поклонов и крестного знамения - ошибочно. Как и все другие религии, православие имеет очень глубокие корни. Многие оккультисты, выступая против православия, показывают свою крайнюю необразованность в области методов и приемов православия. Это уникальная, сложившаяся веками система, близкая к запросам русского народа, склонного к директивно-утешительным поучениям. И видимо, это наиболее сильно гармонизирует депрессивность русских людей. Как видите, транс используемый религиями - это не просто отвлеченный метод, а метод, направленный на слияние со своим религиозным идеалом. И этот транс приносит-таки определенные результаты. Сужаются информационные каналы. Однонаправленность сознания создает информационный вакуум, так как человек получает очень мало информации извне. И это создает очень тонкую настройку, которая позволяет святым людям обладать паранармальными способностями. Святые могут читать мысли, предвидеть будущее и т.д. И православные святые не менее искусны в этом, чем восточные гуру. Я вообще склонен видеть равенство всех религий. Все зависит от нашего понимания самого процесса. Я гостил достаточно долгое время, проживая в трех различных православных монастырях. Это обогатило меня духовно. И я воочию видел, как старцы-схимники (монахи, достигшие преклонных годов) предвидели будущее и читали мысли собеседника. Но может ли активный человек, который вовлечен в жизнь общества, пребывать в подобном трансе? Конечно же, нет. Человек, вызывающий или экспериментирующий с подобными состояниями, рискует потерять все. Вы не сможете быть в самадхи (состояние отсутствия субъекта концентрации) и ходить на работу! Это взаимоисключающие процессы. Именно поэтому последние десять лет я искал пути, способные донести знания до обычного человека. Не для кого-то. Я искал для себя. Считая себя активно вовлеченным в современную социальную среду, я пытался найти хоть что-то совместимое с ней, что позволило бы добиться пусть скромных, но результатов. При всем моем бесконечном уважении и к православию, и к другим мистическим толкам, я не мог применить их методы к реальной жизни, требующей активной работы ума, активной работы материальных, можно сказать низменных мотиваций, постоянного общения и совершенствования своих профессиональных навыков. Сейчас мир развивается так быстро, что, упустив даже три месяца в своей профессиональной деятельности, человек становится значительно менее квалифицирован. А зачем, позвольте спросить, нам мистические знания, которые мы не можем применить или хотя бы приспособить к жизни? Можно, конечно, формально следовать обрядам и прочему, но формализм не приводит к результату или действительно правдивому поиску. Это создает внутреннюю ложь. Как бы ни были прекрасны методы суфийских мусульман, как бы не глубоки были методы православных христиан, и как бы ни безмолвна была медитация ламаистов, но это безмолвие, и эту духовную красоту нужно как-то удержать в жизни, а не в трансе! Вот в чем вся суть проблемы с медитированием. Вы можете медитировать, чтобы почувствовать вкус Божественного, но это всего лишь результат метода. А необходим результат который вы получаете не от переживания транса а исключительно ваш. Если вы выпьете транквилизатор - вы будете спокойны. Если вы медитируете - вы тоже будете спокойны. Но что будет, когда у вас будут отняты и транквилизаторы, и медитация. Да вы будете таким, какой вы есть, все спокойствие улетучится. Поэтому я считаю, что изменение человека начинается именно с того момента, когда он принимает себя таким, какой он есть. Мы можем изменить себя сами, не прибегая к опиуму для народа. Это изменение начинается с вашего искреннего желания быть более осознанным. В этом ключ моего метода - развитие осознанности.
Когда человек осознан, энергия, уходящая на механические привычки, перестает расходоваться. И направляется вовнутрь, преображая человека. Это не мешает его жизни, скорее наоборот, удовлетворяет тем двум требованиям безопасности и комфорта, которым следуют сейчас большинство людей. Эти исследования привели меня к раскрытию приемов, развивающих третью сигнальную систему. Психология эзотерического пытается объяснить ситуацию как можно правдивее. Пользуясь старыми подходами к медитации и однажды испытав самадхи, вы перейдете черту, которая не позволит вам вернуться в общество. Лучше следуйте формально-догматическим верованиям - это безопасно, и это утешает. Только в последнем случае внутренняя правда и понимание будут навсегда скрыты от вас. Продолжая развивать тему о медитации можно обобщить также и некоторые восточные подходы. Все они сводятся к тому, что человек раскроется духовно, если освободится от давления чувств и ума. Странный подход, не правда ли? Освободиться от чувств и ума. Зачем тогда раскрываться духовно, когда вам уже ничего не будет надо от жизни, и вы станете освобожденным? К чему приводит подобное медитирование? К тому, что вы станете как пень с глазами. В общем- то, во всех случаях верного медитирования вы станете именно таким. Ведь правильный результат от медитации - это освобождение от чувств и мыслей. Вот вы и освободитесь! Ступор - это цель медитации в понимании многих, веками сложившихся школ Востока. Все стремятся стать чистыми. Для чего? Что вы будете делать, когда станете чистыми? Что вам будет интересно? - Мир духа? Но тогда есть только один способ реализовать свой интерес - смерть. Может, лучше умереть тогда сразу? И не мучить себя медитацией? По этой причине и в сектах, и в результате религиозной практики некоторые люди сходят с ума и совершают самоубийство. Или уходят в монастыри, или попадают в дурдом. Слишком сильная диссоциация. Это очень печально. Такое происходит потому, что люди невнимательны, когда изучают подобные предметы.
Одна из целей этой книги - развить внимание и бдительность человека к подобным влияниям. Прежде чем медитировать, подумайте, а стоит ли? Может, после месяца медитации этот мир разочарует вас и будет вам не мил? Потому что переживания медитации или молитвы очень сильны, сильны подобно наркотикам, они делают вас практически светящимися и блаженными изнутри. Но вас подстерегает внешний мир с его проблемами и заботами, с его негативными проявлениями. Вы будете раздираемы противоречиями: или свет внутри, или агония снаружи. Зачем вам подобные эксперименты? Некоторые люди понимают это, именно из-за этого процесса борьбы агонии и блаженства религия непопулярна в современном обществе. Людям легче занять устойчивую позицию и сказать: “ я не хочу этого, я не верю”, или – “ я верю в себя”, или еще что по проще. Определившись, человек обретает устойчивость, - и это правильно. Потому что современный человек будет успешным только тогда, когда его взгляд на мир будет совершенно определенным и конкретным. Определенность легче достигается, когда цели человека сосредоточены вокруг осязаемых вещей. Но чаще всего в духовном поиске участвуют люди диссоциированные, слегка шизофреничные, поэтому их поиск напоминает поиск со всех сторон: они то медитируют и молятся, то читают и осознают, и так бесконечно. Такие люди склонны совершать еще одну ошибку - индульгировать в медитативное состояние. Что это означает? Допустим, в результате определенных усилий человек все же добился какого-то проблеска сознания, но вот что плохо, он начинает автоматически зависать на нем. Стремится испытывать его все больше и больше, как будто это конечная цель. Но это не так, его ум просто увлекся новым состоянием. И все время, пока ум увлекается - это потерянное время для ищущего. Нет элемента осознанности. Такая медитация хороша, чтобы укрепиться, так сказать, закрепить свое понимание нового духовного переживания. Но с момента понимания человек больше не нуждается в подобном индульгировании. Даже на пути осознанности, когда энергия собирается и движется по позвоночнику вверх, человек испытывает определенные переживания трансформации на каждой чакре. Он может просветлеть на первом центре и быть довольным своим телом, своей подвижностью и уверенностью. Он может просветлеть на втором центре, поглощаясь эмоциональной тишиной и гармонией. На третьем центре, когда испытывает нескончаемый приток силы и веры. На четвертом, когда он переживает мир любви и покоя. На пятом, когда он переживает непрерывное вдохновение. И так далее. Но все эти состояния - это не конец пути. Можно использовать медитацию, чтобы закрепить понимание этих ощущений, но не более того. Необходимо избегать инертности этих состояний. А где же конец пути? Конец пути - это знание обо всем этом.
_____________________________________________________________________________________________
Медитация - это один из наркотиков духовности. Инертность, в которую входит человек, получая новое переживание, может остановить процесс его самосовершенствования. Святые и мистики за счет однонаправленности сознания в медитации или молитве, блокировали информацию внешнего мира, тем самым добиваясь паранормальных способностей. Такой метод совершенно перечеркивает социальную жизнь. Путь осознанности - рекомендуемый путь.
_____________________________________________________________________________________________
Что такое медитация? Какую роль играет медитация в процессе энергетической трансформации человека? Не ответить на эти два вопроса - означало бы проигнорировать одну из самых сложных проблем психологии эзотерического. Слово “медитация” сейчас пропагандируется везде и всюду, большинство современных психотерапий включают такую практику, как медитация. Я не говорю уже о повальном использовании медитации всевозможными сектами и основными мировыми религиями. Впрочем, они не всегда называют это медитацией. Что же такое медитация? - определенного термина по этому поводу не существует вообще. Само слово “медитация” произошло от английского – “размышление”. Хотя медитация ничего общего с размышлением не имеет, а скорее, наоборот, связана с не мышлением. На Востоке такого термина, как медитация, не существует. А так же нет и какого- либо одного термина, адекватно отражающего европейское слово “медитация”. Общепринятым, в среде занимающихся этим вопросом, принято подразумевать под медитацией некую форму визуализаций и отчасти сосредоточения, направленную на самые различные цели, как на терапевтические, так и на религиозные. Это могут быть процессы, развивающие когерентность полушарий, техники, нацеленные на взаимообмен сознательного и бессознательного, на достижение спокойствия и гармонии. В религиозно- мистическом смысле это могут быть техники концентрации и молитвы на какого - то идола (святого), или на идеал вообще, на определенное чувство, на чакру в теле, на свечение и т.д. Так могу ли я говорить объективно, используя термин “медитация”? Конечно же нет! Рассказывая о медитации, я рискую уйти в оторванные от практической реальности абстракции. А ведь психотехнологии современных религий и течений - это не абстрактные, а вполне конкретные приемы. В принципе любой процесс медитации включается в термин, который в йоге называется самьяма. Но опять- таки, каждая из техник отражает только одну позицию самьямы или даже меньше того. Так что такой способ объяснения также не подходит. Что касается терминологии шестидесятых и взгляда на термин “медитация” последователей New-age, то они воспринимают медитацию вообще как переживание определенного ощущения и развитие такового. Единственно правильным решением для нас было бы вообще отказаться от термина медитация. Поскольку в данной теме мы анализируем медитацию, происходящую в религиозно-мистических структурах, то дадим независимое общее определение.
Медитация - это процессы сосредоточения, которые приводят к духовной трансформации. Эти процессы происходят по-разному. Возьмем, к примеру, православие. Когда вы заходите в храм, вы слышите монотонно повторяющееся пение, видите множество зажженных свечей, можете быть увлечены религиозным действом - все это вызывает в человеке медитативное состояние. Когда человек ощущает себя маленьким, грешным существом, стоящим где-то у ног Бога. Психотерапевты очень резко критиковали эти процессы, называя подобные ритуалистические действия опиумом для народа. Практически большинство психотерапевтов, особенно советских, говорят о православном христианстве, как о процессе, в котором человек подвергается гипнозу. Стоит вспомнить одного только профессора Рожнова, титана советской гипнотерапии, автора знаменитого руководства по психотерапии, по которому училось целое поколение врачей-психотерапевтов. Им написано множество книг, разоблачающих так называемые религиозные чудеса и суеверия. Как вы знаете, гипноз - это разлитое торможение в коре головного мозга, с бодрствующими очагами, поддерживающими раппорт. И действительно, очень много общего между гипнозом и религиозным ритуалом, между самовнушением и молитвой. Те же самые монотонно повторяющиеся раздражители. Те же самые мышечные явления, подобные каталепсии.
Но ведь и сам гипноз - тема до сих пор глубоко неизученная. Изученная в достаточной степени, но насколько глубоко? Сейчас все большее количество психотерапевтов склоняются к термину "транс", выражающему измененное состояние сознания. Благодаря замечательному, гениальному психотерапевту Милтону Эриксону, методики наведения транса стали доступны многим. Метод Эриксона настолько тонок, что требует, помимо устойчивых отработанных паттернов, еще и внутреннего таланта к этому методу. Хотя года два назад, разговаривая со студентами МЭУ, я спросил их: “ ну, как работает технология Эриксона?” “ Да, - ответили две студентки,- сегодня мы таксиста на спички развели”. Перевожу: "Проехались бесплатно, заякорив его состояние через обычные спички. " Но, как говорят в народе, хрен редьки не слаще. Некоторые психологические школы так увлекаются трансами и придают им такую сверхзначимую терапевтическую ценность, что умудряются давать очень смешные специализации. Например, у меня есть такая специализация как "трансактолог". По моему мнению, это настоящая и откровенная профанация такого рода знаний. Кто такой врач-психотерапевт, я понимаю, кто такой клинический психолог - тоже понятно, но трансактолог? Очевидно, подразумевается человек, очень преуспевший в науке о наведении и использовании трансов. Мне это кажется смешным. Но психологи все больше увлекаются психорелигиями, создавая свои религии внутри психологии и психотерапии. Они могут называться как угодно: НЛП, психоанализ и т.д. Одно в них схоже - это необъяснимая увлеченность такого рода практиками самими психологами. Что, собственно, ставит под сомнение их квалификацию. Гипноз, различные формы транса или суггестии имеют место быть в религии, и являются ее инструментом, в этом нет никакого сомнения. Я очень уважаю мнение профессора Рожнова, но мне кажется, этот процесс использования религией трансовых состояний нужно исследовать глубже. Зачем мистикам и религиям использовать такого рода трюки? Если внимательно проанализировать, то можно найти в этом смысл. А смысл таков - о Божественном невозможно сказать! Верно и то, что Божественное нельзя пережить человеку неподготовленным. Как известно из Евангелия, Савл сразу ослеп, как увидел явление Бога. "Савл встал с земли, и с открытыми глазами никого не видел. " (Деян.9:8) Но ведь как-то же можно дать почувствовать хотя бы подобие, или жалкую копию Божественного обыкновенному человеку. Именно для этого мистики и религиозные лидеры используют трансовые технологии. Они даже не знают, что это так называется. Подобные приемы введения человека в транс формировались столетиями, а иногда и более того. В действительности, если рассматривать таковые приемы даже самых различных верований, то они абсолютно похожи друг на друга, если убрать идеологию и оставить сам процесс и механику воздействия. И не все таковые методы так уж плохи. Хотя бы один раз испытав подобное, человек загорается духовным поиском. Став наркоманом от религии. Что, собственно, и является целью самой религии. Может быть с помощью этого он обратить внимание на свою душу, станет чуть более осознанным. Конечно, сама глубина транса варьируется и увеличивается по мере освоения метода.
Возьмем для анализа православное христианство. Первый уровень я бы назвал внешним. Это переживание необычных состояний в храме, посещение служб. Когда этот уровень закрепляется, то идет более глубокая проработка, молитвенное правило для мирян. На втором уровне человек входит во вкус и, возможно, после, уходит в монастырь. В монастыре, заметьте, меньше отвлекающих моментов, и цель более направленная. Там начинается путь умной молитвы. Умная молитва начинается с читательной, когда человек только повторяет ее постоянно, сутками. Заметьте, уже постоянно! Какова же должна быть степень зависимости? Далее следует самодвижущаяся, то есть умная молитва, которая как бы сама с легкостью произносится в сердце. Следующим этапом молитвы идет умносердечная молитва. Вот что сказано в поучениях св. отцов по ее поводу: " предстой перед богом только сердцем без какого-либо образа в уме. " На последней стадии умная молитва называется духодвижной. В некоторых источниках ее называют созерцательной. Она отличается тем, что происходит уже в духе. И человек в этой молитве не в состоянии противостоять восхищению, которое он испытывает. Заметьте: не в состоянии противостоять восхищению свыше! Такого рода практика, когда ей занимаются целенаправленно, называется в православном христианстве Исихазмом. Исихазм переводится как безмолвие. То есть это безмолвное житие в созерцании. То есть наше понимание христианства в границах поклонов и крестного знамения - ошибочно. Как и все другие религии, православие имеет очень глубокие корни. Многие оккультисты, выступая против православия, показывают свою крайнюю необразованность в области методов и приемов православия. Это уникальная, сложившаяся веками система, близкая к запросам русского народа, склонного к директивно-утешительным поучениям. И видимо, это наиболее сильно гармонизирует депрессивность русских людей. Как видите, транс используемый религиями - это не просто отвлеченный метод, а метод, направленный на слияние со своим религиозным идеалом. И этот транс приносит-таки определенные результаты. Сужаются информационные каналы. Однонаправленность сознания создает информационный вакуум, так как человек получает очень мало информации извне. И это создает очень тонкую настройку, которая позволяет святым людям обладать паранармальными способностями. Святые могут читать мысли, предвидеть будущее и т.д. И православные святые не менее искусны в этом, чем восточные гуру. Я вообще склонен видеть равенство всех религий. Все зависит от нашего понимания самого процесса. Я гостил достаточно долгое время, проживая в трех различных православных монастырях. Это обогатило меня духовно. И я воочию видел, как старцы-схимники (монахи, достигшие преклонных годов) предвидели будущее и читали мысли собеседника. Но может ли активный человек, который вовлечен в жизнь общества, пребывать в подобном трансе? Конечно же, нет. Человек, вызывающий или экспериментирующий с подобными состояниями, рискует потерять все. Вы не сможете быть в самадхи (состояние отсутствия субъекта концентрации) и ходить на работу! Это взаимоисключающие процессы. Именно поэтому последние десять лет я искал пути, способные донести знания до обычного человека. Не для кого-то. Я искал для себя. Считая себя активно вовлеченным в современную социальную среду, я пытался найти хоть что-то совместимое с ней, что позволило бы добиться пусть скромных, но результатов. При всем моем бесконечном уважении и к православию, и к другим мистическим толкам, я не мог применить их методы к реальной жизни, требующей активной работы ума, активной работы материальных, можно сказать низменных мотиваций, постоянного общения и совершенствования своих профессиональных навыков. Сейчас мир развивается так быстро, что, упустив даже три месяца в своей профессиональной деятельности, человек становится значительно менее квалифицирован. А зачем, позвольте спросить, нам мистические знания, которые мы не можем применить или хотя бы приспособить к жизни? Можно, конечно, формально следовать обрядам и прочему, но формализм не приводит к результату или действительно правдивому поиску. Это создает внутреннюю ложь. Как бы ни были прекрасны методы суфийских мусульман, как бы не глубоки были методы православных христиан, и как бы ни безмолвна была медитация ламаистов, но это безмолвие, и эту духовную красоту нужно как-то удержать в жизни, а не в трансе! Вот в чем вся суть проблемы с медитированием. Вы можете медитировать, чтобы почувствовать вкус Божественного, но это всего лишь результат метода. А необходим результат который вы получаете не от переживания транса а исключительно ваш. Если вы выпьете транквилизатор - вы будете спокойны. Если вы медитируете - вы тоже будете спокойны. Но что будет, когда у вас будут отняты и транквилизаторы, и медитация. Да вы будете таким, какой вы есть, все спокойствие улетучится. Поэтому я считаю, что изменение человека начинается именно с того момента, когда он принимает себя таким, какой он есть. Мы можем изменить себя сами, не прибегая к опиуму для народа. Это изменение начинается с вашего искреннего желания быть более осознанным. В этом ключ моего метода - развитие осознанности.
Когда человек осознан, энергия, уходящая на механические привычки, перестает расходоваться. И направляется вовнутрь, преображая человека. Это не мешает его жизни, скорее наоборот, удовлетворяет тем двум требованиям безопасности и комфорта, которым следуют сейчас большинство людей. Эти исследования привели меня к раскрытию приемов, развивающих третью сигнальную систему. Психология эзотерического пытается объяснить ситуацию как можно правдивее. Пользуясь старыми подходами к медитации и однажды испытав самадхи, вы перейдете черту, которая не позволит вам вернуться в общество. Лучше следуйте формально-догматическим верованиям - это безопасно, и это утешает. Только в последнем случае внутренняя правда и понимание будут навсегда скрыты от вас. Продолжая развивать тему о медитации можно обобщить также и некоторые восточные подходы. Все они сводятся к тому, что человек раскроется духовно, если освободится от давления чувств и ума. Странный подход, не правда ли? Освободиться от чувств и ума. Зачем тогда раскрываться духовно, когда вам уже ничего не будет надо от жизни, и вы станете освобожденным? К чему приводит подобное медитирование? К тому, что вы станете как пень с глазами. В общем- то, во всех случаях верного медитирования вы станете именно таким. Ведь правильный результат от медитации - это освобождение от чувств и мыслей. Вот вы и освободитесь! Ступор - это цель медитации в понимании многих, веками сложившихся школ Востока. Все стремятся стать чистыми. Для чего? Что вы будете делать, когда станете чистыми? Что вам будет интересно? - Мир духа? Но тогда есть только один способ реализовать свой интерес - смерть. Может, лучше умереть тогда сразу? И не мучить себя медитацией? По этой причине и в сектах, и в результате религиозной практики некоторые люди сходят с ума и совершают самоубийство. Или уходят в монастыри, или попадают в дурдом. Слишком сильная диссоциация. Это очень печально. Такое происходит потому, что люди невнимательны, когда изучают подобные предметы.
Одна из целей этой книги - развить внимание и бдительность человека к подобным влияниям. Прежде чем медитировать, подумайте, а стоит ли? Может, после месяца медитации этот мир разочарует вас и будет вам не мил? Потому что переживания медитации или молитвы очень сильны, сильны подобно наркотикам, они делают вас практически светящимися и блаженными изнутри. Но вас подстерегает внешний мир с его проблемами и заботами, с его негативными проявлениями. Вы будете раздираемы противоречиями: или свет внутри, или агония снаружи. Зачем вам подобные эксперименты? Некоторые люди понимают это, именно из-за этого процесса борьбы агонии и блаженства религия непопулярна в современном обществе. Людям легче занять устойчивую позицию и сказать: “ я не хочу этого, я не верю”, или – “ я верю в себя”, или еще что по проще. Определившись, человек обретает устойчивость, - и это правильно. Потому что современный человек будет успешным только тогда, когда его взгляд на мир будет совершенно определенным и конкретным. Определенность легче достигается, когда цели человека сосредоточены вокруг осязаемых вещей. Но чаще всего в духовном поиске участвуют люди диссоциированные, слегка шизофреничные, поэтому их поиск напоминает поиск со всех сторон: они то медитируют и молятся, то читают и осознают, и так бесконечно. Такие люди склонны совершать еще одну ошибку - индульгировать в медитативное состояние. Что это означает? Допустим, в результате определенных усилий человек все же добился какого-то проблеска сознания, но вот что плохо, он начинает автоматически зависать на нем. Стремится испытывать его все больше и больше, как будто это конечная цель. Но это не так, его ум просто увлекся новым состоянием. И все время, пока ум увлекается - это потерянное время для ищущего. Нет элемента осознанности. Такая медитация хороша, чтобы укрепиться, так сказать, закрепить свое понимание нового духовного переживания. Но с момента понимания человек больше не нуждается в подобном индульгировании. Даже на пути осознанности, когда энергия собирается и движется по позвоночнику вверх, человек испытывает определенные переживания трансформации на каждой чакре. Он может просветлеть на первом центре и быть довольным своим телом, своей подвижностью и уверенностью. Он может просветлеть на втором центре, поглощаясь эмоциональной тишиной и гармонией. На третьем центре, когда испытывает нескончаемый приток силы и веры. На четвертом, когда он переживает мир любви и покоя. На пятом, когда он переживает непрерывное вдохновение. И так далее. Но все эти состояния - это не конец пути. Можно использовать медитацию, чтобы закрепить понимание этих ощущений, но не более того. Необходимо избегать инертности этих состояний. А где же конец пути? Конец пути - это знание обо всем этом.
_____________________________________________________________________________________________
Медитация - это один из наркотиков духовности. Инертность, в которую входит человек, получая новое переживание, может остановить процесс его самосовершенствования. Святые и мистики за счет однонаправленности сознания в медитации или молитве, блокировали информацию внешнего мира, тем самым добиваясь паранормальных способностей. Такой метод совершенно перечеркивает социальную жизнь. Путь осознанности - рекомендуемый путь.
_____________________________________________________________________________________________