Антон Чехов - Невеста
о произведенииI
Было уже часов десять вечера, и над садом светила полная луна. В
доме Шуминых только что кончилась всенощная, которую заказывала
бабушка Марфа Михайловна, и теперь Наде - она вышла в сад на
минутку - видно было, как в зале накрывали на стол для закуски,
как в своем пышном шелковом платье суетилась бабушка; отец
Андрей, соборный протоиерей, говорил о чем-то с матерью Нади,
Ниной Ивановной, и теперь мать при вечернем освещении сквозь
окно почему-то казалась очень молодой; возле стоял сын отца
Андрея, Андрей Андреич, и внимательно слушал.
В саду было тихо, прохладно, и темные, покойные тени лежали на
земле. Слышно было, как где-то далеко, очень далеко, должно быть
за городом, кричали лягушки. Чувствовался май, милый май!
Дышалось глубоко и хотелось думать, что не здесь, а где-то под
небом, над деревьями, далеко за городом, в полях и лесах
развернулась теперь своя весенняя жизнь, таинственная,
прекрасная, богатая и святая, недоступная пониманию слабого,
грешного человека. И хотелось почему-то плакать. мечтала о
замужестве, и теперь наконец она была невестой Андрея Андреича,
того самого, который стоял за окном; он ей нравился, свадьба
была уже назначена на седьмое июля, а между тем радости не было,
ночи спала она плохо, веселье пропало... Из подвального этажа,
где была кухня, в открытое окно слышно было, как там спешили,
как стучали ножами, как хлопали дверью на блоке; пахло жареной
индейкой и маринованными вишнями. И почему-то казалось, что так
теперь будет всю жизнь, без перемены, без конца!
Вот кто-то вышел из дома и остановился на крыльце; это Александр
Тимофеич, или, попросту, Саша, гость, приехавший из Москвы дней
десять назад. Когда-то давно к бабушке хаживала за подаяньем ее
дальняя родственница, Марья Петровна, обедневшая дворянка-вдова,
маленькая, худенькая, больная. У нее был сын Саша. Почему-то про
него говорили, что он прекрасный художник, и, когда у него
умерла мать, бабушка, ради спасения души, отправила его в Москву
в Комиссаровское училище; года через два перешел он в училище
живописи, пробыл здесь чуть ли не пятнадцать лет и кончил по
архитектурному отделению, с грехом пополам, но архитектурой
все-таки не занимался, а служил в одной из московских
литографий. Почти каждое лето приезжал он, обыкновенно очень
больной, к бабушке, чтобы отдохнуть и поправиться.
На нем был теперь застегнутый сюртук и поношенные парусиновые
брюки, стоптанные внизу. И сорочка была неглаженая, и весь он
имел какой-то несвежий вид. Очень худой, с большими глазами, с
длинными худыми пальцами, бородатый, темный и все-таки красивый.
К Шуминым он привык, как к родным, и у них чувствовал себя как
дома. И комната, в которой он жил здесь, называлась уже давно
Сашиной комнатой.
Стоя на крыльце, он увидел Надю и пошел к ней.
- Хорошо у вас здесь, - сказал он.
- Конечно, хорошо. Вам бы здесь до осени пожить.
- Да, должно, так придется. Пожалуй, до сентября у вас тут
проживу.
Он засмеялся без причины и сел рядом.
- А я вот сижу и смотрю отсюда на маму, - сказала Надя. - Она
кажется отсюда такой молодой! У моей мамы, конечно, есть
слабости, - добавила она, помолчав, - но все же она
необыкновенная женщина.
- Да, хорошая... - согласился Саша. - Ваша мама по-своему,
конечно, и очень добрая и милая женщина, но... как вам сказать?
Сегодня утром рано зашел я к вам в кухню, а там четыре прислуги
спят прямо на полу, кроватей нет, вместо постелей лохмотья,
вонь, клопы, тараканы... То же самое, что было двадцать лет
назад, никакой перемены. Ну, бабушка, бог с ней, на то она и
бабушка; а ведь мама небось по-французски говорит, в спектаклях
участвует. Можно бы, кажется, понимать.
Когда Саша говорил, то вытягивал перед слушателем два длинных,
тощих пальца.
- Мне все здесь как-то дико с непривычки, - продолжал он. - Черт
знает, никто ничего не делает. Мамаша целый день только гуляет,
как герцогиня какаянибудь, бабушка тоже ничего не делает, вы -
тоже. И жених, Андрей Андреич, тоже ничего не делает.
Надя слышала это и в прошлом году, и, кажется, в позапрошлом, и
знала, что Саша иначе рассуждать не может, и это прежде смешило
ее, теперь же почему-то ей стало досадно.
- Все это старо и давно надоело, - сказала она и встала. - Вы бы
придумали что-нибудь поновее.
Он засмеялся и тоже встал, и оба пошли к дому. Она, высокая,
красивая, стройная, казалась теперь рядом с ним очень здоровой и
нарядной; она чувствовала это, и ей было жаль его и почему-то
неловко.
- И говорите вы много лишнего, - сказала она. - Вот вы только
что говорили про моего Андрея, но ведь вы его не знаете.
- Моего Андрея... Бог с ним, с вашим Андреем! Мне вот молодости
вашей жалко.
Когда вошли в залу, там уже садились ужинать. Бабушка, или, как
ее называли в доме, бабуля, очень полная, некрасивая, с густыми
бровями и с усиками, говорила громко, и уже по ее голосу и
манере говорить было заметно, что она здесь старшая в доме. Ей
принадлежали торговые ряды на ярмарке и старинный дом с
колоннами и садом, но она каждое утро молилась, чтобы бог спас
ее от разорения, и при этом плакала. И ее невестка, мать Нади,
Нина Ивановна, белокурая, сильно затянутая, в pince-nеz и с
бриллиантами на каждом пальце; и отец Андрей, старик, худощавый,
беззубый и с таким выражением, будто собирался рассказать что-то
очень смешное; и его сын Андрей Андреич, жених Нади, полный и
красивый, с вьющимися волосами, похожий на артиста или
художника, - все трое говорили о гипнотизме.
- Ты у меня в неделю поправишься, - сказала бабуля, обращаясь к
Саше, - только вот кушай побольше. И на что ты похож! -
вздохнула она. - Страшный ты стал. Вот уж подлинно, как есть,
блудный сын.
- Отеческаго дара расточив богатство, - проговорил отец Андрей
медленно, со смеющимися глазами, - с бессмысленными скоты
пасохся окаянный...
- Люблю я своего батьку, - сказал Андрей Андреич и потрогал отца
за плечо. - Славный старик. Добрый старик.
Все помолчали. Саша вдруг засмеялся и прижал ко рту салфетку.
- Стало быть, вы верите в гипнотизм? - спросил отец Андрей у
Нины Ивановны.
- Я не могу, конечно, утверждать, что я верю, - ответила Нина
Ивановна, придавая своему лицу очень серьезное, даже строгое
выражение, - но должна сознаться, что в природе есть много
таинственного и непонятного.
- Совершенно с вами согласен, хотя должен прибавить от себя, что
вера значительно сокращает нам область таинственного.
Подали большую, очень жирную индейку. Отец Андрей и Нина
Ивановна продолжали свой разговор. У Нины Ивановны блестели
брильянты на пальцах, потом на глазах заблестели слезы, она
заволновалась.
- Хотя я и не смею спорить с вами, - сказала она, - но,
согласитесь, в жизни так много неразрешимых загадок!
- Ни одной, смею вас уверить.
После ужина Андрей Андреич играл на скрипке, а Нина Ивановна
аккомпанировала на рояле. Он десять лет назад кончил в
университете по филологическому факультету, но нигде не служил,
определенного дела не имел и лишь изредка принимал участие в
концертах с благотворительною целью; и в городе называли его
артистом.
Андрей Андреич играл; все слушали молча. На столе тихо кипел
самовар, и только один Саша пил чай. Потом, когда пробило
двенадцать, лопнула вдруг струна на скрипке; все засмеялись,
засуетились и стали прощаться.
Проводив жениха, Надя пошла к себе наверх, где жила с матерью
(нижний этаж занимала бабушка). Внизу, в зале, стали тушить
огни, а Саша все еще сидел и пил чай. Пил он чай всегда подолгу,
по-московски, стаканов по семи в один раз. Наде, когда она
разделась и легла в постель, долго еще было слышно, как внизу
убирала прислуга, как сердилась бабуля. Наконец все затихло, и
только слышалось изредка, как в своей комнате, внизу, покашливал
басом Саша.