Творчество 1830-х (31-36) - Жизнь и творчество А.С.Пушкина
Лицейский период (1813 - 1817)
Петербургский период (июнь 1817 - мая 1820)
Михайловское. (авг. 1824 - сент. 1826)
Тв-во второй половины 1820-х годов(1826 - 1830)
Общественные и бытовые обстоятельства были крайне неблагоприятными, он зачислен на государственную службу – для работы над историей Петра. В конце 1833- камер-юнкер – оскорбительно. Пушкин был окован желанными брачными узами, оковами царской службы, путами общественного мнения, долгами и материальными заботами (“Элегия”: “Сулит мне труд и горе / Грядущего волнуемое море”). Падение популярности было вызвано также несвоевременностью реализма его стихов.
Размышления о связи трех сил – самодержавия, просвещенного дворянства и народа – легли в основу философско-исторической концепции 1830-х годов, вдохновлявшей Пушкина-историка и Пушкина-художника. Характер исторических трудов определялся поисками духовных истоков современной действительности. Работа над “Историей Петра” привела, на первый взгляд странному, однако, с точки зрения представлений Пушкина об истории, ко вполне закономерному смещению его интересов – к последней трети XVIII века, времени царствования Екатерины II (Урал и Поволжье).
В произведениях, созданных в Болдине-33, Пушкин раскрылся как писатель философского склада (“Пиковая дама”). Философская лирика 34-36 (“Пора, мой друг, пора!...”, “Вновь я посетил”, “Из Пиндемонти”) и роман “Капитанская дочка”: опираясь на личный опыт и мудрость, Пушкин устремился к вечному, общечеловеческому – к поэтическому познанию мира и человека. История в контексте пушкинских размышлений о человеке и природе, жизни и смерти, доме и кладбище предстает как стихийная сила, неподвластная воле и желаниям людей. Водоворот истории увлекает человека, препятствует осуществлению его желаний, заставляя бороться за счастье, за право быть собой.