Пейзажная лирика А. С. Пушкина.

Оглавление.

Введение

Пейзажная лирика А. С. Пушкина

Пейзажная лирика М. Ю. Лермонтова

Сравнительный анализ пейзажей Пушкина и Лермонтова…

Заключение

Список литературы

О лирике Пушкина говорить и трудно и легко. Трудно, потому что это разносторонний поэт. Легко, потому что это необычайно талантливый поэт. Вспомним, как он определил сущность поэзии:

Свободен, вновь ищу союза
Волшебных звуков, чувств и дум.

В лицейские годы Пушкин пробует себя в разных поэтических жанрах и произведениях. В это время его лирика ещё во многом подражательна. Подра­жателен и пейзаж в стихотворениях этого периода. Например, в “Воспомина­ниях в Царском Селе” Пушкин рисует оссианический пейзаж, основываясь на традициях средневекового балладного изображения природы.
Непременным условием творчества поэт считает свободу. Пушкин уже к сем­надцати годам был вполне сложившимся поэтом, способным соперничать с та­кими маститыми светилами, как Державин, Капнист. Поэтические строки Пуш­кина в отличие от громоздких строф Державина обрели ясность, изящество и красоту. Обновление русского языка, столь методично начатое Ломоносовым и Карамзиным, завершил Пушкин. Его новаторство нам потому и кажется неза­метным, что мы сами говорим на этом языке. Бывают поэты “от ума”. Их твор­чество холодно и тенденциозно. Другие слишком много внимания уделяют форме. А вот лирике Пушкина присуща гармоничность. Там все в норме: ритм, форма, содержание.
Большое место в творчестве Пушкина занимает пейзаж. В разные пе­риоды своего творчества Пушкин по – разному изображал природу. На протя­жении всего творческого пути функция пейзажа в его лирических произведе­ниях усложнялась.
Находясь в южной ссылке, Пушкин посвятил немало стихотворных строк описанию южной природы. Пока это только крымский морской пейзаж. Позже, побывав на Кавказе, Пушкин создаёт серию стихотворений с изображением Кавказской горной природы. Стихотворения с южным пейзажем связаны в творчестве Пушкина с романтизмом. Пушкин – романтик восхищался морем, бескрайним пространством, свободной, ни от кого не зависящей стихией. Больше всего он любил морскую бурю, в которой видел романтический бунт:

Взыграйте ветры, взройте воды.
Разрушьте гибельный оплот.
Где ты, гроза – символ свободы?
Промчись поверх невольных вод.

В стихотворении “Узник” тоже есть романтический пейзаж:

Мы вольные птицы, пора, брат, пора!
Туда, где за тучей белеет гора.
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляет лишь ветер... да я!

Это стихотворение символично, в нём присутствуют все романтические символы свободы: гора, море, орёл, ветер. Темница символизирует земное су­ществование человека, тоскующего по романтическому идеалу. Лирический ге­рой романтических стихотворений Пушкина не смог слиться с морской сти­хией, океаном, не смог стать таким же свободным:

Ты ждал, ты звал... я был окован,
Вотче рвалась душа моя,
Могучей страстью очарован,
У берегов остался я.

Пушкин прощается с романтическим пейзажем и романтизмом в посла­нии “К морю”. В любовных стихотворениях Пушкина часто переживания ли­рического героя связаны с южным пейзажем. В любовной поэзии “На холмах Грузии...” описание “ночной мглы”, с которого начинается стихотворение, про­тивопоставляется светлой, наполненной любовью речи лирического героя. Ро­мантическая любовь, таинственная страсть в стихотворениях Пушкина изобра­жаются на фоне южной экзотической природы. В стихотворении “Ненастный день потух...” унылая северная природа противопоставляется яркому южному пейзажу, при изображении которого лирический герой сразу же вспоминает и свою страстную любовь.
Для Пушкина природа была источником вдохновения, в его поэзии есть описание всех времен года. Пушкин, как никто, умел радоваться красоте и гар­монии мира, природы, человеческих отношений.
В раннем творчестве Пушкина мы находим пейзаж, который описывался в основном поэтически, с характерными условными образами. Времена года его не оформлены в самостоятельную тему. Пейзаж в таких стихотворениях порой является символическим фоном для размышлений лирического героя. Более поздняя поэзия Пушкина реалистична, поэтому в описании пейзажа неизменно есть детали, указывающие на время года. В поэзии Пушкина яркими красками нарисованы лето, осень, зима, весна.
После южной ссылки в творчестве Пушкина наблюдается тяготение к реализму. Экзотический крымский пейзаж сменяется реалистическим описа­нием русской природы. Русский пейзаж в стихотворениях Пушкина можно раз­делить на осенний и зимний; зимний – на ночной и утренний; осенний – на ро­мантический приподнятый и подчеркнуто стихийный, реалистический. В сти­хотворении “Румяный критик мой...” невзрачный, неприглядный пейзаж иллю­стрирует поэтическую позицию Пушкина в творчестве, его отказ от романтизма и утверждение реализма. В “Осени”, наоборот мы видим торжественно – ро­мантическое, особенное изображение осени. Это позволяет Пушкину показать своё глубоко личностное восприятие природы, особенно осенней природы. От­ношение поэта ко всем временам года можно найти именно в этом стихотворе­нии. Оно содержит почти все мотивы пейзажной поэзии художника слова, по­священной разным временам года. Пушкин так описывает свою “странную” любовь к осени:

Мне нравится она,
Как, вероятно, вам чахоточная дева
Порою нравиться. На смерть осуждена,
Бедняжка клонится без ропота, без гнева,
Играет на лице ещё багровый цвет,
Она жива ещё сегодня, завтра нет.

Пушкин воспринимает осень как гибель, но поэт говорит, что гибель тоже может быть красивой. На основании этого текста можно сделать вывод, что Пушкин, как и весну, не любит лето за “зной, да пыль”, за комаров, мух и жару. Именно из-за тихой красоты, которая пробуждает все самое лучшее в человеке, Пушкин любит осень больше, чем другие времена года.
С увяданием природы осенью пробуждается поэт, его организм приходит в норму, и вместе со здоровьем организма возвращается вдохновение, поэт чув­ствует прилив сил, его душа просыпается, и он начинает творить:

Я забываю мир – и в сладкой тишине,
Я сладко усыплен моим воображением,
И пробуждается поэзия во мне...

В “Осени” есть фраза, что лирический герой зимой “более доволен”, чем летом и весной. Что же нравится ему в зиме? Отвечая на этот вопрос, Пушкин рисует целый ряд образов, милых его сердцу: снега, “зимних праздников бле­стящие тревоги”, катание на коньках, луну и бег саней. Все эти мотивы развиты Пушкиным в поэтических текстах, посвященных зиме. Стихотворения с зим­ним утренним пейзажем могут быть оптимистические, жизнеутверждающие; лирический герой этих стихотворений восхищается красотой природы и раду­ется жизни:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами...

В стихотворении “Зимнее утро” тихое великолепное утро после бури. Если вчера “вьюга злилась, на мутном небе мгла носилась”, то сегодня “мороз и солнце; день чудесный” и снег лежит “великолепными коврами”. После чудес­ного дня наступает ясная зимняя ночь. О тоскливой езде на тройке именно в та­кую ночь рассказывают ещё два стихотворения Пушкина: “Зимняя дорога” и “В поле чистом...”. Оба текста проникнуты одним и тем же настроением. Луна, не­изменный элемент всех стихотворений Пушкина о зиме, есть и в этих текстах: “пробирается луна”, “льет печально свет она”, “отуманен лунный лик”, “светит месяц”.
В стихотворении “Бесы” зимний пейзаж символичен: дорога – это жиз­ненный путь человека, буря – жизненные потрясения, бесы – человеческие страсти, сбивающие людей с истинного пути. Символический пейзаж мы встречаем и в таких стихотворениях Пушкина “Анчар” и “Пророк”. Анчар – это символ зла в мире, а пустыня в “Пророке” символизирует духовную пустоту, духовное перепутье человека.
В последние годы жизни Пушкин пишет все больше стихотворений на философские темы. Пейзаж в этих стихотворениях становиться тоже философ­ским, теперь он напрямую связан с философскими размышлениями лириче­ского героя. Проанализируем два стихотворения с философским пейзажем: “Брожу ли я...” и “Вновь я посетил...”.

Брожу ли я вдоль улиц шумных,
Вхожу ли в многолюдный храм,
Сижу ль средь юношей безумных,
Я предаюсь моим мечтам.

Так начинается одно из самых блистательных стихотворений Пушкина. Музыкальное повторение у и ли не кажется нарочитым, но создает особую ме­лодию стиха, всецело подчиняемую общей идее произведения.
В стихотворении “Брожу ли я...” мы видим философский конфликт между веч­ной природой и смертным человеком. Лирический герой размышляет о бренно­сти земного существования человека, о быстротечности жизни, о смерти. При­рода выступает здесь как символ красоты, гармонии. Она вечна в своей красоте, в смене времен года. Поколения людей тоже сменяют друг друга, но человек не вечен. Природа безучастна, у неё нет души, а каждый человек – это неповтори­мая индивидуальность. Поэта мучает мысль о скоротечности жизни, о том, что на смену ему придут новые поколения и он, возможно, будет забыт. Эта пе­чальная мысль развивается на протяжении нескольких строф, но затем, по мере того как она уступает место философскому примирению с действительностью, меняется и звуковой настрой стихотворения. Элегическая протяженность исче­зает, последние строки звучат торжественно и спокойно, лирическому герою стихотворения ничего не остается делать, как смириться с естеством природы:

И пусть у гробового входа
Младая будет жизнь играть,
И равнодушная природа
Красою вечною сиять.

Пушкин решает этот философский конфликт между природой и челове­ком в стихотворении “Вновь я посетил...”. Спасение человека от забытья смерти Пушкин видит в продолжении рода. В стихотворении “Я памятник себе воздвиг...” Пушкин говорит о другом способе жить вечно:

Нет, весь я не умру – душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жить будет хоть один пиит.

Исключительное художественное чутье Пушкина руководило им в вы­боре ритма, размера стихотворения “Долго ль мне гулять на свете...”. Удиви­тельно точно воспроизводится тряска дорожного экипажа:

Долго ль мне гулять на свете
То в коляске, то верхом,
То в кибитке, то в карете,
То в телеге, то пешком?

Когда читаешь стихотворение «Обвал», невольно приходит на память гулкое горное эхо, возникают в воображении угрюмые очертания скал и обры­вов:

...И ропщет бор,
И блещут средь волнистой мглы
Вершины гор.

На зловещем контрасте безмятежной природы и ужасов крепостничества строится “Деревня”. Идиллистическое описание природы призвано подчерк­нуть ужас рабства и произвола непосвященных помещиков. Стихотворение ус­ловно можно разделить на две части. Первая часть — это «приют спокойствия», где все полно “счастья и забвенья”. По тону первой части ничто не предвещало взрыва негодования. Подбор оттенков говорит нам о радужных картинах сель­ской природы: “душистые скирды”, “светлые лучи”, “лазурные равнины”. Иначе, “везде следы довольства и труда”. Но вторая часть стихотворения несет антикрепостническую направленность.
Пушкин преимущественно изображал природу в её спокойные моменты; разгул стихийных сил, полный мрачной красоты, почти не нашёл себе отраже­ния в поэзии Пушкина, за исключением трех стихотворений: “Буря” (1825), “Бесы” (1830) и “Туча”(1835). При этом последнее стихотворение изображает момент утихания бури, пронесшейся над землей и омрачившей на время “ли­кующий день”. Этот выбор момента чрезвычайно характерен для отношения Пушкина к природе...
Поэзия бури была понятна Пушкину, как и поэзия человеческих страстей, но едва ли не дороже была его душе ясная красота покоя. Поэтому, приветствуя “ликующий день”, он обращается к последней туче рассеянной бури, ещё наво­дящей на мир “унылую тень”, с бодрым призывом:

Довольно, сокройся! Пора миновалась,
Земля освежилась и буря промчалась,
И ветер, лаская листочки древес,
Тебя с успокоенных гонит небес.

Уже неоднократно, почти по поводу каждого стихотворения, приходи­лось указывать на замечательную красоту и безыскусственность изображения, столь характерных для творчества Пушкина вообще. Обыкновенно Пушкин ри­сует известную картину путем простого перечисления ее отдельных элементов и признаков. Типичным примером пушкинских приемов изображения природы может служить картина утра в “Полтаве”:

Зари багряной полоса
Объемлет ярко небеса.
Блеснули долы, холмы, нивы,
Вершины рощ и волны рек,
Раздался утра шум игривый,
И пробудился человек.

Простота художественных приемов Пушкина сказывается также в самом выборе эпитетов и поэтических метафор, при помощи которых поэт придавал своей картине яркость и изобразительность. Их отличительная черта – точность и объективность; в большинстве случаев они передают непосредственное зри­тельное впечатление, сообщая ему особенную наглядность.
Изредка Пушкин прибегает к обычному у поэтов приему одушевления природы путем перенесения на нее человеческих чувств, страстей, стремлений, когда на нее переносятся черты человеческой психологии, когда неодушевлен­ная природа наделяется разумом, волей, страстями. Так, например, зима иногда представлена Пушкиным в виде старухи–волшебницы, то добродушной (“и рады мы прока­зам матушки – зимы”), то злой и мрачной (“отдаленные седой зимы угрозы”); в завывании зимней вьюги он слышит дикие голоса бесов и ведьм, в снежном вихре видит их кружащиеся хороводы; в вечном шуме моря то “ропот друга за­унывный”, то “зов его в прощальный час”. Море представляется ему живым и одушевленным: оно проникнуто чувством безграничной свободы и титаниче­ской силы (“гордая краса”, “свободная стихия”, “своенравные порывы”). Эти характерные черты его особенно ясно чувствуются при сравнении с собствен­ным состоянием (“я был окован”, “могучей страстью очарован”).
Возвращение весны радостно приветствуется природой (“улыбкой ясною природа сквозь сон встречает утро города”), старые сосны, как добрые друзья, ласково встречают поэтам (“знакомым шумом шорох их вершин меня привет­ствовал”). Стих особенно выразительный благодаря своей звукоподражатель­ности.
В “Медном всаднике” Нева изображается в виде какого- то разъяренного чудовища, злобно кидающегося на беззащитный город. Иногда это одушевле­ние природы выражается в одном лишь эпитете: “печальная звезда”, “ликую­щий день”.
Пушкин тяготеет к простому, скромному русскому пейзажу, с его неяр­кими красками, с его широким и плоским простором, от которого веет каким-то эпическим спокойствием и сладкой грустью. С какой любовью изображает Пушкин эти задумчиво – грустные картины родного края:

На небе серенькие тучи,
Перед избой соломы кучи,
Да пруд под сенью ив густых
Раздолье уток молодых.

У Пушкина природа, скромная и такая простая на вид, засверкала всеми яркими красками. Пушкин учит любить и утреннюю свежесть весны, и очаро­вание русской золотой осени, и великолепные зимние снежные покровы. А лю­бовь к природе пробуждает в нас любовь к родному краю и к Родине.
Поэзия Пушкина обладает удивительным даром. Она как живительный бальзам воздействует на человека. Стихотворения Пушкина мы знаем с юных лет, но только через какое-то время, иногда много лет спустя, мы открываем для себя заново сказочный мир его поэзии и не устаем поражаться ее кристальной чис­тоте, ясности, одухотворенности. Поэзия Пушкина вечна, ибо она обращена ко всему прекрасному в человеке.
Все состояния природы описаны Пушкиным в поэтических текстах, по­тому что каждое время года совпадало у поэта с определенным состоянием души, которое автор мастерски облекал в слова.
Таким образом, пейзаж в лирике Пушкина проходит сложную эволюцию, он связан непосредственно с различными периодами творчества поэта. В стихо­творениях лицейского периода, подражая известным авторам, молодой Пушкин пробует себя в создании идиллического и оссианического пейзажей. В период увлечения поэтом романтическими идеалами пейзаж в стихотворениях тоже превращается в романтический, он часто сливается с описаниями любовных переживаний лирического героя. В Михайловский период Пушкин реалистиче­ски изображает русскую природу, утверждая реализм в своем творчестве.
Трудно назвать другого поэта, лирика которого была бы настолько насы­щена философскими раздумьями, как лирика Пушкина. Стремление охватить действительность во всем ее многообразии, постичь глубины жизни обусловило многоплановость, многозначность стихотворений Пушкина. В поздней лирике Пушкина пейзаж выполняет символическую и философскую функции, помогая поэту в выражении своей особой философской позиции.