Заключение
ПРЕДИСЛОВИЕ
				
				I.
Ремарка, предваряющая действие
				II.
Список действующих лиц и система 
				персонажей чеховской драмы
				III.
 Ремарка, сопровождающая действие
				
				ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Пожалуй, самый важный вывод, который стоит 
				сделать на основании проведенного описания: в чеховской драме 
				появляется совершенно особый автор. Специфика этого явления 
				заключается в том, что, с одной стороны, автор не равен 
				традиционному комментатору основного текста 
				(монологически-диалогической структуры) драмы, фиксирующему 
				место и время действия, а также особенности внешнего облика 
				персонажей, их поведения на сцене, адресатов их реплик и т.д. 
				Ведь в ремарках, предваряющих каждое действие чеховских драм, 
				появляется точка зрения, не совпадающая с точкой зрения 
				зрительской (или актерской, если учитывать сценическое 
				предназначение драмы). С другой стороны, появление этой точки 
				зрения отнюдь не свидетельствует о том, что автор в чеховской 
				драме уподобляется повествователю или рассказчику эпического 
				произведения. Он не является посредником между реципиентом и 
				событием, задающим определенный модус изображения этого события 
				и, следовательно, программирующим эмоциональную и идеологическую 
				реакцию воспринимающего это событие субъекта. Сюжетная ситуация, 
				как и положено в драме, разыгрывается самими персонажами, 
				реализуется непосредственно в действии. В этом смысле драма 
				Чехова – это не драма для чтения, а драма, предназначенная для 
				сценической реализации. Кстати, именно так понимал ее сущность 
				(как и суть любого драматического произведения) и сам Чехов:
				«По моему мнению, пьесы можно печатать только в исключительных 
				случаях. Если пьеса имела успех на сцене, если о ней говорят, то 
				печатать ее следует, если же она, подобно моей, еще не шла на 
				сцене и смирнехонько лежит в столе автора, то для журнала она не 
				имеет никакой цены» (А.М. Евреиновой – П 3, 278);
				«Как бы ни было, печатать я буду ее после ряда исправлений (речь 
				идет о драме «Три сестры» – Т.И.), т. е. после того уже, когда 
				она пойдет на сцене, а это будет, вероятно, не раньше Рождества» 
				(Ю.О. Грюнбергу – П 9, 114);
				«Пьес не на сцене я вообще не понимаю и поэтому не люблю» (Е.Н. 
				Чирикову – П 11, 266).
				Чеховская позиция, эксплицированная в письмах, подтверждена и 
				спецификой авторской точки зрения в его пьесах, которую трудно 
				охарактеризовать рационально-идеологически, хотя все остальные 
				планы, описанные Б.А. Успенским, в ней довольно легко 
				реконструируются. Эту точку зрения в привычной 
				(пространственной) терминологии можно назвать сложной или 
				составной, объединяющей внешнюю и внутреннюю. При этом внешняя 
				точка зрения маркирует мир-бытие (мир природный); внутренняя – 
				мир, созданный человеком. Описание одного из элементов 
				паратекста чеховских пьес (ремарок, предваряющих действие) 
				позволяет сделать второй вывод.
				Сведенные вместе, рассмотренные как система, четыре пьесы Чехова 
				фиксируют основные варианты «взаимоотношений» человека и бытия, 
				соответствующие, вероятно, различным этапам идеологического 
				самоощущения автора. Первые две пьесы нового театра Чехова 
				фиксируют постепенное сужение человеческого пространства, 
				построение человеком искусственного мира, создание его образа, 
				выходом из которого становится либо его смерть – крайняя степень 
				расхождения между собой внутренней и внешней логики, либо 
				безусловная вера в необходимость и неизбежность жизни-страдания 
				(«Чайка», «Дядя Ваня»). Затем автор описывает обратный процесс – 
				попытку движения в сторону растворения человеческой жизни в 
				бытии и сразу же ставит ее возможность под сомнение («Три 
				сестры»). Наконец, последний взгляд на мир, брошенный 
				Чеховым-драматургом, запечатлевает вечное движение человека от 
				гармонии – к абсурду, невольно, но неизбежно эту гармонию 
				уничтожающему («Вишневый сад»).
				Таким образом, основная функция ремарок, предваряющих действие, 
				заключается в том, чтобы зафиксировать тот общий контекст, в 
				котором существует разыгрываемая персонажами/актерами сюжетная 
				ситуация, представить изображаемое со стороны. Отсюда 
				проистекает трансформация принципов создания авторского 
				комментария и логики его взаимодействия с основным текстом 
				драмы. Ремарка перестает быть иконическим знаком; она становится 
				самостоятельным художественным элементом единой системы, и, 
				благодаря различным типам взаимодействия с 
				монологически-диалогическим текстом, передвигается в 
				символический план.
				Маркеры мира внешнего, таким образом, должны являться 
				обязательными элементами сценографии каждой чеховской пьесы. В 
				движении от «Чайки» к «Вишневому саду» эти маркеры существенно 
				изменяются: от преимущественно визуально-образного воплощения 
				(озеро, луна, солнце) до доминирования аудиоряда и 
				цветообозначения апеллирующих непосредственно к чувству 
				читателя/зрителя, воспроизводящих в нем, прежде всего, 
				определенное настроение (вечер, вой ветра в трубах, звонок, 
				набат, музыка, тишина и т.д.). Тот же путь, впрочем, проделывают 
				и маркеры мира внутреннего.
				Таким же необходимым элементом сценического воплощения чеховской 
				драматургии является и образ постоянно меняющейся границы между 
				миром внешним и миром внутренним. Неудачная попытка ее 
				размыкания через новые формы искусства зафиксирована в «Чайке». 
				Насильственное ее размыкание происходит в «Трех сестрах» 
				(героини буквально выжиты, выброшены, из своего замкнутого 
				виртуального пространства). Временное ее стирание и установление 
				гармонии фиксирует первое действие «Вишневого сада» – момент 
				возвращения персонажей в эпоху детства.
				Эта точка зрения – одновременно внутри и со стороны – невольно 
				превращает сценическое действие в метафору. Перед нами 
				разворачивается театр человеческой жизни, где равноценными 
				оказываются абсолютно все жизненные позиции человека социального 
				как a priori нарушающие естественную логику бытия. Именно 
				поэтому практически все персонажи цикла чеховских пьес (за 
				исключением комедии «Вишневый сад») являются масками – 
				социальными или литературными. Описание этих масок фиксируют 
				ремарки, сопровождающие действие. В свою очередь, отношение 
				каждого персонажа к своей маске предопределяет логику 
				организации системы действующих лиц каждой чеховской пьесы.
				Эксплицирует принцип театральной игры, заложенный в самом 
				появлении контекста драматического действия, несоотнесенность 
				списка действующих лиц и сюжетных событий каждой пьесы, 
				поскольку социальная предопределенность «паратекста» разрушается 
				в «основном тексте» и формально, и сущностно. Эта 
				несоотнесенность вновь возвращает нас к одновременному 
				существованию человека и внутри собственного мира и внутри 
				мира-бытия, а точнее – к отсутствию понимания человеком этой 
				одновременности своего существования. Исключением являются 
				доктор Дорн, старающийся не надевать никакой маски, не 
				участвовать в движении социальной жизни, няня Марина, живущая 
				вне хронотопа персонажей, а также Телегин, стремящийся 
				соответствовать логике собственной жизни.
				В последней пьесе Чехова ощущение автором человеческого мира 
				несколько изменяется: каждый из персонажей «Вишневого сада» 
				помещается автором в свой виртуальный пространственно-временной 
				мир. В свою очередь, каждый из этих параллельно существующих 
				миров выстраивается им по своей логике. Результат, однако, 
				остается прежним: диалога нет не только между миром внешним и 
				миром внутренним, но и между мирами индивидуально- 
				человеческими. Следовательно, мир, выстроенный человеком, в 
				драматургии Чехова в целом принципиально не коммуникативен: 
				каждый из персонажей либо носит свою маску, либо существует в 
				своем пространстве-времени, именно поэтому люди обречены на 
				непонимание друг друга. «Пока мы рассуждали о цельности и 
				благополучии, о бесконечном прогрессе, – оказалось, что 
				высверлены аккуратные трещины между человеком и природой, между 
				отдельными людьми», – писал А. Блок, выражая ощущение, в чем-то 
				близкое чеховскому мироотношению (курсив мой – Т.И.).
				Двойственность авторской точки зрения – одновременное 
				изображение ситуации изнутри и извне – предопределила появление 
				объективного модуса изображения, безоценочной (неоднозначно 
				оцененной автором) констатации именно такой модели существования 
				человека в мире. Отсутствие однозначной оценки изображаемого 
				предопределило и принципиальное отсутствие традиционного 
				конфликта – столкновения противоборствующих сил, поскольку 
				каждый из персонажей существует в своем параллельном мире, а 
				между миром внешним и миром внутренним нет диалога.
				Таким образом, авторская позиция в драме Чехова воплощается не в 
				традиционно основном тексте и не в паратексте, традиционно 
				факультативном. Она может быть реконструирована лишь при 
				системном рассмотрении этих двух элементов принципиально единого 
				текста.
Материал публикуется с разрешения администрации сайта www.poetics.nm.ru