Развитие книгопечатной техники во второй половине 19 века
В этот период во всех странах Европы широко развивается газетное и журнальное дело. Книгоиздательства выпускают большое количество высокотиражных изданий. Конкуренция заставляет искать способы ускорить процесс печати, особенно газет. Остро встал вопрос о замене ручного набора машинным. Первая попытка создать автоматическую наборную машину принадлежит русскому изобретателю П.П. Княгининскому и относится к 1870 году. Но его изобретение не нашло применения в производстве. В 1886 году американский немец Отмар Мергенталер создал строкоотливную наборную машину, называемую линотипом. Работают на этой машине так же, как на пишущей машинке. При ударе по клавише из запасного магазина выскакивает металлическая матрица и становится на специальную линейку, на которой собирается целая строка матриц. После окончания набора строка заливается расплавленным металлом, получается цельнометаллическая строка, с которой можно печатать.
Для ускорения процесса печатания плоскопечатные машины, которые имеют небольшую производительность (1500-1800 оттисков в час) заменяются ротационными печатными машинами (скорость печати до 100 тыс. оттисков в час). В ротационных машинах печать производится на двух соприкасающихся друг с другом цилиндрах: на одном – печатная форма (стереотип), на другом – бумага. На ротационных машинах можно печатать одновременно на обеих сторонах листа. При наличии в машине нескольких цилиндров производительность увеличивается в несколько раз.
Значительные усовершенствования вносятся в репродукционную технику. Полный переворот в технике воспроизведения иллюстраций произошёл после изобретения фотографии в 1840 году и фотомеханических процессов воспроизведения рисунков. В 1867 году был изобретён фотомеханический процесс изготовления клише – цинкография. При этом способе рисунок, полученный на фотонегативе, переводят световым способом на цинковую пластинку. Линии, составляющие рисунок, покрывают защитным слоем лака, затем пластину протравливают кислотами. Таким образом получают клише, предназначенное для высокой печати. Это клише точно соответствует гравюре на дереве, изготовленной механическим и химическим путём.
В 1882 году был изобретён способ сетчатой цинкографии, или автотипии, соответствующий тоновой гравюре на дереве. Этот способ состоит в том, что объект фотографируют через мелкую сетку (растр); затем изображение переводят на цинк; полоски, составляющие сетку, подвергают травлению, в результате которого остаётся изображение, состоящее из рельефных точек, более или менее крупных, метсами настолько крупных, что эти точки сливаются и образуют тёмные пятна.
Вслед за этими двумя способами воспроизведения иллюстраций были изобретены: автотипия-дуплекс, в которой чёрный отпечаток сочетается с цветным фоном; цветная цинкография, осуществляемая путём последовательного отпечатывания на одном и том же поле бумаги трёх или более сетчатых клише; гелио-гравюра, меццо-тинто -- фотомеханическая углублённая гравюра; фототипия, пользующаяся желатиновым клише; фотолитография -- способ перевода фотографии на камень. Большое распространение получает более дешёвый способ производства цветной иллюстрации -- цветная литография, или хромолитография. этот способ широко применяется для воспроизведения обложек дешёвых книг, выполняя роль рекламы: яркая, бросающаяся в глаза обложка книги привлекает покупателя. Хромолитография применялась главным образом для оформления детских книг и так называемых книг "для народа".