Стандарты аудиторской деятельности

Правило (стандарт) № 2
Документирование аудита

Введение

1. Настоящее федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности, разработанное с учетом международных стандартов аудита, устанавливает единые требования к составлению документации в процессе аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности.

2. Аудиторская организация и индивидуальный аудитор (далее именуются – аудитор) должны документально оформлять все сведения, которые важны с точки зрения предоставления доказательств, подтверждающих аудиторское мнение, а также доказательств того, что аудиторская проверка проводилась в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.

3. Под термином «документация» понимаются рабочие документы и материалы, подготавливаемые аудитором и для аудитора либо получаемые и хранимые аудитором в связи с проведением аудита. Рабочие документы могут быть представлены в виде данных, зафиксированных на бумаге, фотопленке, в электронном виде или в другой форме.

4. Рабочие документы используются:

  • при планировании и проведении аудита;
  • при осуществлении текущего контроля и проверки выполненной аудитором работы;
  • для фиксирования аудиторских доказательств, получаемых в целях подтверждения мнения аудитора.

Форма и содержание рабочих документов

5. Аудитор должен составлять рабочие документы в достаточно полной и подробной форме, необходимой для обеспечения общего понимания аудита.

6. Аудитор должен отражать в рабочих документах информацию о планировании аудиторской работы, характере, временных рамках и объеме выполненных аудиторских процедур, их результатах, а также о выводах, сделанных на основе полученных аудиторских доказательств. В рабочих документах должно содержаться обоснование аудитором всех важных моментов, по которым необходимо выразить свое профессиональное суждение, вместе с выводами аудитора по ним. В тех случаях, когда аудитор проводил рассмотрение сложных принципиальных вопросов или высказывал по каким-либо важным для аудита вопросам профессиональное суждение, в рабочие документы следует включать факты, которые были известны аудитору на момент формулирования выводов, и необходимую аргументацию.

7. Аудитор вправе определять объем документации по каждой конкретной аудиторской проверке, руководствуясь своим профессиональным мнением. Отражение в составе документации каждого рассмотренного аудитором в ходе проверки документа или вопроса не является необходимым. Вместе с тем объем документации аудиторской проверки должен быть таков, чтобы в случае, если возникнет необходимость передать работу другому аудитору, не имеющему опыта работы по этому заданию, новый аудитор смог бы исключительно на основе данной документации (не прибегая к дополнительным беседам или переписке с прежним аудитором) понять проделанную работу и обоснованность решений и выводов прежнего аудитора.

8. Форма и содержание рабочих документов определяются такими факторами, как:

  • характер аудиторского задания;
  • требования, предъявляемые к аудиторскому заключению;
  • характер и сложность деятельности аудируемого лица;
  • характер и состояние систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля аудируемого лица;
  • необходимость давать указания работникам аудитора, осуществлять за ними текущий контроль и проверять выполненную ими работу;
  • конкретные методы и приемы, применяемые в процессе проведения аудита.

9. Рабочие документы должны быть составлены и систематизированы таким образом, чтобы отвечать обстоятельствам каждой конкретной аудиторской проверки и потребностям аудитора в ходе ее проведения. В целях повышения эффективности подготовки и проверки рабочих документов рекомендуется разработать в аудиторской организации типовые формы документации (например, стандартную структуру аудиторского файла (папки) рабочих документов, бланки, вопросники, типовые письма и обращения и т. п.). Такая стандартизация документирования облегчает поручение работы подчиненным и одновременно позволяет надежно контролировать результаты выполняемой ими работы.

10. Для повышения эффективности аудита допускается использовать в ходе проверки графики, аналитическую и иную документацию, подготовленные аудируемым лицом. В этих случаях аудитор обязан убедиться в том, что такие материалы подготовлены надлежащим образом.

11. Рабочие документы обычно содержат:

  • информацию, касающуюся организационно-правовой формы и организационной структуры аудируемого лица;
  • выдержки или копии необходимых юридических документов, соглашений и протоколов;
  • информацию об отрасли, экономической и правовой среде, в которой аудируемое лицо осуществляет свою деятельность;
  • информацию, отражающую процесс планирования, включая программы аудита и любые изменения к ним;
  • доказательства понимания аудитором систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля;
  • доказательства, подтверждающие оценку неотъемлемого риска, уровня риска средств контроля и любые корректировки этих оценок;
  • доказательства, подтверждающие факт анализа аудитором работы аудируемого лица по внутреннему аудиту и сделанные аудитором выводы;
  • анализ финансово-хозяйственных операций и остатков по счетам бухгалтерского учета;
  • анализ наиболее важных экономических показателей и тенденций их изменения;
  • сведения о характере, временных рамках, объеме аудиторских процедур и результатах их выполнения;
  • доказательства, подтверждающие, что работа, выполненная работниками аудитора, осуществлялась под контролем квалифицированных специалистов и была проверена;
  • сведения о том, кто выполнял аудиторские процедуры, с указанием времени их выполнения;
  • подробную информацию о процедурах, примененных в отношении финансовой (бухгалтерской) отчетности подразделений и/или дочерних предприятий, проверявшихся другим аудитором;
  • копии сообщений, направленных другим аудиторам, экспертам и третьим лицам и полученных от них;
  • копии писем и телеграмм по вопросам аудита, доведенным до сведения руководителей аудируемого лица или обсуждавшимся с ними, включая условия договора о проведении аудита или выявленные существенные недостатки системы внутреннего контроля;
  • письменные заявления, полученные от аудируемого лица;
  • выводы, сделанные аудитором по наиболее важным вопросам аудита, включая ошибки и необычные обстоятельства, которые были выявлены аудитором в ходе выполнения процедур аудита, и сведения о действиях, предпринятых в связи с этим аудитором;
  • копии финансовой (бухгалтерской) отчетности и аудиторского заключения.

12. В случае проведения аудиторских проверок в течение ряда лет некоторые файлы рабочих документов (папки) могут быть отнесены к категории постоянных, обновляемых по мере поступления новой информации, но остающихся по-прежнему значимыми, в отличие от текущих аудиторских файлов (папок), которые содержат информацию, относящуюся в основном к аудиту отдельного периода.

Конфиденциальность, обеспечение сохранности рабочих документов и право собственности на них

13. Аудитору необходимо установить надлежащие процедуры для обеспечения конфиденциальности, сохранности рабочих документов, а также для их хранения в течение достаточного периода времени, исходя из особенностей деятельности аудитора, а также законодательных и профессиональных требований, но не менее 5 лет.

14. Рабочие документы являются собственностью аудитора. Хотя часть документов или выдержки из них могут быть предоставлены аудируемому лицу по усмотрению аудитора, они не могут служить заменой бухгалтерских записей аудируемого лица.


Федеральный закон от 30 декабря 2008 года № 307-фз «Об аудиторской деятельности» | Правило (стандарт) № 1. Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности | Правило (стандарт) № 2. Документирование аудита | Правило (стандарт) № 3. Планирование аудита | Правило (стандарт) № 4. Существенность в аудите | Правило (стандарт) № 5. Аудиторские доказательства | Правило (стандарт) № 6. Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности | Правило (стандарт) № 7. Контроль качества выполнения заданий по аудиту | Правило (стандарт) № 8. Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности | Правило (стандарт) № 9. Связанные стороны | правило (стандарт) № 10. События после отчетной даты | Правило (стандарт) № 11. Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица | Правило (стандарт) № 12. Согласование условий проведения аудита | Правило (стандарт) № 13. Обязанности аудитора по рассмотрению ошибок и недобросовестных действий в ходе аудита | Правило (стандарт) № 14. Учет требований нормативных правовых актов российской федерации в ходе аудита | Правило (стандарт) № 15. Понимание деятельности аудируемого лица | Правило (стандарт) № 16. Аудиторская выборка | Правило (стандарт) № 17. Получение аудиторских доказательств в конкретных случаях | Правило (стандарт) № 18. Получение аудитором подтверждающей информации из внешних источников | Правило (стандарт) № 19. Особенности первой проверки аудируемого лица | Правило (стандарт) № 20. Аналитические процедуры | Правило (стандарт) № 21. Особенности аудита оценочных значений | Правило (стандарт) № 22. Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника | Правило (стандарт) № 23. Заявления и разъяснения руководства аудируемого лица | Правило (стандарт) № 24. Основные принципы федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, имеющих отношение к услугам, которые могут предоставляться аудиторскими организациями и аудиторами | Правило (стандарт) № 25. Учет особенностей аудируемого лица, финансовую (бухгалтерскую) отчетность которого подготавливает специализированная организация | Правило (стандарт) № 26. Сопоставимые данные в финансовой (бухгалтерской) отчетности | Правило (стандарт) № 27. Прочая информация в документах, содержащих проаудированную финансовую (бухгалтерскую) отчетность | Правило (стандарт) № 28. Использование результатов работы другого аудитора | Правило (стандарт) № 29. Рассмотрение работы внутреннего аудита | Правило (стандарт) № 30. Выполнение согласованных процедур в отношении финансовой информации | Правило (стандарт) № 31. Компиляция финансовой информации | Правило (стандарт) № 32. Использование аудитором результатов работы эксперта | Правило (стандарт) № 33. Обзорная проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности | Правило (стандарт) № 34. Контроль качества услуг в аудиторских организациях | Кодекс этики аудиторов России
Стандарты аудиторской деятельности | Шеремет А.Д. Аудит | Ерофеева В.А. Аудит. Конспект лекций | Шешукова Т.Г. Аудит: теория и практика применения международных стандартов | Налетова И.А. Аудит | Соколова Е.С. Основы аудита | Камзолов В.А. Аудит | Лукьянчук У.Р. Аудит