Правило (стандарт) № 7 Контроль качества выполнения заданий по аудиту
Введение
1. Настоящее федеральное правило (стандарт) аудиторской
деятельности, разработанное с учетом международных стандартов
аудита, устанавливает единые требования в отношении контроля
качества выполнения заданий по аудиту.
2. Участники аудиторской группы:
а) должны выполнять процедуры контроля качества, применяемые
к конкретному заданию по аудиту;
б) должны предоставлять аудиторской организации
соответствующую информацию, чтобы обеспечить эффективное
функционирование системы контроля качества в части
соблюдения принципа независимости;
в) могут полагаться на установленные в аудиторской организации
принципы и процедуры контроля качества (например, в
отношении навыков и профессиональной компетентности
работников – на принципы и процедуры найма работников и
непрерывного профессионального обучения, в отношении
независимости – на принципы и процедуры сбора и сообщения
соответствующей информации о независимости, в отношении
поддержания взаимоотношений с клиентами – на принципы и
процедуры, регулирующие порядок решения вопроса о принятии
на обслуживание нового клиента или продолжении
сотрудничества с уже существующими клиентами, в отношении
соблюдения нормативных правовых актов Российской Федерации и
профессиональных стандартов – на мониторинг).
Определения
3. Понятия, используемые в настоящем правиле (стандарте),
означают следующее:
а) руководитель аудиторской проверки – уполномоченное лицо
аудиторской организации, несущее ответственность за
выполнение задания по аудиту и подготовку аудиторского
заключения;
б) обзорная проверка качества выполнения задания – процесс,
призванный до выдачи аудиторского заключения объективно
оценить значимые суждения и выводы аудиторской группы,
сформированные по результатам аудита;
в) лицо, осуществляющее обзорную проверку качества
выполнения задания – руководящий сотрудник аудиторской
организации или иное уполномоченное лицо аудиторской
организации, стороннее компетентное лицо или группа таких
сторонних лиц, которые обладают достаточным надлежащим
опытом и полномочиями, чтобы до выдачи аудиторского
заключения объективно оценить значимые суждения и выводы
аудиторской группы, сформированные по результатам аудита;
г) аудиторская группа – работники, выполняющие задание по
аудиту, включая всех экспертов, привлеченных аудиторской
организацией к выполнению этого задания;
д) общественно значимый хозяйствующий субъект – открытое
акционерное общество, иная организация, ценные бумаги которой
допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или)
организаторов торговли на рынке ценных бумаг (например,
кредитная или страховая организация, инвестиционный фонд и
др.);
е) мониторинг – процесс анализа и оценки системы контроля
качества аудита аудиторской организации, включающий
периодическую выборочную инспекцию завершенных заданий по
аудиту, осуществляемый с целью достижения разумной
уверенности в том, что система контроля качества функционирует
эффективно;
ж) сетевая организация – хозяйствующий субъект, который
имеет общий контроль, собственников или руководство с другой
организацией и который может быть признан на разумной основе
любой третьей стороной, располагающей соответствующей
информацией, частью национальной или международной сети;
з) руководящий сотрудник аудиторской организации – лицо,
обладающее полномочиями заключать договоры оказания
аудиторских и сопутствующих аудиту услуг от имени аудиторской
организации;
и) работники – руководящие сотрудники аудиторской
организации и иные специалисты, участвующие в аудиторской
деятельности аудиторской организации и оказании сопутствующих
аудиту услуг;
к) профессиональные стандарты – федеральные правила
(стандарты) аудиторской деятельности, внутренние правила
(стандарты) аудиторской деятельности, действующие в
профессиональных аудиторских объединениях, правила
(стандарты) аудиторской деятельности аудиторских организаций,
а также Кодекс этики аудиторов России;
л) специалисты – работники аудиторской организации, за
исключением руководящих сотрудников;
м) стороннее компетентное лицо – лицо, которое не является
работником аудиторской организации и обладает
профессиональной компетентностью, достаточной для руководства
аудиторской проверкой (например, руководящий сотрудник другой
аудиторской организации или представитель (с соответствующим
опытом) профессионального аудиторского объединения, чьи
члены могут выполнять задания по аудиту).
Обязанности руководителя аудиторской проверки по обеспечению
качества проведения аудита
4. Руководитель аудиторской проверки несет ответственность за
качество выполнения каждого задания по аудиту, которым он
руководит.
5. Руководитель аудиторской проверки должен на всех стадиях
аудита демонстрировать участникам аудиторской группы высокое
качество работы на примере собственных действий или путем
соответствующих указаний участникам аудиторской группы. Такие
действия и указания должны подчеркивать:
а) важность соблюдения нормативных правовых актов Российской
Федерации и профессиональных стандартов, применяемых
принципов и процедур контроля качества аудиторской
организации, а также выдачи аудиторского заключения,
соответствующего условиям конкретного задания;
б) обеспечение качества, которое является первостепенной
задачей.
Этические требования
6. Руководитель аудиторской проверки должен контролировать
соблюдение этических требований участниками аудиторской
группы.
7. Этические требования, применяемые к аудиторским проверкам,
установлены Кодексом этики аудиторов России и включают:
а) честность;
б) объективность;
в) профессиональную компетентность и должную тщательность;
г) конфиденциальность;
д) профессиональное поведение;
е) независимость.
8. Руководитель аудиторской проверки должен обращать особое
внимание на соблюдение этических требований всеми
участниками аудиторской группы в ходе всего аудита. Если
руководитель аудиторской проверки узнает о несоблюдении
этических требований участниками аудиторской группы, то он
должен проконсультироваться с соответствующими лицами из
состава работников аудиторской организации и обеспечить
применение соответствующих мер дисциплинарного воздействия
на лиц, не соблюдающих этические требования.
9. Руководитель аудиторской проверки и другие участники
аудиторской группы должны документально оформлять
выявленные проблемы и способы их разрешения.
10. Руководитель аудиторской проверки должен формулировать
вывод о соблюдении требований независимости, применяемых к
конкретному заданию по аудиту, при этом ему необходимо:
а) получить информацию от аудиторской организации и, если
уместно, от сетевых организаций с целью выявления и оценки
обстоятельств и взаимоотношений, которые создают угрозы
независимости;
б) оценить информацию о выявленных нарушениях процедур
независимости, если таковые имели место, и определить,
представляют ли они угрозу независимости для конкретного
задания по аудиту;
в) принять соответствующие меры для устранения угроз
независимости или сокращения их до приемлемо низкого уровня,
а также своевременно сообщать аудиторской организации о
любых таких случаях, чтобы аудиторская организация могла
предпринять соответствующие меры;
г) документально оформлять выводы в отношении независимости,
а также все имеющие отношение к этому вопросу рассуждения,
аргументирующие эти выводы.
11. Руководитель аудиторской проверки может обнаружить угрозу
независимости в отношении конкретного задания по аудиту,
которую меры предосторожности не смогли устранить или
сократить до приемлемо низкого уровня. В таком случае
руководитель аудиторской проверки должен
проконсультироваться с соответствующими лицами из состава
работников аудиторской организации, с тем чтобы обеспечить
принятие соответствующих мер безопасности, которые
гарантируют устранение угроз независимости или сокращение их
до приемлемо низкого уровня, вплоть до отказа от выполнения
задания. Все рассуждения и выводы касательно этого вопроса
должны быть документально оформлены.
Решение о принятии на обслуживание нового клиента или
продолжении сотрудничества с клиентом по конкретному
аудиторскому заданию
12. Руководитель аудиторской проверки должен убедиться, что
все необходимые процедуры в отношении решения о принятии на
обслуживание нового клиента или продолжении сотрудничества с
клиентом по конкретному аудиторскому заданию были соблюдены
и что были сделаны надлежащие выводы, которые были
документально оформлены.
13. Решение о принятии на обслуживание нового клиента или
продолжении сотрудничества с клиентом может быть
инициировано руководителем аудиторской проверки или иным
лицом.
14. Решение о принятии на обслуживание нового клиента или
продолжении сотрудничества с клиентом по конкретному
аудиторскому заданию предусматривает:
- оценку честности основных собственников потенциального
аудируемого лица, его руководства и представителей
собственника;
- оценку профессиональной компетентности участников
аудиторской группы, необходимой для выполнения конкретного
задания по аудиту, а также наличия у них необходимого времени
и ресурсов, способности аудиторской организации и участников
аудиторской группы соблюдать этические требования.
Если при оценке одного из этих условий возникают вопросы, то
участники аудиторской группы должны обратиться за
консультацией к руководству аудиторской организации или
юристам, документально оформив способы решения этих вопросов.
15. Решение о продолжении сотрудничества с клиентом
предваряет оценка значимых вопросов, возникших в ходе
текущего или предыдущего задания по аудиту, а также влияния их
последствий на продолжение сотрудничества. Например, клиент
мог начать расширение своей деятельности в области, в которой
работники аудиторской организации не обладают нужным опытом
и знаниями.
16. Руководитель аудиторской проверки в случае получения им
информации, которая, будучи известной ранее, привела бы к
отказу от выполнения задания по аудиту, должен своевременно
сообщить эту информацию аудиторской организации, чтобы
обеспечить принятие коллегиального решения.
Формирование аудиторской группы
17. Руководитель аудиторской проверки должен убедиться, что
участники аудиторской группы обладают соответствующими
навыками, профессиональной компетентностью, полномочиями и
временем, необходимыми для выполнения задания по аудиту в
соответствии с нормативными правовыми актами Российской
Федерации и профессиональными стандартами.
18. Под соответствующими навыками и профессиональной
компетентностью подразумевается:
а) понимание задания по аудиту и практический опыт выполнения
аналогичных по характеру и сложности заданий, приобретенный
посредством обучения и предыдущей работы;
б) знание и понимание нормативных правовых актов Российской
Федерации и профессиональных стандартов;
в) знания в области информационных технологий;
г) знание отраслей, в которых функционирует клиент;
д) способность формировать профессиональное суждение;
е) понимание принципов и процедур контроля качества,
установленных в аудиторской организации.
Выполнение задания
19. Руководитель аудиторской проверки несет ответственность за
распределение работ, надзор и выполнение задания по аудиту в
соответствии с нормативными правовыми актами Российской
Федерации и профессиональными стандартами, а также за выдачу
аудиторского заключения, соответствующего условиям задания.
20. Руководитель аудиторской проверки руководит выполнением
задания по аудиту, информируя участников аудиторской группы
об их обязанностях и ответственности, о характере деятельности
клиента, вопросах, связанных с рисками, проблемах, которые
могут возникнуть, а также подробном подходе к выполнению
задания.
В обязанности участников аудиторской группы входит соблюдение
объективности и следование должному профессиональному
скептицизму, а также выполнение порученной работы при
неукоснительном соблюдении этических требований. Участники
аудиторской группы могут обращаться за разъяснениями к более
опытным участникам, поддерживая в аудиторской группе
надлежащий стиль профессионального общения.
21. Участники аудиторской группы должны понимать цели и
задачи выполняемого ими задания по аудиту.
22. Надзор за выполнением задания, осуществляемый
руководителем аудиторской проверки, включает:
а) наблюдение за ходом выполнения задания по аудиту;
б) оценку навыков и профессиональной компетентности каждого
участника аудиторской группы, наличия у него времени,
достаточного для выполнения задания по аудиту, понимания
данных ему инструкций, а также соответствия его работы
запланированному подходу;
в) решение значимых вопросов, возникающих в ходе выполнения
задания по аудиту, оценку их значимости и в случае
необходимости соответствующее изменение запланированного
подхода;
г) выявление вопросов, в отношении которых необходимо
разъяснение или проведение в ходе аудита консультаций с более
опытными участниками аудиторской группы.
23. Надзорные функции подразумевают проверку работы менее
опытных участников аудиторской группы более опытными, в том
числе руководителем аудиторской проверки. Лица,
осуществляющие надзор, оценивают:
а) соответствует ли выполненная работа нормативным правовым
актам Российской Федерации и профессиональным стандартам;
б) возникали ли значимые вопросы, требовавшие дальнейшего
рассмотрения;
в) проводились ли консультации и были ли выводы консультаций
при условии их проведения документально оформлены и
применены на практике;
г) есть ли необходимость в пересмотре характера, временных
рамок и объема выполненной работы;
д) насколько выполненная работа подтверждает полученные
выводы и документально оформлена;
е) достаточность и надлежащий характер полученных аудиторских
доказательств, на которых основывается аудиторское заключение;
ж) достигнуты ли цели при выполнении аудиторских процедур.
24. До выдачи аудиторского заключения руководитель
аудиторской проверки должен проверить рабочие документы
аудитора и обсудить работу с участниками аудиторской группы,
чтобы убедиться в достаточности и надлежащем характере
полученных аудиторских доказательств, подтверждающих
сделанные выводы.
25. Руководитель аудиторской проверки должен своевременно
осуществлять надзор за ходом выполнения каждого этапа аудита.
Это позволяет своевременно решать значимые вопросы до выдачи
аудиторского заключения. Осуществляемый руководителем
аудиторской проверки такой надзор должен охватывать наиболее
значимые суждения, особенно те, которые относятся к сложным
или спорным вопросам, выявленным в ходе аудита, а также
значимые риски и иные области, которые руководитель
аудиторской проверки сочтет важными. Руководитель аудиторской
проверки не должен проверять все рабочие документы аудитора,
однако он должен документально оформить информацию о том,
когда и какие рабочие документы были им проверены. Ответы на
вопросы руководителя аудиторской проверки, возникающие при
осуществлении им указанного надзора, должны быть
аргументированы.
26. В случае если вновь назначенный руководитель аудиторской
проверки приступает к руководству аудитом в ходе его
выполнения, то этот руководитель аудиторской проверки должен
проверить, какая работа была уже выполнена по состоянию на
дату его назначения. Надзорных процедур такого рода должно
быть достаточно для того, чтобы указанному руководителю
аудиторской проверки убедиться в том, что работа, выполненная
по состоянию на дату проведения этих процедур, была
спланирована и выполнена в соответствии с нормативными
правовыми актами Российской Федерации и профессиональными
стандартами.
27. В случае если в задании по аудиту участвует несколько
руководителей аудиторской проверки, то у участников
аудиторской группы должно быть ясное представление о
функциях и об ответственности каждого руководителя
аудиторской проверки.
28. Руководитель аудиторской проверки должен:
а) отвечать за организацию получения участниками аудиторской
группы консультаций по сложным и спорным вопросам;
б) убедиться, что участники аудиторской группы имеют
возможность в ходе выполнения задания по аудиту получать
соответствующие разъяснения и консультации как от других,
более опытных участников аудиторской группы или лиц, имеющих
соответствующие знания, полномочия и опыт, работающих в
аудиторской организации, так и от сторонних компетентных лиц;
в) убедиться, что характер и объем консультаций, а также
сделанные на основании таких консультаций выводы
документально оформлены и согласованы с лицами,
осуществлявшими консультирование;
г) убедиться, что выводы, сделанные по результатам
консультаций, были применены на практике.
29. Для того чтобы проведение консультаций с компетентными
лицами было результативно, необходимо, чтобы этим лицам была
предоставлена вся исходная информация, на основании которой
они могли бы дать соответствующие рекомендации по
методологическим, этическим и иным вопросам. В случае
необходимости участники аудиторской группы могут обратиться за
консультацией к лицам, имеющим соответствующие знания,
полномочия и опыт, работающим в аудиторской организации и за
ее пределами. Выводы, сделанные в результате таких
консультаций, должны быть документально оформлены и
применены на практике.
30. Аудиторская организация может обратиться за консультацией
к сторонним компетентным лицам, в частности другим аудиторским
организациям и профессиональным аудиторским объединениям, а
также к иным организациям, которые оказывают соответствующие
услуги в области контроля качества аудита и сопутствующих
аудиту услуг.
31. Документация, касающаяся проведения консультаций с
компетентным лицом по сложным или спорным вопросам, должна
быть согласована лицом, обратившимся за консультацией, и
лицом, предоставившим консультацию. Документация должна
быть достаточно полной и детальной, чтобы понятно раскрыть
предмет консультации и результаты консультации, включая все
принятые решения, основания для их принятия и способы их
применения на практике.
32. В случае если между участниками аудиторской группы и
лицом, предоставляющим консультации, или между руководителем
аудиторской проверки и лицом, осуществляющим обзорную
проверку качества выполнения задания, возникает расхождение
мнений, то участники аудиторской группы должны следовать
принципам и процедурам в отношении порядка разрешения
разногласий, установленным в аудиторской организации.
33. Руководитель аудиторской проверки информирует участников
аудиторской группы о том, что они могут сообщать о расхождении
мнений ему или иным руководящим сотрудникам аудиторской
организации.
34. При проведении аудита финансовой (бухгалтерской)
отчетности общественно значимых хозяйствующих субъектов
руководитель аудиторской проверки должен:
а) убедиться в назначении лица, осуществляющего обзорную
проверку качества выполнения задания;
б) обсуждать значимые вопросы, возникающие в ходе выполнения
задания по аудиту, включая вопросы, возникающие в ходе
проведения обзорной проверки качества выполнения задания, с
лицом, осуществляющим обзорную проверку качества выполнения
задания;
в) не выдавать аудиторское заключение до тех пор, пока не будет
завершена обзорная проверка качества выполнения задания.
35. В отношении других аудиторских заданий, для которых
выполняется обзорная проверка качества выполнения заданий,
руководитель аудиторской проверки должен следовать
положениям, предусмотренным подпунктами «а» – «в» пункта 34
настоящего правила (стандарта).
36. В случае если обзорная проверка качества выполнения
задания перед началом его выполнения не была признана
необходимой, то руководитель аудиторской проверки должен
систематически оценивать изменяющиеся обстоятельства, которые
могут потребовать проведения такой проверки.
37. Обзорная проверка качества выполнения задания включает
объективную оценку значимых суждений, сформированных
участниками аудиторской группы и выводов, формирующих основу
аудиторского заключения.
38. Обзорная проверка качества выполнения задания, как
правило, включает обсуждение хода выполнения задания с
руководителем аудиторской проверки, анализ финансовой
(бухгалтерской) отчетности и аудиторского заключения, в
частности его соответствия условиям конкретного задания. Также
такая обзорная проверка предусматривает выборочный анализ
рабочих документов аудитора, связанных со значимыми
суждениями и выводами, сделанными аудиторской группой. Объем
указанной обзорной проверки зависит от сложности задания и
риска того, что аудиторское заключение может не соответствовать
условиям задания. Обзорная проверка качества выполнения
задания не снижает ответственности руководителя аудиторской
проверки.
39. Обзорная проверка качества выполнения заданий по аудиту
финансовой (бухгалтерской) отчетности общественно значимых
хозяйствующих субъектов включает:
а) оценку аудиторской группой независимости аудиторской
организации в контексте конкретного задания по аудиту;
б) оценку значимых рисков, выявленных в ходе выполнения
задания (в соответствии с правилом (стандартом) № 8), и
процедуры, выполняемые в ответ на оцененные аудитором риски,
включая оценку аудиторской группой риска ошибок и
недобросовестных действий и выполнения аудиторской группой
процедур в ответ на этот риск;
в) суждения в отношении уровня существенности и значимых
рисков;
г) получение соответствующих консультаций по сложным или
спорным вопросам либо при расхождении мнений, а также
выводы, сделанные по результатам этих консультаций;
д) значимость исправленных и неисправленных искажений,
выявленных в ходе аудита;
е) обстоятельства, информация о которых должна быть доведена
до сведения руководства аудируемого лица, представителей
собственника или иных лиц;
ж) соответствие выбранных для анализа рабочих документов
аудитора выполненной работе, послужившей основой для
формирования значимых суждений и сделанных выводов;
з) надлежащий характер выданного аудиторского заключения.
40. Обзорные проверки качества выполнения заданий, отличных
от аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности общественно
значимых хозяйствующих субъектов, могут в зависимости от
обстоятельств охватывать в полном объеме или частично все
указанные в пункте 39 настоящего правила (стандарта)
положения.
Мониторинг
41. Руководитель аудиторской проверки должен оценивать
результаты мониторинга, отражаемые в последней информации,
распространяемой аудиторской организацией и, если применимо,
другими аудиторскими организациями, являющимися членами
сетевых аудиторских организаций.
Руководитель аудиторской проверки оценивает, насколько
недостатки, отраженные в этой информации, могут повлиять на
задание по аудиту и насколько меры, принимаемые аудиторской
организацией для исправления ситуации, достаточны в контексте
этого задания по аудиту.
42. Недостатки системы контроля качества выполнения заданий,
выявленные в процессе мониторинга, не означают, что конкретное
задание по аудиту было выполнено не в соответствии с
нормативными правовыми актами в области аудита и
федеральными правилами (стандартами) аудиторской
деятельности.
Федеральный закон от 30 декабря 2008 года № 307-фз «Об аудиторской деятельности» |
Правило (стандарт) № 1. Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности |
Правило (стандарт) № 2. Документирование аудита |
Правило (стандарт) № 3. Планирование аудита |
Правило (стандарт) № 4. Существенность в аудите |
Правило (стандарт) № 5. Аудиторские доказательства |
Правило (стандарт) № 6. Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности |
Правило (стандарт) № 7. Контроль качества выполнения заданий по аудиту |
Правило (стандарт) № 8. Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности |
Правило (стандарт) № 9. Связанные стороны |
правило (стандарт) № 10. События после отчетной даты |
Правило (стандарт) № 11. Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица |
Правило (стандарт) № 12. Согласование условий проведения аудита |
Правило (стандарт) № 13. Обязанности аудитора по рассмотрению ошибок и недобросовестных действий в ходе аудита |
Правило (стандарт) № 14. Учет требований нормативных правовых актов российской федерации в ходе аудита |
Правило (стандарт) № 15. Понимание деятельности аудируемого лица |
Правило (стандарт) № 16. Аудиторская выборка |
Правило (стандарт) № 17. Получение аудиторских доказательств в конкретных случаях |
Правило (стандарт) № 18. Получение аудитором подтверждающей информации из внешних источников |
Правило (стандарт) № 19. Особенности первой проверки аудируемого лица |
Правило (стандарт) № 20. Аналитические процедуры |
Правило (стандарт) № 21. Особенности аудита оценочных значений |
Правило (стандарт) № 22. Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника |
Правило (стандарт) № 23. Заявления и разъяснения руководства аудируемого лица |
Правило (стандарт) № 24. Основные принципы федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, имеющих отношение к услугам, которые могут предоставляться аудиторскими организациями и аудиторами |
Правило (стандарт) № 25. Учет особенностей аудируемого лица, финансовую (бухгалтерскую) отчетность которого подготавливает специализированная организация |
Правило (стандарт) № 26. Сопоставимые данные в финансовой (бухгалтерской) отчетности |
Правило (стандарт) № 27. Прочая информация в документах, содержащих проаудированную финансовую (бухгалтерскую) отчетность |
Правило (стандарт) № 28. Использование результатов работы другого аудитора |
Правило (стандарт) № 29. Рассмотрение работы внутреннего аудита |
Правило (стандарт) № 30. Выполнение согласованных процедур в отношении финансовой информации |
Правило (стандарт) № 31. Компиляция финансовой информации |
Правило (стандарт) № 32. Использование аудитором результатов работы эксперта |
Правило (стандарт) № 33. Обзорная проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности |
Правило (стандарт) № 34. Контроль качества услуг в аудиторских организациях |
Кодекс этики аудиторов России
Стандарты аудиторской деятельности | Шеремет А.Д. Аудит | Ерофеева В.А. Аудит. Конспект лекций | Шешукова Т.Г. Аудит: теория и практика применения международных стандартов | Налетова И.А. Аудит | Соколова Е.С. Основы аудита | Камзолов В.А. Аудит | Лукьянчук У.Р. Аудит
|