Правило (стандарт) № 3 Планирование аудита
Введение
1. Настоящее федеральное правило (стандарт) аудиторской
деятельности, разработанное с учетом международных стандартов
аудита, устанавливает единые требования по планированию
аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности (далее именуется
– аудит), применяется в первую очередь к проверкам, которые
аудитор проводит не первый год в отношении данного
аудируемого лица. Для проведения аудиторской проверки в
течение первого года аудитору требуется расширить процесс
планирования, включив в него вопросы помимо тех, которые
указаны в настоящем правиле (стандарте).
2. Аудиторская организация и индивидуальный аудитор (далее
именуются – аудитор) обязаны планировать свою работу так,
чтобы проверка была проведена эффективно.
3. Планирование аудита предполагает разработку общей
стратегии и детального подхода к ожидаемому характеру, срокам
проведения и объему аудиторских процедур.
Планирование работы
4. Планирование аудитором своей работы способствует тому,
чтобы важным областям аудита было уделено необходимое
внимание, чтобы были выявлены потенциальные проблемы и
работа была выполнена с оптимальными затратами, качественно и
своевременно. Планирование позволяет эффективно распределять
работу между членами группы специалистов, участвующих в
аудиторской проверке, а также координировать такую работу.
5. Затраты времени на планирование работы зависят от масштабов
деятельности аудируемого лица, сложности аудита, опыта работы
аудитора с данным лицом, а также знания особенностей его
деятельности.
6. Получение информации о деятельности аудируемого лица
является важной частью планирования работы, помогает аудитору
выявить события, операции и другие особенности, которые могут
оказывать существенное влияние на финансовую (бухгалтерскую)
отчетность.
7. Аудитор вправе обсуждать отдельные разделы общего плана
аудита и определенные аудиторские процедуры с работниками, а
также с членами совета директоров и членами ревизионной
комиссии аудируемого лица для повышения эффективности аудита
и координации аудиторских процедур с работой персонала
аудируемого лица. При этом аудитор несет ответственность за
правильную и полную разработку общего плана и программы
аудита.
Общий план аудита
8. Аудитору необходимо составить и документально оформить
общий план аудита, описав в нем предполагаемые объем и
порядок проведения аудиторской проверки. Общий план аудита
должен быть достаточно подробным для того, чтобы служить
руководством при разработке программы аудита. Вместе с тем
форма и содержание общего плана аудита могут меняться в
зависимости от масштабов и специфики деятельности аудируемого
лица, сложности проверки и конкретных методик, применяемых
аудитором.
9. При разработке общего плана аудита аудитору необходимо
принимать во внимание:
а) деятельность аудируемого лица, в том числе:
- общие экономические факторы и условия в отрасли, влияющие на
деятельность аудируемого лица;
- особенности аудируемого лица, его деятельности, финансовое
состояние, требования к его финансовой (бухгалтерской) или иной
отчетности, включая изменения, произошедшие с даты
предшествующего аудита;
- общий уровень компетентности руководства;
б) системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, в том
числе:
- учетную политику, принятую аудируемым лицом, и ее изменения;
- влияние новых нормативных правовых актов в области
бухгалтерского учета на отражение в финансовой (бухгалтерской)
отчетности результатов финансово-хозяйственной деятельности
аудируемого лица;
- планы использования в ходе аудиторской проверки тестов средств
контроля и процедур проверки по существу;
в) риск и существенность, в том числе:
- ожидаемые оценки неотъемлемого риска и риска средств
контроля, определение наиболее важных областей для аудита;
- установление уровней существенности для аудита;
- возможность (в том числе на основе аудита прошлых лет)
существенных искажений или недобросовестных действий;
- выявление сложных областей бухгалтерского учета, в том числе
таких, где результат зависит от субъективного суждения
бухгалтера, например, при подготовке оценочных показателей;
г) характер, временные рамки и объем процедур, в том числе:
- относительную важность различных разделов учета для
проведения аудита;
- влияние на аудит наличия компьютерной системы ведения учета и
ее специфических особенностей;
- существование подразделения внутреннего аудита аудируемого
лица и его возможное влияние на процедуры внешнего аудита;
д) координацию и направление работы, текущий контроль и
проверку выполненной работы, в том числе:
- привлечение других аудиторских организаций к проверке
филиалов, подразделений, дочерних компаний аудируемого лица;
- привлечение экспертов;
- количество территориально обособленных подразделений одного
аудируемого лица и их пространственную удаленность друг от
друга;
- количество и квалификацию специалистов, необходимых для
работы с данным аудируемым лицом;
е) прочие аспекты, в том числе:
- возможность того, что допущение о непрерывности деятельности
аудируемого лица может оказаться под вопросом;
- обстоятельства, требующие особого внимания, например,
существование аффилированных лиц;
- особенности договора об оказании аудиторских услуг и
требования законодательства;
- срок работы сотрудников аудитора и их участие в оказании
сопутствующих услуг аудируемому лицу;
- форму и сроки подготовки и представления аудируемому лицу
заключений и иных отчетов в соответствии с законодательством,
правилами (стандартами) аудиторской деятельности и условиями
конкретного аудиторского задания.
Программа аудита
10. Аудитору необходимо составить и документально оформить
программу аудита, определяющую характер, временные рамки и
объем запланированных аудиторских процедур, необходимых для
осуществления общего плана аудита. Программа аудита является
набором инструкций для аудитора, выполняющего проверку, а
также средством контроля и проверки надлежащего выполнения
работы. В программу аудита также могут быть включены
проверяемые предпосылки подготовки финансовой
(бухгалтерской) отчетности по каждой из областей аудита и
время, запланированное на различные области или процедуры
аудита.
11. В процессе подготовки программы аудита аудитор обязан
принимать во внимание полученные им оценки неотъемлемого
риска и риска средств контроля, а также требуемый уровень
уверенности, который должен быть обеспечен при процедурах
проверки по существу, временные рамки тестов средств контроля
и процедур проверки по существу, координацию любой помощи,
которую предполагается получить от аудируемого лица, а также
привлечение других аудиторов или экспертов. В процессе
разработки программы аудита следует учитывать вопросы,
указанные в пункте 9 настоящего правила (стандарта).
Изменения в общем плане и программе аудита
12. Общий план аудита и программа аудита должны по мере
необходимости уточняться и пересматриваться в ходе аудита.
Планирование аудитором своей работы осуществляется
непрерывно на протяжении всего времени выполнения
аудиторского задания в связи с меняющимися обстоятельствами
или неожиданными результатами, полученными в ходе
выполнения аудиторских процедур. Причины внесения
значительных изменений в общий план и программу аудита
должны быть документально зафиксированы.
Федеральный закон от 30 декабря 2008 года № 307-фз «Об аудиторской деятельности» |
Правило (стандарт) № 1. Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности |
Правило (стандарт) № 2. Документирование аудита |
Правило (стандарт) № 3. Планирование аудита |
Правило (стандарт) № 4. Существенность в аудите |
Правило (стандарт) № 5. Аудиторские доказательства |
Правило (стандарт) № 6. Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности |
Правило (стандарт) № 7. Контроль качества выполнения заданий по аудиту |
Правило (стандарт) № 8. Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности |
Правило (стандарт) № 9. Связанные стороны |
правило (стандарт) № 10. События после отчетной даты |
Правило (стандарт) № 11. Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица |
Правило (стандарт) № 12. Согласование условий проведения аудита |
Правило (стандарт) № 13. Обязанности аудитора по рассмотрению ошибок и недобросовестных действий в ходе аудита |
Правило (стандарт) № 14. Учет требований нормативных правовых актов российской федерации в ходе аудита |
Правило (стандарт) № 15. Понимание деятельности аудируемого лица |
Правило (стандарт) № 16. Аудиторская выборка |
Правило (стандарт) № 17. Получение аудиторских доказательств в конкретных случаях |
Правило (стандарт) № 18. Получение аудитором подтверждающей информации из внешних источников |
Правило (стандарт) № 19. Особенности первой проверки аудируемого лица |
Правило (стандарт) № 20. Аналитические процедуры |
Правило (стандарт) № 21. Особенности аудита оценочных значений |
Правило (стандарт) № 22. Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника |
Правило (стандарт) № 23. Заявления и разъяснения руководства аудируемого лица |
Правило (стандарт) № 24. Основные принципы федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, имеющих отношение к услугам, которые могут предоставляться аудиторскими организациями и аудиторами |
Правило (стандарт) № 25. Учет особенностей аудируемого лица, финансовую (бухгалтерскую) отчетность которого подготавливает специализированная организация |
Правило (стандарт) № 26. Сопоставимые данные в финансовой (бухгалтерской) отчетности |
Правило (стандарт) № 27. Прочая информация в документах, содержащих проаудированную финансовую (бухгалтерскую) отчетность |
Правило (стандарт) № 28. Использование результатов работы другого аудитора |
Правило (стандарт) № 29. Рассмотрение работы внутреннего аудита |
Правило (стандарт) № 30. Выполнение согласованных процедур в отношении финансовой информации |
Правило (стандарт) № 31. Компиляция финансовой информации |
Правило (стандарт) № 32. Использование аудитором результатов работы эксперта |
Правило (стандарт) № 33. Обзорная проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности |
Правило (стандарт) № 34. Контроль качества услуг в аудиторских организациях |
Кодекс этики аудиторов России
Стандарты аудиторской деятельности | Шеремет А.Д. Аудит | Ерофеева В.А. Аудит. Конспект лекций | Шешукова Т.Г. Аудит: теория и практика применения международных стандартов | Налетова И.А. Аудит | Соколова Е.С. Основы аудита | Камзолов В.А. Аудит | Лукьянчук У.Р. Аудит
|