| Правило (стандарт) № 3Планирование аудита
Введение1. Настоящее федеральное правило (стандарт) аудиторской 
деятельности, разработанное с учетом международных стандартов 
аудита, устанавливает единые требования по планированию 
аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности (далее именуется 
– аудит), применяется в первую очередь к проверкам, которые 
аудитор проводит не первый год в отношении данного 
аудируемого лица. Для проведения аудиторской проверки в 
течение первого года аудитору требуется расширить процесс 
планирования, включив в него вопросы помимо тех, которые 
указаны в настоящем правиле (стандарте). 
 2. Аудиторская организация и индивидуальный аудитор (далее 
именуются – аудитор) обязаны планировать свою работу так, 
чтобы проверка была проведена эффективно. 
 3. Планирование аудита предполагает разработку общей 
стратегии и детального подхода к ожидаемому характеру, срокам 
проведения и объему аудиторских процедур. 
 Планирование работы4. Планирование аудитором своей работы способствует тому, 
чтобы важным областям аудита было уделено необходимое 
внимание, чтобы были выявлены потенциальные проблемы и 
работа была выполнена с оптимальными затратами, качественно и 
своевременно. Планирование позволяет эффективно распределять 
работу между членами группы специалистов, участвующих в 
аудиторской проверке, а также координировать такую работу. 
 5. Затраты времени на планирование работы зависят от масштабов 
деятельности аудируемого лица, сложности аудита, опыта работы 
аудитора с данным лицом, а также знания особенностей его 
деятельности. 
 6. Получение информации о деятельности аудируемого лица 
является важной частью планирования работы, помогает аудитору 
выявить события, операции и другие особенности, которые могут 
оказывать существенное влияние на финансовую (бухгалтерскую) 
отчетность. 
 7. Аудитор вправе обсуждать отдельные разделы общего плана 
аудита и определенные аудиторские процедуры с работниками, а 
также с членами совета директоров и членами ревизионной 
комиссии аудируемого лица для повышения эффективности аудита 
и координации аудиторских процедур с работой персонала 
аудируемого лица. При этом аудитор несет ответственность за 
правильную и полную разработку общего плана и программы 
аудита. 
 Общий план аудита8. Аудитору необходимо составить и документально оформить 
общий план аудита, описав в нем предполагаемые объем и 
порядок проведения аудиторской проверки. Общий план аудита 
должен быть достаточно подробным для того, чтобы служить 
руководством при разработке программы аудита. Вместе с тем 
форма и содержание общего плана аудита могут меняться в 
зависимости от масштабов и специфики деятельности аудируемого 
лица, сложности проверки и конкретных методик, применяемых 
аудитором. 
 9. При разработке общего плана аудита аудитору необходимо 
принимать во внимание: 
 а) деятельность аудируемого лица, в том числе: 
 
общие экономические факторы и условия в отрасли, влияющие на 
деятельность аудируемого лица; 
особенности аудируемого лица, его деятельности, финансовое 
состояние, требования к его финансовой (бухгалтерской) или иной 
отчетности, включая изменения, произошедшие с даты 
предшествующего аудита; 
общий уровень компетентности руководства; 
 б) системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, в том 
числе: 
 
учетную политику, принятую аудируемым лицом, и ее изменения; 
влияние новых нормативных правовых актов в области 
бухгалтерского учета на отражение в финансовой (бухгалтерской) 
отчетности результатов финансово-хозяйственной деятельности 
аудируемого лица; 
планы использования в ходе аудиторской проверки тестов средств 
контроля и процедур проверки по существу; 
 в) риск и существенность, в том числе: 
 
ожидаемые оценки неотъемлемого риска и риска средств 
контроля, определение наиболее важных областей для аудита; 
установление уровней существенности для аудита; 
возможность (в том числе на основе аудита прошлых лет) 
существенных искажений или недобросовестных действий; 
выявление сложных областей бухгалтерского учета, в том числе 
таких, где результат зависит от субъективного суждения 
бухгалтера, например, при подготовке оценочных показателей; 
 г) характер, временные рамки и объем процедур, в том числе: 
 
относительную важность различных разделов учета для 
проведения аудита; 
влияние на аудит наличия компьютерной системы ведения учета и 
ее специфических особенностей; 
существование подразделения внутреннего аудита аудируемого 
лица и его возможное влияние на процедуры внешнего аудита; 
 д) координацию и направление работы, текущий контроль и 
проверку выполненной работы, в том числе: 
 
привлечение других аудиторских организаций к проверке 
филиалов, подразделений, дочерних компаний аудируемого лица; 
привлечение экспертов; 
количество территориально обособленных подразделений одного 
аудируемого лица и их пространственную удаленность друг от 
друга; 
количество и квалификацию специалистов, необходимых для 
работы с данным аудируемым лицом; 
 е) прочие аспекты, в том числе: 
 
возможность того, что допущение о непрерывности деятельности 
аудируемого лица может оказаться под вопросом; 
обстоятельства, требующие особого внимания, например, 
существование аффилированных лиц; 
особенности договора об оказании аудиторских услуг и 
требования законодательства; 
срок работы сотрудников аудитора и их участие в оказании 
сопутствующих услуг аудируемому лицу; 
форму и сроки подготовки и представления аудируемому лицу 
заключений и иных отчетов в соответствии с законодательством, 
правилами (стандартами) аудиторской деятельности и условиями 
конкретного аудиторского задания. 
 Программа аудита10. Аудитору необходимо составить и документально оформить 
программу аудита, определяющую характер, временные рамки и 
объем запланированных аудиторских процедур, необходимых для 
осуществления общего плана аудита. Программа аудита является 
набором инструкций для аудитора, выполняющего проверку, а 
также средством контроля и проверки надлежащего выполнения 
работы. В программу аудита также могут быть включены 
проверяемые предпосылки подготовки финансовой 
(бухгалтерской) отчетности по каждой из областей аудита и 
время, запланированное на различные области или процедуры 
аудита. 
 11. В процессе подготовки программы аудита аудитор обязан 
принимать во внимание полученные им оценки неотъемлемого 
риска и риска средств контроля, а также требуемый уровень 
уверенности, который должен быть обеспечен при процедурах 
проверки по существу, временные рамки тестов средств контроля 
и процедур проверки по существу, координацию любой помощи, 
которую предполагается получить от аудируемого лица, а также 
привлечение других аудиторов или экспертов. В процессе 
разработки программы аудита следует учитывать вопросы, 
указанные в пункте 9 настоящего правила (стандарта). 
 Изменения в общем плане и программе аудита12. Общий план аудита и программа аудита должны по мере 
необходимости уточняться и пересматриваться в ходе аудита. 
Планирование аудитором своей работы осуществляется 
непрерывно на протяжении всего времени выполнения 
аудиторского задания в связи с меняющимися обстоятельствами 
или неожиданными результатами, полученными в ходе 
выполнения аудиторских процедур. Причины внесения 
значительных изменений в общий план и программу аудита 
должны быть документально зафиксированы. 
 Федеральный закон от 30 декабря 2008 года № 307-фз «Об аудиторской деятельности» | 
Правило (стандарт) № 1. Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности | 
Правило (стандарт) № 2. Документирование аудита | 
Правило (стандарт) № 3. Планирование аудита  | 
Правило (стандарт) № 4. Существенность в аудите  | 
Правило (стандарт) № 5. Аудиторские доказательства  | 
Правило (стандарт) № 6. Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности  | 
Правило (стандарт) № 7. Контроль качества выполнения заданий по аудиту  | 
Правило (стандарт) № 8. Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности  | 
Правило (стандарт) № 9. Связанные стороны  | 
правило (стандарт) № 10. События после отчетной даты  | 
Правило (стандарт) № 11. Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица  | 
Правило (стандарт) № 12. Согласование условий проведения аудита  | 
Правило (стандарт) № 13. Обязанности аудитора по рассмотрению ошибок и недобросовестных действий в ходе аудита  | 
Правило (стандарт) № 14. Учет требований нормативных правовых актов российской федерации в ходе аудита  | 
Правило (стандарт) № 15. Понимание деятельности аудируемого лица  | 
Правило (стандарт) № 16. Аудиторская выборка  | 
Правило (стандарт) № 17. Получение аудиторских доказательств в конкретных случаях  | 
Правило (стандарт) № 18. Получение аудитором подтверждающей информации из внешних источников  | 
Правило (стандарт) № 19. Особенности первой проверки аудируемого лица  | 
Правило (стандарт) № 20. Аналитические процедуры  | 
Правило (стандарт) № 21. Особенности аудита оценочных значений  | 
Правило (стандарт) № 22. Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника  | 
Правило (стандарт) № 23. Заявления и разъяснения руководства аудируемого лица  | 
Правило (стандарт) № 24. Основные принципы федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, имеющих отношение к услугам, которые могут предоставляться аудиторскими организациями и аудиторами  | 
Правило (стандарт) № 25. Учет особенностей аудируемого лица, финансовую (бухгалтерскую) отчетность которого подготавливает специализированная организация  | 
Правило (стандарт) № 26. Сопоставимые данные в финансовой (бухгалтерской) отчетности  | 
Правило (стандарт) № 27. Прочая информация в документах, содержащих проаудированную финансовую (бухгалтерскую) отчетность  | 
Правило (стандарт) № 28. Использование результатов работы другого аудитора  | 
Правило (стандарт) № 29. Рассмотрение работы внутреннего аудита  | 
Правило (стандарт) № 30. Выполнение согласованных процедур в отношении финансовой информации  | 
Правило (стандарт) № 31. Компиляция финансовой информации  | 
Правило (стандарт) № 32. Использование аудитором результатов работы эксперта  | 
Правило (стандарт) № 33. Обзорная проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности  | 
Правило (стандарт) № 34. Контроль качества услуг в аудиторских организациях  | 
Кодекс этики аудиторов России
 Стандарты аудиторской деятельности | Шеремет А.Д. Аудит | Ерофеева В.А. Аудит. Конспект лекций | Шешукова Т.Г. Аудит: теория и практика применения международных стандартов | Налетова И.А. Аудит | Соколова Е.С. Основы аудита | Камзолов В.А. Аудит | Лукьянчук У.Р. Аудит
 |