Экономикс (Макконнелл К.Р., Брю С.Л.)

Производство и спрос на ресурсы

В предыдущих четырех главах мы изучили ценообразование и производство товаров и услуг при различных структурах рынка продукции. Действующий в условиях идеальной конкуренции фермер, выращивающий огурцы, изучает рыночные цены и решает, сколько акров земли отвести под огурцы. Монополистический конкурент — местный ресторан — выбирает наилучшую комбинацию цены, качества услуг и расходов на рекламу для максимизации своих прибылей. Производитель автомобилей уделяет много внимания изучению деловых стратегий своих соперников и в соответствии с ними устанавливает цену и объем продукции. Местная телефонная монополия запрашивает совет потребителей о возможности повышения тарифов, а затем предоставляет свои услуги всем клиентам.

Хотя фирмы и другие рыночные структуры сильно отличаются друг от друга, все фирмы имеют нечто общее. При производстве продукции — будь то огурцы, сандвичи, автомобили или телефонные услуги — они должны использовать производственные ресурсы. Среди прочих ресурсов фермеру нужны земля, трактора, удобрения и сборщики урожая. Ресторан покупает кухонное оборудование и нанимает поваров и официантов. Производитель автомобилей приобретает производственные материалы и нанимает руководителей, бухгалтеров, инженеров и рабочих для сборочной линии. Телефонная компания арендует землю, покупает телефонные столбы и провода и нанимает операторов и клерков.

В этой главе мы перейдем от ценообразования и производства товаров к определению цены и использованию ресурсов, необходимых в производстве. Домохозяйства прямо или косвенно владеют и поставляют землю, труд, капитал и предпринимательскую способность. В терминах модели кругооборота в экономике (см. гл. 2, 5 и 6) мы перейдем от нижней половины диаграммы, где графически показаны предложение со стороны фирм и спрос со стороны домохозяйств, к верхней половине, где показаны предложение ресурсов со стороны домохозяйств и спрос на них со стороны фирм.

Значение формирования цен на ресурсы

Существует несколько взаимосвязанных причин, обусловливающих необходимость изучения процесса формирования цен на ресурсы.

1. Денежные доходы. Значимость цен на ресурсы состоит в том, что они представляют собой основной фактор, влияющий на размер денежных, или номинальных, доходов. Расходы предпринимателей на приобретение экономических ресурсов в общем виде выступают как доходы (в виде заработной платы, ренты, процентов, прибыли) домохозяйств, предлагающих имеющиеся в их распоряжении людские и материальные ресурсы.

2. Распределение ресурсов. Важным аспектом процесса формирования цен на ресурсы является то, что цены на продукцию обеспечивают регулирование поступления готовых товаров и услуг покупателям, а цены на ресурсы способствуют распределению редких ресурсов среди различных отраслей и фирм. Понимание механизма воздействия цен на распределение ресурсов особенно важно, поскольку в динамичной экономике эффективное распределение ресурсов с течением времени вызывает непрерывное перемещение ресурсов между альтернативными пользователями.

3. Минимизация издержек. Для фирмы цены на ресурсы входят в издержки производства, и, чтобы получить максимум прибыли, она должна производить наиболее выгодную, приносящую доход продукцию при наиболее эффективном сочетании наименее дорогостоящих ресурсов. При данном уровне технологии именно цены на ресурсы определяют то количество земли, труда, капитала и предпринимательской способности, которое можно использовать в производственном процессе (см. табл. 4-1).

4. Вопросы экономической политики. Наконец, кроме вышеуказанных объективных факторов, влияющих на формирование цен на ресурсы, существует множество этических аспектов и проблем экономической политики. Как следует распределить национальный доход? Следует ли вводить специальный налог на «избыток» прибыли? Может быть, государству необходимо устанавливать нижний предел заработной платы в виде законодательного минимума заработной платы? Или законодательно установленный предельный уровень процентной ставки? Являются ли обоснованными текущие государственные субсидии фермерам? Эти вопросы, как и вопросы этики распределения доходов, рассматриваются в главе 34 Распределение дохода: неравенство и бедность.

Сложности в образовании цен на ресурсы

Точки зрения различных групп экономистов на основные принципы образования цен на ресурсы в целом совпадают. Однако существуют и серьезные разногласия, а иногда и путаница в отношении того, какие из этих основных принципов следует применять к конкретным ресурсам и рынкам. Если экономисты едины в том, что ценообразование и использование ресурсов (факторов производства) зависят от соотношения спроса и предложения, то они также признают, что на отдельных рынках предложение и спрос на ресурсы могут не просто значительно отличаться от обычных, но быть уникальными. Кроме того, ситуация усложняется тем, что на соотношение рыночных сил спроса и предложения могут серьезно воздействовать (или даже подавлять эти силы) экономическая политика и практические меры государства, фирм и профсоюзов, не говоря уж о множестве других институциональных факторов.

Главная цель данной главы состоит в выявлении основных факторов, которые определяют спрос на экономические ресурсы. Мы ограничимся рассмотрением только такого фактора производства, как труд, поскольку принципы оценки в целом применимы также к земле, капиталу и предпринимательской способности. В главе 28 Ценообразование и использование ресурсов: определение заработной платы при обсуждении ставок заработной платы мы проведем анализ спроса и предложения труда. Затем в главе 29 Цены и использование ресурсов: рента, проценты и прибыли цены на землю, капитал, предпринимательскую способность и их возмещение будут рассмотрены в зависимости от предложения материальных ресурсов.

Спрос на ресурсы с позиций теории предельной производительности

Наименее сложный метод определения спроса на ресурсы заключается в предположении, что фирма приобретает необходимый ей ресурс на конкурентном рынке и продает свою продукцию также на конкурентном рынке. Простота данной ситуации состоит в том, что в условиях конкуренции фирма «принимает рыночную цену» и продает такой объем своей продукции, какой она считает необходимым продать при существующей рыночной цене. Фирма реализует на рынке столь незначительную долю в общем объеме продукции, что это не оказывает никакого влияния на рыночную цену товара. Конкуренция на рынке ресурсов аналогичным образом означает, что фирма покупает настолько небольшую долю в общем предложении ресурса, что приобретаемый фирмой объем этого ресурса не оказывает воздействия на его рыночную цену.

Спрос на ресурсы - спрос на один из факторов производства

Спрос на ресурсы является производным спросом, то есть производным от спроса на готовые товары и услуги, которые производятся с помощью данных ресурсов. Ресурсы удовлетворяют потребительские запросы не прямо, а косвенно - через производство потребляемых товаров и услуг. Так, никто не станет претендовать на непосредственное потребление акра земли, трактора или услуг фермера. Домохозяйства желают потреблять различные продовольственные товары или готовые ткани, иными словами, продукты, изготовленные из ресурсов, а не сами ресурсы. Следуя той же логике, спрос на автомобили порождает спрос на рабочих автомобильной промышленности, а спрос на такие услуги, как подготовка налоговых деклараций, стрижка волос и уход за детьми, создает вторичный спрос на услуги бухгалтеров, парикмахеров и работников детских учреждений.

Предельный продукт в денежной форме

Производный характер спроса на ресурсы означает, что устойчивость спроса на любой ресурс будет зависеть от: 1) эффективности использования ресурса при создании товара; 2) рыночной стоимости, или цены, товара, произведенного из данного ресурса. Другими словами, тот ресурс, который используется наиболее эффективно в производстве товара, также высоко оценивается обществом и будет пользоваться большим спросом. Спрос будет вялым на относительно менее продуктивный ресурс, из которого производится какой-то товар, не пользующийся большим спросом у домохозяйств. И конечно, не будет никакого спроса на ресурс, из которого высокоэффективно производится продукт, совершенно не пользующийся спросом!

Производительность. Роли производительности и цены продукта при определении спроса на ресурсы отчетливо видны в табл. 27-1, Предположим, что фирма приобретает один переменный ресурс — труд — для своего завода. Данные в столбцах (1)—(3) напоминают нам о возможности применения в данной ситуации закона убывающей доходности, в соответствии с которым предельный продукт (МР) труда падает ниже определенной точки. Для упрощения предполагается, что снижение предельной производительности начинается с первым нанятым рабочим. (Вероятно, в этой связи полезно вернуться к разделу «Закон убывающей отдачи» в гл. 22 Издержки производства.)

Цена продукта. Как отмечалось ранее, производный спрос на ресурс зависит не только от эффективности использования данного ресурса, но также и от цены на производимый из данного ресурса продукт. В столбце (4) приводятся сведения о цене. Заметим, что цена продукта — величина постоянная, в данном случае она равна 2 дол., поскольку мы предполагаем существование конкурентного рынка.

Умножая данные столбца (2) на данные столбца (4), получаем совокупный доход в столбце (5). Из совокупного дохода легко вычислить предельный продукт в денежной форме (MRP) - это будет прирост общего дохода в результате применения каждой дополнительной единицы вводимого переменного фактора производства (в данном случае - труда). Он показан в столбце (6).

Правило использования ресурсов: MRP - MRC

Цифровые данные о предельном продукте в денежной форме (MRP) — столбцы (1) и (6) — показывают значения спроса фирмы на труд. Чтобы объяснить, почему это так, вначале нужно уяснить правило, которым руководствуется фирма для получения прибыли при использовании любого ресурса. Чтобы максимизировать прибыль, фирма должна использовать дополнительные единицы любого вида ресурса до тех пор, пока прирост совокупного дохода фирмы от использования каждой последующей единицы ресурса превышает прирост связанных с ней совокупных издержек.

У экономистов существуют специальные термины для обозначения как прироста совокупных издержек, так и прироста совокупного дохода в результате применения каждой дополнительной единицы труда или другого переменного ресурса. Мы уже отметили, что, исходя из определения, MRP показывает прирост совокупного дохода в результате использования каждого последующего нанятого рабочего. Величина, на которую каждая дополнительная единица ресурса дает прирост издержек (издержек на ресурс), называется предельными издержками на ресурс (MRC). Итак, можно изменить формулировку правила использования ресурсов следующим образом: фирма будет считать прибыльным применение дополнительных единиц ресурса до той точки, в которой MRP данного ресурса равен MRC. Если число рабочих, которых в текущий момент нанимает фирма, таково, что MRP последнего нанятого рабочего превышает MRC, то фирма явно получит прибыль от найма еще большего числа рабочих. Но если число нанятых таково, что MRC последнего принятого рабочего превышает MRP, то фирма нанимает рабочих, которые «не компенсируют фирме своей заработной платы», и поэтому она может увеличить свою прибыль, только если уволит некоторое число рабочих. Читатель согласится, что правило равенства предельного продукта в денежной форме предельным издержкам на ресурс (MRP = MRC) очень похоже на правило максимизации прибыли (MR = MC), использованное при определении цен и объема продукции. Логическое обоснование обоих правил одинаковое, но теперь акцент делается на затратах на ресурсы, а не на объеме продукции.

Предельные издержки как график спроса на ресурс

Поскольку цена на продукт и предельный доход на совершенно конкурентном рынке равны, постольку и цена на ресурс и предельные издержки на ресурс равны, когда фирма использует ресурс в борьбе с конкурентами. На совершенно конкурентном рынке труда ставка заработной платы устанавливается исходя из соотношения совокупного, или рыночного, предложения труда и рыночного спроса на труд. Единичная фирма не может влиять на ставку заработной платы, потому что она нанимает относительно небольшую долю работников из совокупного предложения труда. Это означает, что совокупные издержки на ресурс возрастают точно на величину ставки заработной платы для каждого дополнительно нанимаемого рабочего, поэтому ставки заработной платы и MRC равны. Из этого следует, что фирма будет нанимать рабочих до тех пор, пока ставка заработной платы (или MRC) равна их MRP, если только она нанимает рабочих на конкурентном рынке труда.

Соответственно, используя данные столбца (6) табл. 27-1, находим, что если ставка заработной платы равна 13,95 дол., то фирма будет нанимать только одного рабочего, потому что первый рабочий обеспечит прирост совокупного дохода на 14 дол. и чуть меньше - 13,95 дол. — прирост совокупных издержек. Однако для каждого последующего рабочего MRC превышает MRP, а это означает, что для фирмы невыгодно нанимать никого из этих рабочих. Если ставка заработной платы составляет 11,95 дол., то, применяя ту же аргументацию, увидим, что фирме выгодно нанимать как первого, так и второго рабочего. Аналогично: если ставка заработной платы равна 9,95 дол., то наймут трех человек, если 7,95 дол. - то четырех, если 5,95 дол. - то пятерых и т.д. Очевидно, что график MRP отражает спрос фирмы на труд, ибо каждая точка на этом графике показывает число рабочих, которых наняла бы фирма при других возможных ставках заработной платы. Графически это показано на рис. 27-1.

Кривая MRP - это кривая спроса на ресурс. Расположение кривой зависит от предельной производительности данного ресурса и цены продукта. В условиях совершенной конкуренции цена продукта является постоянной величиной, следовательно, исключительно из-за убывающей предельной производительности кривая спроса на ресурс плавно понижается.

Приводимые здесь рассуждения нам уже знакомы. Вспомним, что в главе 23 Определение цены и объема производства - чистая конкуренция мы применяли правило равенства цены и предельных издержек, или Р = МС, для нахождения объема продукции с максимальной прибылью и обнаружили, что в краткосрочном периоде для фирмы, действующей в условиях конкуренции, участок кривой предельных издержек, лежащий выше кривой средних переменных издержек, представляет собой кривую предложения продукта в краткосрочном периоде (см. рис. 23-6). Теперь же мы применяем правило MRP = MRC к затратам, обеспечивающим максимальную прибыль, или к кривой MRP фирмы, и видим, что эта кривая представляет собой кривую спроса на вводимый фактор производства, или кривую спроса на ресурс.

Спрос на ресурс в условиях несовершенной конкуренции

Наш анализ спроса на труд немного усложнится, если предположить, что фирма продает свою продукцию на рынке с несовершенной конкуренцией.

Чистая монополия, олигополия и монополистическая конкуренция на рынке продукции означают, что кривая спроса на продукцию фирмы плавно понижается, то есть фирма вынуждена принять более низкую цену на продукт, чтобы увеличить объем его продаж.

Данные о производительности из табл. 27-1 сохранены в столбцах (1)-(3) табл. 27-2, но теперь мы предполагаем, что в столбце (4) цена на продукцию должна быть снижена; это позволит реализовать предельный продукт, произведенный каждым дополнительно нанятым рабочим. MRP продавца, действующего в условиях совершенной конкуренции, снижается по одной причине: уменьшается предельный продукт. A MRP продавца, действующего в условиях несовершенной конкуренции, снижается по двум причинам: уменьшается предельный продукт и падает цена на продукт, так как возрастает выпуск продукции.

Следует подчеркнуть, что понижение цены, сопутствующее каждому приросту выпуска продукции, относится в любом случае не только к предельному продукту каждого последующего рабочего, но и ко всем предыдущим единицам продукции, которые в противном случае могли бы быть проданы по более высокой цене. Проиллюстрируем это утверждение: предельный продукт второго рабочего равен шести единицам. Эти шесть единиц можно продать по 2,4 дол. за штуку или за 14,4 дол. все. Но это не будет MRP второго рабочего. Почему? Чтобы продать эти шесть единиц, фирма должна снизить на 20 центов цену семи единиц продукции, произведенных первым рабочим, которые могли бы быть проданы по 2,6 дол. за каждую. Итак, MRP второго рабочего составляет лишь 13 дол. (14,4 дол. - (7 х 20 центов)). Аналогично: MRP третьего рабочего составляет 8,4 дол. Хотя пять единиц, которые производит этот рабочий, стоят на рынке 2,2 дол. каждая, третий рабочий не дает прироста совокупного дохода фирмы на 11 дол., если учесть снижение цены на 20 центов на 13 единиц продукции, произведенных первыми двумя рабочими. В данном случае MRP третьего рабочего составляет лишь 8,4 дол. (11 дол. - (13 х 20центов)). И так далее для последующих значений из столбца (6).

В итоге кривая MRP — кривая спроса на ресурс — производителя, действующего в условиях несовершенной конкуренции, имеет тенденцию быть менее эластичной, чем кривая производителя в условиях совершенной конкуренции. При ставке заработной платы, или MRC, равной 11,95 дол., предприниматель в условиях совершенной и несовершенной конкуренции будет нанимать только двух рабочих. При ставке 9,95 дол. в условиях совершенной конкуренции фирма будет нанимать трех рабочих, а при несовершенной конкуренции - только двух. При ставке 7,95 дол. в условиях совершенной конкуренции фирма примет на работу четырех человек, а при несовершенной конкуренции — только трех. Разницу в эластичности можно легко увидеть, выразив графически, как на рис. 27-2, данные MRC из табл. 27-2 и сравнив их с рис. 27-1.

Неудивительно, что в условиях несовершенной конкуренции производитель меньше реагирует на снижение заработной платы при найме рабочих, чем в условиях совершенной конкуренции. Относительное нежелание производителя в условиях несовершенной конкуренции использовать больше ресурса и соответственно производить больше продукции при снижении цен на ресурс является простой реакцией рынка ресурсов на тенденцию к сокращению объема продукции на рынке при несовершенной конкуренции. При прочих равных условиях предприниматель в условиях несовершенной конкуренции будет производить меньше продукции любого вида, чем при совершенной конкуренции. Для производства этого меньшего количества продукции потребуется и меньше ресурса.

Но здесь уместно сделать одну важную оговорку. Мы отмечали в главах 24 Определение цены и объема производства: чистая монополия и 26 Определение цены и объема производства: олигополия, что структура рынка при совершенной монополии и олигополии могла бы способствовать техническому прогрессу, а также более высокому уровню производства, повышению занятости, снижению цен в долгосрочном периоде по сравнению с совершенно конкурентным рынком. Кривая спроса на ресурсы в этих случаях не ограничена.

Рыночный спрос на ресурс

Можно ли теперь построить кривую рыночного спроса на ресурс? Да, можно. Вспомните, что кривая общего, или рыночного, спроса на продукт строится путем суммирования по горизонтали кривых спроса отдельных покупателей. Аналогичным способом можно построить кривую рыночного спроса на какой-то определенный ресурс, то есть суммируя кривые индивидуального спроса, или кривые MRP для всех фирм, использующих данный ресурс.

Кривая спроса производителя на ресурс в условиях несовершенной конкуренции снижается, поскольку предельный продукт уменьшается и снижается цена продукта по мере роста объема продукции.

Краткое повторение 27-1

  • Ресурс будет употребляться в таком количестве, при котором прибыль максимальна, то есть когда предельная прибыль от производства равняется предельным издержкам на ресурс (MRP = MRC).
  • Применение правила MRP = MRC к кривой MRP фирмы показывает, что кривая MRP - это кривая спроса фирмы на ресурс.
  • Кривая спроса на ресурс совершенно конкурентного продавца снижается только потому, что предельная продукция ресурса уменьшается; кривая спроса на ресурс несовершенно конкурентного продавца снижается, потому что предельная продукция и цена продукции уменьшаются по мере увеличения объема производства.

Факторы спроса на ресурсы

Что приведет к изменению спроса на какой-либо ресурс, то есть к сдвигу кривой спроса? Само построение кривой спроса на ресурс основывается на двух взаимосвязанных факторах — эффективности использования (производительности) ресурса и рыночной цене продукта, который производится из данного ресурса. В приведенном ранее анализе изменения спроса на продукт (см. гл. 3 Анализ индивидуальных рынков: спрос и предложение) вводится еще один фактор — изменение цен на другие ресурсы.

Изменения спроса на продукт

Поскольку спрос на ресурс является величиной производной, то неудивительно, что любое изменение спроса на продукт будет влиять на цену продукта и, следовательно, на MRP данного ресурса. Отсюда вывод: при прочих равных условиях изменение спроса на продукт, который производится определенным видом труда, приведет к сдвигу спроса на труд в том же самом направлении.

Так, в табл. 27-1 мы предположили, что повышение спроса на продукт привело к повышению цены продукта - с 2 до 3 дол. Если вы вычислите значения новой кривой спроса на труд и нанесете их на рис. 27-1, то увидите, что эта кривая расположена справа от первоначальной. Аналогичным образом падение спроса на продукт и снижение его цены повлечет сдвиг кривой спроса на труд влево.

Изменения производительности

При неизменности других факторов изменение производительности труда ведет к изменению кривой спроса на труд в том же направлении. Например, если мы удвоим значение МР в столбце (3) табл. 27-1, то обнаружим, что показатели MRP тоже удвоятся, что означает рост спроса на труд.

На производительность (эффективность использования) любого ресурса можно влиять различными путями.

1. Нетрудовые затраты. Данные о предельной производительности, скажем, труда будут зависеть от количества других связанных с ним ресурсов. Чем больше величина таких связанных с трудом ресурсов, как капитал и земля, тем выше будут предельная производительность и спрос на труд.

2. Технический прогресс. Технологические усовершенствования вызывают те же самые последствия. Чем выше уровень технологии, тем выше производительность труда. Труд сталелитейщиков, работающих на современных кислородных конвертерах, является более производительным, чем труд занятых на старых мартеновских печах, в которые вложено такое же количество реального капитала.

3. Повышение качества труда. Усовершенствование самого переменного ресурса - труда - влечет за собой повышение предельной производительности и, следовательно, спроса на труд. В результате получаем новую кривую спроса на другой, более квалифицированный, вид труда.

Все эти соображения важны для объяснения того, почему средний уровень реальной заработной платы в Соединенных Штатах Америки выше, чем в большинстве зарубежных стран. Американские работники в целом здоровее и лучше подготовлены, чем работники в других странах, и в большинстве отраслей они трудятся с использованием более крупного и более эффективного парка средств производства, а также богатых природных ресурсов. Это создает устойчиво высокий спрос на труд. Со стороны предложения труд является относительно редким ресурсом на рынке США по сравнению с большинством зарубежных стран. Устойчивый спрос и относительно ограниченное предложение порождают высокие ставки заработной платы. Об этом пойдет речь позже, в главе 28 Ценообразование и использование ресурсов: определение заработной платы.

Цены на другие ресурсы

Точно так же, как изменения цен на другие продукты вызывают изменение спроса на какой-то определенный товар, изменения цен на другие ресурсы могут повлиять на спрос на конкретный ресурс. Характер зависимости спроса на продукт Y от изменения цены продукта X определяется тем, являются ли X и Y замещающими или дополняющими друг друга товарами (см. гл. 3). Аналогичным образом воздействие изменений цены ресурса А на спрос на ресурс В будет зависеть от того, взаимозаменяемые это продукты или они в известной степени дополняют друг друга.

Замещающие ресурсы. Предположим, что в некотором производственном процессе применяется такая технология, что труд и капитал замещают друг друга. Другими словами, фирма может производить какую-то продукцию при относительно небольшом количестве труда и относительно большом количестве капитала, и наоборот. Теперь допустим, что происходит падение цены на машины и оборудование. Соответствующее изменение спроса на труд будет результатом двух противоположных тенденций: эффекта замещения и эффекта объема производства.

1. Эффект замещения. Во-первых, снижение цен на машины и оборудование побуждает фирму замещать труд машинами и оборудованием. Это — явно приспособительная реакция, поскольку фирма стремится произвести любое заданное количество продукции с наименьшими затратами. При данных ставках заработной платы в этом случае будет привлечено меньшее количество труда. Короче говоря, эффект замещения снизит спрос на труд.

2. Эффект объема производства. Во-вторых, при падении цен на машины и оборудование также снижаются издержки производства различных объемов продукции. При сокращении издержек фирме выгоднее производить и реализовывать больший объем продукции. Увеличение объема производства приведет к росту спроса на все ресурсы, включая труд. В связи со снижением цены на машины и оборудование эффект объема производства повлечет за собой рост спроса на труд.

Повторим: эффект замещения показывает, что фирма приобретет больше того сырья, относительная цена которого упала, и, наоборот, использует меньше того сырья, относительная цена которого возросла. Таким образом, снижение цены капитала увеличит относительную стоимость труда и, следовательно, уменьшит спрос на него. Иными словами, возникает эффект объема производства, так как изменение цены ресурсов повлияет на издержки и, следовательно, повлечет за собой рост объемов продукции, максимизирующий прибыль. Снижение цены капитала снизит производственные издержки, увеличит объем продукции, максимизирующий прибыль, и повысит спрос на труд.

Эффекты замещения и объема производства явно действуют в противоположных направлениях. При падении цен на машины и оборудование эффект замещения снижает, а эффект объема производства увеличивает спрос на труд. Фактически воздействие на спрос на труд будет зависеть от соотношения этих двух противоположных тенденций. Если эффект замещения перевешивает эффект объема производства, то снижение цен на капитал приведет к снижению спроса на труд. Если справедливо обратное, то спрос на труд увеличится. Если эффект замещения перевешивает эффект объема производства, то изменение цены замещающего ресурса вызывает такое же изменение спроса на труд. Если эффект объема производства превышает эффект замещения, то изменение цены замещающего ресурса вызывает противоположное изменение спроса на труд.

Дополняющие ресурсы. Вспомним из главы 3 Анализ индивидуальных рынков: спрос и предложение, что определенные продукты, такие, как камеры и пленки, компьютеры и программное обеспечение, называются дополняющими товарами в том смысле, что спрос на них предъявляется одновременно. Ресурсы могут быть взаимодополняющими в том смысле, что увеличение количества одного из них в некотором производственном процессе повлечет за собой такое же увеличение количества другого ресурса, и наоборот. Предположим, что мелкий производитель металлоизделий использует штамповочные прессы в качестве главного элемента основного капитала. Каждый пресс сконструирован так, что им может управлять один рабочий; пресс не автоматизирован - он не будет работать сам по себе, — и вместе с тем второй рабочий будет не нужен.

Предположим, что значительные технологические нововведения в производстве этих прессов привели к существенному снижению их стоимости. Теперь не будет никакого негативного эффекта замещения, ибо труд и капитал должны применяться в фиксированных пропорциях — один человек на один пресс. Капитал теперь нельзя замещать трудом. Но в отношении труда действует позитивный эффект объема производства. При прочих равных условиях снижение цен на средства производства означает сокращение объема продукции. Соответственно станет выгодно производить больше продукции. Поступая так, фирма будет использовать одновременно и больше капитала, и больше труда. Если труд и капитал являются взаимодополняющими факторами, то снижение цены на машины и оборудование приведет к повышению спроса на труд в силу эффекта объема производства. И наоборот, при повышении цены элементов капитала эффект объема производства вызовет сокращение спроса на труд. Следовательно: изменение цены взаимодополняющего ресурса приводит к разнонаправленному изменению спроса на труд.

Суммируем наши рассуждения: кривая спроса на труд повышается (сдвигается вправо), когда:

  1. увеличивается спрос (соответственно и цена) на продукт, производимый этим трудом;
  2. растет производительность труда (МР);
  3. снижается цена на замещающий ресурс при условии, что эффект объема производства сильнее эффекта замещения;
  4. растет цена замещающего ресурса при условии, что эффект замещения превышает эффект объема производства;
  5. снижается цена на дополняющий ресурс.

Убедитесь в том, что вы можете «перевернуть» эти обобщения и объяснить, что будет в результате снижения спроса на труд.

Примеры из реальной практики

Показатели спроса на труд имеют большое практическое значение. Насколько они важны, видно из следующих примеров.

1. Рабочие американской автомобильной промышленности, в 1995 г. в американской автомобильной промышленности было занято на 400 тыс. рабочих меньше, чем в 1979 г. Два фактора помогают объяснить столь резкое сокращение числа рабочих мест.

Во-первых, иностранная конкуренция, особенно со стороны японских производителей, сократила спрос на американские автомобили. Доля американского рынка автомобилей, занимаемого американскими фирмами, упала с 80% в 1979 г. почти до 66% в 1995 г.

Снижение спроса на американские автомобили резко сократило вторичный спрос на американских рабочих, занятых в автомобильной промышленности. Вторым фактором стало распространение автоматизированных технологий в производстве автомобилей. Рабочие на конвейере были заменены промышленными роботами, что еще дополнительно сократило спрос на рабочих автомобильной промышленности.

2. Работники ресторанов быстрого обслуживания. За последние несколько лет компания McDonald's и другие компании, содержащие рестораны быстрого обслуживания, дали многочисленные рекламные объявления с целью привлечения домохозяек и пожилых людей на работу. Основная причина этого состоит в том, что все больше женщин работают вне дома, и их семьи должны питаться в ресторане, а не дома. Повышение спроса на ресторанное обслуживание увеличило спрос на работников в ресторанах быстрого обслуживания. Так как предложение труда со стороны традиционных работников таких ресторанов — подростков — отставало от спроса, то многие рестораны стали привлекать на работу домохозяек и пенсионеров.

3. Персональные компьютеры. За последнее десятилетие произошло резкое снижение средней цены персонального компьютера и не менее внушительное увеличение мощности типичного компьютера.

Влияние этих факторов на спрос на труд было одновременно положительным и отрицательным. Между 1975 и 1990 гг. занятость в отрасли компьютерных услуг (программное обеспечение) ежегодно росла на 12%. В некоторых офисах компьютеры и рабочая сила (операторы) были дополнительными ресурсами. Поэтому снижение цен на компьютеры сократило производственные издержки в такой степени, что цены на товар или услугу снизились, продажи возросли и вторичный спрос на операторов также вырос. В противоположность этому в других офисах компьютеры заменили рабочую силу, сократив спрос и позволив этим фирмам использовать меньше работников для производства своих товаров и услуг. Пример: в конце 1993 г. Налоговое управление США объявило, что усовершенствование его компьютерной системы позволит на Уз сократить число работников, необходимых для обработки налоговых деклараций и другой работы, осуществляемой вручную.

4. Сокращение оборонной промышленности. Окончание «холодной войны» и последовавшее затем сокращение расходов на оборону резко снизило спрос на труд со стороны военных производств и ведомств.

По некоторым оценкам, между 1993 и 1998 г. число соответствующих рабочих мест сократилось на 800 тыс. — до 1 млн. Снижение федеральных расходов на оборону также значительно сократит спрос на труд в отраслях, производящих самолеты, снаряды, танки и другое военное оборудование. По оценкам, между 1993 и 1998 г. сокращено около 1 млн гражданских рабочих мест, так или иначе связанных с оборонным производством.

5. Временные рабочие. Одно из основных изменений на рынке труда за последние годы состоит в том, что многие наниматели сократили число основных постоянно занятых работников и одновременно увеличили число временных работников. Почему увеличился спрос на временную рабочую силу?

Во-первых, еще более дорогими стали социальные пособия - страхование здоровья, выплаты в пенсионный фонд, оплаченные отпуска и оплата по болезни; обычно такие социальные пособия временным работникам не предоставляются, что обеспечивает снижение издержек. Во-вторых, временные работники позволяют фирме проявлять больше гибкости при изменении экономических условий. Когда изменяется спрос на продукцию, фирма может быстро увеличить или уменьшить количество рабочей силы, изменяя число временных рабочих. Эта гибкость улучшает конкурентные позиции фирмы и часто повышает ее конкурентоспособность на международных рынках.

В табл. 27-3 приводятся дополнительные сведения о факторах спроса на труд.

Таблица 27-3. Факторы спроса на труд, смещающие кривую спроса

  1. Изменения спроса на продукцию. Примеры: растет популярность компьютерных программ, что увеличивает спрос на работников фирм, производящих программное обеспечение; потребители предъявляют повышенный спрос на кожаные пальто, следовательно, повышается спрос на дубильщиков кожи.
  2. Изменения производительности. Примеры: повышение квалификации стеклодувов увеличивает спрос на их услуги; компьютерный графический дизайн увеличивает производительность труда и спрос на дизайнеров.
  3. Изменения цен на другие ресурсы. Примеры: повышение цены электроэнергии увеличивает затраты на производство алюминия и сокращает спрос на рабочих алюминиевой промышленности; цена охранного оборудования, используемого фирмами для защиты от несанкционированного входа, падает, что вызывает снижение спроса на сторожей; цена телефонного оборудования уменьшается, сильно сокращая затраты на телефонные услуги, что в свою очередь увеличивает спрос на специалистов по маркетингу на телевидении.

Эластичность спроса на ресурс

Высказанные выше соображения имеют непосредственное отношение к смещению кривых спроса на ресурс. Такие изменения спроса следует четко отличать от изменения количества требуемого ресурса. Последнее, напомним, не вызывает смещения кривой спроса на ресурс, а приводит к перемещению из одной точки в другую на кривой устойчивого спроса вследствие изменения цены на конкретный ресурс. Проиллюстрируем это утверждение: в табл. 27-1 и на рис. 27-1 мы отмечали, что возрастание ставки заработной платы с 5,95 до 7,95 дол. приведет к снижению числа требуемых рабочих с пяти до четырех человек.

Возникает вопрос: что определяет чувствительность производителей к изменениям цены ресурса? Если использовать специальную терминологию — что определяет эластичность спроса на ресурс, иными словами, чем определяется отношение изменения объема спроса на ресурс к изменению его цены? Некоторые устоявшиеся положения позволяют глубже проникнуть в суть проблемы при ответе на данный вопрос.

1. Коэффициент снижения МР. Важен также такой специфический показатель, как коэффициент (темп) сокращения предельного продукта переменного ресурса. Если предельный продукт труда медленно сокращается по мере добавления труда к фиксированному объему капитала, то MRP, или кривая спроса на труд, будет снижаться медленно и иметь тенденцию поддерживать высокую эластичность. Незначительное снижение цены на такой ресурс приводит к относительно большому возрастанию спроса на этот ресурс. И наоборот, если предельная производительность труда резко падает, то MRP, или кривая спроса на труд, быстро снижается. Это означает, что относительно значительное снижение ставки заработной платы сопровождается весьма небольшим повышением числа нанимаемых работников, то есть спрос на этот вид ресурса будет неэластичным.

2. Легкость замещения ресурса. Степень, с которой ресурсы могут взаимно замещаться, является важным показателем эластичности. Чем больше имеется подходящих заменителей конкретного ресурса, тем выше эластичность спроса на этот ресурс. Если производитель мебели считает, что пять или шесть различных пород дерева в равной степени подходят для изготовления кофейных столиков, то повышение цены на одну из них может вызвать резкое падение спроса на нее, так как производитель может легко заменить эту породу дерева. В другом крайнем случае замещение может оказаться невозможным: без бокситов абсолютно невозможно производить алюминий. Это значит, что спрос на бокситы со стороны производителей алюминия имеет тенденцию быть очень неэластичным.

Важно заметить, что особую роль в процессе замещения ресурсов играет время. Например, водители грузовиков какой-нибудь фирмы могут добиться существенного повышения заработной платы при незначительном или наступающем не сразу снижении занятости. Через некоторое время по мере изнашивания грузовики заменяют новыми, фирма закупает машины большей грузоподъемности и тем самым обеспечивает доставку того же количества продукции с меньшим числом водителей. Кроме того, фирма может применять иные средства транспорта. Другой пример: кабина нового пассажирского реактивного самолета сконструирована для двух пилотов, а не для трех, как это было ранее.

3. Эластичность спроса на продукт. Эластичность спроса на какой-либо ресурс зависит от эластичности спроса на производимый с его помощью продукт. Чем выше эластичность спроса на продукт, тем выше эластичность спроса на ресурс. Производный характер спроса на ресурс должен был подвести нас к ожиданию подобной же взаимозависимости. Небольшое повышение цены продукта с высокой эластичностью спроса вызывает резкое снижение объема продукции и соответственно достаточно большое сокращение объемов различных ресурсов, на которые предъявляется спрос. Это обстоятельство со всей очевидностью наводит на мысль, что спрос на данный ресурс является эластичным.

Вспомним, что кривая спроса на ресурсы на рис. 27-1 более эластична, чем кривая спроса на ресурсы, показанная на рис. 27-2. Различие возникает из-за того, что на рис. 27-1 мы предполагаем наличие абсолютно эластичной кривой спроса на продукцию, в то время как рис. 27-2 основан на нисходящей, или не вполне эластичной, кривой спроса на продукцию.

4. Соотношение издержек на труд и совокупных издержек. Наконец, чем больше совокупных издержек производства приходится на какой-то ресурс, тем выше эластичность спроса на данный ресурс. Логическое обоснование этого утверждения вполне очевидно. В предельном случае, если затраты на труд были бы единственным видом производственных издержек, то 20%-ное повышение ставки заработной платы вызвало бы сдвиг вверх кривой издержек фирмы на 20%. При заданной эластичности спроса на продукт такой существенный рост издержек привел бы к достаточно ощутимому снижению продаж и резкому сокращению количества требуемого труда. Спрос на труд был бы тогда эластичным. Но если бы затраты на труд составили 50% издержек производства, то 20%-ный рост ставки заработной платы вызвал бы повышение совокупных издержек только на 10%. При той же самой эластичности спроса на продукт последовало бы относительно небольшое сокращение продаж и соответственно уменьшение количества труда. Спрос на труд был бы в таком случае неэластичным.

Краткое повторение 27-2

  • Кривая спроса на ресурс будет сдвигаться из-за изменений спроса на продукцию, изменений производительности ресурса и изменений цен других ресурсов.
  • Если ресурсы А и B заменяют друг друга, то снижение цены ресурса А уменьшит спрос на ресурс В, когда эффект замещения превышает эффект производства. Но если эффект объема производства превышает эффект замещения, то спрос на ресурс В увеличится.
  • Если ресурсы С и D являются дополняющими, то снижение цены ресурса С вызовет увеличение спроса на ресурс D.
  • Эластичность спроса на ресурс будет тем меньше, чем быстрее происходит уменьшение предельного продукта, чем меньше число заменителей, чем ниже эластичность спроса на продукцию и чем меньше доля издержек на ресурсы в валовых производственных издержках.

Оптимальное соотношение ресурсов

До сих пор наши рассуждения относились только к одному переменному фактору производства, а именно к труду. Но известно, что в долгосрочном плане фирмы могут изменять количество всех применяемых ресурсов. Поэтому важно научиться понимать, какое сочетание ресурсов выберет фирма, если все ресурсы будут переменными. Хотя в анализе мы продолжаем рассматривать случай только с двумя видами ресурсов, его выводы можно отнести к любому числу видов ресурсов.

Рассмотрим далее два взаимосвязанных вопроса.

  1. Каким должно быть сочетание ресурсов для производства любого данного объема продукции с наименьшими издержками?
  2. Какое сочетание ресурсов будет максимизировать прибыль фирмы?

Правило наименьших издержек

Фирма производит любой заданный объем продукции при комбинации ресурсов, обеспечивающей наименьшие издержки, когда последний доллар, затраченный на каждый ресурс, создает одинаковый предельный продукт. Другими словами, издержки на производство любого объема продукции минимизируются, если предельный продукт на доллар стоимости каждого применяемого ресурса будет одинаковым. В случае использования только двух ресурсов - труда и капитала - минимизация издержек наступает тогда, когда:

(1)

Нетрудно увидеть, почему выполнение этого условия означает производство с наименьшими затратами. Предположим, например, что цена капитала и труда составляет по доллару на единицу продукции, но капитал и труд применяются в таких количествах, что предельный продукт капитала составляет 5, а предельный продукт труда равен 10. Исходя из уравнения (1) становится ясно, что данное сочетание не обеспечивает производства продукции с наименьшими издержками: MPLPL составляет 10/1, а МРСС - 5/1.

Если фирма затрачивает на капитал на доллар меньше и расходует этот доллар на труд, то она теряет пять единиц продукции, произведенных с помощью капитала стоимостью в один предельный доллар, а получает 10 единиц продукции от найма труда на дополнительный доллар. Чистый объем продукции увеличивается на 5 (10 - 5) единиц при тех же общих затратах. Заметим, что перелив 1 дол. из затрат на капитал в затраты на труд приводит к тому, что для данной фирмы кривая МР труда смещается вниз, а кривая МР капитала — вверх, и фирма продвигается к состоянию равновесия, где выполняются условия уравнения (1). В этой точке МР как труда, так и капитала может быть равно, например, семи.

Хотя при одинаковых совокупных затратах получается больше продукции, само собой разумеется, что затраты на единицу, а соответственно и совокупные затраты на любой данный уровень объема производства сокращаются. Иначе говоря, произвести больший объем продукции при заданной величине совокупных издержек означает то же самое, что производить заданный объем продукции при меньшей величине совокупных издержек. Посмотрим на это с несколько иной позиции: если фирма покупает на 1 дол. меньше капитала, ее производство сократится на пять единиц. Потратив дополнительно только 50 центов на труд, фирма увеличит свое производство на недостающие пять единиц (= 1/2 от предельного продукта труда, стоящего 1 дол.). Таким образом, фирма может обеспечить такой же суммарный объем продукции с издержками на 50 центов меньше.

И как мы видели, затраты на производство любого объема продукции можно сокращать, если MPLPLМРСС. Но когда перелив долларов между капиталом и трудом достигает точки, в которой удовлетворяются требования уравнения (1), то уже не происходит никаких изменений в размерах применяемого капитала и труда, которые вызывали бы снижение издержек. Такому объему продукции соответствует сочетание капитала и труда, действительно обеспечивающее наименьшие издержки.

При построении всех графиков издержек для долгосрочного периода, описанных в главе 22 Издержки производства и использованных в последующих главах, посвященных проблемам рынка продукта, предполагалось, что каждый потенциально возможный уровень объема продукции достигается при таком сочетании факторов производства, что издержки будут минимальными. Если бы это было не так, то, по всей вероятности, существовал бы более низкий предельный уровень графиков издержек и соответственно был бы и другой (больший) объем продукции и более низкие цены в точке равновесия. С точки зрения положений главы 24 Определение цены и объема производства: чистая монополия фирме, применявшей ресурсы в нарушение правила производства с наименьшими издержками, была бы присуща X-неэффективность.

Заметим, что правило производства с наименьшими издержками аналогично правилу максимизации полезности для потребителя, изложенному в главе 21 Поведение потребителей и максимизация полезности. Для достижения максимума полезности при выборе товаров потребитель учитывает как свои предпочтения, отраженные в данных об убывающей предельной полезности, так. и цены на различные продукты. Производитель желает минимизировать затраты аналогично тому, как потребитель стремится максимизировать полезность. Пытаясь найти оптимальное соотношение ресурсов, производитель должен учитывать как производительность ресурса - что находит отражение в данных об убывающей предельной производительности, - так и цены (издержки) на различные ресурсы. Фирма может считать, что выгодно использовать очень небольшой объем исключительно продуктивного ресурса, даже если его цена будет достаточно высокой. И наоборот, фирма может разумно использовать большой объем относительно непродуктивного ресурса, если его цена окажется достаточно низкой.

Правило максимизации прибыли

Чтобы максимизировать прибыль, недостаточно только минимизировать издержки. Существует много различных уровней производства, при которых фирма может производить продукт с наименьшими издержками. Но есть только один-единственный уровень производства, при котором прибыль будет действительно максимальной. Из предыдущего анализа рынков продуктов следует, что производство продукции с максимальной прибылью достигается тогда, когда предельный доход равен предельным издержкам (MR = МC). Давайте теперь сформулируем правило достижения этого равенства с точки зрения затрат ресурсов.

При составлении графика спроса на труд в начале данной главы мы установили, что количество труда, обеспечивающее максимальную прибыль, должно быть таким, чтобы ставка заработной платы, или цена труда (PL), была равна предельному продукту труда в денежной форме (MRPL), или проще: PL = MRPL.

Такое же логическое обоснование применимо к любому другому ресурсу, например капиталу. Капитал также будет использован в максимизирующем прибыль объеме, когда его цена равна предельному продукту в денежной форме, или PC = MRPC. Таким образом, в целом можно сказать, что при использовании ресурсов на конкурентных рынках фирма реализует комбинацию ресурсов, обеспечивающую максимальную прибыль, если каждый вводимый фактор производства используется до точки, в которой его цена равна издержкам на получение предельного дохода:

PL = MRPL

PC = MRPC

Иначе это правило можно записать так:

(2)

В уравнении (2) обратите внимание на то, что недостаточно установить пропорцию между MRPS обоих ресурсов и ценами; их MRPS должны быть равны ценам, тогда эти соотношения будут равны единице. Например, если MRPL = 15 дол., PL = 5 дол., MRPC = 9 дол. и РC = 3 дол., то фирма недоиспользует как капитал, так и труд, хотя отношения MRP к цене на ресурс одинаковы для обоих ресурсов. Это означает, что фирма могла бы увеличивать прибыль путем привлечения дополнительного количества капитала и труда до тех пор, пока снижающиеся кривые MRP капитала и труда не достигнут точки, в которой MRPL равно 5 дол., a MRPC - 3 дол. Теперь эти соотношения приняли бы такой вид — 5/5 и 3/3, что в каждом случае равно единице.

Следует добавить небольшое, но важное замечание. Для простоты изложения мы разделили эти задачи, но положение уравнения (2) о максимизации прибыли включает положение уравнения (1) о производстве с наименьшими издержками. Обратите внимание: если мы разделим числители MRP в уравнении (2) на цену продукта, то получим уравнение (1). Иными словами, фирма, стремящаяся к максимизации прибыли, должна производить продукцию при таком соотношении затрат на ресурсы, которое обеспечивало бы также наименьшие издержки. Если фирма не применяет обеспечивающего наименьшие издержки соотношения труда и капитала, то она, конечно, может получить тот же объем производства с несколько меньшими совокупными издержками и чуть большую прибыль. Таким образом, необходимым условием максимизации прибыли является соблюдение уравнения (1). Однако уравнение (1) не является достаточным условием максимизации прибыли. Фирма вполне может получать «неправильный» объем продукции, то есть такой, который не приносит максимальной прибыли, но обеспечивает соотношение ресурсов, обеспечивающих наименьшие издержки.

Числовой пример

Возможно, полезным для понимания правил наименьших затрат и максимизации прибыли окажется числовой пример. В столбцах (2), (3), (2'), (3') табл. 27-4 даны значения совокупного и предельного продукта для различных количеств труда и капитала, которые, как предполагается, являются единственными вводимыми факторами производства, требующимися для изготовления продукта X. Оба фактора производства подвержены действию закона убывающей доходности.

Предполагается также, что труд и капитал продаются на конкурентных рынках ресурсов по 8 и 12 дол. соответственно, а продукт X продается в условиях конкуренции по 2 дол. Что касается труда и капитала, то мы можем определить совокупный доход, получаемый за счет каждого фактора производства, путем умножения совокупного продукта на цену продукта - 2 дол. (см. столбцы 4 и 4'). Это позволяет вычислить издержки на продукт, приносящий предельный доход, для каждой последующей вводимой единицы труда и капитала, как показано в столбцах (5) и (5').

Производство при наименьших затратах. Рассмотрим следующий вопрос: какое соотношение затрат труда и капитала обеспечивает наименьшие издержки при производстве, скажем, 50 единиц продукции? Ответ: три единицы труда и две единицы капитала. Из столбцов (3) и (3') видно, что при найме трех единиц труда MPL/PL = 6/8 = 3/4, а при использовании двух единиц капитала MPC/PC = 9/12 = 3/4, что отвечает условию уравнения (1). Столбцы (2) и (2') показывают, что в результате такого соотношения труда и капитала мы получим указанные 50 (28 + 22) единиц продукции. Как можно проверить, что издержки действительно являются минимальными? Сначала отметим, что совокупные издержки использования трех единиц труда и двух единиц капитала составляют 48 дол. ((3 х 8 дол.) + (2 х 12 дол.)), таким образом, издержки на единицу продукции равны 0,96 дол. (48 дол./50 дол.).

Заметьте, что существуют и другие соотношения труда и капитала, которые также дают 50 единиц продукции. Например, пять единиц труда и одна единица капитала позволят произвести 50 единиц (37 + 13), но мы видим, что теперь совокупные издержки выше - 52 дол. ((5 х 8 дол.) + (1x12 дол.)), что означает возрастание средних издержек на единицу продукции до 1,04 дол. (52 дол./50). Обратите внимание, что применение пяти единиц труда и единицы капитала нарушает правило наименьших издержек в том смысле, что MPL/PL — 4/8, меньше, чем MPC/PC = 13/12. Это означает, что для производства указанного объема продукции необходимо применять больше капитала и меньше труда.

Аналогичным образом 50 единиц продукции точно так же можно было бы произвести с помощью двух единиц труда и трех единиц капитала: совокупные издержки на 50 единиц продукции также составили бы 52 дол. ((2 х 8 дол.) + (3 х 12 дол.)), или 1,04 дол. на единицу. Здесь условия уравнения (1) не соблюдаются в том смысле, что MPL/PL = 10/8, что превышает MPC/PC — 6/12. Данное неравенство показывает, что фирме следует применять больше труда и меньше капитала.

Суммируем наши выводы: хотя соотношения труда и капитала для производства любого данного объема продукции могут быть различные — в нашем случае 50 единиц, — но только одно соотношение, отвечающее условиям уравнения (1), будет действительно минимизировать издержки.

Максимизация прибыли. Второй вопрос: принесут ли 50 единиц максимальную прибыль? Ответ: нет, ибо в уравнении (2) не выполнено правило максимизации прибыли при найме трех единиц труда и применении двух единиц капитала. Известно, что для максимизации прибыли необходимо использовать любой вводимый фактор производства до тех пор, пока его цена не будет равна издержкам на продукт, приносящий предельный доход (PL = MRPL и РC = MRPC).

Но из столбца (5) видно, что при найме трех единиц труда MRP труда равен 12 дол., а его цена равна только 8 дол. Это значит, что выгодно нанимать больше труда. Аналогично из столбца (5') видно, что при использовании двух единиц капитала MRP составляет 18 дол., а цена капитала — лишь 12 дол., что свидетельствует о необходимости использовать больше капитала. Иначе говоря, применяя три единицы труда и две единицы капитала для производства 50 единиц, фирма недоиспользует оба фактора производства. Как труд, так и капитал потребляются в меньших объемах, чем это необходимо для получения максимальной прибыли.

Видно, что предельные продукты труда и капитала в денежной форме равны их ценам; поэтому условия уравнения (2) выполняются, если фирма потребляет пять единиц труда и три единицы капитала. Следовательно, это и есть то соотношение ресурсов, которое обеспечивает выпуск продукции с максимальной прибылью. Совокупные затраты фирмы составят 76 дол., включая 40 дол. (5x8 дол.) стоимости труда и 36 дол. (3 х 12 дол.) стоимости капитала. Совокупный доход в 130 дол. определяется путем умножения общего объема продукции, 65 единиц (37 + 28), на цену продукта - 2 дол., или, что то же самое, просто суммируя совокупный доход от труда (74 дол.) и капитала (56 дол.). Разность между совокупным доходом и совокупными издержками, разумеется, и есть экономическая прибыль фирмы, которая в данном примере равна 54 дол. (130 дол. - 76 дол.). Обратите внимание, что условия уравнения (2) выполняются, если фирма применяет пять единиц труда и три единицы капитала: MRPLPL = 8/8 = MRPC/PC = 12/12 = 1. Читателю необходимо поэкспериментировать с другими соотношениями труда и капитала, чтобы самостоятельно убедиться в том, что при ином сочетании ресурсов экономическая прибыль будет меньше 54 дол.

Наш пример подтверждает вышеприведенное утверждение о том, что фирма, которая использует факторы производства в таком соотношении, которое обеспечивает максимальную прибыль, непременно производит продукцию также и с наименьшими издержками. Таким образом, удовлетворяя условиям уравнения (2), фирма автоматически удовлетворяет условиям уравнения (1). В данном случае видно, что для пяти единиц труда и трех единиц капитала MPL/PL = 4/8 = MPC/PC = 6/12.

Распределение доходов в соответствии с теорией предельной производительности

В анализе формирования цен на ресурсы раскрывается обоснование положения о том, что экономическая справедливость является одним из признаков конкурентной капиталистической экономики. Из табл. 27-1 следует, что работник, в сущности, получает заработную плату, равную его предельному вкладу в доход фирмы. Проще говоря, работнику выплачивают столько, сколько стоит его труд. Соответственно если кто-то разделяет этический принцип «каждому — в соответствии с тем, что он создает», то теория предельной производительности, по всей видимости, и дает честное и справедливое обоснование распределения дохода. Поскольку теория предельной производительности в равной степени применима к капиталу и земле, то распределение всех доходов можно считать справедливым.

На первый взгляд распределение, при котором работники и владельцы материальных ресурсов получают вознаграждение в соответствии с их вкладом в производство продукции, звучит справедливо. Но распределение доходов в соответствии с теорией предельной производительности подвергается серьезной критике.

1. Неравенство. Критики утверждают, что распределение доходов согласно теории предельной производительности характеризуется значительным неравенством, в первую очередь из-за неравенства в распределении производственных ресурсов. Помимо того что все индивиды имеют различные унаследованные способности, они сталкиваются с разными возможностями повышения производительности через систему образования и переподготовки. Некоторые члены общества могут вообще оказаться неспособными участвовать в производстве из-за умственной и физической недееспособности и не получать никакого дохода в системе распределения, основанной исключительно на теории предельной производительности. Собственность на ресурсы характеризуется также большим неравенством. Многие землевладельцы и капиталисты владеют собственностью по наследству, а не в результате своих производственных усилий. Значит, доход от унаследованной собственности на ресурсы противоречит принципу «каждому — в соответствии с тем, что он создает». Подобная аргументация может подвести к утверждению, что необходимо изменить государственную политику распределения доходов, исходя из одной только теории предельной производительности.

2. Монопсония и монополия. Теория предельной производительности основывается на предположении о конкурентных рынках. В главе 28 Ценообразование и использование ресурсов: определение заработной платы мы увидим, что рынки труда, например, очищаются от «несовершенств». Некоторые наниматели проявляют власть типа монопсонии при найме работников. А при продаже своих услуг некоторые работники через профсоюзы и профессиональные ассоциации противостоят монопольной силе. Фактически процесс заключения коллективных договоров о заработной плате представляет собой борьбу за контроль над распределением дохода. В этой борьбе рыночные силы — и доля дохода от предельной производительности — отходят на задний план. В действительности, в силу несовершенной конкуренции на рынке ставки заработной платы и цены на другие ресурсы зачастую не отражают реального вклада факторов производства в производство всей продукции страны.

РЕЗЮМЕ

  1. Цены на ресурсы являются основным фактором, определяющим денежные доходы, и одновременно они выполняют функцию распределения ресурсов по различным отраслям и фирмам.
  2. Тот факт, что спрос на любой ресурс является производным от спроса на выпускаемый с его помощью продукт, наводит на мысль, что спрос на ресурс будет зависеть от производительности и рыночной стоимости (цены) товара, который производится с помощью этого ресурса.
  3. График предельного продукта любого ресурса в денежной форме представляет собой график спроса на данный ресурс. Это вытекает из правила, согласно которому фирме в условиях конкуренции наиболее выгодно применять ресурс до такой точки, в которой цена на ресурс равна предельному продукту в денежной форме.
  4. Кривая спроса на ресурс отлого понижается, поскольку предельный продукт дополнительно вводимых единиц любого ресурса понижается в соответствии с законом убывающей доходности. Если фирма продает продукцию на рынке в условиях несовершенной конкуренции, то кривая спроса на ресурс падает еще и по другой причине: цена на продукт должна снижаться, чтобы фирма могла продать больше продукции. Рыночный спрос на ресурс можно определить путем суммирования по горизонтали кривых спроса всех фирм, потребляющих указанный ресурс.
  5. Спрос на ресурс будет изменяться, то есть кривая спроса на ресурс будет перемещаться, в результате: а) изменения спроса, а соответственно, и цены на продукт, который производится с помощью данного ресурса; б) изменений производительности ресурса либо в связи с ростом количества и повышения качества других ресурсов, в сочетании с которыми используется данный ресурс, либо в связи с повышением качества самого указанного ресурса; в) изменений цен других ресурсов.
  6. Если ресурсы А и В являются взаимозаменяемыми, то снижение цены А уменьшит спрос на ресурс В в том случае, когда эффект замещения превышает эффект объема производства. Но если эффект объема производства превышает эффект замещения, то снижение цены ресурса А вызовет увеличение спроса на ресурс В.
  7. Если ресурсы С и D являются дополнительными или требуются одновременно, то наблюдается только эффект объема производства, и изменение цены ресурса С изменит спрос на ресурс D в противоположном направлении.
  8. Эластичность спроса на ресурс будет тем больше, чем:
    1. меньше уровень снижения предельного продукта данного ресурса;
    2. больше число имеющихся заменителей ресурса;
    3. выше эластичность спроса на продукт;
    4. больше доля данного ресурса в совокупных издержках производства.
  9. Любой объем продукции будет производиться при обеспечивающем наименьшие издержки соотношении ресурсов, если предельный продукт на доллар стоимости каждого вводимого фактора производства будет одинаковым, то есть когда:

  10. Фирма применяет комбинацию ресурсов, обеспечивающую максимальную прибыль, когда цена каждого ресурса равна его предельному продукту в денежной форме или, алгебраически, когда:

Замещение вводимых факторов производства: пример служебных вагонов в товарных поездах

Вопрос о замещении вводимых факторов производства - особенно когда рабочие места находятся под угрозой ликвидации - может быть довольно спорным.

Мы уже видели, что фирма достигнет оптимального соотношения вводимых факторов производства с наименьшими издержками в том случае, если последний доллар, использованный на каждый из этих факторов, обеспечит одинаковый вклад в общий объем продукции. Это правило, однако, не служит препятствием тому, чтобы фирма могла изменять структуру вводимых факторов производства в связи с технологическими нововведениями или изменениями в ценах на вводимые факторы производства. К сожалению, в действительности замещение старого капитала новым и замена капитала трудом могут оказаться проблемными и труднодостижимыми.

Рассмотрим случай с железнодорожными служебными вагонами в товарных составах. Администрация железных дорог заявляет, что с учетом технического прогресса нет необходимости устраивать в товарных поездах служебные вагоны. В частности, их следует заменить «релейной системой», которую можно установить на соединительном устройстве последнего вагона поезда. Этот небольшой «черный ящик» содержит вращающийся стробоскоп и приборы, которые контролируют скорость поезда, давление в тормозах, а также другие необходимые данные и передают их машинисту локомотива. Релейная система стоит всего 400 дол., а новый служебный вагон - 80 тыс. дол. И естественно, релейная система заменяет одного члена поездной бригады.

Железные дороги получили бы существенную экономию на издержках - вероятно, 400 млн дол. в год - в результате подобных изменений в соотношении факторов производства, капитала и труда. Но Объединенный профсоюз работников транспорта, представляющий интересы железнодорожных проводников и кондукторов служебных вагонов, опасается, что подобная тенденция повлечет за собой сокращение спроса на членов его организации. Поэтому профсоюз сделал твердую, но практически безуспешную попытку приостановить ликвидацию служебных вагонов. Профсоюз утверждает, что прекращение использования служебных вагонов приведет к снижению безопасности на железных дорогах. Профсоюз заявляет, что релейная система в отличие от людей не может обнаруживать поломки в колесах, осях и перегрев подшипников. С точки зрения администрации, такой подход выглядит как попытка сохранить численность рабочей силы, независимо от потребности в ней, то есть защитить рабочие места, которые не являются более необходимыми. Администрация утверждает, что, по имеющимся данным, безопасность обеспечивается как при использовании служебных вагонов, так и без них; фактически безопасность можно повысить и без служебных вагонов, так как многие несчастные случаи происходят и тогда, когда члены поездных бригад обслуживают служебные вагоны.

Служебные вагоны практически не используются в Европе, пока еще они используются в Канаде. В Соединенных Штатах профсоюзы железнодорожников с помощью лоббистов протолкнули в четырех штатах закон, в соответствии с которым служебные вагоны являются обязательными. Во всех других штатах использование служебных вагонов в товарных составах остается предметом переговоров при заключении коллективных соглашений. В любом случае пример со служебными вагонами показывает, что замещение вводимых факторов производства является не таким простым делом, как это следует из экономического анализа.



экономикс