Сазыкин А.В. Экологическое право

Управление и контроль как средства государственного регулирования отношений пользования недрами

Основная задача государственного регулирования отношений недропользования выражается в обеспечении воспроизводства минерально-сырьевой базы, ее рационального использования и охраны недр в интересах нынешнего и будущих поколений народов РФ. Государственное регулирование отношений недропользования осуществляется при помощи: управления; лицензирования; учета; контроля.

Задачами государственного регулирования являются:

  1. определение объемов добычи основных видов полезных ископаемых на текущий период и на перспективу по РФ в целом и по регионам;
  2. обеспечение развития минерально-сырьевой базы и подготовки резерва участков недр, которые используются для строительства подземных сооружений и которые не связаны с добычей полезных ископаемых;
  3. обеспечение геологического изучения территории РФ, ее континентального шельфа, Антарктики и дна Мирового океана;
  4. установление квот на поставку добываемого минерального сырья;
  5. введение платежей, связанных с пользованием недрами, регулируемых цен на отдельные виды минерального сырья;
  6. установление стандартов в области геологического изучения, использования и охраны недр, безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, а также рационального использования и охраны недр.

В соответствии со ст. 36 Закона РФ «О недрах» государственное управление отношениями недропользования осуществляется:

  1. Президентом РФ;) Правительством РФ;
  2. органами исполнительной власти субъектов РФ;
  3. федеральным органом управления Государственным фондом недр;
  4. органами государственного горного надзора.

Федеральный орган управления Государственным фондом недр и его территориальные органы не вправе:

  1. выполнять функции управления хозяйственной деятельностью предприятий, которые осуществляют разведку и разработку месторождений полезных ископаемых или строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
  2. заниматься коммерческой деятельностью.

Задача государственного контроля над геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр заключается в обеспечении соблюдения семи пользователями недр установленного порядка пользования недрами, законодательства, утвержденных в установленном порядке стандартов в области геологического изучения, использования и охраны недр, правил ведения государственного учета и отчетности. Государственный контроль над геологическим изучением и рациональным использованием и охраной недр осуществляют органы государственного геологического контроля и органы государственного горного надзора; при этом они взаимодействуют с природоохранными и иными контрольными органами.


Понятие экологического права, история его развития и становления | Предмет и методы правового регулирования экологического права | Система и принципы экологического права | Нормы экологического права и экологические правоотношения | Специфические черты экологического права | Источники экологического права | Понятие экологического правоотношения, основания его возникновения и прекращения | Субъекты и объекты экологических правоотношений | Понятие права собственности на природные ресурсы, его виды | Понятие права природопользования, его виды и принципы | Правовые формы использования природных ресурсов | Правовая охрана природных объектов | Организационный механизм охраны окружающей природной среды | Кадастры природных объектов и природных ресурсов | Мониторинг окружающей среды | Нормативы в области охраны окружающей среды | Экологическая экспертиза: понятие и виды | Лицензирование: понятие и виды | Экономико-правовой механизм охраны окружающей среды | Юридическая ответственность в области охраны окружающей среды | Земля как объект правовой охраны | Право водопользования и его виды | Объекты и субъекты водных отношений | Водные сервитуты | Сферы государственного управления в области использования и охраны водных объектов | Правовые меры охраны вод | Атмосферный воздух как объект правового регулирования | Юридическая ответственность за нарушения законодательства об охране атмосферного воздуха | Объекты и субъекты права пользования недрами | Право пользования недрами и его виды | Система лицензирования пользования недрами | Управление и контроль как средства государственного регулирования отношений пользования недрами | Понятие и охрана континентального шельфа РФ | Лес и растительный мир вне лесов как объекты правовой охраны | Право лесопользования | Виды лесопользования | Безвозмездное и краткосрочное пользование участками лесного фонда. Лесные сервитуты | Основы организации лесного хозяйства и государственный контроль и охрана лесов и растительного мира вне лесов | Животный мир как объект правовой охраны | Право пользования животным миром и его виды | Лицензирование пользования животным миром | Красная книга РФ | Правовой режим особо охраняемых природных территорий | Ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий. Экологические преступления | Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий | Правовое регулирование обращения с опасными и радиоактивными веществами и отходами | Понятия и виды экологически неблагополучных территорий | Правовой режим экологически неблагополучных территорий | Международно-правовой механизм охраны окружающей природной среды | Источники международного экологического права | Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды | Принципы международного сотрудничества в области охраны окружающей среды | Охрана животного и растительного мира в международных договорах | Международно-правовое запрещение военного воздействия на окружающую среду | Международные конференции совещания и организации по охран окружающей среды (ООС) | Международная эколого-правовая ответственность