Сазыкин А.В. Экологическое право

Основы организации лесного хозяйства и государственный контроль и охрана лесов и растительного мира вне лесов

Основные требования к ведению лесного хозяйства:

  1. лесохозяйственные мероприятия и пользование лесным фондом должны осуществляться методами, не наносящими вреда окружающей природной среде, природным ресурсам и здоровью человека;
  2. ведение лесного хозяйства должно обеспечивать:
    • сохранение и усиление средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных природных свойств лесов в интересах охраны здоровья человека;
    • многоцелевое, непрерывное, неистощительное пользование лесным фондом для удовлетворения потребностей общества и отдельных граждан в древесине и других лесных ресурсах;
    • воспроизводство, улучшение породного состава и качества лесов, повышение их продуктивности, охрану и защиту лесов;
    • рациональное использование земель лесного фонда;
    • повышение эффективности ведения лесного хозяйства на основе единой технической политики, использования достижений науки, техники и передового опыта;
    • сохранение биологического разнообразия;
    • сохранение объектов историко-культурного и природного наследия.

Основные принципы государственного управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов:

  1. устойчивое развитие;
  2. рациональное, непрерывное, неистощительное использование лесного фонда в интересах РФ и субъектов РФ;
  3. несовместимость реализации функций государственного управления в данной области с осуществлением рубок главного пользования и переработки полученной при этом древесины.
Государственное управление в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов осуществляется Правительством РФ через:
  1. Федеральную службу лесного хозяйства России;
  2. Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ;
  3. Федеральную службу по надзору в природопользовании;
  4. Федеральное агентство лесного хозяйства.

Государственный учет лесного фонда ведется для организации рационального использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, систематического контроля за количественными и качественными изменениями лесного фонда и обеспечения достоверными сведениями о лесном фонде органов всех уровней власти, заинтересованных граждан и юридических лиц.

Государственный лесной кадастр – сведения об экологических, экономических и иных количественных и качественных характеристиках лесного фонда.

Мониторинг лесов – система наблюдений, оценки и прогноза состояния и динамики лесного фонда в целях государственного управления в этой области.


Понятие экологического права, история его развития и становления | Предмет и методы правового регулирования экологического права | Система и принципы экологического права | Нормы экологического права и экологические правоотношения | Специфические черты экологического права | Источники экологического права | Понятие экологического правоотношения, основания его возникновения и прекращения | Субъекты и объекты экологических правоотношений | Понятие права собственности на природные ресурсы, его виды | Понятие права природопользования, его виды и принципы | Правовые формы использования природных ресурсов | Правовая охрана природных объектов | Организационный механизм охраны окружающей природной среды | Кадастры природных объектов и природных ресурсов | Мониторинг окружающей среды | Нормативы в области охраны окружающей среды | Экологическая экспертиза: понятие и виды | Лицензирование: понятие и виды | Экономико-правовой механизм охраны окружающей среды | Юридическая ответственность в области охраны окружающей среды | Земля как объект правовой охраны | Право водопользования и его виды | Объекты и субъекты водных отношений | Водные сервитуты | Сферы государственного управления в области использования и охраны водных объектов | Правовые меры охраны вод | Атмосферный воздух как объект правового регулирования | Юридическая ответственность за нарушения законодательства об охране атмосферного воздуха | Объекты и субъекты права пользования недрами | Право пользования недрами и его виды | Система лицензирования пользования недрами | Управление и контроль как средства государственного регулирования отношений пользования недрами | Понятие и охрана континентального шельфа РФ | Лес и растительный мир вне лесов как объекты правовой охраны | Право лесопользования | Виды лесопользования | Безвозмездное и краткосрочное пользование участками лесного фонда. Лесные сервитуты | Основы организации лесного хозяйства и государственный контроль и охрана лесов и растительного мира вне лесов | Животный мир как объект правовой охраны | Право пользования животным миром и его виды | Лицензирование пользования животным миром | Красная книга РФ | Правовой режим особо охраняемых природных территорий | Ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий. Экологические преступления | Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий | Правовое регулирование обращения с опасными и радиоактивными веществами и отходами | Понятия и виды экологически неблагополучных территорий | Правовой режим экологически неблагополучных территорий | Международно-правовой механизм охраны окружающей природной среды | Источники международного экологического права | Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды | Принципы международного сотрудничества в области охраны окружающей среды | Охрана животного и растительного мира в международных договорах | Международно-правовое запрещение военного воздействия на окружающую среду | Международные конференции совещания и организации по охран окружающей среды (ООС) | Международная эколого-правовая ответственность