Наиболее популярные формы бизнеса в РФ – это ООО и ИП. Если разбирать их отличия вкратце, то можно сказать, что ООО выбирают те, кто планирует вести бизнес вместе с партнерами, а ИП – те, кто хочет развивать свое дело самостоятельно. Более подробно об этих формах бизнеса поговорим далее в статье.

Какая ответственность в каждой форме собственности
К примеру, если у условного Николая есть ИП, и что-то в его бизнесе идет не по плану, при наступлении банкротства он будет отвечать всем своим имуществом перед кредиторами. В некоторых случаях, Николай может лишиться даже машины, купленной до того, как он открыл ИП, или же квартиры, если она у него есть.
При регистрации ООО Николай, при условии полного разорения, будет отвечать только тем имуществом, которое есть в его бизнесе, то есть тем, которое принадлежит его фирме. Таким образом, у него могут забрать офис, мебель или транспортное средство, находящееся на балансе фирмы. В этом случае личное имущество не должно пострадать, хотя есть некоторые способы…
Учредители, документы и порядок регистрации
Индивидуальный предприниматель (ИП) – это человек (Николай), который в одиночку решил заняться бизнесом. В данном случае, соучредителей не будет. Для регистрации этой организационно-правовой собственности Николаю потребуется паспорт, заявление, а также оплата пошлины в размере 800 рублей.
Юридический адрес создавать не нужно – ИП открывается по адресу прописки человека. Размер начального капитала должен быть не менее 10 тысяч рублей.
Но, при этом доли могут быть не равными.
При условии развития бизнеса и получения хорошей прибыли учредитель будет получать доход, соизмеримый со своими вложениями.
В уставной капитал можно внести имущество. Если его стоимость будет превышать 20 тысяч рублей (например, компьютеры), то оценщик должен проанализировать их стоимость, которая будет прописана в акте оценки имущества. Расходы на проведения оценки ложатся на плечи учредителей.
До начала регистрации компании стоит подобрать подходящее название, юридический адрес, и определиться с размером стартового капитала и т.д.
Далее, составляется устав фирмы и утверждается должность генерального директора. Это может кто-то из перечня учредителей или же совсем посторонний человек. Если в фирме всего один человек, то он назначает сам себя генеральным директором или приглашает на эту роль кого-то со стороны.

Документы для регистрации
После оплаты пошлины в размере 4 тысяч рублей нужно собрать пакет документов, в который входят:
- Заявление о регистрации юрлица.
- Устав фирмы.
- Протокол создания компании.
- Договор об учреждении компании (если учредитель один, этот документ не нужен).
- Квитанция, подтверждающая оплату пошлины.
- Документ об использовании упрощенной системы налогообложения.
Подавая документы через сайт в интернете, заявитель не оплачивает госпошлину. Для этого создан сервис онлайн-регистрации, который принимает заявки и необходимые документы, а также высылает готовые бумаги по электронной почте.
Документы, которые выдадут после регистрации
После подачи заявки, на протяжение 3 рабочих суток компания будет зарегистрирована в ИФНС, а заявитель получит следующий набор документов:
- Свидетельство о постановке на учет в налоговой инспекции.
- Бланк записи из ЕГРЮЛ.
- Устав о регистрации из налогового органа.
- Данные о регистрации новой компании будут переданы налоговой службой в Пенсионный Фонд, ФСС, органы статистики и др.
Если заявитель подал не полный пакет документов или в них присутствуют опечатки, в регистрации компании могут отказать. В таком случае, ошибку следует исправить и заново подать документы.
Выбор юридического адреса и системы налогообложения
Юридическим адресом компании считается тот адрес, по которому находится зарегистрированный объект или исполнительный орган компании. Юридическим адресом может выступать как личное помещение, так и арендованное фирмой. Компанию также можно оформить на адрес прописки самого учредителя.
Что касается налогов, тут все зависит от выбранной системы налогообложения. Компания может пользоваться:
- общей системой;
- упрощенной системой;
- автоматизированной упрощенной системой;
- единым с/х налогом (ЕСХН).
Система налогообложения выбирается с учетом вида деятельности и бизнес-плана компании. Очень важно учитывать число сотрудников и размер прибыли.
Доход компании
Все, что заработал ИП, ему и принадлежит. Деньги можно тратить прямо со счета компании или переводить на карту физического лица. Очень важно в указанные сроки вносить необходимые взносы и делать налоговые отчисления.

Процедура закрытия ИП
Прекратить существование ИП достаточно просто. Нужно внести госпошлину (160 рублей) и подать заявление в налоговую инспекцию или МФЦ. Ваше ИП будет закрыто в течение 5 рабочих дней.
Процедура закрытия ООО более сложная и длительная. Это может быть только ликвидация или банкротство. На это обычно уходит от 3 до 5 месяцев.
Для понимания всех этих нюансов лучше вопспользоваться профессиональными услугами хорошего бухгалтера, который досконально владеет темой и поможет вам открыть или закрыть ИП или ООО без лишних проблем и материальных затрат.