Недобросовестная конкуренция — что это такое, примеры и как защититься от недобросовестной конкуренции

Не всякая конкуренция, которую мы считаем недобросовестной, является нечестной по закону. Одно дело обычные человеческие обиды, чувство разочарования и ощущение несправедливости, а другое — недобросовестная конкуренция.

Скажем немного грубо и на примере, ситуация, при которой наш бывший сотрудник, которого мы вырастили из подмастерья в заместителя, всему научился, ушел с работы, «копирует компанию», берет на себя клиентов, поставщиков и сотрудников, часто является обычная, разрешенная законом и добросовестная конкуренция. По-человечески, владелец бизнеса может чувствовать разочарование или быть использованным в своих интересах, но это не значит, что он стал жертвой недобросовестной конкуренции.

Конечно, описанная ситуация может представлять собой недобросовестную конкуренцию в юридическом смысле, и часто так и есть. Однако все зависит от того, нарушает ли конкурент правовые принципы добросовестной конкуренции.

С недобросовестной конкуренцией могут столкнуться не только нынешние или бывшие сотрудники или партнеры. Любой может совершить акт недобросовестной конкуренции, включая, например, партнера, члена правления, клиента или поставщика. Сотрудники просто имеют широчайший доступ к конфиденциальной информации, что значительно облегчает им нечестную конкуренцию.

Недобросовестная конкуренция имеет место практически во всех сферах экономической деятельности, включая торговлю, услуги, производство, государственные закупки и рекламу. И, конечно же, в Интернете. Везде, где есть жесткая конкуренция за клиента.

Недобросовестная конкуренция влияет и также используется малыми и большими. От салонов красоты, малых и средних компаний, в том числе семейных, до международных корпораций.

1. Что означает недобросовестная конкуренция? Акт недобросовестной конкуренции.

Так что же такое недобросовестная конкуренция? Согласно закону актом недобросовестной конкуренции является действие, противоречащее закону или обычаям ведения бизнеса, если оно угрожает или нарушает интересы другого предпринимателя или клиента (.

Противоправность виновного состоит в том, что он действует вопреки закону или приличиям. Кроме того, его деятельность должна угрожать или ущемлять интересы предпринимателя или клиента.

И этого, в принципе, должно быть достаточно, чтобы уловить суть недобросовестной конкуренции. Остальное детали. Конечно, важно, ведь дьявол кроется в деталях, но тем не менее в деталях.

В то время как нарушение закона относительно легко понять, не так просто определить, противоречит ли данное поведение добрым нравам. Что это за полезные привычки? Их понятие не является ни ясным, ни точным. Предполагается, что хорошие манеры в хозяйственных сделках, называемые когда-то купеческой честностью, являются чем-то вроде правил социального сосуществования в хозяйственной деятельности.

Хорошие манеры в хозяйственных сделках

Речь идет не о соблюдении хороших манер «вообще», а о поведении предпринимателей в бизнесе. Поэтому критерием должны быть не взгляды честного обывателя, а  оценки, ориентированные на обеспечение беспрепятственного функционирования конкуренции посредством честной и неподдельной конкуренции с точки зрения качества, цены и других характеристик, желаемых покупателями предлагаемых товаров или услуг. Конкурс должен быть «прозрачным», разборчивым для предпринимателей и заказчиков, а его результаты не должны быть фальсифицированы. Критерии оценки поведения в торговле должны быть рациональными и позволять участникам деловой торговли знать, какое поведение разрешено, а какое запрещено.

Общий пункт, а не закрытый список

Закон перечисляет примеры актов недобросовестной конкуренции (Самое главное, что изложенное здесь определение акта недобросовестной конкуренции представляет собой так называемую общую оговорку, которая, исходя из общих, вполне дискреционных установок, позволяет суду считать актом недобросовестной конкуренции и такое поведение, которое не считается актом недобросовестной конкуренции.

Это связано с тем, что изобретательность недобросовестных конкурентов не имеет границ и они придумывают все новые и новые решения. Также невозможно перечислить все возможные варианты поведения, составляющие недобросовестную конкуренцию. Вот почему нужна общая оговорка, предохранительный клапан, позволяющий суду ловить исключительные деловые таланты, нарушающие принципы честной конкуренции.

2. Недобросовестная конкуренция — примеры актов недобросовестной конкуренции.

В Законе перечислены примеры актов недобросовестной конкуренции (это «именные» акты недобросовестной конкуренции). Следует помнить, что это только примеры, а перечень актов недобросовестной конкуренции открыт благодаря общему пункту, о котором я писал выше.

Если поведение виновного не представляет собой названного акта недобросовестной конкуренции, это означает лишь то, что его поведение должно оцениваться на основании общей оговорки. Если он соответствует условиям настоящего пункта, то это акт недобросовестной конкуренции, который не был назван. Для этого создаются общие положения.

Недобросовестная конкуренция проявляется во многих формах. На практике мы часто сталкиваемся с неназванными актами недобросовестной конкуренции. Также очень распространено, что за одно действие нарушитель совершает несколько актов недобросовестной конкуренции, идет, как говорится, «до конца». Например, бывший сотрудник, похитивший базу данных, основал компанию с похожим названием, подделал продукт, завладел ключевыми учетными записями и склонил сотрудников к смене работы, кроме того, кстати, распространяя на рынке ложную информацию о том, что бывший работодатель находится в ужасном экономическом положении и скоро разорится.

Отдельными категориями актов недобросовестной конкуренции, в основном неназванными, являются действия, совершаемые при государственных закупках (например, неправомерно заниженная цена, сговор на торгах, взяточничество) и в сети Интернет. Их так много, что невозможно охватить все в одном посте в блоге.