5. Толковый словарь

К оглавлению      7    11 12  

Аффект - сильное, относительно кратковременное эмоциональное переживание.

Внимание - направленность, сосредоточенность сознания на определенном предмете.

Воля - психологический процесс сознательного управления деятельностью, который проявля-

ется в преодолении трудностей и препятствий на пути к цели.

Воображение - способность сознания фантазировать, творчески создавать мысленные представления.

Депривация - расхождение между ожиданиями и возможностями их удовлетворения.

Доминанта - временно господствующий очаг возбуждения в сознании человека.

Идентификация - процесс сознательного или бессознательного отождествления себя с другим человеком,

общностью.

Индифферент-

ность

- равнодушие, безучастие, безразличие.

Интеллект - относительно устойчивая структура умственных способностей.

Интерес - мотив или мотивационное состояние, побуждающее к познавательной деятельности.

Интроверсия - характеристика темперамента личности, обращенность внутрь себя.

Когнитивный - познаваемый, соответствующий познанию.

Коллектив - социальная группа, в которой взаимоотношения опосредуются личностно-значимым и

общественно ценным содержанием.

Критерий - признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация

чего-либо; мерило оценки.

Личность - человек как носитель совокупности биологических, психологических и социальных ка-

честв.

Мотивация - процесс выбора мотива (потребности, интереса и др.), побуждающего к деятельности.

Мышление - психологическое отражение действительности в представлениях, суждениях, понятиях.

Настроение - эмоциональное переживание, захватывающее личность на определенное время.

Память - психологическое отражение прошлого опыта, который заключается в заполнении, со-

хранении и последующем воспроизведении или узнавании.

Потребность - источник активности человека; нужда, испытываемая человеком в чем-то, находящемся

вне его и необходимым для жизнедеятельности.

Речь - исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка.

Статус - соотносительное положение субъекта (индивида или группы) в социальной системе,

определяемое по ряду признаков, специфичных для данной системы.

Стратификация - процесс выделения и упорядочения социальныхгрупп в обществе в соответствии с ря-

дом критериев.

Темперамент - динамические особенности психологической деятельности.

Трансакт - любое словесное или бессловесное общение людей.

Трансакционный

анализ

- психологическая теория межличностного общения.

Фрустрация - психологическое состояние дискомфорта, вызванное неуспехом в удовлетворении по-

требности.

Характер - совокупность индивидуально-своеобразных свойств личности, определяющихся ее от-

ношениями и проявляющихся в типичных способах деятельности.

Чувства - сложные и тонкие психологические переживания, ложащиеся в основу мотивации.

Целеполагание - постановка и выбор цели деятельности.

Экстраверсия - характеристика темперамента, обращенность не к своему внутреннему “я”, а ориента-

ция на окружающий мир.

Эмоции - психологические переживания, отражающие первичные впечатления, потребности че-

ловека.

Тест

1. Обязательный анализ каких элементов своей системы предполагает мотивация?

а) обязательно всех;

б) только одной, но более важной;

в) количество элементов зависит от ситуации.

2. Внимание характеризуется:

а) концентрацией, направленностью, устойчивостью;

б) осмысленностью, избирательностью;

в) выразительностью, глубиной.

3. Сложные эмоциональные переживания – это:

а) эмоции;

б) чувства;

в) настроение.

4. До какого возраста можно развивать память:

а) до 18-20 лет;

б) до 40 лет;

в) возрастного предела нет.

5. Опыт, направленность, интеллект относят к подструктуре личности

а) биологической;

б) психологической;

в) социальной.

6. Глубоко переживает незначительные неудачи, внешне вяло реагирует на окружаю-

щих?

а) флегматик;

б) холерик;

в) меланхолик.

7. Психический процесс формирования образа явления или процесса – эта функция

сознания называется

а) воображение;

б) мышление;

в) восприятие.

8. Мысленное соединение частей предметов – это

а) анализ;

б) синтез;

в) сравнение.

9. Получение нового в результате разъединения частей объекта – этот метод называет-

ся

а) агглютинация;

б) расчленение;

в) комбинирование.

10. Основу психологической подструктуры личности составляет

а) темперамент;

б) характер;

в) опыт.

Тест

1. Различия в толковании информации и различия в интеллектуальном развитии, пси-

хических состояниях могут привести:

а) к неадекватной самооценке;

б) к расщеплению смысла информации;

в) к защите своего статуса и достоинства.

2. Способность к моделированию личностных особенностей партнера ведет:

а) к конструктивности общения;

б) к созданию преграды в общении;

в) к прерыванию общения.

3. К социальным коммуникативным барьерам относятся:

а) принадлежность субъектов к различным религиозным конфессиям;

б) принадлежность к различным политическим лагерям;

в) возрастные различия.

4. Склонность скрывать свои мысли, стремление говорить то, что ожидает услышать

партнер приводят:

а) к установлению доверительности;

б) к недопониманию;

в) к тактичности поведения.

5. Антипатия к говорящему приводит:

а) к усилению внимания к сказанному им;

б) к ослаблению желания его слушать.

6. Различие в социальном и психическом уровнях коммуникации характерны для фор-

мы трансакта:

а) параллельной;

б) перекрестной;

в) скрытой.

7. Сверхкритическое состояние “родитель я”

а) конструктивно в общении с подчиненными;

б) помогает создать имидж сильного и компетентного человека;

в) бесполезно для делового общения.

8. Имидж формируется

а) сознательно;

б) непроизвольно.

9. Могут ли соединиться в человеке имидж “родное Я” и имидж “идеальное Я”:

а) да;

б) нет.

10. К чему может привести нежелание человека подстроиться под ожидания партнера:

а) к потере возможности усилить доверительность;

б) оно не важно для общения.

Тест

1. К невербальным средствам воздействия относятся:

а) манера поведения;

б) внешний облик;

в) речь.

2. В общении более важно:

а) реальные возраст, пол, конституция;

б) определенное впечатление о возрасте, конституции.

3. Каким должно быть рукопожатие:

а) крепким и длительным;

б) ненавязчивым;

в) крепким и кратким.

4. Позволяет ли этикет женщине сидеть в кресле в позе “нога на ногу”:

а) да;

б) нет;

в) не регламентировано.

5. К деловому мужскому костюму предполагается одеть:

а) рубашку светлее костюма, галстук темнее рубашки;

б) цвет и тон рубашки и галстука не важны;

в) галстук светлее рубашки, но темнее костюма.

6. Клубный пиджак - вид одежды:

а) для любого случая;

б) для дневного времени;

в) для вечернего времени.

7. Какое количество украшений допустимо в деловой одежде женщины:

а) неограниченно;

б) два комплекта;

в) два элемента.

8. Общепринятое расстояние при доверительном общении:

а) до одного метра;

б) до двух метров;

в) до трех метров.

9. Какой способ воздействия на сознание предполагает немедленное изменение поведе-

ния партнера:

а) воздействие на мышление;

б) воздействие на эмоции;

в) воздействие на волю.

10. Воздействие на чувства человека – это:

а) подталкивание к определенным ассоциациям;

б) изменение направленности его внимания;

в) напоминание о его интересах.

Тест

1. Мотив стремления к служению своей нации характерен для какого отношения к вла-

сти?

а) автономного;

б) инструментального;

в) обоих.

2. Психологическое состояние “МЫ”, характерное для общности

а) унифицирует ее;

б) порождает противопоставление себя и других.

3. Усиливают внушаемость следующие факторы:

а) ослабление контроля;

б) интенсификация общения;

в) деморализация, нестабильность.

4. Сочетание взаимодействия людей, которое демонстрирует успешность совместной

деятельности при минимальных затратах - это выражение:

а) совместимости;

б) сработанности;

в) сплоченности.

5. К чему приводит подавление, уничтожение чьих-либо ценностей:

а) к монополии в этой сфере;

б) к эскалации агрессивности;

в) к поиску новой формы для существования этих ценностей.

6. Какой тип сотрудников доминирует на быстрорастущих предприятиях:

а) ищущих надежности;

б) ищущих уважения, авторитета;

в) отдающих приоритет содержанию труда и своим достижениям.

7. Способные и профессиональные подчиненные - это

а) гордость руководителя, подтверждение его состоятельности;

б) угроза руководителю.

8. Обязательно ли прохождение всех этапов планирования и их последовательность:

а) да;

б) нет.

9. Выявление альтернатив предполагает:

а) обеспечение полноты набора возможных вариантов;

б) выбор оптимального варианта.

10. Как называется решение, принятое по вдохновению:

а) “слепое”;

б) “необдуманное”;

в) “гениальное”.

Тест

1. Расхождение между ожиданиями и возможностями их удовлетворения называется:

а) депривацией;

б) фрустрацией;

в) агрегацией.

2. Агрессивность – привычка действовать наступательно-захватнически – является:

а) врожденным свойством человека;

б) продуктом социализации.

3. Какой тип конфликта сложнее разрешить:

а) вертикальный;

б) горизонтальный;

в) смешанный.

4. Какая из перечисленных функций не имеет отношения к переговорам:

а) информационная;

б) коммуникативная;

в) регулятивная;

г) воспитательная;

д) координационная.

5. Привычка делать выводы о намерениях людей исходя из собственного опыта:

а) помогает достигнуть успеха в делах;

б) вредит деловому общению;

в) нейтральна в деловом общении.

6. Если Вы столкнулись с нечестными приемами ведения переговоров, то следует:

а)