5. Толковый словарь
К оглавлению 7 11 12Аффект - сильное, относительно кратковременное эмоциональное переживание.
Внимание - направленность, сосредоточенность сознания на определенном предмете.
Воля - психологический процесс сознательного управления деятельностью, который проявля-
ется в преодолении трудностей и препятствий на пути к цели.
Воображение - способность сознания фантазировать, творчески создавать мысленные представления.
Депривация - расхождение между ожиданиями и возможностями их удовлетворения.
Доминанта - временно господствующий очаг возбуждения в сознании человека.
Идентификация - процесс сознательного или бессознательного отождествления себя с другим человеком,
общностью.
Индифферент-
ность
- равнодушие, безучастие, безразличие.
Интеллект - относительно устойчивая структура умственных способностей.
Интерес - мотив или мотивационное состояние, побуждающее к познавательной деятельности.
Интроверсия - характеристика темперамента личности, обращенность внутрь себя.
Когнитивный - познаваемый, соответствующий познанию.
Коллектив - социальная группа, в которой взаимоотношения опосредуются личностно-значимым и
общественно ценным содержанием.
Критерий - признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация
чего-либо; мерило оценки.
Личность - человек как носитель совокупности биологических, психологических и социальных ка-
честв.
Мотивация - процесс выбора мотива (потребности, интереса и др.), побуждающего к деятельности.
Мышление - психологическое отражение действительности в представлениях, суждениях, понятиях.
Настроение - эмоциональное переживание, захватывающее личность на определенное время.
Память - психологическое отражение прошлого опыта, который заключается в заполнении, со-
хранении и последующем воспроизведении или узнавании.
Потребность - источник активности человека; нужда, испытываемая человеком в чем-то, находящемся
вне его и необходимым для жизнедеятельности.
Речь - исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка.
Статус - соотносительное положение субъекта (индивида или группы) в социальной системе,
определяемое по ряду признаков, специфичных для данной системы.
Стратификация - процесс выделения и упорядочения социальныхгрупп в обществе в соответствии с ря-
дом критериев.
Темперамент - динамические особенности психологической деятельности.
Трансакт - любое словесное или бессловесное общение людей.
Трансакционный
анализ
- психологическая теория межличностного общения.
Фрустрация - психологическое состояние дискомфорта, вызванное неуспехом в удовлетворении по-
требности.
Характер - совокупность индивидуально-своеобразных свойств личности, определяющихся ее от-
ношениями и проявляющихся в типичных способах деятельности.
Чувства - сложные и тонкие психологические переживания, ложащиеся в основу мотивации.
Целеполагание - постановка и выбор цели деятельности.
Экстраверсия - характеристика темперамента, обращенность не к своему внутреннему “я”, а ориента-
ция на окружающий мир.
Эмоции - психологические переживания, отражающие первичные впечатления, потребности че-
ловека.
Тест
1. Обязательный анализ каких элементов своей системы предполагает мотивация?
а) обязательно всех;
б) только одной, но более важной;
в) количество элементов зависит от ситуации.
2. Внимание характеризуется:
а) концентрацией, направленностью, устойчивостью;
б) осмысленностью, избирательностью;
в) выразительностью, глубиной.
3. Сложные эмоциональные переживания – это:
а) эмоции;
б) чувства;
в) настроение.
4. До какого возраста можно развивать память:
а) до 18-20 лет;
б) до 40 лет;
в) возрастного предела нет.
5. Опыт, направленность, интеллект относят к подструктуре личности
а) биологической;
б) психологической;
в) социальной.
6. Глубоко переживает незначительные неудачи, внешне вяло реагирует на окружаю-
щих?
а) флегматик;
б) холерик;
в) меланхолик.
7. Психический процесс формирования образа явления или процесса – эта функция
сознания называется
а) воображение;
б) мышление;
в) восприятие.
8. Мысленное соединение частей предметов – это
а) анализ;
б) синтез;
в) сравнение.
9. Получение нового в результате разъединения частей объекта – этот метод называет-
ся
а) агглютинация;
б) расчленение;
в) комбинирование.
10. Основу психологической подструктуры личности составляет
а) темперамент;
б) характер;
в) опыт.
Тест
1. Различия в толковании информации и различия в интеллектуальном развитии, пси-
хических состояниях могут привести:
а) к неадекватной самооценке;
б) к расщеплению смысла информации;
в) к защите своего статуса и достоинства.
2. Способность к моделированию личностных особенностей партнера ведет:
а) к конструктивности общения;
б) к созданию преграды в общении;
в) к прерыванию общения.
3. К социальным коммуникативным барьерам относятся:
а) принадлежность субъектов к различным религиозным конфессиям;
б) принадлежность к различным политическим лагерям;
в) возрастные различия.
4. Склонность скрывать свои мысли, стремление говорить то, что ожидает услышать
партнер приводят:
а) к установлению доверительности;
б) к недопониманию;
в) к тактичности поведения.
5. Антипатия к говорящему приводит:
а) к усилению внимания к сказанному им;
б) к ослаблению желания его слушать.
6. Различие в социальном и психическом уровнях коммуникации характерны для фор-
мы трансакта:
а) параллельной;
б) перекрестной;
в) скрытой.
7. Сверхкритическое состояние “родитель я”
а) конструктивно в общении с подчиненными;
б) помогает создать имидж сильного и компетентного человека;
в) бесполезно для делового общения.
8. Имидж формируется
а) сознательно;
б) непроизвольно.
9. Могут ли соединиться в человеке имидж “родное Я” и имидж “идеальное Я”:
а) да;
б) нет.
10. К чему может привести нежелание человека подстроиться под ожидания партнера:
а) к потере возможности усилить доверительность;
б) оно не важно для общения.
Тест
1. К невербальным средствам воздействия относятся:
а) манера поведения;
б) внешний облик;
в) речь.
2. В общении более важно:
а) реальные возраст, пол, конституция;
б) определенное впечатление о возрасте, конституции.
3. Каким должно быть рукопожатие:
а) крепким и длительным;
б) ненавязчивым;
в) крепким и кратким.
4. Позволяет ли этикет женщине сидеть в кресле в позе “нога на ногу”:
а) да;
б) нет;
в) не регламентировано.
5. К деловому мужскому костюму предполагается одеть:
а) рубашку светлее костюма, галстук темнее рубашки;
б) цвет и тон рубашки и галстука не важны;
в) галстук светлее рубашки, но темнее костюма.
6. Клубный пиджак - вид одежды:
а) для любого случая;
б) для дневного времени;
в) для вечернего времени.
7. Какое количество украшений допустимо в деловой одежде женщины:
а) неограниченно;
б) два комплекта;
в) два элемента.
8. Общепринятое расстояние при доверительном общении:
а) до одного метра;
б) до двух метров;
в) до трех метров.
9. Какой способ воздействия на сознание предполагает немедленное изменение поведе-
ния партнера:
а) воздействие на мышление;
б) воздействие на эмоции;
в) воздействие на волю.
10. Воздействие на чувства человека – это:
а) подталкивание к определенным ассоциациям;
б) изменение направленности его внимания;
в) напоминание о его интересах.
Тест
1. Мотив стремления к служению своей нации характерен для какого отношения к вла-
сти?
а) автономного;
б) инструментального;
в) обоих.
2. Психологическое состояние “МЫ”, характерное для общности
а) унифицирует ее;
б) порождает противопоставление себя и других.
3. Усиливают внушаемость следующие факторы:
а) ослабление контроля;
б) интенсификация общения;
в) деморализация, нестабильность.
4. Сочетание взаимодействия людей, которое демонстрирует успешность совместной
деятельности при минимальных затратах - это выражение:
а) совместимости;
б) сработанности;
в) сплоченности.
5. К чему приводит подавление, уничтожение чьих-либо ценностей:
а) к монополии в этой сфере;
б) к эскалации агрессивности;
в) к поиску новой формы для существования этих ценностей.
6. Какой тип сотрудников доминирует на быстрорастущих предприятиях:
а) ищущих надежности;
б) ищущих уважения, авторитета;
в) отдающих приоритет содержанию труда и своим достижениям.
7. Способные и профессиональные подчиненные - это
а) гордость руководителя, подтверждение его состоятельности;
б) угроза руководителю.
8. Обязательно ли прохождение всех этапов планирования и их последовательность:
а) да;
б) нет.
9. Выявление альтернатив предполагает:
а) обеспечение полноты набора возможных вариантов;
б) выбор оптимального варианта.
10. Как называется решение, принятое по вдохновению:
а) “слепое”;
б) “необдуманное”;
в) “гениальное”.
Тест
1. Расхождение между ожиданиями и возможностями их удовлетворения называется:
а) депривацией;
б) фрустрацией;
в) агрегацией.
2. Агрессивность – привычка действовать наступательно-захватнически – является:
а) врожденным свойством человека;
б) продуктом социализации.
3. Какой тип конфликта сложнее разрешить:
а) вертикальный;
б) горизонтальный;
в) смешанный.
4. Какая из перечисленных функций не имеет отношения к переговорам:
а) информационная;
б) коммуникативная;
в) регулятивная;
г) воспитательная;
д) координационная.
5. Привычка делать выводы о намерениях людей исходя из собственного опыта:
а) помогает достигнуть успеха в делах;
б) вредит деловому общению;
в) нейтральна в деловом общении.
6. Если Вы столкнулись с нечестными приемами ведения переговоров, то следует:
а)