1.4. Руководство и целеполагание
К оглавлению 7 11 12Лидерство – это процесс социальной организации и управления общением и
деятельностью членов группы, осуществляемый субъектом (лидером), который наделен
определенной властью.
Лидерство может быть формальным и неформальным.
Формальное лидерство определяют как руководство, оно связано с установлен-
ными правилами назначения руководителя и предполагает функциональные отноше-
ния.
Неформальное лидерство возникает на основе личных взаимоотношений между
людьми.
Формальное и неформальное лидерство могут дополнять друг друга.
На лидерство влияют следующие факторы:
1. Условия деятельности:
а) макросреда (политическая система, культура, экономическое развитие общест-
ва, социально-экономические условия и т.д.);
б) проблемы, стоящие перед предприятием;
в) взаимосвязи предприятия с другими организациями и предприятиями (государ-
ственные структуры, поставщики, клиенты, конкуренты и т.д.);
2. Личные черты руководителя (индивидуальные особенности, мотивы, цели, стиль);
3. Характеристика коллектива;
4. Взаимоотношения между сотрудниками и руководителем.
Мотивы, побуждающие к лидерству
Мотивы
Отношение к руково-
дству
(власти)
эгоцентрические – концентриру-
ются на интересах субъекта
социоцентрические – концен-
трируются на интересах какой-
либо общности
1. Автономное –
власть ценится в силу
собственных досто-
инств
1. Власть как игра
2. Власть как господство над дру-
гими людьми
2. Инструментальное
– власть ценится в си-
лу того, что можно
достичь с ее помощью.
3. Власть как источник богатства,
престижа, славы и т.д.
4. Власть как служение коллек-
тиву, нации, обществу в целом
и т.д.
Лидерство всегда характеризуется определенным объемом власти. Но в зависи-
мости от типа лидерства изменяются источники власти и лидерства (право, тради-
ции, личностные особенности), а также средства, которые использует лидер для реа-
лизации поставленных задач. Они, как правило, детерминированы обстоятельствами,
целями и мировоззрением лидера (например, табу на насилие).
Типы лидерства
Тип Источники Используемые средства
Авторитарный сила, законная процедура, личност-
ные особенности
силовые средства, приказы, рас-
поряжения
Демократический законная процедура, личностные
особенности, авторитет
убеждение, правила, инструкции
Определенный тип лидерства предполагает установление соответствующих
взаимоотношений между руководителем (лидером) и подчиненными.
Психологи и социологи выделяют следующие варианты отношений между ру-
ководителями и подчиненными.
Типы и основные механизмы реализации
субъектно-объектных отношений между
руководителем и подчиненными
№п
/п
Субъект
(руководитель)
Объект
(подчиненные)
Основные механизмы
реализации Тип
1 Насильственный диктат Вынужденное подчине-
ние
Социальные (принуж-
дение, насилие)
рационально-
авторитарный
2 Жесткое доминирование Слепое подчинение Социально-психологи-
ческие (вера); социаль-
ные (принуждение, на-
силие)
иррациональный
3 Доверенное доминиро-
вание
Добровольное подчине-
ние
Социально-психологи-
ческие (доверие, вера);
социальные (право)
рационально-
демократический
4 Доверенное влияние Сознательное подчине-
ние
Социально-психологи-
ческие (доверие, автори-
тет)
рационально-
демократический
Существуют и другие основания для классификации руководства. Так, выделя-
ют руководителей, нацеленных на результат, и руководителей – исполнителей.
Результаты финских исследований по выделению отличительных черт двух типов
руководителей
Отличительные черты руководителя по результатам Отличительные черты руководителя по вкладу
(“исполнитель”)
1. В своей деятельности принимает во внимание
окружение как своего предприятия, так и внешнее.
2. Вырабатывает принципы деятельности для своих
подчиненных и для всего предприятия.
3. Делегирует значительную долю ответственности
другим, выступая хорошим “тренером”.
4. Принимает во внимание требования сложившей-
ся ситуации.
5. Дает подчиненным возможность показать себя.
6. Поощряет подчиненных выдвигать перед собой
высокие цели.
7. Способен отличить существенное от несущест-
венного (использование времени).
8. Стремится совершенствоваться в областях, кото-
рые ему мало известны.
9. Прибегает к конструктивной критике деятельно-
сти организации.
10. Не боится риска и ответственности.
1. Активность концентрируется только на своих подчи-
ненных и коллегах по работе.
2. Осуществляет принципы деятельности, выработанные
другими.
3. Стремится держать все ниточки управления в своих
руках, выступая в качестве “игрока”.
4. Действует схематично даже в изменчивых ситуациях.
5. Стремится сам преподнести как свои, так и чужие
идеи.
6. Заинтересован в основном только своей карьерой.
7. Застревает в рутинных вопросах, на решение которых
уходит большая часть его времени.
8. Ограничивает свои интересы теми специальными об-
ластями, которые освоены им во время учебы и на прак-
тической работе.
9. Критикует методы работы.
10. Боится риска и стремится действовать “наверняка”.
Каждый руководитель заинтересован в усилении своего личностного влияния на
подчиненных. В связи с этим, специалисты рекомендуют обращать внимание на эффек-
тивные источники, усиливающие влияние руководителя, а также на факторы, от кото-
рых зависит результат руководства.
Эффективные источники влияния
Заинтересованность и творческая позиция
Плановость
Общее руководство
Умение сотрудничать
Искусство стратегического управления и умение управлять людьми
Искусство мотивирования
Готовность к риску
Умение выделить существенное
Мотивированные подчиненные
Хорошая духовная и физическая форма руководителей и всего персонала
Ответственность за рабочие места
Умение приспосабливаться к изменениям и использовать их
Профсоюзное движение в качестве источника силы
Правление организации и другие органы управления в качестве источника силы
Готовность к взаимодействию и к руководству
Перечень важнейших факторов, необходимых для успешной деятельности руко-
водителя
Умение создавать результаты и желание много работать для их достижения
Желание и способность нести ответственность за порученное задание и принимать рискованные
решения
Готовность начинать процессы изменений, управлять ими и использовать в интересах организа-
ции
Искусство принимать быстрые решения
Способность сосредоточиваться на настоящем и будущем
Способность видеть изменения, происходящие как внутри организации, так и вне ее, и исполь-
зовать их
Готовность к близким социальным взаимоотношениям
Готовность к общему руководству
Творческий подход к своей работе
Постоянное самосовершенствование и хорошая общая психическая и физическая форма
Умение правильно использовать свое время
Готовность к мотивированию себя и персонала
Готовность работать во главе хорошо подготовленного профессионального персонала
Готовность к политическому руководству
Международный кругозор
Важным элементом деловых отношений является управленческое общение.
Как правило, оно реализуется в одной из трех форм:
– субординационное;
– служебно-товарищеское;
– дружеское.
Субординационное общение не требует от руководителя каких-либо вырази-
тельных личностно-профессиональных качеств. Руководитель отдает команды и их на-
до выполнять.
Повышенная склонность многих руководителей к этой форме управленческого
общения психологически объяснима. Один из законов человеческого поведения – де-
лать то, что лучше получается и сохраняет душевное равновесие – определяет ее.
Среди руководителей, тяготеющих к этой форме общения, выделяют:
1. Номенклатурный сноб. Чаще это руководитель назначаемый, а не избираемый. Чем
скромнее его интеллектуальные характеристики, тем более он подвержен пороку
обольщения властью. Этот тип – “мистер-анти-обаяние”.
2. Амбициозный руководитель. Для него властные отношения – приоритетные. В отно-
шениях с подчиненными он “давит” не только должностным статусом, но, по возмож-
ности, и интеллектуальным преимуществом.
В целом, оба типа характеризуются бесцеремонностью, категоричностью суж-
дений, психологически травмируя подчиненных и ограничивая проявление их творче-
ских возможностей.
Как правило, они не скрывают факт, что не испытывают желания контролиро-
вать свое поведение. Для них также характерно сохранение изрядной дистанции между
собой и подчиненными.
В организациях, где оплата труда каждого, в том числе руководителя, зависит от
эффективности усилий всего коллектива, существование подобной формы управленче-
ского общения неприемлема.
Служебно-товарищеская форма предполагает общение “руководитель – под-
чиненный” в рамках выполнения своих служебных ролей и разграничения профессио-
нальных полномочий.
Однако, здесь предполагается уважение и внимание к подчиненным,