12.6. Стратегическая система целей
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80
И. Ансофф в книге «Стратегическое управление», рассматривая отличительные черты стратегии, приводит такое определение стратегии и ее ориентира (видения): «Ориентир представляет собой цель, которой стремится достичь фирма, а стратегия – средство для достижения цели».
Но из теории систем известно, что средство для достижения цели есть система. Отсюда следует, что стратегия – это система достижения цели. Попробуем обосновать выдвинутый тезис путем анализа структуры целей организации.
В начале 1980-х гг. А. И. Пригожин, рассматривая главные общеорганизационные цели, выделил три вида целей, не связанных между собой иерархией: цели-задания, цели-ориентации и цели системы. Цели-задания должны были отражать внешнее назначение организации (миссия вовне). Цели-ориентации соответствовали общим интересам работников, которые могли быть реализованы через организацию (миссия вовнутрь). Цели системы реализовывали потребность структуры в равновесии, стабильности, целостности (точнее было бы сказать, цели по обеспечению системности организации, которая характеризуется прежде всего структурой, совокупностью связей между частями системы) и т. д. Отсюда следует, что система целей организации представляет собой «системный конфигуратор» – систему, состоящую из подсистем, представленных разными языками описания. Попытаемся представить себе модель состава системы целей стратегического управления, которую затем преобразуем в модель структуры. Однако предварительно необходимо сделать несколько замечаний, руководствуясь положениями системного анализа.
Любая деятельность носит целенаправленный характер. Видов деятельности у организации, как правило, несколько, поэтому и целей может быть несколько. Кроме того, различие целей приводит к разным определениям одних и тех же явлений (под определениями здесь понимается языковая модель какой-либо системы).
Все сказанное свидетельствует о том, что цели организации могут лежать в нескольких пересекающихся плоскостях, причем точка (или линия) пересечения указанных плоскостей в общем виде будет в наибольшей степени отражать место нахождения совокупной (интегральной) цели организации. Под целью здесь понимается «субъективный образ (абстрактная модель) несуществующего, но желаемого состояния среды, которое решило бы возникшую проблему». Если теперь этот образ желаемого будущего спроецировать на среду, окружающую исследуемый объект, то проекция будет представлять собой совокупность элементов среды, использование свойств которых позволяет достигать цель. Подобная проекция – это средство достижения цели – система (совокупность взаимосвязанных элементов, обособленная от среды и взаимодействующая с ней как целое).
Рассуждая аналогичным образом и исходя из ранее данных определений, можно построить несколько подсистем, на разных языках описания характеризующих рассматриваемую цель (рис. 12.8).
Рис. 12.8. Структура системы целей
Представленная система целей показывает, что видение, миссия, объективная цель, стратегия характеризуют одну и ту же цель, рассматривая ее в разных плоскостях (А, Б, В – см. графическую модель на рис. 12.9). Причем указанные характеристики цели занимают один и тот же (верхний) уровень иерархии.
Рис. 12.9. Графическая модель целевого конфигуратора
Таким образом, рис. 12.8 и 12.9 иллюстрируют взаимосвязи основных целевых характеристик организации и позволяют сделать следующие выводы:
1) стратегия есть система достижения цели организации;
2) содержание стратегии представляет собой отображение, проекцию видения и объективной цели организации на саму организацию и окружающую ее среду;
3) направленность стратегии определяется миссией, обращенной во внешнюю по отношению к организации среду и вовнутрь организации, в социальную структуру и структуру, обеспечивающую поддержание системных свойств организации;
4) стратегия лежит в одной плоскости с оперативным управлением организацией, которое состоит из элементов внешней среды и слабо структурировано;
5) цель организации – это система, подсистемы которой лежат в разных плоскостях, но объединены ею и через нее осуществляется связь между элементами разных подсистем;
6) цели организации, как и любой системы, формируются под воздействием многих факторов, о чем свидетельствует рис. 12.10, из которого, в частности, следует, что цели могут быть различными по времени достижения и ориентации; по субъектам целеполагания и направленности в пространстве; объективными как свойства любой системы, и субъективными как образ, к которому стремится организация. Степень достижения цели определяется критериями, выбранными для конкретного решения.
Рис. 12.10. Распределение факторов, влияющих на формирование целей
Контрольные вопросы
1. Дайте определение организационной патологии.
2. Где возникает организационная патология?
3. Где больше возникает отклонений от нормы: внутри организации или на входе и выходе из нее?
4. Приведите примеры оргпатологии в руководстве организацией.
5. Приведите примеры оргпатологии в персонале организации.
6. Приведите примеры оргпатологии в функциях и структуре организации.
7. Приведите примеры оргпатологии в решениях и связях организации.
8. Что значит решить проблему?
9. Назовите этапы описания проблемной ситуации.
10. Зачем нужна переформулировка изначально сформулированной проблемы?
11. Что значит систематизировать описание проблемной ситуации?
12. Что является ядром проблемной ситуации: противоречие или согласие?
13. Что включает в себя описание проблемной ситуации?
14. Перечислите процедуры генезиса проблем.
15. Назовите основные методы выявления проблем.
16. Каковы чаще всего бывают связи между проблемами внутри проблемного поля?
17. Чем узловые проблемы отличаются от «корневых» и результирующих?
18. Приведите пример встроенных проблем.
19. Сформулируйте проблему в причинно-следственной форме.
20. Какова структура целей организации?
21. Что такое конфигуратор целей организации?
22. Чем определяется направленность стратегии?
И. Ансофф в книге «Стратегическое управление», рассматривая отличительные черты стратегии, приводит такое определение стратегии и ее ориентира (видения): «Ориентир представляет собой цель, которой стремится достичь фирма, а стратегия – средство для достижения цели».
Но из теории систем известно, что средство для достижения цели есть система. Отсюда следует, что стратегия – это система достижения цели. Попробуем обосновать выдвинутый тезис путем анализа структуры целей организации.
В начале 1980-х гг. А. И. Пригожин, рассматривая главные общеорганизационные цели, выделил три вида целей, не связанных между собой иерархией: цели-задания, цели-ориентации и цели системы. Цели-задания должны были отражать внешнее назначение организации (миссия вовне). Цели-ориентации соответствовали общим интересам работников, которые могли быть реализованы через организацию (миссия вовнутрь). Цели системы реализовывали потребность структуры в равновесии, стабильности, целостности (точнее было бы сказать, цели по обеспечению системности организации, которая характеризуется прежде всего структурой, совокупностью связей между частями системы) и т. д. Отсюда следует, что система целей организации представляет собой «системный конфигуратор» – систему, состоящую из подсистем, представленных разными языками описания. Попытаемся представить себе модель состава системы целей стратегического управления, которую затем преобразуем в модель структуры. Однако предварительно необходимо сделать несколько замечаний, руководствуясь положениями системного анализа.
Любая деятельность носит целенаправленный характер. Видов деятельности у организации, как правило, несколько, поэтому и целей может быть несколько. Кроме того, различие целей приводит к разным определениям одних и тех же явлений (под определениями здесь понимается языковая модель какой-либо системы).
Все сказанное свидетельствует о том, что цели организации могут лежать в нескольких пересекающихся плоскостях, причем точка (или линия) пересечения указанных плоскостей в общем виде будет в наибольшей степени отражать место нахождения совокупной (интегральной) цели организации. Под целью здесь понимается «субъективный образ (абстрактная модель) несуществующего, но желаемого состояния среды, которое решило бы возникшую проблему». Если теперь этот образ желаемого будущего спроецировать на среду, окружающую исследуемый объект, то проекция будет представлять собой совокупность элементов среды, использование свойств которых позволяет достигать цель. Подобная проекция – это средство достижения цели – система (совокупность взаимосвязанных элементов, обособленная от среды и взаимодействующая с ней как целое).
Рассуждая аналогичным образом и исходя из ранее данных определений, можно построить несколько подсистем, на разных языках описания характеризующих рассматриваемую цель (рис. 12.8).
Рис. 12.8. Структура системы целей
Представленная система целей показывает, что видение, миссия, объективная цель, стратегия характеризуют одну и ту же цель, рассматривая ее в разных плоскостях (А, Б, В – см. графическую модель на рис. 12.9). Причем указанные характеристики цели занимают один и тот же (верхний) уровень иерархии.
Рис. 12.9. Графическая модель целевого конфигуратора
Таким образом, рис. 12.8 и 12.9 иллюстрируют взаимосвязи основных целевых характеристик организации и позволяют сделать следующие выводы:
1) стратегия есть система достижения цели организации;
2) содержание стратегии представляет собой отображение, проекцию видения и объективной цели организации на саму организацию и окружающую ее среду;
3) направленность стратегии определяется миссией, обращенной во внешнюю по отношению к организации среду и вовнутрь организации, в социальную структуру и структуру, обеспечивающую поддержание системных свойств организации;
4) стратегия лежит в одной плоскости с оперативным управлением организацией, которое состоит из элементов внешней среды и слабо структурировано;
5) цель организации – это система, подсистемы которой лежат в разных плоскостях, но объединены ею и через нее осуществляется связь между элементами разных подсистем;
6) цели организации, как и любой системы, формируются под воздействием многих факторов, о чем свидетельствует рис. 12.10, из которого, в частности, следует, что цели могут быть различными по времени достижения и ориентации; по субъектам целеполагания и направленности в пространстве; объективными как свойства любой системы, и субъективными как образ, к которому стремится организация. Степень достижения цели определяется критериями, выбранными для конкретного решения.
Рис. 12.10. Распределение факторов, влияющих на формирование целей
Контрольные вопросы
1. Дайте определение организационной патологии.
2. Где возникает организационная патология?
3. Где больше возникает отклонений от нормы: внутри организации или на входе и выходе из нее?
4. Приведите примеры оргпатологии в руководстве организацией.
5. Приведите примеры оргпатологии в персонале организации.
6. Приведите примеры оргпатологии в функциях и структуре организации.
7. Приведите примеры оргпатологии в решениях и связях организации.
8. Что значит решить проблему?
9. Назовите этапы описания проблемной ситуации.
10. Зачем нужна переформулировка изначально сформулированной проблемы?
11. Что значит систематизировать описание проблемной ситуации?
12. Что является ядром проблемной ситуации: противоречие или согласие?
13. Что включает в себя описание проблемной ситуации?
14. Перечислите процедуры генезиса проблем.
15. Назовите основные методы выявления проблем.
16. Каковы чаще всего бывают связи между проблемами внутри проблемного поля?
17. Чем узловые проблемы отличаются от «корневых» и результирующих?
18. Приведите пример встроенных проблем.
19. Сформулируйте проблему в причинно-следственной форме.
20. Какова структура целей организации?
21. Что такое конфигуратор целей организации?
22. Чем определяется направленность стратегии?