Перспективы развития электронного банкинга
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43
Каким бы подробным ни было описание, не может быть никакой уверенности, что в уме слушателя сложится представление, соответствующее истине.
Ч.У. Ледбитер. «Астральный план»
Перспективы дальнейшего развития электронного банкинга в российском банковском секторе можно считать уже определившимися, поскольку они зависят от ряда хорошо известных процессов, в числе которых:
развитие законодательной базы «электронных финансов»;
влияние конкурентных условий на рынках финансовых услуг;
совершенствование банковских информационных технологий;
ориентация технического прогресса в средствах компьютерной связи;
демографические изменения (причем не только смена поколений);
возникновение новых технологических и технических решений;
глобализация финансовой и банковской деятельности.
Поэтому уже в ближайшее десятилетие в сфере банковского дела и предоставления банковских услуг могут произойти такие изменения, которые нетрудно предположить, в отличие от того, как это было, например, с внедрением, развитием и распространением интернет-технологий и технологий мобильной связи. Одно не подлежит сомнению: взаимодействие кредитных организаций со своими клиентами и клиентов с банками, безусловно, будет ориентироваться на различные варианты ДБО, которое при условии обеспечения его надежности (в смысле выполнения обязательств перед клиентами и контролирующими органами) скорее всего будет быстро вытеснять многие традиционные формы предоставления банковских услуг, так что кредитные организации в большинстве направлений своей деятельности (возможно, подавляющем) станут выполнять функции преимущественно дистанционных финансовых посредников.
Этому активно способствует ряд действующих уже в настоящее время системных факторов, а именно:
удобство и оперативность получения банковских услуг, обеспечиваемые системами электронного банкинга и предполагающие быстрое расширение клиентской базы ДБО и лавинообразный рост количества клиентских ордеров (операций) в разных его вариантах;
ориентация кредитных организаций условиями конкуренции на продолжение развития и расширение ДБО, предложение новых видов банковских услуг и внедрение технологий и систем электронного банкинга, поддерживающих их предоставление;
преимущественное развитие таких технологий электронного банкинга, которые позволяют обеспечить многоканальный и вариативный доступ клиентов ДБО к информационно-процессинговым ресурсам кредитных организаций (с сохранением функциональности);
предпочтение клиентами таких системам электронного банкинга, которые не ограничивают возможности получения широкого спектра банковских услуг только стационарными точками входа в сетевые структуры (без потери функциональности);
стремление универсальных кредитных организаций охватывать вариантами ДБО как можно более широкий спектр предлагаемых ими банковских услуг (с учетом ограничений, налагаемых законодательством, регламентирующим банковскую деятельность).
Поэтому с большой вероятностью окажется справедлив следующий слоган: «Не будет банкинга, кроме электронного банкинга, а мобильный банкинг — предел его».
Окончательный выбор систем электронного банкинга, естественно, останется за клиентами кредитных организаций, которые выберут те варианты ДБО, которые окажутся для них наиболее подходящими (с учетом отдаленных районов и регионов с недостаточно развитой инфраструктурой). Предпочтительными, безусловно, окажутся те варианты, которые:
1) будут отличаться очевидными для клиентов преимуществами по сравнению с существующими способами предоставления банковских услуг;
2) заслужат доверие клиентов за счет гарантированного обеспечения целостности и безопасности их данных и проводимых ими операций.
Вместе с тем важно отметить, что кредитным организациям, предоставляющим услуги электронного банкинга, придется, по-видимому, провести переоценку традиционных и разработку новых методов контроля над банковскими рисками и управления ими с учетом новых источников и компонентов информационных контуров банковской деятельности и возникновением новых вариантов проявления рисков, связанных с удаленным предоставлением банковских услуг. В общем случае предполагается, что потребуется внедрение интегрированного подхода к управлению рисками для всех банковских операций кредитной организации. До тех пор, пока не будут приняты стандарты надежного информационного обмена при ДБО, кредитным организациям придется самостоятельно определять и внедрять способы и средства обеспечения целостности и безопасности принимаемых и передаваемых данных. Поэтому для обеспечения эффективности УБР и управления банковской деятельностью в целом целесообразна, как минимум, разработка адекватной политики управления проектами внедрения новых банковских информационных технологий, жизненными циклами банковских автоматизированных систем и систем электронного банкинга, контроля над их эксплуатацией и модернизацией (включая ИКБД), а также обеспечением гарантий высокого качества ДБО клиентов, причем с учетом индивидуальных для каждой кредитной организации особенностей архитектур и состава ее распределенных компьютерных систем, локальных и зональных сетей связи и т. п.
Ввиду того что новые банковские информационные технологии значительно меняют бизнес-модели и функциональные процессы кредитных организаций, от последних потребуется адаптационное изменение практических подходов к корпоративному управлению и воплощению его основных принципов в свою деятельность с учетом особенностей конкретных технологий и систем электронного банкинга. Наряду с этим потребуются также разработка и внедрение принципиально усовершенствованных процедур контроля над их применением, позволяющих «проникать» в киберпространство банковской деятельности в интересах обеспечения и сохранения ее управляемости, — это новая серьезная задача.
Влияние технологий электронного банкинга на состояние и функционирование банковского сектора несомненно, и оно будет усиливаться вплоть до, возможно, изменения конкурентных условий на рынках предоставления финансовых услуг, а следовательно, содержания банковской деятельности и самого банковского сектора. Не исключено, что смещение акцентов в применении технологий электронного банкинга именно в сторону мобильного ДБО, о чем косвенно свидетельствуют результаты исследований, проводимых как за рубежом, так и в России, произойдет уже в ближайшем времени. На изменения такого рода неизбежно придется обратить внимание и кредитным организациям, и законодательным органам, а значит, в регулировании и условиях (в широком смысле) банковской деятельности могут произойти серьезные изменения. В выигрыше окажутся те высокотехнологичные кредитные организации, которые смогут их предвидеть.
Поскольку в современном мире технологическое и техническое оснащение деятельности кредитных организаций стало практически непрерывным процессом, рассмотреть все его аспекты с риск-ориентированных позиций невозможно. Ситуация осложняется тем, что структура типичных банковских рисков существенно усложняется, так что очень многие технические решения требуют весьма углубленного анализа таких структур с привлечением зачастую узко специальных знаний о тех или иных особенностях и условиях, настройках и контроле функционирования средств вычислительной техники. Тем самым существенно расширяются и усложняются требования к квалификации персонала кредитных организаций, переходящих к ДБО, причем на всех уровнях управленческой и исполнительской иерархии. Как бы то ни было, автор надеется, что изложенные в настоящей книге подходы к организации внутрибанковских процессов в условиях применения технологий и систем электронного банкинга смогут в какой-то мере содействовать кредитным организациям в формировании пруденциальных условий для его использования, которые гарантировали бы адекватный контроль над уровнями банковских рисков и высокую надежность банковской деятельности в целом, а значит, и надежную защиту интересов клиентов ДБО.
Каким бы подробным ни было описание, не может быть никакой уверенности, что в уме слушателя сложится представление, соответствующее истине.
Ч.У. Ледбитер. «Астральный план»
Перспективы дальнейшего развития электронного банкинга в российском банковском секторе можно считать уже определившимися, поскольку они зависят от ряда хорошо известных процессов, в числе которых:
развитие законодательной базы «электронных финансов»;
влияние конкурентных условий на рынках финансовых услуг;
совершенствование банковских информационных технологий;
ориентация технического прогресса в средствах компьютерной связи;
демографические изменения (причем не только смена поколений);
возникновение новых технологических и технических решений;
глобализация финансовой и банковской деятельности.
Поэтому уже в ближайшее десятилетие в сфере банковского дела и предоставления банковских услуг могут произойти такие изменения, которые нетрудно предположить, в отличие от того, как это было, например, с внедрением, развитием и распространением интернет-технологий и технологий мобильной связи. Одно не подлежит сомнению: взаимодействие кредитных организаций со своими клиентами и клиентов с банками, безусловно, будет ориентироваться на различные варианты ДБО, которое при условии обеспечения его надежности (в смысле выполнения обязательств перед клиентами и контролирующими органами) скорее всего будет быстро вытеснять многие традиционные формы предоставления банковских услуг, так что кредитные организации в большинстве направлений своей деятельности (возможно, подавляющем) станут выполнять функции преимущественно дистанционных финансовых посредников.
Этому активно способствует ряд действующих уже в настоящее время системных факторов, а именно:
удобство и оперативность получения банковских услуг, обеспечиваемые системами электронного банкинга и предполагающие быстрое расширение клиентской базы ДБО и лавинообразный рост количества клиентских ордеров (операций) в разных его вариантах;
ориентация кредитных организаций условиями конкуренции на продолжение развития и расширение ДБО, предложение новых видов банковских услуг и внедрение технологий и систем электронного банкинга, поддерживающих их предоставление;
преимущественное развитие таких технологий электронного банкинга, которые позволяют обеспечить многоканальный и вариативный доступ клиентов ДБО к информационно-процессинговым ресурсам кредитных организаций (с сохранением функциональности);
предпочтение клиентами таких системам электронного банкинга, которые не ограничивают возможности получения широкого спектра банковских услуг только стационарными точками входа в сетевые структуры (без потери функциональности);
стремление универсальных кредитных организаций охватывать вариантами ДБО как можно более широкий спектр предлагаемых ими банковских услуг (с учетом ограничений, налагаемых законодательством, регламентирующим банковскую деятельность).
Поэтому с большой вероятностью окажется справедлив следующий слоган: «Не будет банкинга, кроме электронного банкинга, а мобильный банкинг — предел его».
Окончательный выбор систем электронного банкинга, естественно, останется за клиентами кредитных организаций, которые выберут те варианты ДБО, которые окажутся для них наиболее подходящими (с учетом отдаленных районов и регионов с недостаточно развитой инфраструктурой). Предпочтительными, безусловно, окажутся те варианты, которые:
1) будут отличаться очевидными для клиентов преимуществами по сравнению с существующими способами предоставления банковских услуг;
2) заслужат доверие клиентов за счет гарантированного обеспечения целостности и безопасности их данных и проводимых ими операций.
Вместе с тем важно отметить, что кредитным организациям, предоставляющим услуги электронного банкинга, придется, по-видимому, провести переоценку традиционных и разработку новых методов контроля над банковскими рисками и управления ими с учетом новых источников и компонентов информационных контуров банковской деятельности и возникновением новых вариантов проявления рисков, связанных с удаленным предоставлением банковских услуг. В общем случае предполагается, что потребуется внедрение интегрированного подхода к управлению рисками для всех банковских операций кредитной организации. До тех пор, пока не будут приняты стандарты надежного информационного обмена при ДБО, кредитным организациям придется самостоятельно определять и внедрять способы и средства обеспечения целостности и безопасности принимаемых и передаваемых данных. Поэтому для обеспечения эффективности УБР и управления банковской деятельностью в целом целесообразна, как минимум, разработка адекватной политики управления проектами внедрения новых банковских информационных технологий, жизненными циклами банковских автоматизированных систем и систем электронного банкинга, контроля над их эксплуатацией и модернизацией (включая ИКБД), а также обеспечением гарантий высокого качества ДБО клиентов, причем с учетом индивидуальных для каждой кредитной организации особенностей архитектур и состава ее распределенных компьютерных систем, локальных и зональных сетей связи и т. п.
Ввиду того что новые банковские информационные технологии значительно меняют бизнес-модели и функциональные процессы кредитных организаций, от последних потребуется адаптационное изменение практических подходов к корпоративному управлению и воплощению его основных принципов в свою деятельность с учетом особенностей конкретных технологий и систем электронного банкинга. Наряду с этим потребуются также разработка и внедрение принципиально усовершенствованных процедур контроля над их применением, позволяющих «проникать» в киберпространство банковской деятельности в интересах обеспечения и сохранения ее управляемости, — это новая серьезная задача.
Влияние технологий электронного банкинга на состояние и функционирование банковского сектора несомненно, и оно будет усиливаться вплоть до, возможно, изменения конкурентных условий на рынках предоставления финансовых услуг, а следовательно, содержания банковской деятельности и самого банковского сектора. Не исключено, что смещение акцентов в применении технологий электронного банкинга именно в сторону мобильного ДБО, о чем косвенно свидетельствуют результаты исследований, проводимых как за рубежом, так и в России, произойдет уже в ближайшем времени. На изменения такого рода неизбежно придется обратить внимание и кредитным организациям, и законодательным органам, а значит, в регулировании и условиях (в широком смысле) банковской деятельности могут произойти серьезные изменения. В выигрыше окажутся те высокотехнологичные кредитные организации, которые смогут их предвидеть.
Поскольку в современном мире технологическое и техническое оснащение деятельности кредитных организаций стало практически непрерывным процессом, рассмотреть все его аспекты с риск-ориентированных позиций невозможно. Ситуация осложняется тем, что структура типичных банковских рисков существенно усложняется, так что очень многие технические решения требуют весьма углубленного анализа таких структур с привлечением зачастую узко специальных знаний о тех или иных особенностях и условиях, настройках и контроле функционирования средств вычислительной техники. Тем самым существенно расширяются и усложняются требования к квалификации персонала кредитных организаций, переходящих к ДБО, причем на всех уровнях управленческой и исполнительской иерархии. Как бы то ни было, автор надеется, что изложенные в настоящей книге подходы к организации внутрибанковских процессов в условиях применения технологий и систем электронного банкинга смогут в какой-то мере содействовать кредитным организациям в формировании пруденциальных условий для его использования, которые гарантировали бы адекватный контроль над уровнями банковских рисков и высокую надежность банковской деятельности в целом, а значит, и надежную защиту интересов клиентов ДБО.