46. Прожиточный минимум
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90 91 92
Прожиточный минимум – это показатель объема и структуры потребления важнейших материальных благ и услуг на минимально допустимом уровне, обеспечивающем условия для поддержания активного физического состояния взрослых, социального и физического развития детей и подростков. Прожиточный минимум – одно из центральных понятий системы минимальных гарантий, предоставляемых государством населению.
В структуре прожиточного минимума отражены расходы на питание; расходы на непродовольственные товары; расходы на услуги; налоги; другие обязательные платежи.
Прожиточный минимум как инструмент социальной политики используется в качестве базы для адресной социальной политики; в качестве целевых ориентиров при регулировании доходов и потребления малообеспеченных групп населения; для оценки материальных и финансовых ресурсов, необходимых для реализации текущих и перспективных социальных программ, оказания целевой помощи малообеспеченным слоям населения; для обоснования размеров минимальной заработной платы и трудовой пенсии по старости.
Сфера использования прожиточного минимума весьма широка: это и элемент системы минимальных гарантий и основа для определения порога бедности, и база для расчетов и дифференциации заработной платы, пенсий и различных пособий.
В России на базе прожиточного минимума рассчитывается потребительская корзина в целом по стране и субъектам федерации. Ее размер определяется с учетом принципов и порядка формирования минимального набора продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности; природно-климатических условий, национальных традиций и местных особенностей потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг; примерных минимальных наборов продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг для основных социально-демографических групп населения страны.
Величина прожиточного минимума рассчитывается исходя из научных рекомендаций по минимальным объемам потребления и перечню товаров и услуг, необходимых для человека; фактического объема потребления товаров и услуг в малоимущих семьях; социально-экономических и демографических факторов, характеризующих уровень денежных доходов населения, состава и половозрастной структуры населения, размеров и структуры семей, финансовых возможностей государства по обеспечению социальной защиты населения; объективных различий в потреблении товаров и услуг, определяемых различными признаками.
Прожиточный минимум страны предусматривает его дифференциацию по следующим основным социально-демографическим группам населения: трудоспособное население; пенсионеры; дети. Кроме того, он различается по территориальным зонам (16 зон по потреблению продуктов питания, 3 зоны по непродовольственным товарам индивидуального пользования и 3 зоны по набору услуг), а также по коэффициенту семейности.
Теоретически прожиточный минимум должен быть равен минимальному размеру оплаты труда. Государственный минимальный размер оплаты труда применяется для любого работника независимо от организационно-правовой формы предприятия, на котором он работает. На предприятиях может устанавливаться свой минимальный размер оплаты труда, который должен быть не ниже государственного. Время, которое потребуется для повышения минимального размера оплаты труда до величины прожиточного минимума, зависит также от способности работодателей сочетать повышение уровня минимального размера оплаты труда с сохранением или увеличением достигнутого уровня занятости.
Прожиточный минимум – это показатель объема и структуры потребления важнейших материальных благ и услуг на минимально допустимом уровне, обеспечивающем условия для поддержания активного физического состояния взрослых, социального и физического развития детей и подростков. Прожиточный минимум – одно из центральных понятий системы минимальных гарантий, предоставляемых государством населению.
В структуре прожиточного минимума отражены расходы на питание; расходы на непродовольственные товары; расходы на услуги; налоги; другие обязательные платежи.
Прожиточный минимум как инструмент социальной политики используется в качестве базы для адресной социальной политики; в качестве целевых ориентиров при регулировании доходов и потребления малообеспеченных групп населения; для оценки материальных и финансовых ресурсов, необходимых для реализации текущих и перспективных социальных программ, оказания целевой помощи малообеспеченным слоям населения; для обоснования размеров минимальной заработной платы и трудовой пенсии по старости.
Сфера использования прожиточного минимума весьма широка: это и элемент системы минимальных гарантий и основа для определения порога бедности, и база для расчетов и дифференциации заработной платы, пенсий и различных пособий.
В России на базе прожиточного минимума рассчитывается потребительская корзина в целом по стране и субъектам федерации. Ее размер определяется с учетом принципов и порядка формирования минимального набора продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности; природно-климатических условий, национальных традиций и местных особенностей потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг; примерных минимальных наборов продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг для основных социально-демографических групп населения страны.
Величина прожиточного минимума рассчитывается исходя из научных рекомендаций по минимальным объемам потребления и перечню товаров и услуг, необходимых для человека; фактического объема потребления товаров и услуг в малоимущих семьях; социально-экономических и демографических факторов, характеризующих уровень денежных доходов населения, состава и половозрастной структуры населения, размеров и структуры семей, финансовых возможностей государства по обеспечению социальной защиты населения; объективных различий в потреблении товаров и услуг, определяемых различными признаками.
Прожиточный минимум страны предусматривает его дифференциацию по следующим основным социально-демографическим группам населения: трудоспособное население; пенсионеры; дети. Кроме того, он различается по территориальным зонам (16 зон по потреблению продуктов питания, 3 зоны по непродовольственным товарам индивидуального пользования и 3 зоны по набору услуг), а также по коэффициенту семейности.
Теоретически прожиточный минимум должен быть равен минимальному размеру оплаты труда. Государственный минимальный размер оплаты труда применяется для любого работника независимо от организационно-правовой формы предприятия, на котором он работает. На предприятиях может устанавливаться свой минимальный размер оплаты труда, который должен быть не ниже государственного. Время, которое потребуется для повышения минимального размера оплаты труда до величины прожиточного минимума, зависит также от способности работодателей сочетать повышение уровня минимального размера оплаты труда с сохранением или увеличением достигнутого уровня занятости.