47. Понятие и элементы качества жизни
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90 91 92
Показатели качества жизни наряду с другими показателями позволяют оценить уровень социального развития общества. Термин «качество жизни» появился в 20-е гг. ХХ в. в западных теориях. Основоположниками концепции качества жизни считаются Э. Мэйо, А. Маслоу, Д. МакГрегор и др. В России в доперестроечный период использовались термин «благосостояние», «образ жизни», «уровень жизни». Сейчас наряду с понятием «уровень жизни» используются и такие понятия, как «качество жизни» и «качество трудовой жизни», часто как синонимы первого, а иногда и в более широком значении. При этом понятие «качество жизни» по содержанию шире, чем понятие «качество трудовой жизни».
Под качеством жизни понимается удовлетворение всего комплекса потребностей, как в производстве, так и вне его, т. е. имеются в виду условия жизни и труда, здоровье людей. Возможности получения образования, уровень благосостояния семьи, покупательная способность населения и т. д. Что касается трудовой жизни, то это один из элементов качества жизни в целом.
Под качеством трудовой жизни понимаются условия производственной жизни людей. Но в связи с тем, что значительная часть жизни людей проходит на производстве, качество трудовой жизни во многом предопределяет качество жизни в целом. Теоретические подходы к изучению качества трудовой жизни в основном сформировались в 60-70-е годы. Они базируются на общечеловеческом подходе к пониманию творческого характера личности, на признании необходимости гуманизации труда, умственного и физического развития человека, его социальной удовлетворенности и т. д. Практическая значимость концепции качества трудовой жизни заключается в восстановлении целостности труда и культуры, создание таких условий труда, в которых работники могут реализовывать свой личностный потенциал. При этом учитывается бытовые аспекты и субъективное восприятие людьми уровня своего благополучия.
На качество жизни людей влияют экономические, социальные, демографические. Политические и другие факторы. При этом важно принимать во внимание, как сам работник оценивает качество своей жизни: возможности саморазвития и творчества, положение своей семьи в обществе, ее финансовое состояние, жилищные условия и т. д.
В 1961 году Европейской комиссией ООН были разработаны и рекомендованы к применению показатели качества жизни. Большинство стран используют эти показатели, варьируя их исходя из национальных особенностей и возможностей. Основными компонентами качества жизни, по которым проводится оценка, являются: здоровье, потребление продуктов питания, образования, занятость и условия труда, права человека, жилищные условия, одежда, социальное обеспечение, отдых и свободное время.
В России в период становления рыночных отношений наблюдалось снижение качества жизни населения из-за резкого обесценения труда рабочей силы, когда труд средней и высокой квалификации не обеспечивал условия нормальной достойной жизни. Задача повышения цены рабочей силы определяется необходимостью улучшения уровня и качества жизни населения в условиях выхода из кризиса. Положительные изменения в сфере оплаты труда возможны только на основе государственного регулирования гарантированного уровня заработной платы, занятости, социального обеспечения.
Таким образом, понятие качества жизни и качество трудовой жизни охватывает различные взаимосвязи человека. Качество жизни – это своего рода синтетическая характеристика уровня и условий жизни населения, сводный показатель, помогающий с помощью количественно определяемых параметров оценить уровень социально-экономического развития общества.
Показатели качества жизни наряду с другими показателями позволяют оценить уровень социального развития общества. Термин «качество жизни» появился в 20-е гг. ХХ в. в западных теориях. Основоположниками концепции качества жизни считаются Э. Мэйо, А. Маслоу, Д. МакГрегор и др. В России в доперестроечный период использовались термин «благосостояние», «образ жизни», «уровень жизни». Сейчас наряду с понятием «уровень жизни» используются и такие понятия, как «качество жизни» и «качество трудовой жизни», часто как синонимы первого, а иногда и в более широком значении. При этом понятие «качество жизни» по содержанию шире, чем понятие «качество трудовой жизни».
Под качеством жизни понимается удовлетворение всего комплекса потребностей, как в производстве, так и вне его, т. е. имеются в виду условия жизни и труда, здоровье людей. Возможности получения образования, уровень благосостояния семьи, покупательная способность населения и т. д. Что касается трудовой жизни, то это один из элементов качества жизни в целом.
Под качеством трудовой жизни понимаются условия производственной жизни людей. Но в связи с тем, что значительная часть жизни людей проходит на производстве, качество трудовой жизни во многом предопределяет качество жизни в целом. Теоретические подходы к изучению качества трудовой жизни в основном сформировались в 60-70-е годы. Они базируются на общечеловеческом подходе к пониманию творческого характера личности, на признании необходимости гуманизации труда, умственного и физического развития человека, его социальной удовлетворенности и т. д. Практическая значимость концепции качества трудовой жизни заключается в восстановлении целостности труда и культуры, создание таких условий труда, в которых работники могут реализовывать свой личностный потенциал. При этом учитывается бытовые аспекты и субъективное восприятие людьми уровня своего благополучия.
На качество жизни людей влияют экономические, социальные, демографические. Политические и другие факторы. При этом важно принимать во внимание, как сам работник оценивает качество своей жизни: возможности саморазвития и творчества, положение своей семьи в обществе, ее финансовое состояние, жилищные условия и т. д.
В 1961 году Европейской комиссией ООН были разработаны и рекомендованы к применению показатели качества жизни. Большинство стран используют эти показатели, варьируя их исходя из национальных особенностей и возможностей. Основными компонентами качества жизни, по которым проводится оценка, являются: здоровье, потребление продуктов питания, образования, занятость и условия труда, права человека, жилищные условия, одежда, социальное обеспечение, отдых и свободное время.
В России в период становления рыночных отношений наблюдалось снижение качества жизни населения из-за резкого обесценения труда рабочей силы, когда труд средней и высокой квалификации не обеспечивал условия нормальной достойной жизни. Задача повышения цены рабочей силы определяется необходимостью улучшения уровня и качества жизни населения в условиях выхода из кризиса. Положительные изменения в сфере оплаты труда возможны только на основе государственного регулирования гарантированного уровня заработной платы, занятости, социального обеспечения.
Таким образом, понятие качества жизни и качество трудовой жизни охватывает различные взаимосвязи человека. Качество жизни – это своего рода синтетическая характеристика уровня и условий жизни населения, сводный показатель, помогающий с помощью количественно определяемых параметров оценить уровень социально-экономического развития общества.