1. Этапы развития современного мирового хозяйства
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1420 21 23 24 26 27 28 31 32 33
34 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56
Мировое хозяйство окончательно сформировалось около ста лет тому назад, хотя начало складываться очень давно.
А началось все с международной (мировой) торговли, которая определяется как движение товаров и услуг между странами. Ввоз из-за рубежа именуется импортом, а вывоз – экспортом. Международная (мировая) торговля – это совокупность внешней торговли всех стран мира, и имеет многолетнюю историю. Население первого в мире государства – Египта – еще около 5 тыс. лет назад имело торговую связь с соседними племенами, приобретая у них древесину, металлы, скот в обмен на продукты египетского ремесла и земледелия. Египтяне также организовывали экспедиции для хозяйственного освоения новых земель. В это же время населявшие территорию современной России племена уже обменивались товарами с соседними и даже отдаленными от них районами мира.
Так, медные и бронзовые изделия с Кавказа, Южного Урала и Сибири распространялись по всей Евразии, перепродаваясь одним племенем другому.
К международной торговле товарами стали подсоединяться торговцы услугами. Финикийские и греческие купцы занимались торговлей по всему Средиземноморью своими и приобретенными в других странах товарами.
Вдобавок они еще и оказывали услуги, перевозя чужие грузы и иноземных пассажиров.
Район Средиземноморья и Черного моря вместе с прилегающими странами Западной Азии является той зоной мира, где еще в глубокой древности зародилось ядро мирового хозяйства. Понемногу к нему стали присоединяться другие хозяйственные регионы мира – сначала Южная Азия, затем Юго-Восточная и Восточная Азия, Россия, Америка, Австралия и Океания. В последнюю очередь труднодоступные районы Тропической Африки и Восточной Азии.
Особенно деятельное распространение в новое время рыночные отношения (сначала в Западной Европе, а затем в других регионах мира), великие географические открытия XV–XVII вв., появление в XIX в. машинная индустрия и современные средства транспорта и связи сыграли большую роль в становлении мировой торговли товарами и услугами.
Стремительно богатевшие европейские купцы нового времени часто вместе с монархами своих стран (их сила также окрепла по сравнению с временами средневековой раздробленности) пытались пробиться к новым рынкам и новым источникам капитала.
Желание золота, новых земель, заморских товаров вызывало одно из величайших предприятий человечества – волну экспедиций из Европы на поиски новых земель и торговых путей. Открытия Колумба, Васко да Гамы, Магеллана, Ермака раздвинули границы мирового рынка во много раз, присоединив к нему немалые новые регионы.
Хозяйственные отношения с этими регионами окрепли после начала массового фабричного производства готовых изделий в XIX в. вначале в Западной Европе, а только затем в Северной Америке, России и Японии.
Большей частью это были доступные всем простые и дешевые потребительские товары; они производились не только для внутреннего, но и для внешнего рынка.
Их реализации сильно способствовали пароходы, железные дороги, телеграф, появившиеся в ранее недоступных уголках мира. В итоге к концу XIX в. сложился мировой (всемирный) рынок товаров и услуг, т. е. совокупность национальных рынков товаров и услуг.
В то время на мировом рынке, как и сейчас, преобладали товары, а также одновременно широко продаваемые и некоторые виды услуг – фрахтовые, банковские, биржевые.
Следует отметить, что Россия на мировом рынке являлась прежде всего экспортером зерна и другой сельскохозяйственной продукции, а также древесины в Западную Европу, поставщиком изделий в соседние страны (в основном азиатские), а также импортером западноевропейских готовых изделий, материалов и полуфабрикатов.
В это же время в мире увеличивалось движение почти всех факторов производства – капитала, рабочей силы, предпринимательских способностей, технологии.
Так, наша страна стала прибегать к использованию иностранного ссудного капитала. Первый внешний заем был сделан в 1769 г. Екатериной II у голландских банкиров. Доявилась первая иностранная компания «Немецкое континентальное газовое общество». Она начала свою деятельность в 1855 г.
А затем с конца XX в. Россия приступила к экспорту капитала, в основном в соседние азиатские страны. Иноземная рабочая сила использовалась в России с конца XIX в. (иранские рабочие работали на Бакинских нефтепромыслах, китайские рабочие участвовали в строительстве Транссибирской железнодорожной магистрали).
Иностранный предпринимательский опыт и чужеземная технология активно внедрились в Россию, нередко в сопровождении иностранного капитала.
Авиационная промышленность в дореволюционной России возникла во многом на базе дочерних предприятий французских самолетостроительных и моторостроительных компаний, отсюда направленность дореволюционных авиапредприятий в основном опиралась на выпуск самолетов зарубежной конструкции.
Уже в последние 100 лет сама Россия (СССР) тоже активно внедряла свою технологию и опыт хозяйствования как соседним, так и отдаленным странам.
Потоки экономических ресурсов (факторов производства) сначала шли в одном направлении – из небольшой группы наиболее развитых стран во все остальные, наименее развитые страны.
Британский, французский, бельгийский, голландский и немецкий капиталы были приметной деталью накопления капитала в Америке и России. Эмигранты из Европы хозяйственно изучили огромные просторы Северной Америки, Южной Африки, Австралии и других регионов мира, а западные предприниматели донесли во все уголки мира эпохальные достижения западной науки (электричество, двигатель внутреннего сгорания, механические средства передвижения).
Далее процесс перемещения экономических ресурсов стал более комплексным.
Капитал, предпринимательские способности и технологию начали не только импортировать, но и экспортировать среднеразвитые страны (включая Россию). Активное участие в экспорте рабочей силы стали принимать и слаборазвитые страны.
В итоге международное движение факторов производства становится взаимным, но отнюдь не симметричным.
В результате национальные экономики оказались составной частью не только мирового рынка товаров и услуг, но стали участниками движения экономических ресурсов между странами и регионами.
В таких условиях целесообразно говорить о более широком понятии мирового (всемирного) хозяйства, которое охватывает движение товаров, услуг, а также факторов производства. Окончательное становление мирового хозяйства произошло на рубеже XIX–XX вв.
Мировое хозяйство окончательно сформировалось около ста лет тому назад, хотя начало складываться очень давно.
А началось все с международной (мировой) торговли, которая определяется как движение товаров и услуг между странами. Ввоз из-за рубежа именуется импортом, а вывоз – экспортом. Международная (мировая) торговля – это совокупность внешней торговли всех стран мира, и имеет многолетнюю историю. Население первого в мире государства – Египта – еще около 5 тыс. лет назад имело торговую связь с соседними племенами, приобретая у них древесину, металлы, скот в обмен на продукты египетского ремесла и земледелия. Египтяне также организовывали экспедиции для хозяйственного освоения новых земель. В это же время населявшие территорию современной России племена уже обменивались товарами с соседними и даже отдаленными от них районами мира.
Так, медные и бронзовые изделия с Кавказа, Южного Урала и Сибири распространялись по всей Евразии, перепродаваясь одним племенем другому.
К международной торговле товарами стали подсоединяться торговцы услугами. Финикийские и греческие купцы занимались торговлей по всему Средиземноморью своими и приобретенными в других странах товарами.
Вдобавок они еще и оказывали услуги, перевозя чужие грузы и иноземных пассажиров.
Район Средиземноморья и Черного моря вместе с прилегающими странами Западной Азии является той зоной мира, где еще в глубокой древности зародилось ядро мирового хозяйства. Понемногу к нему стали присоединяться другие хозяйственные регионы мира – сначала Южная Азия, затем Юго-Восточная и Восточная Азия, Россия, Америка, Австралия и Океания. В последнюю очередь труднодоступные районы Тропической Африки и Восточной Азии.
Особенно деятельное распространение в новое время рыночные отношения (сначала в Западной Европе, а затем в других регионах мира), великие географические открытия XV–XVII вв., появление в XIX в. машинная индустрия и современные средства транспорта и связи сыграли большую роль в становлении мировой торговли товарами и услугами.
Стремительно богатевшие европейские купцы нового времени часто вместе с монархами своих стран (их сила также окрепла по сравнению с временами средневековой раздробленности) пытались пробиться к новым рынкам и новым источникам капитала.
Желание золота, новых земель, заморских товаров вызывало одно из величайших предприятий человечества – волну экспедиций из Европы на поиски новых земель и торговых путей. Открытия Колумба, Васко да Гамы, Магеллана, Ермака раздвинули границы мирового рынка во много раз, присоединив к нему немалые новые регионы.
Хозяйственные отношения с этими регионами окрепли после начала массового фабричного производства готовых изделий в XIX в. вначале в Западной Европе, а только затем в Северной Америке, России и Японии.
Большей частью это были доступные всем простые и дешевые потребительские товары; они производились не только для внутреннего, но и для внешнего рынка.
Их реализации сильно способствовали пароходы, железные дороги, телеграф, появившиеся в ранее недоступных уголках мира. В итоге к концу XIX в. сложился мировой (всемирный) рынок товаров и услуг, т. е. совокупность национальных рынков товаров и услуг.
В то время на мировом рынке, как и сейчас, преобладали товары, а также одновременно широко продаваемые и некоторые виды услуг – фрахтовые, банковские, биржевые.
Следует отметить, что Россия на мировом рынке являлась прежде всего экспортером зерна и другой сельскохозяйственной продукции, а также древесины в Западную Европу, поставщиком изделий в соседние страны (в основном азиатские), а также импортером западноевропейских готовых изделий, материалов и полуфабрикатов.
В это же время в мире увеличивалось движение почти всех факторов производства – капитала, рабочей силы, предпринимательских способностей, технологии.
Так, наша страна стала прибегать к использованию иностранного ссудного капитала. Первый внешний заем был сделан в 1769 г. Екатериной II у голландских банкиров. Доявилась первая иностранная компания «Немецкое континентальное газовое общество». Она начала свою деятельность в 1855 г.
А затем с конца XX в. Россия приступила к экспорту капитала, в основном в соседние азиатские страны. Иноземная рабочая сила использовалась в России с конца XIX в. (иранские рабочие работали на Бакинских нефтепромыслах, китайские рабочие участвовали в строительстве Транссибирской железнодорожной магистрали).
Иностранный предпринимательский опыт и чужеземная технология активно внедрились в Россию, нередко в сопровождении иностранного капитала.
Авиационная промышленность в дореволюционной России возникла во многом на базе дочерних предприятий французских самолетостроительных и моторостроительных компаний, отсюда направленность дореволюционных авиапредприятий в основном опиралась на выпуск самолетов зарубежной конструкции.
Уже в последние 100 лет сама Россия (СССР) тоже активно внедряла свою технологию и опыт хозяйствования как соседним, так и отдаленным странам.
Потоки экономических ресурсов (факторов производства) сначала шли в одном направлении – из небольшой группы наиболее развитых стран во все остальные, наименее развитые страны.
Британский, французский, бельгийский, голландский и немецкий капиталы были приметной деталью накопления капитала в Америке и России. Эмигранты из Европы хозяйственно изучили огромные просторы Северной Америки, Южной Африки, Австралии и других регионов мира, а западные предприниматели донесли во все уголки мира эпохальные достижения западной науки (электричество, двигатель внутреннего сгорания, механические средства передвижения).
Далее процесс перемещения экономических ресурсов стал более комплексным.
Капитал, предпринимательские способности и технологию начали не только импортировать, но и экспортировать среднеразвитые страны (включая Россию). Активное участие в экспорте рабочей силы стали принимать и слаборазвитые страны.
В итоге международное движение факторов производства становится взаимным, но отнюдь не симметричным.
В результате национальные экономики оказались составной частью не только мирового рынка товаров и услуг, но стали участниками движения экономических ресурсов между странами и регионами.
В таких условиях целесообразно говорить о более широком понятии мирового (всемирного) хозяйства, которое охватывает движение товаров, услуг, а также факторов производства. Окончательное становление мирового хозяйства произошло на рубеже XIX–XX вв.