1. Сущность и понятия международных экономических организаций
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1420 21 23 24 26 27 28 31 32 33
34 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56
Все более и более расширяющиеся хозяйственные взаимосвязи и взаимозависимость стран (хозяйств) требуют увеличения роли разностороннего регулирования мировых хозяйственных связей, способствующих более широкому использованию преимуществ МРТ (международного разделения труда). Но масштабы и ориентированность развития многостороннего регулирования в большей степени зависят от определенных интересов государств и их политики.
По вопросам торгово-экономических международных отношений многогранное регулирование воздействует на принимаемые правительственные решения, не задевая национального суверенитета его участников. В поле деятельности государственной политики в этой области вмешивается не только регулирование, но также и содействие развитию мирохозяйственных отношений, оказание поддержки участникам внешнеэкономической сферы деятельности на межправительственном уровне и в области экономических международных организаций.
Международные экономические организации представляют собой институт разносторонних межгосударственных связей, которые имеют координированные его участниками цели, компетенцию и другие «специфические» политико-организационные нормы.
Такими нормами (установлениями) являются порядок принятия решений, устав, членство, процедура, а также конференции, совещания, конгрессы, осуществляющие свою деятельность в течение ограниченного периода времени.
Способами взаимодействия в международном регулировании являются:
1) директивы и резолюции, принимаемые и разрабатываемые международными организациями. Они являются обязательными для их членов;
2) многосторонние соглашения, которые заключаются на межправительственном уровне;
3) договоренности и соглашения;
4) консультации и сотрудничество на региональном уровне.
Регулирование экономической политики государств происходит как в региональном, так и в международном аспекте и основывается на нормах международного частного и публичного права. На эти права оказывают воздействие экономические отношения между государствами, юридическими и физическими лицами, экономическими объединениями.
Установленные нормы подразделяются на обычные и конвенциональные. Соблюдение норм обеспечивается как самими государствами, так и международными региональными организациями, которые осуществляют коллективный контроль за соблюдением норм международного права. Хозяйственные взаимосвязи тем не менее усложняются, поэтому между определенными государствами соответствующие международные правила и нормы меняются.
Особую роль в системе международных экономических организаций играют организации, вошедшие в систему ООН.
В настоящее время важное значение обрели региональные межправительственные организации. Их число возрастает, и охватывают они все континенты. В сферу своей деятельности региональные организации относят не только экономику, но и задачи социального развития, политические интересы, вопросы идеологии, безопасности и культуры.
Немалую роль в регулировании мирохозяйственных связей и помощи их развитию играют неправительственные организации. В основном это объединения предпринимателей:
1) Международная торговая палата;
2) ассоциация экспортеров и производителей сырьевых товаров;
3) фонды развития, создаваемые неправительственными организациями;
4) конференции и круглые столы, проводимые предпринимателями разных стран для координации экономической политики; выработки международных правил бизнеса.
На современном этапе основными задачами международного регулирования являются:
1) снабжение стабильности в развитии мировой экономики и в валютно-финансовой сфере;
2) формирование экономического сотрудничества между странами в разнообразных формах; ликвидация дискриминации в торгово-экономических отношениях между странами и группировками;
3) оказание содействия развитию частного предпринимательства;
4) утверждение конкретных мер по выходу из кризиса в конкретной стране или на мировом рынке;
5) координация и согласование макроэкономической политики государств, которая обусловлена беспристрастной тенденцией к экономической интеграции отдельных регионов.
Международные экономические организации на все стороны межгосударственных экономических отношений оказывают решающее влияние.
Межправительственные организации системы ООН имеют особенное значение в развитии международно-правового регулирования. В ходе своей деятельности они разрабатывают такие механизмы и нормы, которые оказывают немаловажное воздействие на национальные правовые системы и государственное законодательство.
Целями и функциями международных экономических организаций являются:
1) исследование и принятие мер по наиболее важным проблемам международных экономических отношений;
2) снабжение стабилизации валют;
3) помощь по ликвидации торговых барьеров и обеспечению широкого товарообмена между государствами;
4) выделение средств в дополнение к частному капиталу для помощи технологическому и экономическому прогрессу;
5) стимулирование улучшения трудовых отношений и условий труда;
6) утверждение резолюций и рекомендаций в рамках регулирования мирохозяйственных связей.
Можно отметить, что Международные межправительственные организации основываются как организационные формы многогранного сотрудничества между государствами, исходя из объективной необходимости. Эти организации определены в первую очередь потребностями развития международных экономических отношений.
Существуют основные направления Международного регулирования:
1) промышленное и экономическое сотрудничество;
2) сотрудничество в транспортной сфере;
3) сотрудничество в валютно-финансовой системе;
4) сотрудничество в рамках мировой торговли;
5) сотрудничество в системе интеллектуальной собственности;
6) сотрудничество в области стандартизации и сертификации продукции;
7) сотрудничество в инвестиционной сфере;
8) научно-техническое сотрудничество;
9) сотрудничество в сфере международной коммерческой практики.
Осуществлением этих вышеперечисленных видов сотрудничества занимаются международные экономические организации надлежащего профиля и компетенции. Организации ООН, а также региональные организации реализовывают международное экономическое сотрудничество через специализированные учреждения и автономные органы, органы ЭКОСОС. Существенной значимостью обладают региональные организации, которые осуществляют экономическое сотрудничество и экономическую интеграцию во всевозможных формах. Региональные фонды и банки в определенной мере оказывают им помощь. Целью регионального экономического сотрудничества является оказание поддержки развивающимся странам в снабжении устойчивого экономического роста, в формировании важнейших отраслей экономики, в увеличении уровня социального развития и улучшении жизни людей.
Межгосударственное промышленное сотрудничество устремлено на:
1) вырабатывание прямых кооперационных отношений в сфере производства;
2) расширение общей производственной деятельности;
3) притяжение иноземных инвестиций в области промышленности;
4) техническую помощь.
Для помощи процессу индустриализации и оказания технической помощи развивающимся странам и координации всей деятельности ООН в сфере промышленного сотрудничества в рамках ООН были основаны две специализированные организации: ЮНИДО и ПРООН.
В валютно-финансовой области международное сотрудничество воплощается в жизнь в рамках других специализированных учреждений, а именно ООН – МВФ и МБРР, ЕБРР, БМР, а также региональными банками. Пределом его достижений является обеспечение необходимыми условиями для взаимных валютных расчетов, платежей, кредитования. МВФ исполняет контроль за мировой валютной системой, снабжая ее устойчивость; следит за международной валютной политикой и обменными курсами, за поведением стран-членов в международных валютных отношениях, а также и при надобности обеспечивает краткосрочными и среднесрочными кредитами. В области межгосударственного валютно-финансового сотрудничества существенными значениями обладают различные двусторонние соглашения о поощрении и защите инвестиций, они также занимаются контролем над избежанием двойного налогообложения.
Межгосударственное сотрудничество в транспортной сфере осуществляется в рамках ООН предназначенными для этого организациями, а именно:
1) по гражданской авиации – ИКАО;
2) по морскому транспорту – ММО;
3) по железнодорожному транспорту – Европейская конференция по пассажирским тарифам (с 1975 г.), а также Международная ассоциация железнодорожных конгрессов (1884 г.);
4) по автомобильному транспорту – Международный союз автомобильного транспорта (1948 г.) и т. д.
Международным регулированием в сфере мировой торговли занимаются четыре организации: ВТО, ЮНКТАД и МТЦ ЮНКТАД/ВТО, ЮНСИТРАЛ, действующие в рамках ООН.
ЮНКТАД/ВТО призваны осуществлять регулирование международной торговли товарами и услугами. Целью ЮНКТАД является содействие формированию международной торговли промышленными, сырьевыми товарами и так называемыми невидимыми статьями – транспорт, передача технологии, туризм. Вопросы финансирования, связанного с торговлей, тоже являются его неотъемлемой частью. Особенное внимание в деятельности ЮНКТАД уделяется проблемным вопросам развивающихся стран в сотрудническом отношении с МТЦ. В 1966 г. была образована Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ), которая является вспомогательным органом Генеральной Ассамблеи ООН. Она содействует развитию права международной торговли главным образом в подготовке проектов международных конвенций и других документов.
Для помощи в регулировании международной торговли некоторыми определенными сырьевыми товарами были заключены многосторонние соглашения, а также сформирован ряд международных организаций с участием государств-импортеров и экспортеров (например, по олову, какао, джуту, свинцу и цинку, пшенице, натуральному каучуку, кофе, оливковому маслу, сахару, хлопку) или только экспортеров (например, по нефти). Целями организаций являются смягчение резких волнений мировых цен, определение сбалансированных соотношений спроса и предложения с помощью утверждения за странами-экспортерами квот и обязательств импортеров по закупкам товаров, формирования максимальных и минимальных цен и создания систем буферных запасов товаров. Наиболее существенным примером организации стран-экспортеров является Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК), которые ставят перед собой задачу защиты интересов нефтедобывающих стран с помощью согласования возможных цен на нефть и ограничения в нефтедобычи введенными для каждой страны определенными квотами.
Из всего разнообразного числа международных неправительственных организаций, сформированных для содействия международной торговле, можно выделить Международную торговую палату, Международное бюро публикации таможенных тарифов, Международный институт по унификации частного права (ЮНИДРУА). Как и ЮНСИТРАЛ, в Международной торговой палате и в ЮНИДРУА осуществляется грандиозная работа по гармонизации и унификации национального законодательства, которыое регулирует коммерческие, финансовые отношения между предпринимателями с помощью выработки международно-правовых актов.
Например, разработанные в 1990 г. Международной торговой палатой Международные правила толкования торговых терминов «Инкотермс».
С помощью установления контроля за экспортом стратегических товаров в социалистические страны долгое время воплощалось в жизнь регулирование мировой торговли. По инициативе США в 1949 г. в рамках НАТО был сформирован Координационный комитет по экспортному контролю (КОКОМ). Он являлся «органом по ограничению экспортной торговли» стран Запада с социалистическими государствами. Кроме стран НАТО, в КОКОМ вошли Япония и Австралия. КОКОМ даже после распада СССР продолжал свою деятельность в отношении таких стратегических товаров, экспорт которых ограничивался в «потенциально опасные» для НАТО страны или вообще запрещался. В 1994 г. КОКОМ был устранен. На началах Вассенарских договоренностей (1996 г.) длится наблюдение за экспортом обычных вооружений, а также товаров и технологий двойного назначения. Россия и страны Восточной Европы также участвую в договоренности КОКОМ.
Международное сотрудничество в сфере защиты интеллектуальной собственности намеревается обеспечить регулирование предпринимательской деятельности в соответствующих областях. Следует обратить внимание, что такое сотрудничество охраняется авторскими правами, которые были учреждены в разное время.
Одной из самых значимых международных соглашений является бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений, принятая в 1886 г. А в Женеве 06.09.1952 г. подписана Всемирная конвенция об авторском праве. В 1886 г. Принята Парижская конвенция по охране промышленной собственности, в 1891 г. – Мадридская конвенция о международной регистрации фабричных и товарных знаков.
Все эти конвенции снабжают охрану за рубежом прав на интеллектуальную собственность. Координация международной деятельности в этой сфере реализовывается с помощью специализированного учреждения ООН – Всемирной организацией интеллектуальной собственности (ВОИС).
Все более и более расширяющиеся хозяйственные взаимосвязи и взаимозависимость стран (хозяйств) требуют увеличения роли разностороннего регулирования мировых хозяйственных связей, способствующих более широкому использованию преимуществ МРТ (международного разделения труда). Но масштабы и ориентированность развития многостороннего регулирования в большей степени зависят от определенных интересов государств и их политики.
По вопросам торгово-экономических международных отношений многогранное регулирование воздействует на принимаемые правительственные решения, не задевая национального суверенитета его участников. В поле деятельности государственной политики в этой области вмешивается не только регулирование, но также и содействие развитию мирохозяйственных отношений, оказание поддержки участникам внешнеэкономической сферы деятельности на межправительственном уровне и в области экономических международных организаций.
Международные экономические организации представляют собой институт разносторонних межгосударственных связей, которые имеют координированные его участниками цели, компетенцию и другие «специфические» политико-организационные нормы.
Такими нормами (установлениями) являются порядок принятия решений, устав, членство, процедура, а также конференции, совещания, конгрессы, осуществляющие свою деятельность в течение ограниченного периода времени.
Способами взаимодействия в международном регулировании являются:
1) директивы и резолюции, принимаемые и разрабатываемые международными организациями. Они являются обязательными для их членов;
2) многосторонние соглашения, которые заключаются на межправительственном уровне;
3) договоренности и соглашения;
4) консультации и сотрудничество на региональном уровне.
Регулирование экономической политики государств происходит как в региональном, так и в международном аспекте и основывается на нормах международного частного и публичного права. На эти права оказывают воздействие экономические отношения между государствами, юридическими и физическими лицами, экономическими объединениями.
Установленные нормы подразделяются на обычные и конвенциональные. Соблюдение норм обеспечивается как самими государствами, так и международными региональными организациями, которые осуществляют коллективный контроль за соблюдением норм международного права. Хозяйственные взаимосвязи тем не менее усложняются, поэтому между определенными государствами соответствующие международные правила и нормы меняются.
Особую роль в системе международных экономических организаций играют организации, вошедшие в систему ООН.
В настоящее время важное значение обрели региональные межправительственные организации. Их число возрастает, и охватывают они все континенты. В сферу своей деятельности региональные организации относят не только экономику, но и задачи социального развития, политические интересы, вопросы идеологии, безопасности и культуры.
Немалую роль в регулировании мирохозяйственных связей и помощи их развитию играют неправительственные организации. В основном это объединения предпринимателей:
1) Международная торговая палата;
2) ассоциация экспортеров и производителей сырьевых товаров;
3) фонды развития, создаваемые неправительственными организациями;
4) конференции и круглые столы, проводимые предпринимателями разных стран для координации экономической политики; выработки международных правил бизнеса.
На современном этапе основными задачами международного регулирования являются:
1) снабжение стабильности в развитии мировой экономики и в валютно-финансовой сфере;
2) формирование экономического сотрудничества между странами в разнообразных формах; ликвидация дискриминации в торгово-экономических отношениях между странами и группировками;
3) оказание содействия развитию частного предпринимательства;
4) утверждение конкретных мер по выходу из кризиса в конкретной стране или на мировом рынке;
5) координация и согласование макроэкономической политики государств, которая обусловлена беспристрастной тенденцией к экономической интеграции отдельных регионов.
Международные экономические организации на все стороны межгосударственных экономических отношений оказывают решающее влияние.
Межправительственные организации системы ООН имеют особенное значение в развитии международно-правового регулирования. В ходе своей деятельности они разрабатывают такие механизмы и нормы, которые оказывают немаловажное воздействие на национальные правовые системы и государственное законодательство.
Целями и функциями международных экономических организаций являются:
1) исследование и принятие мер по наиболее важным проблемам международных экономических отношений;
2) снабжение стабилизации валют;
3) помощь по ликвидации торговых барьеров и обеспечению широкого товарообмена между государствами;
4) выделение средств в дополнение к частному капиталу для помощи технологическому и экономическому прогрессу;
5) стимулирование улучшения трудовых отношений и условий труда;
6) утверждение резолюций и рекомендаций в рамках регулирования мирохозяйственных связей.
Можно отметить, что Международные межправительственные организации основываются как организационные формы многогранного сотрудничества между государствами, исходя из объективной необходимости. Эти организации определены в первую очередь потребностями развития международных экономических отношений.
Существуют основные направления Международного регулирования:
1) промышленное и экономическое сотрудничество;
2) сотрудничество в транспортной сфере;
3) сотрудничество в валютно-финансовой системе;
4) сотрудничество в рамках мировой торговли;
5) сотрудничество в системе интеллектуальной собственности;
6) сотрудничество в области стандартизации и сертификации продукции;
7) сотрудничество в инвестиционной сфере;
8) научно-техническое сотрудничество;
9) сотрудничество в сфере международной коммерческой практики.
Осуществлением этих вышеперечисленных видов сотрудничества занимаются международные экономические организации надлежащего профиля и компетенции. Организации ООН, а также региональные организации реализовывают международное экономическое сотрудничество через специализированные учреждения и автономные органы, органы ЭКОСОС. Существенной значимостью обладают региональные организации, которые осуществляют экономическое сотрудничество и экономическую интеграцию во всевозможных формах. Региональные фонды и банки в определенной мере оказывают им помощь. Целью регионального экономического сотрудничества является оказание поддержки развивающимся странам в снабжении устойчивого экономического роста, в формировании важнейших отраслей экономики, в увеличении уровня социального развития и улучшении жизни людей.
Межгосударственное промышленное сотрудничество устремлено на:
1) вырабатывание прямых кооперационных отношений в сфере производства;
2) расширение общей производственной деятельности;
3) притяжение иноземных инвестиций в области промышленности;
4) техническую помощь.
Для помощи процессу индустриализации и оказания технической помощи развивающимся странам и координации всей деятельности ООН в сфере промышленного сотрудничества в рамках ООН были основаны две специализированные организации: ЮНИДО и ПРООН.
В валютно-финансовой области международное сотрудничество воплощается в жизнь в рамках других специализированных учреждений, а именно ООН – МВФ и МБРР, ЕБРР, БМР, а также региональными банками. Пределом его достижений является обеспечение необходимыми условиями для взаимных валютных расчетов, платежей, кредитования. МВФ исполняет контроль за мировой валютной системой, снабжая ее устойчивость; следит за международной валютной политикой и обменными курсами, за поведением стран-членов в международных валютных отношениях, а также и при надобности обеспечивает краткосрочными и среднесрочными кредитами. В области межгосударственного валютно-финансового сотрудничества существенными значениями обладают различные двусторонние соглашения о поощрении и защите инвестиций, они также занимаются контролем над избежанием двойного налогообложения.
Межгосударственное сотрудничество в транспортной сфере осуществляется в рамках ООН предназначенными для этого организациями, а именно:
1) по гражданской авиации – ИКАО;
2) по морскому транспорту – ММО;
3) по железнодорожному транспорту – Европейская конференция по пассажирским тарифам (с 1975 г.), а также Международная ассоциация железнодорожных конгрессов (1884 г.);
4) по автомобильному транспорту – Международный союз автомобильного транспорта (1948 г.) и т. д.
Международным регулированием в сфере мировой торговли занимаются четыре организации: ВТО, ЮНКТАД и МТЦ ЮНКТАД/ВТО, ЮНСИТРАЛ, действующие в рамках ООН.
ЮНКТАД/ВТО призваны осуществлять регулирование международной торговли товарами и услугами. Целью ЮНКТАД является содействие формированию международной торговли промышленными, сырьевыми товарами и так называемыми невидимыми статьями – транспорт, передача технологии, туризм. Вопросы финансирования, связанного с торговлей, тоже являются его неотъемлемой частью. Особенное внимание в деятельности ЮНКТАД уделяется проблемным вопросам развивающихся стран в сотрудническом отношении с МТЦ. В 1966 г. была образована Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ), которая является вспомогательным органом Генеральной Ассамблеи ООН. Она содействует развитию права международной торговли главным образом в подготовке проектов международных конвенций и других документов.
Для помощи в регулировании международной торговли некоторыми определенными сырьевыми товарами были заключены многосторонние соглашения, а также сформирован ряд международных организаций с участием государств-импортеров и экспортеров (например, по олову, какао, джуту, свинцу и цинку, пшенице, натуральному каучуку, кофе, оливковому маслу, сахару, хлопку) или только экспортеров (например, по нефти). Целями организаций являются смягчение резких волнений мировых цен, определение сбалансированных соотношений спроса и предложения с помощью утверждения за странами-экспортерами квот и обязательств импортеров по закупкам товаров, формирования максимальных и минимальных цен и создания систем буферных запасов товаров. Наиболее существенным примером организации стран-экспортеров является Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК), которые ставят перед собой задачу защиты интересов нефтедобывающих стран с помощью согласования возможных цен на нефть и ограничения в нефтедобычи введенными для каждой страны определенными квотами.
Из всего разнообразного числа международных неправительственных организаций, сформированных для содействия международной торговле, можно выделить Международную торговую палату, Международное бюро публикации таможенных тарифов, Международный институт по унификации частного права (ЮНИДРУА). Как и ЮНСИТРАЛ, в Международной торговой палате и в ЮНИДРУА осуществляется грандиозная работа по гармонизации и унификации национального законодательства, которыое регулирует коммерческие, финансовые отношения между предпринимателями с помощью выработки международно-правовых актов.
Например, разработанные в 1990 г. Международной торговой палатой Международные правила толкования торговых терминов «Инкотермс».
С помощью установления контроля за экспортом стратегических товаров в социалистические страны долгое время воплощалось в жизнь регулирование мировой торговли. По инициативе США в 1949 г. в рамках НАТО был сформирован Координационный комитет по экспортному контролю (КОКОМ). Он являлся «органом по ограничению экспортной торговли» стран Запада с социалистическими государствами. Кроме стран НАТО, в КОКОМ вошли Япония и Австралия. КОКОМ даже после распада СССР продолжал свою деятельность в отношении таких стратегических товаров, экспорт которых ограничивался в «потенциально опасные» для НАТО страны или вообще запрещался. В 1994 г. КОКОМ был устранен. На началах Вассенарских договоренностей (1996 г.) длится наблюдение за экспортом обычных вооружений, а также товаров и технологий двойного назначения. Россия и страны Восточной Европы также участвую в договоренности КОКОМ.
Международное сотрудничество в сфере защиты интеллектуальной собственности намеревается обеспечить регулирование предпринимательской деятельности в соответствующих областях. Следует обратить внимание, что такое сотрудничество охраняется авторскими правами, которые были учреждены в разное время.
Одной из самых значимых международных соглашений является бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений, принятая в 1886 г. А в Женеве 06.09.1952 г. подписана Всемирная конвенция об авторском праве. В 1886 г. Принята Парижская конвенция по охране промышленной собственности, в 1891 г. – Мадридская конвенция о международной регистрации фабричных и товарных знаков.
Все эти конвенции снабжают охрану за рубежом прав на интеллектуальную собственность. Координация международной деятельности в этой сфере реализовывается с помощью специализированного учреждения ООН – Всемирной организацией интеллектуальной собственности (ВОИС).