4. Североамериканская ассоциация свободной торговли (НАФТА)
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1420 21 23 24 26 27 28 31 32 33
34 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56
17 декабря 1992 г. было заключено соглашение между США, Канадой и Мексикой о создании Североамериканской ассоциации свободной торговли (НАФТА).
1 января 1994 г. началась реализация этого соглашения. Данное соглашение явилось продолжением и развитием двустороннего договора о свободной торговле между США и Канадой, подписанного в 1988 г.
НАФТА создает условия к построению целостного рыночного пространства на американском континенте.
Создание НАФТА позволило снять торговые барьеры между странами-участницами, привело к либерализации режима иностранных инвестиций, миграции рабочей силы между ними.
Безусловно, НАФТА оказала влияние на все западное полушарие, вызвала там огромные политические и экономические сдвиги. Войти в НАФТА были готовы Чили и другие страны Южной Америки.
Создание НАФТА считают новой главой в истории международной интеграции. Она зародилась в Западной Европе в 1950-х г. и затем «перешла» на Американский континент.
Однако неофициальная интеграция между США и Канадой началась еще в межвоенный период и развивалась с годами. В 1970-е гг. началась интеграция между США и Мексикой. Теперь это все получило институционально-правовое оформление.
Процесс интеграции в 1960-е гг. широко происходил в развивающихся странах. В Африке, Латинской Америке и Азии появилось более 30 зон свободной торговли, таможенных или экономических союзов. Но большинство из них были не подготовлены ни экономически, ни политически и потерпели неудачу.
Решающую роль в развитии североамериканской интеграции сыграли США. Они долгое время поддерживали западноевропейскую интеграцию («план Маршалла»).
С одной стороны, потому что долгое время США были в зените своего экономического и научно-технического могущества, конкурентоспособность американских товаров была очень высока, а доллар был устойчив и «всесилен». США не нуждались в специальных соглашениях о либерализации торговли ни с какой страной западного полушария.
Однако Канада и Мексика не были готовы к интеграции с «большим братом». Они опасались потерять в таком сотрудничестве экономическую самостоятельность и суверенитет государства.
Уровень развития северного и южного партнера США во много раз ниже.
И только с течением времени национальные хозяйства Канады и Мексики достигли такого уровня развития и открытости, когда экономические приоритеты стали перевешивать политические стереотипы недоверия.
Переговоры о создании НАФТА шли довольно долго.
Они начались летом 1990 г. между Дж. Бушем и С. де Гортари. В январе 1991 г. к ним присоединился премьер-министр Канады Б. Малруни.
Текст договора был выработан к февралю 1992 г., подписан 17 декабря 1992 г. В Канаде он был ратифицирован палатой общин 27 мая 1993 г. (140 голосов «за», «против» – 124), а сенатом – 23 июня 1993 г. (142: 30).
В США палата общин приняла договор 17 ноября 1993 г. (ратифицировала) (234: 200), а сенат (61: 38) вскоре.
В Мексике он был ратифицирован 22 ноября 1993 г.
Основные положения договора.
В течение 15 лет осуществлялась полная отмена торговых барьеров между тремя участниками. Наиболее решительно освобождался от ограничений обмен готовыми изделиями; с начала 1994 г. – на 65 % снижены пошлины в торговле продовольственными и промышленными товарами. В последующие 5 лет они были снижены еще на 15 %, а большинство оставшихся ликвидировано к 2003 г.
В отношении рынков энергоресурсов, сельскохозяйственных товаров, автомобилей, текстиля предусмотрена плавная либерализация. Так, в отношении сельскохозяйственной продукции Мексика заключила двусторонние соглашения с каждым из партнеров. Но она сразу же на 25 % упразднила лицензирование импорта таких товаров из США. Другие количественные и тарифные ограничения в течение 10–15 лет отменялись.
Мексика полностью отменила прежнюю 20 %-ю пошлину на компьютеры американского и канадского производства, тогда как пошлина на аналогичные товары из третьих стран постепенно снижается до 3,9 %.
В течение 10 лет Мексика большинство ограничений на импорт автомобилей отменяла.
Достаточно либерализован режим миграции капиталов между Канадой и США. Мексика смягчила ограничение доли американских и канадских инвесторов в акционерном капитале своих компаний. В дальнейшем участие в тех сферах, где оно ограничено, намечалось расширить: с 18 декабря 1995 г. – до 49 %, с 1 января 2001 г. – до 51 %, с 1 января 2004 г. – до 100 %. В предприятиях по сборке автомобилей, изготовлению узлов и деталей к ним, в строительных фирмах 100 %-е участие разрешено с января 1999 г.
Кроме того, Мексика обязалась отменить ограничения на иностранное участие в банках и страховых компаниях. Это позволило американскому и канадскому финансовому капиталу взять в свои руки до 1/3 мексиканского страхового рынка.
Особую часть соглашений о НАФТА составляют параллельные договоренности о защите окружающей среды и рынков труда. «Экономика макиладора» в пограничных районах не придерживалась экологических стандартов. Поэтому предусматривается ужесточить экологические стандарты. Это относится и к охране труда.
Для решения спорных вопросов могут создаваться по мере необходимости двух– и трехсторонние арбитражные комиссии. Сторона, которая была признана виновной, не обязана тут же изменить свои национальные стандарты или нормы трудового права, но остальные партнеры могут ввести против нее санкции, в том числе штрафы до 20 млн долларов.
В 1994 г. принимались решения о приеме в НАФТА новых членов.
Вместе с индивидуальными претендентами входили и целые блоки стран. Так, о готовности присоединения к НАФТА заявил амбициозный южноамериканский общий рынок в составе Аргентины, Бразилии, Парагвая и Уругвая (МЕРКОСУР).
Присоединились к НАФТА островные государства Карибского бассейна. Администрация Дж. Буша заключила рамочное соглашение с Карибским общим рынком (КАРИКОМ), объединяющим шесть англоязычных стран, создавших действительный общий рынок с единой валютой, но насчитывающий всего 5 млн человек.
17 декабря 1992 г. было заключено соглашение между США, Канадой и Мексикой о создании Североамериканской ассоциации свободной торговли (НАФТА).
1 января 1994 г. началась реализация этого соглашения. Данное соглашение явилось продолжением и развитием двустороннего договора о свободной торговле между США и Канадой, подписанного в 1988 г.
НАФТА создает условия к построению целостного рыночного пространства на американском континенте.
Создание НАФТА позволило снять торговые барьеры между странами-участницами, привело к либерализации режима иностранных инвестиций, миграции рабочей силы между ними.
Безусловно, НАФТА оказала влияние на все западное полушарие, вызвала там огромные политические и экономические сдвиги. Войти в НАФТА были готовы Чили и другие страны Южной Америки.
Создание НАФТА считают новой главой в истории международной интеграции. Она зародилась в Западной Европе в 1950-х г. и затем «перешла» на Американский континент.
Однако неофициальная интеграция между США и Канадой началась еще в межвоенный период и развивалась с годами. В 1970-е гг. началась интеграция между США и Мексикой. Теперь это все получило институционально-правовое оформление.
Процесс интеграции в 1960-е гг. широко происходил в развивающихся странах. В Африке, Латинской Америке и Азии появилось более 30 зон свободной торговли, таможенных или экономических союзов. Но большинство из них были не подготовлены ни экономически, ни политически и потерпели неудачу.
Решающую роль в развитии североамериканской интеграции сыграли США. Они долгое время поддерживали западноевропейскую интеграцию («план Маршалла»).
С одной стороны, потому что долгое время США были в зените своего экономического и научно-технического могущества, конкурентоспособность американских товаров была очень высока, а доллар был устойчив и «всесилен». США не нуждались в специальных соглашениях о либерализации торговли ни с какой страной западного полушария.
Однако Канада и Мексика не были готовы к интеграции с «большим братом». Они опасались потерять в таком сотрудничестве экономическую самостоятельность и суверенитет государства.
Уровень развития северного и южного партнера США во много раз ниже.
И только с течением времени национальные хозяйства Канады и Мексики достигли такого уровня развития и открытости, когда экономические приоритеты стали перевешивать политические стереотипы недоверия.
Переговоры о создании НАФТА шли довольно долго.
Они начались летом 1990 г. между Дж. Бушем и С. де Гортари. В январе 1991 г. к ним присоединился премьер-министр Канады Б. Малруни.
Текст договора был выработан к февралю 1992 г., подписан 17 декабря 1992 г. В Канаде он был ратифицирован палатой общин 27 мая 1993 г. (140 голосов «за», «против» – 124), а сенатом – 23 июня 1993 г. (142: 30).
В США палата общин приняла договор 17 ноября 1993 г. (ратифицировала) (234: 200), а сенат (61: 38) вскоре.
В Мексике он был ратифицирован 22 ноября 1993 г.
Основные положения договора.
В течение 15 лет осуществлялась полная отмена торговых барьеров между тремя участниками. Наиболее решительно освобождался от ограничений обмен готовыми изделиями; с начала 1994 г. – на 65 % снижены пошлины в торговле продовольственными и промышленными товарами. В последующие 5 лет они были снижены еще на 15 %, а большинство оставшихся ликвидировано к 2003 г.
В отношении рынков энергоресурсов, сельскохозяйственных товаров, автомобилей, текстиля предусмотрена плавная либерализация. Так, в отношении сельскохозяйственной продукции Мексика заключила двусторонние соглашения с каждым из партнеров. Но она сразу же на 25 % упразднила лицензирование импорта таких товаров из США. Другие количественные и тарифные ограничения в течение 10–15 лет отменялись.
Мексика полностью отменила прежнюю 20 %-ю пошлину на компьютеры американского и канадского производства, тогда как пошлина на аналогичные товары из третьих стран постепенно снижается до 3,9 %.
В течение 10 лет Мексика большинство ограничений на импорт автомобилей отменяла.
Достаточно либерализован режим миграции капиталов между Канадой и США. Мексика смягчила ограничение доли американских и канадских инвесторов в акционерном капитале своих компаний. В дальнейшем участие в тех сферах, где оно ограничено, намечалось расширить: с 18 декабря 1995 г. – до 49 %, с 1 января 2001 г. – до 51 %, с 1 января 2004 г. – до 100 %. В предприятиях по сборке автомобилей, изготовлению узлов и деталей к ним, в строительных фирмах 100 %-е участие разрешено с января 1999 г.
Кроме того, Мексика обязалась отменить ограничения на иностранное участие в банках и страховых компаниях. Это позволило американскому и канадскому финансовому капиталу взять в свои руки до 1/3 мексиканского страхового рынка.
Особую часть соглашений о НАФТА составляют параллельные договоренности о защите окружающей среды и рынков труда. «Экономика макиладора» в пограничных районах не придерживалась экологических стандартов. Поэтому предусматривается ужесточить экологические стандарты. Это относится и к охране труда.
Для решения спорных вопросов могут создаваться по мере необходимости двух– и трехсторонние арбитражные комиссии. Сторона, которая была признана виновной, не обязана тут же изменить свои национальные стандарты или нормы трудового права, но остальные партнеры могут ввести против нее санкции, в том числе штрафы до 20 млн долларов.
В 1994 г. принимались решения о приеме в НАФТА новых членов.
Вместе с индивидуальными претендентами входили и целые блоки стран. Так, о готовности присоединения к НАФТА заявил амбициозный южноамериканский общий рынок в составе Аргентины, Бразилии, Парагвая и Уругвая (МЕРКОСУР).
Присоединились к НАФТА островные государства Карибского бассейна. Администрация Дж. Буша заключила рамочное соглашение с Карибским общим рынком (КАРИКОМ), объединяющим шесть англоязычных стран, создавших действительный общий рынок с единой валютой, но насчитывающий всего 5 млн человек.