4. Североамериканская ассоциация свободной торговли (НАФТА)

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10    14   
   20 21  23 24  26 27 28   31 32 33 
34    38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 

17 декабря 1992 г. было заключено соглашение между США, Канадой и Мексикой о создании Североамериканской ассоциации свободной торговли (НАФТА).

1 января 1994 г. началась реализация этого соглашения. Данное соглашение явилось продолжением и развитием двустороннего договора о свободной торговле между США и Канадой, подписанного в 1988 г.

НАФТА создает условия к построению целостного рыночного пространства на американском континенте.

Создание НАФТА позволило снять торговые барьеры между странами-участницами, привело к либерализации режима иностранных инвестиций, миграции рабочей силы между ними.

Безусловно, НАФТА оказала влияние на все западное полушарие, вызвала там огромные политические и экономические сдвиги. Войти в НАФТА были готовы Чили и другие страны Южной Америки.

Создание НАФТА считают новой главой в истории международной интеграции. Она зародилась в Западной Европе в 1950-х г. и затем «перешла» на Американский континент.

Однако неофициальная интеграция между США и Канадой началась еще в межвоенный период и развивалась с годами. В 1970-е гг. началась интеграция между США и Мексикой. Теперь это все получило институционально-правовое оформление.

Процесс интеграции в 1960-е гг. широко происходил в развивающихся странах. В Африке, Латинской Америке и Азии появилось более 30 зон свободной торговли, таможенных или экономических союзов. Но большинство из них были не подготовлены ни экономически, ни политически и потерпели неудачу.

Решающую роль в развитии североамериканской интеграции сыграли США. Они долгое время поддерживали западноевропейскую интеграцию («план Маршалла»).

С одной стороны, потому что долгое время США были в зените своего экономического и научно-технического могущества, конкурентоспособность американских товаров была очень высока, а доллар был устойчив и «всесилен». США не нуждались в специальных соглашениях о либерализации торговли ни с какой страной западного полушария.

Однако Канада и Мексика не были готовы к интеграции с «большим братом». Они опасались потерять в таком сотрудничестве экономическую самостоятельность и суверенитет государства.

Уровень развития северного и южного партнера США во много раз ниже.

И только с течением времени национальные хозяйства Канады и Мексики достигли такого уровня развития и открытости, когда экономические приоритеты стали перевешивать политические стереотипы недоверия.

Переговоры о создании НАФТА шли довольно долго.

Они начались летом 1990 г. между Дж. Бушем и С. де Гортари. В январе 1991 г. к ним присоединился премьер-министр Канады Б. Малруни.

Текст договора был выработан к февралю 1992 г., подписан 17 декабря 1992 г. В Канаде он был ратифицирован палатой общин 27 мая 1993 г. (140 голосов «за», «против» – 124), а сенатом – 23 июня 1993 г. (142: 30).

В США палата общин приняла договор 17 ноября 1993 г. (ратифицировала) (234: 200), а сенат (61: 38) вскоре.

В Мексике он был ратифицирован 22 ноября 1993 г.

Основные положения договора.

В течение 15 лет осуществлялась полная отмена торговых барьеров между тремя участниками. Наиболее решительно освобождался от ограничений обмен готовыми изделиями; с начала 1994 г. – на 65 % снижены пошлины в торговле продовольственными и промышленными товарами. В последующие 5 лет они были снижены еще на 15 %, а большинство оставшихся ликвидировано к 2003 г.

В отношении рынков энергоресурсов, сельскохозяйственных товаров, автомобилей, текстиля предусмотрена плавная либерализация. Так, в отношении сельскохозяйственной продукции Мексика заключила двусторонние соглашения с каждым из партнеров. Но она сразу же на 25 % упразднила лицензирование импорта таких товаров из США. Другие количественные и тарифные ограничения в течение 10–15 лет отменялись.

Мексика полностью отменила прежнюю 20 %-ю пошлину на компьютеры американского и канадского производства, тогда как пошлина на аналогичные товары из третьих стран постепенно снижается до 3,9 %.

В течение 10 лет Мексика большинство ограничений на импорт автомобилей отменяла.

Достаточно либерализован режим миграции капиталов между Канадой и США. Мексика смягчила ограничение доли американских и канадских инвесторов в акционерном капитале своих компаний. В дальнейшем участие в тех сферах, где оно ограничено, намечалось расширить: с 18 декабря 1995 г. – до 49 %, с 1 января 2001 г. – до 51 %, с 1 января 2004 г. – до 100 %. В предприятиях по сборке автомобилей, изготовлению узлов и деталей к ним, в строительных фирмах 100 %-е участие разрешено с января 1999 г.

Кроме того, Мексика обязалась отменить ограничения на иностранное участие в банках и страховых компаниях. Это позволило американскому и канадскому финансовому капиталу взять в свои руки до 1/3 мексиканского страхового рынка.

Особую часть соглашений о НАФТА составляют параллельные договоренности о защите окружающей среды и рынков труда. «Экономика макиладора» в пограничных районах не придерживалась экологических стандартов. Поэтому предусматривается ужесточить экологические стандарты. Это относится и к охране труда.

Для решения спорных вопросов могут создаваться по мере необходимости двух– и трехсторонние арбитражные комиссии. Сторона, которая была признана виновной, не обязана тут же изменить свои национальные стандарты или нормы трудового права, но остальные партнеры могут ввести против нее санкции, в том числе штрафы до 20 млн долларов.

В 1994 г. принимались решения о приеме в НАФТА новых членов.

Вместе с индивидуальными претендентами входили и целые блоки стран. Так, о готовности присоединения к НАФТА заявил амбициозный южноамериканский общий рынок в составе Аргентины, Бразилии, Парагвая и Уругвая (МЕРКОСУР).

Присоединились к НАФТА островные государства Карибского бассейна. Администрация Дж. Буша заключила рамочное соглашение с Карибским общим рынком (КАРИКОМ), объединяющим шесть англоязычных стран, создавших действительный общий рынок с единой валютой, но насчитывающий всего 5 млн человек.

17 декабря 1992 г. было заключено соглашение между США, Канадой и Мексикой о создании Североамериканской ассоциации свободной торговли (НАФТА).

1 января 1994 г. началась реализация этого соглашения. Данное соглашение явилось продолжением и развитием двустороннего договора о свободной торговле между США и Канадой, подписанного в 1988 г.

НАФТА создает условия к построению целостного рыночного пространства на американском континенте.

Создание НАФТА позволило снять торговые барьеры между странами-участницами, привело к либерализации режима иностранных инвестиций, миграции рабочей силы между ними.

Безусловно, НАФТА оказала влияние на все западное полушарие, вызвала там огромные политические и экономические сдвиги. Войти в НАФТА были готовы Чили и другие страны Южной Америки.

Создание НАФТА считают новой главой в истории международной интеграции. Она зародилась в Западной Европе в 1950-х г. и затем «перешла» на Американский континент.

Однако неофициальная интеграция между США и Канадой началась еще в межвоенный период и развивалась с годами. В 1970-е гг. началась интеграция между США и Мексикой. Теперь это все получило институционально-правовое оформление.

Процесс интеграции в 1960-е гг. широко происходил в развивающихся странах. В Африке, Латинской Америке и Азии появилось более 30 зон свободной торговли, таможенных или экономических союзов. Но большинство из них были не подготовлены ни экономически, ни политически и потерпели неудачу.

Решающую роль в развитии североамериканской интеграции сыграли США. Они долгое время поддерживали западноевропейскую интеграцию («план Маршалла»).

С одной стороны, потому что долгое время США были в зените своего экономического и научно-технического могущества, конкурентоспособность американских товаров была очень высока, а доллар был устойчив и «всесилен». США не нуждались в специальных соглашениях о либерализации торговли ни с какой страной западного полушария.

Однако Канада и Мексика не были готовы к интеграции с «большим братом». Они опасались потерять в таком сотрудничестве экономическую самостоятельность и суверенитет государства.

Уровень развития северного и южного партнера США во много раз ниже.

И только с течением времени национальные хозяйства Канады и Мексики достигли такого уровня развития и открытости, когда экономические приоритеты стали перевешивать политические стереотипы недоверия.

Переговоры о создании НАФТА шли довольно долго.

Они начались летом 1990 г. между Дж. Бушем и С. де Гортари. В январе 1991 г. к ним присоединился премьер-министр Канады Б. Малруни.

Текст договора был выработан к февралю 1992 г., подписан 17 декабря 1992 г. В Канаде он был ратифицирован палатой общин 27 мая 1993 г. (140 голосов «за», «против» – 124), а сенатом – 23 июня 1993 г. (142: 30).

В США палата общин приняла договор 17 ноября 1993 г. (ратифицировала) (234: 200), а сенат (61: 38) вскоре.

В Мексике он был ратифицирован 22 ноября 1993 г.

Основные положения договора.

В течение 15 лет осуществлялась полная отмена торговых барьеров между тремя участниками. Наиболее решительно освобождался от ограничений обмен готовыми изделиями; с начала 1994 г. – на 65 % снижены пошлины в торговле продовольственными и промышленными товарами. В последующие 5 лет они были снижены еще на 15 %, а большинство оставшихся ликвидировано к 2003 г.

В отношении рынков энергоресурсов, сельскохозяйственных товаров, автомобилей, текстиля предусмотрена плавная либерализация. Так, в отношении сельскохозяйственной продукции Мексика заключила двусторонние соглашения с каждым из партнеров. Но она сразу же на 25 % упразднила лицензирование импорта таких товаров из США. Другие количественные и тарифные ограничения в течение 10–15 лет отменялись.

Мексика полностью отменила прежнюю 20 %-ю пошлину на компьютеры американского и канадского производства, тогда как пошлина на аналогичные товары из третьих стран постепенно снижается до 3,9 %.

В течение 10 лет Мексика большинство ограничений на импорт автомобилей отменяла.

Достаточно либерализован режим миграции капиталов между Канадой и США. Мексика смягчила ограничение доли американских и канадских инвесторов в акционерном капитале своих компаний. В дальнейшем участие в тех сферах, где оно ограничено, намечалось расширить: с 18 декабря 1995 г. – до 49 %, с 1 января 2001 г. – до 51 %, с 1 января 2004 г. – до 100 %. В предприятиях по сборке автомобилей, изготовлению узлов и деталей к ним, в строительных фирмах 100 %-е участие разрешено с января 1999 г.

Кроме того, Мексика обязалась отменить ограничения на иностранное участие в банках и страховых компаниях. Это позволило американскому и канадскому финансовому капиталу взять в свои руки до 1/3 мексиканского страхового рынка.

Особую часть соглашений о НАФТА составляют параллельные договоренности о защите окружающей среды и рынков труда. «Экономика макиладора» в пограничных районах не придерживалась экологических стандартов. Поэтому предусматривается ужесточить экологические стандарты. Это относится и к охране труда.

Для решения спорных вопросов могут создаваться по мере необходимости двух– и трехсторонние арбитражные комиссии. Сторона, которая была признана виновной, не обязана тут же изменить свои национальные стандарты или нормы трудового права, но остальные партнеры могут ввести против нее санкции, в том числе штрафы до 20 млн долларов.

В 1994 г. принимались решения о приеме в НАФТА новых членов.

Вместе с индивидуальными претендентами входили и целые блоки стран. Так, о готовности присоединения к НАФТА заявил амбициозный южноамериканский общий рынок в составе Аргентины, Бразилии, Парагвая и Уругвая (МЕРКОСУР).

Присоединились к НАФТА островные государства Карибского бассейна. Администрация Дж. Буша заключила рамочное соглашение с Карибским общим рынком (КАРИКОМ), объединяющим шесть англоязычных стран, создавших действительный общий рынок с единой валютой, но насчитывающий всего 5 млн человек.