28. Операции ТНК
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56
За последнее десятилетие XX в. число ТНК и их филиалов увеличилось в несколько раз. Уже в конце 1980-х гг. они стали основными поставщиками товаров и услуг на мировой рынок. Развитию мировой торговли способствует рост мирового производства товаров. Сфера услуг требует непосредственной близости продавца и покупателя, здесь производство заменяет торговлю.
ТНК являются основным субъектом вывоза капитала в форме прямых зарубежных инвестиций (ПЗИ). В сущности, фирма принимает статус транснациональной благодаря вывозу капитала. Объем вывоза общемировых накопленных инвестиций с 1980 г. по 2000 г. увеличился в 14 раз (с 500 млрд долл. до 7 трлн долл.). В настоящем времени в развитых странах большая часть накопленных ПЗИ находится в сфере услуг, а в развивающихся странах – в обрабатывающей промышленности.
ТНК – это главный источник основы современных конкурентных преимуществ – технологии. Около 90 % всех расходов на НИОКР приходится на развитые страны, изних 90 % на 7 развитых стран, причем только на США – 40 %. Инновационная активность ТНК проявляется и в переводе платежей за патенты и лицензии и роялти.
В настоящее время насчитывается более 60 тыс. ТНК. Сотня крупнейших из них играет огромную роль в мировой экономике. Список крупнейшей сотни ТНК по составу практически не меняется. Почти 90 % в ней составляют страны ЕС, США, Япония. Две трети этой сотни приходится на пищевую, автомобильную промышленность, электронику и электронное оборудование, химию, нефть, фармацевтику.
В 1990 г. появилось понятие «индекс транснациональности». Он исчисляется по доле зарубежных активов, продаж и занятости. С 1991 по 2000 г. он увеличился с 51 % до 56 % главным образом за счет занятости и продаж. Активы быстрее возрастали в странах базирования, а не за границей. Более высоким индексом транснациональности обладают компании развитых стран с маленькой территорией и компании Канады. Они обладают менее емким внутренним рынком. В 2000 г. у некоторых таких компаний индекс транснациональности доходил до 98 %. Но из десяти ТНК, обладающих самым высоким индексом транснациональности, четыре были английскими. Наиболее «транснациональными» отраслями в развитых странах являются пищевая и фармацевтическая, а в развивающихся – транспорт, деревообработка и целлюлоза.
В списке ТНК стран Центральной и Восточной Европы российские компании занимают ведущее положение. Все они занимаются нефтяным бизнесом или транспортом, т. е. заняты в капиталоемких отраслях.
За последнее десятилетие XX в. число ТНК и их филиалов увеличилось в несколько раз. Уже в конце 1980-х гг. они стали основными поставщиками товаров и услуг на мировой рынок. Развитию мировой торговли способствует рост мирового производства товаров. Сфера услуг требует непосредственной близости продавца и покупателя, здесь производство заменяет торговлю.
ТНК являются основным субъектом вывоза капитала в форме прямых зарубежных инвестиций (ПЗИ). В сущности, фирма принимает статус транснациональной благодаря вывозу капитала. Объем вывоза общемировых накопленных инвестиций с 1980 г. по 2000 г. увеличился в 14 раз (с 500 млрд долл. до 7 трлн долл.). В настоящем времени в развитых странах большая часть накопленных ПЗИ находится в сфере услуг, а в развивающихся странах – в обрабатывающей промышленности.
ТНК – это главный источник основы современных конкурентных преимуществ – технологии. Около 90 % всех расходов на НИОКР приходится на развитые страны, изних 90 % на 7 развитых стран, причем только на США – 40 %. Инновационная активность ТНК проявляется и в переводе платежей за патенты и лицензии и роялти.
В настоящее время насчитывается более 60 тыс. ТНК. Сотня крупнейших из них играет огромную роль в мировой экономике. Список крупнейшей сотни ТНК по составу практически не меняется. Почти 90 % в ней составляют страны ЕС, США, Япония. Две трети этой сотни приходится на пищевую, автомобильную промышленность, электронику и электронное оборудование, химию, нефть, фармацевтику.
В 1990 г. появилось понятие «индекс транснациональности». Он исчисляется по доле зарубежных активов, продаж и занятости. С 1991 по 2000 г. он увеличился с 51 % до 56 % главным образом за счет занятости и продаж. Активы быстрее возрастали в странах базирования, а не за границей. Более высоким индексом транснациональности обладают компании развитых стран с маленькой территорией и компании Канады. Они обладают менее емким внутренним рынком. В 2000 г. у некоторых таких компаний индекс транснациональности доходил до 98 %. Но из десяти ТНК, обладающих самым высоким индексом транснациональности, четыре были английскими. Наиболее «транснациональными» отраслями в развитых странах являются пищевая и фармацевтическая, а в развивающихся – транспорт, деревообработка и целлюлоза.
В списке ТНК стран Центральной и Восточной Европы российские компании занимают ведущее положение. Все они занимаются нефтяным бизнесом или транспортом, т. е. заняты в капиталоемких отраслях.