28. Операции ТНК

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 

За последнее десятилетие XX в. число ТНК и их филиалов увеличилось в несколько раз. Уже в конце 1980-х гг. они стали основными поставщиками товаров и услуг на мировой рынок. Развитию мировой торговли способствует рост мирового производства товаров. Сфера услуг требует непосредственной близости продавца и покупателя, здесь производство заменяет торговлю.

ТНК являются основным субъектом вывоза капитала в форме прямых зарубежных инвестиций (ПЗИ). В сущности, фирма принимает статус транснациональной благодаря вывозу капитала. Объем вывоза общемировых накопленных инвестиций с 1980 г. по 2000 г. увеличился в 14 раз (с 500 млрд долл. до 7 трлн долл.). В настоящем времени в развитых странах большая часть накопленных ПЗИ находится в сфере услуг, а в развивающихся странах – в обрабатывающей промышленности.

ТНК – это главный источник основы современных конкурентных преимуществ – технологии. Около 90 % всех расходов на НИОКР приходится на развитые страны, изних 90 % на 7 развитых стран, причем только на США – 40 %. Инновационная активность ТНК проявляется и в переводе платежей за патенты и лицензии и роялти.

В настоящее время насчитывается более 60 тыс. ТНК. Сотня крупнейших из них играет огромную роль в мировой экономике. Список крупнейшей сотни ТНК по составу практически не меняется. Почти 90 % в ней составляют страны ЕС, США, Япония. Две трети этой сотни приходится на пищевую, автомобильную промышленность, электронику и электронное оборудование, химию, нефть, фармацевтику.

В 1990 г. появилось понятие «индекс транснациональности». Он исчисляется по доле зарубежных активов, продаж и занятости. С 1991 по 2000 г. он увеличился с 51 % до 56 % главным образом за счет занятости и продаж. Активы быстрее возрастали в странах базирования, а не за границей. Более высоким индексом транснациональности обладают компании развитых стран с маленькой территорией и компании Канады. Они обладают менее емким внутренним рынком. В 2000 г. у некоторых таких компаний индекс транснациональности доходил до 98 %. Но из десяти ТНК, обладающих самым высоким индексом транснациональности, четыре были английскими. Наиболее «транснациональными» отраслями в развитых странах являются пищевая и фармацевтическая, а в развивающихся – транспорт, деревообработка и целлюлоза.

В списке ТНК стран Центральной и Восточной Европы российские компании занимают ведущее положение. Все они занимаются нефтяным бизнесом или транспортом, т. е. заняты в капиталоемких отраслях.

За последнее десятилетие XX в. число ТНК и их филиалов увеличилось в несколько раз. Уже в конце 1980-х гг. они стали основными поставщиками товаров и услуг на мировой рынок. Развитию мировой торговли способствует рост мирового производства товаров. Сфера услуг требует непосредственной близости продавца и покупателя, здесь производство заменяет торговлю.

ТНК являются основным субъектом вывоза капитала в форме прямых зарубежных инвестиций (ПЗИ). В сущности, фирма принимает статус транснациональной благодаря вывозу капитала. Объем вывоза общемировых накопленных инвестиций с 1980 г. по 2000 г. увеличился в 14 раз (с 500 млрд долл. до 7 трлн долл.). В настоящем времени в развитых странах большая часть накопленных ПЗИ находится в сфере услуг, а в развивающихся странах – в обрабатывающей промышленности.

ТНК – это главный источник основы современных конкурентных преимуществ – технологии. Около 90 % всех расходов на НИОКР приходится на развитые страны, изних 90 % на 7 развитых стран, причем только на США – 40 %. Инновационная активность ТНК проявляется и в переводе платежей за патенты и лицензии и роялти.

В настоящее время насчитывается более 60 тыс. ТНК. Сотня крупнейших из них играет огромную роль в мировой экономике. Список крупнейшей сотни ТНК по составу практически не меняется. Почти 90 % в ней составляют страны ЕС, США, Япония. Две трети этой сотни приходится на пищевую, автомобильную промышленность, электронику и электронное оборудование, химию, нефть, фармацевтику.

В 1990 г. появилось понятие «индекс транснациональности». Он исчисляется по доле зарубежных активов, продаж и занятости. С 1991 по 2000 г. он увеличился с 51 % до 56 % главным образом за счет занятости и продаж. Активы быстрее возрастали в странах базирования, а не за границей. Более высоким индексом транснациональности обладают компании развитых стран с маленькой территорией и компании Канады. Они обладают менее емким внутренним рынком. В 2000 г. у некоторых таких компаний индекс транснациональности доходил до 98 %. Но из десяти ТНК, обладающих самым высоким индексом транснациональности, четыре были английскими. Наиболее «транснациональными» отраслями в развитых странах являются пищевая и фармацевтическая, а в развивающихся – транспорт, деревообработка и целлюлоза.

В списке ТНК стран Центральной и Восточной Европы российские компании занимают ведущее положение. Все они занимаются нефтяным бизнесом или транспортом, т. е. заняты в капиталоемких отраслях.