40. БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС И ИСПОЛНЕНИЕ БЮДЖЕТА

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 

Бюджетный процесс представляет собой регламентированную законодательством деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению федерального и региональных (местных) бюджетов.

Бюджетный процесс охватывает четыре стадии бюджетной деятельности:

1. Составление проекта бюджета является исключительной прерогативой Правительства РФ, соответствующих органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов Федерации и муниципальных образований.

2. Рассмотрение и утверждение бюджета предполагает, что Правительство РФ представляет Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона о федеральном бюджете на предстоящий год. Правительство РФ также представляет Государственной Думе проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов на предстоящий год, не консолидированных в федеральном бюджете. Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на предстоящий год в четырех чтениях.

3. Исполнение бюджета начинается после утверждения в установленном порядке (для федерального бюджета – после подписания Президентом РФ). В Российской Федерации установлено казначейское исполнение бюджетов.

Федеральное казначейство обеспечивает соблюдение принципа единства кассы, предусматривающего зачисление всех поступающих доходов бюджета, привлечение и погашение источников финансирования дефицита бюджета и осуществление всех расходов с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению федерального бюджета, осуществляемых за пределами Российской Федерации в соответствии с российским законодательством. Осуществление бюджетных операций через счета Казначейства позволяет обеспечить полный учет и контроль каждого этапа исполнения бюджета.

4. Составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение является одной из форм финансового контроля, осуществляемого законодательными (представительными) органами власти.

Для контроля за исполнением бюджета Федеральное Собрание РФ образует специальный орган – Счетную палату РФ, которая участвует также и в предварительном контроле – при рассмотрении и утверждении проекта федерального бюджета.

Отчет об исполнении бюджета на основании отчетов главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств готовит орган, исполняющий бюджет. Ответственным за составление отчета об исполнении федерального бюджета является Министерство финансов РФ.

Продолжительность бюджетного процесса по первой и второй стадиям – более года; по третьей – 1 год (с января по 31 декабря); по четвертой – более полугода.

Бюджетный процесс представляет собой регламентированную законодательством деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению федерального и региональных (местных) бюджетов.

Бюджетный процесс охватывает четыре стадии бюджетной деятельности:

1. Составление проекта бюджета является исключительной прерогативой Правительства РФ, соответствующих органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов Федерации и муниципальных образований.

2. Рассмотрение и утверждение бюджета предполагает, что Правительство РФ представляет Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона о федеральном бюджете на предстоящий год. Правительство РФ также представляет Государственной Думе проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов на предстоящий год, не консолидированных в федеральном бюджете. Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на предстоящий год в четырех чтениях.

3. Исполнение бюджета начинается после утверждения в установленном порядке (для федерального бюджета – после подписания Президентом РФ). В Российской Федерации установлено казначейское исполнение бюджетов.

Федеральное казначейство обеспечивает соблюдение принципа единства кассы, предусматривающего зачисление всех поступающих доходов бюджета, привлечение и погашение источников финансирования дефицита бюджета и осуществление всех расходов с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению федерального бюджета, осуществляемых за пределами Российской Федерации в соответствии с российским законодательством. Осуществление бюджетных операций через счета Казначейства позволяет обеспечить полный учет и контроль каждого этапа исполнения бюджета.

4. Составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение является одной из форм финансового контроля, осуществляемого законодательными (представительными) органами власти.

Для контроля за исполнением бюджета Федеральное Собрание РФ образует специальный орган – Счетную палату РФ, которая участвует также и в предварительном контроле – при рассмотрении и утверждении проекта федерального бюджета.

Отчет об исполнении бюджета на основании отчетов главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств готовит орган, исполняющий бюджет. Ответственным за составление отчета об исполнении федерального бюджета является Министерство финансов РФ.

Продолжительность бюджетного процесса по первой и второй стадиям – более года; по третьей – 1 год (с января по 31 декабря); по четвертой – более полугода.