ЛЕКЦИЯ № 11. Статистика платежного баланса и внешнеэкономических связей

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 

Государственный баланс – это платежный баланс государства, который показывает объем обязательств государства и источников их покрытия.

Разрабатывается платежный баланс ЦБ РФ, Госкомстатом России на основе банковской и государственной статистики, а также информации других министерств и ведомств.

Платежный баланс – это статистический отчет (в виде таблицы, ведомости), в котором отражаются суммарные данные о внешних операциях данной страны, имеющих место между этой страной и остальными странами мира за определенный период времени.

Платежный баланс, в котором поступление денежных средств превышает их расход, называют активным, а в противном случае – пассивным. Часть платежного баланса составляют баланс по текущим операциям (в том числе торговый баланс, включающий сальдо экспорта и импорта товаров, баланс «невидимых» текущих операций, состоящий из чистого экспорта услуг, доходов от инвестиций, односторонних переводов) и баланс движения капитала (отражающий отток из страны и приток капитала в страну).

Видимые статьи платежного баланса – это денежные поступления от экспорта и импорта товаров, в отличие от поступлений от экспорта и импорта услуг, которые составляют «невидимые» статьи платежного баланса.

Платежный баланс характеризуется с помощью следующих показателей:

1) текущий дефицит;

2) достаточность валютных резервов;

3) внешний долг (включая срочную структуру);

4) условия торговли;

5) потоки капитала.

Операциями, совершаемыми между резидентами и нерезидентами, являются операции по продаже товаров и услуг, операции с финансовыми требованиями и обязательствами в отношении других стран, а также курсовые операции, относящиеся к трансфертам.

Главным принципом в процессе построения платежного баланса является применение системы двойных бухгалтерских записей, которая предполагает, что каждая операция оформляется двумя проводками на одинаковую сумму. Одна проводка регистрирует по кредиту сумму с положительным знаком, а другая по дебету с отрицательным.

Пассивный платежный баланс – это платежный баланс страны, в котором платежи расходов из-за рубежа превышают поступления из заграницы.

Дефицит платежного баланса – это макроэкономический показатель, отражающий ситуацию, при которой суммарные чистые поступления в страну иностранной валюты на текущий счет и счет движения капиталов являются отрицательными. Это происходит при превышении импорта над экспортом в стране или как результат негативной динамики валютного курса (снижения курса национальной валюты).

Для проведения анализа динамики и тенденций развития внешней торговли РФ, ее торгового и платежного балансов таможенные органы осуществляют сбор и обработку информации о перемещении товаров через таможенную границу и предоставляют данные таможенной статистики внешней торговли РФ Президенту РФ, Федеральному собранию РФ (в Государственную думу и Совет Федерации), Правительству РФ и иным органам, которые определяются законодательством РФ.

Федеральная служба, которая уполномочена в области таможенного дела, предоставляет данные таможенной статистики внешней торговли РФ международным организациям согласно международным договорам РФ и законодательству РФ, а также публикует данные таможенной статистики внешней торговли РФ в порядке и сроки, определяемые Правительством РФ.

Совместно с Правительством РФ и ЦБ РФ обеспечивается создание федеральной системы статистической отчетности, разрабатываются по единой методике сопоставимые с используемыми в международной практике статистические данные. К ним относятся данные о:

1) внешней торговле РФ, получаемые из государственной статистической отчетности и статистики внешней торговли РФ, здесь также указываются данные о торговом балансе;

2) платежном балансе РФ, статистике внешней торговли товарами, услугами, интеллектуальной собственностью, а также данные о движении капитала.

Правительство РФ вместе с ЦБ РФ обеспечивает официальное опубликование статистических данных, осуществляемое ежемесячно, ежеквартально и ежегодно.

Во многом от изменения динамики торгового и платежного баланса зависят развитие банковского сектора и динамика количественных параметров.

Формирование платежного баланса в январе-сентябре 2006 г. осуществлялось в условиях высоких цен на топливно-энергетические товары, составляющие основную статью российского экспорта. Цены на экспортируемые сырую нефть, нефтепродукты и природный газ в среднем были на 35 % выше, чем годом ранее.

Досрочное погашение задолженности перед Парижским клубом кредиторов определило существенное сокращение государственного внешнего долга.

Впервые с 1992 г. происходил массированный чистый приток частного капитала.

Международные резервы страны в итоге за первые девять месяцев 2006 г. выросли на 76,2 млрд долл. США (без курсовых переоценок), что превысило соответствующий показатель за весь предыдущий год.

Увеличилось на 18,2 млрд долл. США (до 79,9 млрд долл. США) положительное сальдо счета текущих операций.

Размер экспорта товаров дошел до 224,1 млрд долл США (рост на 28,4 %). В общих поставках за рубеж доля нефти, нефтепродуктов и природного газа возросла с 61,1 до 65,1 %, доля металлов уменьшилась на 1,9 процентного пункта (с 14,3 % в январе-сентябре 2005 г. до 12,4 % в соответствующий период 2006 г.).

Импорт товаров не отставал и рос высокими темпами: по сравнению с аналогичным периодом 2005 г. он увеличился на 28,7 % – до 112,7 млрд долл. США. Невероятно быстро росли объемы ввоза (индекс равнялся 122,7 %), хотя рост цен на импортируемые товары в то время оставался незначительным (104,9 %). Способствовало динамичному расширению поставок из-за рубежа значительное увеличение реальных доходов населения, а также упрочение рубля в реальном эффективном выражении.

Международный оборот услуг вырос на 20,9 %. Характерными были как для экспорта, так и для импорта высокие темпы роста. Сформировавшееся по итогам января-сентября 2006 г. отрицательное сальдо операций с услугами (13 млрд долл. США) составляло больше их дефицита в аналогичный период 2005 г. на 19,8 %.

При сравнении отрицательного сальдо баланса инвестиционных доходов (13,8 млрд долларов США) с соответствующим показателем предыдущего года (13,0 млрд долл. США) мы видим, что оно увеличилось. В большинстве случаев это было связано с операциями сектора нефинансовых организаций, который активно привлекал в последние годы иностранный капитал: объем доходов, начисленных к выплате, превысил соответствующие поступления на 18,2 млрд долл. США.

Внешние финансовые обязательства экономики выросли на 32,2 млрд долл. США (в январе-сентябре 2005 года – на 33,9 млрд долл. США), хотя обязательства органов государственного управления и денежно-кредитного регулирования в то время снизились на 33,2 млрд долл. США (на 20 млрд долл. США).

На обслуживание и погашение основной суммы государственного внешнего долга было выплачено 31,3 млрд долл. США, в том числе 22,6 млрд долл. досрочно в пользу Парижского клуба кредиторов.

По сравнению с январем-сентябрем 2005 г. в 2006 г. приток иностранного капитала в частный сектор был наиболее интенсивным и оценивается в 65,4 млрд долл. США (53,9 млрд долл. США). Размер внешних обязательств нефинансовых организаций увеличился на 37,7 млрд долл. США (на 41,9 млрд долл. США), банковского сектора – на 27,7 млрд долл. США (на 12,0 млрд долл. США).

Увеличились на 29,9 млрд долл. США иностранные активы резидентов (без валютных резервов), что значительно меньше, чем в аналогичный период предыдущего года (на 35,6 млрд долл. США).

Существенно сократился вывоз капитала частным сектором. Его иностранные активы увеличились значительно меньше, чем в сравниваемый период 2005 г. Следовательно, в январе-сентябре 2006 г. происходил чистый ввоз капитала частным сектором в размере 26,8 млрд долл. США.

Международные резервы страны на 1 октября 2006 г. составили 266,2 млрд долл. США (с учетом монетарного золота). Их накопленного объема в условиях прошедшего периода достаточно было бы для финансирования импорта товаров и услуг в течение 16.3 месяца (соответствующий показатель в аналогичный период 2005 г. был равен 12,4 месяца).

Планируется, что в 2008 г. платежный баланс будет стабильным. Положительное сальдо счета текущих операций в зависимости от возможного варианта будет изменяться в диапазоне 39,2-134,4 млрд долл. США.

Сохранению профицита баланса внешней торговли будет способствовать ситуация на мировых товарных рынках.

Согласно первому варианту, на фоне ухудшения ценовой конъюнктуры на мировых рынках энергоносителей сократится экспорт товаров и услуг. Это, независимо от замедления роста их импорта, определит уменьшение соответствующего положительного сальдо до 63,7 млрд долл. США. По данным второго варианта, экспорт увеличится, но, к сожалению, его прирост не восполнит увеличение импорта. В итоге по сравнению с 2006 годом активное сальдо баланса товаров и услуг также уменьшится, но в меньшем объеме – до 102,4 млрд долл. США. Согласно третьему и четвертому варианту, под воздействием роста цен на товары российского экспорта профицит баланса торговли товарами и услугами возрастет и составит соответственно 135,4 и 159,2 млрд долл. США.

Прогноз платежного баланса России представлен ниже в таблице 25.

Таблица 25

Прогноз платежного баланса Российской Федерации на 2006–2007 гг. (млрд долларов США)

Продолжение табл. 25

Окончание табл. 25

Данные приведены по сальдо дебетовых и кредитовых проводок. В счете текущих операций положительное сальдо показывает экспорт товаров и услуг, поступление доходов и трансфертов, отрицательное – импорт товаров и услуг, выбытие доходов и трансфертов.

Ожидается, что сальдо финансового счета, несомненно, будет положительным, – 9,4 млрд долларов США. Уменьшатся иностранные обязательства органов государственного управления, а в общем международная инвестиционная позиция государственного сектора улучшится на 5,7 млрд долларов США.

Функционирование стимулов для осуществления инвестиций во внутреннюю экономику проявится в сохранении значительного поступления иностранного капитала в частный сектор. Его чистый приток в 2007 г. насчитывает 15 млрд долларов США.

В 2007 г. по-прежнему благоприятные условия для накопления валютных резервов, поскольку предложение иностранной валюты на внутреннем валютном рынке будет выше спроса на нее. В зависимости от варианта их прирост составит 48,3-143,4 млрд долларов США.

Финансовый счет в СНС-93

Финансовый счет – это счет макроэкономического характера, составляющийся параллельно с другими счетами СНС.

Таблица 26

Финансовый счет

Окончание табл. 26

Финансовый счет включается в группу счетов накопления. Правая сторона счета – это операции по принятию финансовых обязательств. Левая сторона – операции по приобретению финансовых активов.

Регистрация операций в финансовом счете осуществляется по изменениям за период финансовых активов и операций, а не по их абсолютной величине.

Информация, получаемая на основе СНС, нужна органам государственного управления, предприятиям и международным организациям.

Создается для развития и повышения эффективности внешнеторговой деятельности система внешнеторговой информации, управление которой производится федеральным органом исполнительной власти.

Система внешнеторговой информации состоит из следующих сведений:

1) об иностранных и российских лицах, которые осуществляют внешнеторговую деятельность на российском рынке;

2) об иностранных и российских лицах, которые получили квоты и лицензии;

3) о международных торговых договорах и об иных договорах РФ в области внешнеэкономических связей;

4) об иностранном и российском законодательстве в области внешнеторговой деятельности;

5) о деятельности торговых представительств РФ в иностранных государствах;

6) о деятельности Российского экспортно-импортного банка и других организаций, которые оказывают услуги по кредитованию и страхованию в области внешнеторговой деятельности;

7) о таможенной статистике внешней торговли РФ;

8) о конъюнктуре на внешних рынках по основным товарным группам;

9) о законодательстве РФ в области технического регулирования;

10) о правонарушениях в области внешнеторговой деятельности;

11) о перечне товаров, ввоз которых на территорию РФ или вывоз которых с ее территории запрещен;

12) другие полезные для осуществления внешнеторговой деятельности сведения.

Федеральный орган исполнительной власти в рациональный срок предоставляет платную необходимую информацию в области внешнеторговой деятельности российскому лицу или иностранному лицу, которые участвуют во внешнеторговой деятельности, оплата данной информации не превышает стоимости оказанных услуг по предоставлению такой информации. Полученные денежные средства полностью поступают в федеральный бюджет.

В соответствии с обязательствами, вытекающими из международных договоров РФ, федеральный орган исполнительной власти предоставляет иностранным государствам и международным организациям информацию о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

Правительство РФ разрабатывает и принимает меры для создания благоприятных условий для доступа российских компаний на рынки иностранных государств. Для этого оно вступает в двусторонние и многосторонние переговоры, заключает международные договоры и участвует в создании международных организаций и межправительственных комиссий, которые призваны содействовать развитию внешнеэкономических связей РФ.

Развитие российской экономики невыполнимо без ее последовательной интеграции в систему международных экономических отношений. В настоящее время в РФ существует открытая рыночная экономика, создана система регулирования внешней торговли товарами. В основном международным нормам и правилам соответствует российское законодательство в области регулирования внешнеэкономических связей.

Выработаны предпосылки для постепенного перехода от двустороннего к многостороннему торгово-экономическому взаимодействию. Усилилось участие в региональном экономическом сотрудничестве.

В области внешнеэкономической политики основными проблемами являются:

1) недостаточно разносторонняя структура экспорта и его зависимость от внешнеэкономической конъюнктуры;

2) небольшое участие российских компаний в международном разделении труда;

3) недостаточная прозрачность и высокие трансакционные издержки, особенно в области таможенного администрирования.

По причине всего вышеперечисленного основными целями политики в области внешнеэкономических отношений выступают:

1) повышение уровня конкурентоспособности российских организаций;

2) смягчение административных барьеров в области внешнеэкономической деятельности;

3) обеспечение благоприятных условий для включения российских компаний в международные производственные процессы;

4) стимулирование инвестиционной деятельности российских компаний, участие в установлении правил международной торговли.

Для достижения вышеуказанных целей необходимо решение следующих задач:

1) диверсификация рынков, отраслей и форм участия российского бизнеса в системе международного разделения труда и кооперации;

2) создание условий для привлечения иностранных инвестиций, в том числе прямых;

3) использование механизмов многостороннего сотрудничества для либерализации условий доступа российских товаров и услуг на внешние рынки.

Достижению данных целей способствует завершение процесса присоединения РФ к многосторонней системе регулирования международной торговли в рамках Всемирной торговой организации, соответствие российского законодательства международным нормам и правилам.

Основными факторами не только повышения конкурентоспособности РФ, но и обеспечения стабильности внешнеэкономических связей должны стать диверсификация структуры экспорта и участие российских компаний в системе международной торговли.

Российский экспорт определяется не только высоким удельным весом топливно-сырьевых товаров, но и особенно низкой степенью диверсификации зарубежных продаж. Доля экспорта в ВВП страны составляет около 33,4 %, при этом на пять основных сырьевых товарных позиций приходится более 60 % экспортных поставок, а доля машин и оборудования в экспорте России составляет около 8–9%.

Расширению возможностей экспортеров и диверсификации экспортных рынков способствуют следующие факторы:

1) обеспечение торгово-политической и юридической поддержки российских экспортеров и инвесторов за рубежом, а также повышение эффективности деятельности торговых представительств России;

2) развитие механизмов поддержки экспорта на основе правил многосторонней системы регулирования; это выступает важнейшим фактором снижения риска применения компенсационных мер в отношении поставок российских субсидируемых товаров (данный фактор будет действовать независимо от членства во Всемирной торговой организации);

3) реализация мер по выявлению случаев дискриминации российских экспортеров и инвесторов, активное содействие устранению мер, препятствующих выходу на рынок, а также осуществление контроля за выполнением торговыми партнерами своих обязательств по международным торговым соглашениям.

В соответствии с государственной поддержкой экспорта отечественной продукции, необходимо создать систему, аналогичную системам в странах – членах Всемирной торговой организации.

Следовательно, стоит создать специальный государственный банк, ориентированный на экспорт и импорт, законодательно определить его статус, функции и полномочия, а также принять решение о дальнейшем развитии открытого акционерного общества «Внешэкономбанк» и закрытого акционерного общества «Росэксимбанк».

Одной из важнейших задач данного банка будет являться принятие мер по оказанию финансовой поддержки экспорта товаров и услуг с помощью предоставления и рефинансирования экспортных кредитов, субсидирования процентных ставок по экспортным кредитам коммерческих банков, которые предоставляются иностранным импортерам через экспортно-импортный банк. Следует также обеспечить увеличение уровня капитализации банка.

Для обеспечения быстроты принятия решений необходимо внести изменения и поправки в бюджетное законодательство, в котором предусмотрено увеличение максимальной суммы государственных гарантий до 50 млн долл. США, реализующихся в пределах общей суммы предоставляемых гарантий без включения в перечень программы государственных внешних заимствований РФ.

Немаловажно будет создать систему страхования экспортных кредитов, которая обеспечивает комплексную страховую защиту экспортеров от политических и долгосрочных коммерческих рисков и к тому же должна содействовать привлечению внебюджетного долгосрочного кредитования для реализации экспортных контрактов.

Необходимо, чтобы одним из главных направлений диверсификации структуры экспорта стало развитие экспорта услуг, в первую очередь транспортных. Также необходимо обеспечивать условия для увеличения транзитных перевозок российскими организациями. Это можно сделать путем упрощения системы таможенного регулирования и создания развитой инфраструктуры транзитных перевозок.

Диверсификации российского экспорта способствует увеличение объемов экспорта сельскохозяйственной продукции путем реализации мер, которые направлены на ликвидацию дискриминационных барьеров и отмену экспортных ограничений.

Целесообразно упростить доступ компаниям, в том числе малого предпринимательства, на международный рынок. Это возможно осуществить с помощью развития системы гибких компенсаций начинающим экспортерам части предконтрактных расходов по освоению внешних рынков, а также проведения российских ярмарок и организации участия в зарубежных ярмарках.

Важными условиями успешного внедрения российских компаний в систему мирохозяйственных связей являются:

1) усиление открытости российской экономики, либерализация валютного законодательства;

2) создание благоприятного инвестиционного климата в РФ;

3) оказание содействия российскому бизнесу за рубежом с помощью обеспечения недискриминационного подхода к российским компаниям при реализации инвестиционных проектов, в том числе при проведении конкурсов и приватизации иностранных компаний;

4) создание особых экономических зон и заключение концессионных соглашений;

5) совершенствование договорно-правовой базы инвестиционного сотрудничества.

В условиях обновления главных производственных фондов нужно продолжить работу по снижению и отмене ввозных таможенных пошлин на импортное технологическое оборудование.

Кроме того, следует разработать четкие и прозрачные процедуры по определению технологического оборудования, не имеющего аналогов в РФ, и повысить оперативность принятия решений.

Особое значение придается расширению сотрудничества со странами с быстроразвивающимися экономиками, способствованию выхода российских компаний на рынки этих стран и сотрудничеству с компаниями данных стран на рынках третьих стран, а также большое значение имеет реализация совместных инвестиционных проектов и ведение совместных производств.

Выделяют следующие направления, связанные с предпринимательской деятельностью в данной области:

1) организация элементов инфраструктуры в области транспорта, телекоммуникаций, доступа к информационным ресурсам;

2) совершенствование систем делового сотрудничества в форме ассоциаций экспортеров (особенно с участием субъектов малого предпринимательства), которые смогли бы организовывать проведение консультаций, оказание юридической помощи, содействие участию в выставках;

3) развитие рынка услуг, связанных с экспортной деятельностью.

Наиглавнейшая предпосылка использования и развития конкурентных преимуществ и имеющихся ресурсов в международной торговле – это профессиональная подготовка и переквалификация кадров в области международного бизнеса и торговой политики. Главными ориентирами подготовки кадров являются использование инструментов торговой политики и мер защиты внутреннего рынка, разрешение торговых споров.

Нужно совершенствовать информационную систему в области международной торговли и механизмов распространения такой информации.

Сотрудничество в рамках Евразийского экономического сообщества развивается по следующим направлениям:

1) проведение согласованной экономической политики;

2) формирование и совместное развитие энергетического рынка, Транспортного союза и реализация транзитного потенциала Евразийского экономического сообщества;

3) взаимодействие в реальном секторе экономики, в том числе в агропромышленном секторе.

В рамках Союзного государства основными направлениями экономического сотрудничества России и Белоруссии будут:

1) синхронизация институциональных преобразований, процессов модернизации, интеграции экономик обеих стран в мировую экономику;

2) создание равных условий деятельности субъектам хозяйствования;

3) формирование единого валютного, научного, технологического и информационного пространства, фондового рынка и рынка труда;

4) объединение транспортных, энергетических систем, систем связи;

5) развитие межрегионального сотрудничества.

Важнейшее направление – это развитие Единого экономического пространства с использованием принципа разноуровневой и разноскоростной интеграции. Главной задачей в результате станет создание нормативно-правовой базы, которая послужит фундаментом формирования полномасштабного единого экономического пространства. Нормативная правовая база Единого экономического пространства обязана содействовать:

1) развитию торговли и инвестиций, обеспечивающему устойчивое развитие экономик государств-участников на основе общепризнанных норм и принципов международного права;

2) созданию возможностей для развития предпринимательской деятельности путем установления гармонизированных систем регулирования и интегрирования инфраструктурного комплекса;

3) интеграции и наращиванию экономического потенциала государств-участников в целях повышения конкурентоспособности их экономик на внешних рынках.

На заключительной стадии переговоров по присоединению РФ к Всемирной торговой организации наиболее важными являются следующие меры:

1) завершение реформирования российского законодательства для соответствия нормам и правилам Всемирной торговой организации (в частности, отдельных вопросов таможенных процедур и таможенных сборов, применения санитарных и фитосанитарных мер);

2) проведение мониторинга законодательной деятельности во избежание принятия новых нормативных правовых актов, не соответствующих положениям Всемирной торговой организации;

3) продолжение информирования научных и деловых кругов, органов исполнительной власти субъектов РФ и общественности о ходе ведения переговоров и правилах Всемирной торговой организации;

4) обеспечение согласованности новых международных обязательств с нормами и правилами Всемирной торговой организации;

5) разрешение торговых конфликтов, связанных с переходом от двусторонней базы регулирования торговли к многосторонней нормативно-правовой базе.

 

Государственный баланс – это платежный баланс государства, который показывает объем обязательств государства и источников их покрытия.

Разрабатывается платежный баланс ЦБ РФ, Госкомстатом России на основе банковской и государственной статистики, а также информации других министерств и ведомств.

Платежный баланс – это статистический отчет (в виде таблицы, ведомости), в котором отражаются суммарные данные о внешних операциях данной страны, имеющих место между этой страной и остальными странами мира за определенный период времени.

Платежный баланс, в котором поступление денежных средств превышает их расход, называют активным, а в противном случае – пассивным. Часть платежного баланса составляют баланс по текущим операциям (в том числе торговый баланс, включающий сальдо экспорта и импорта товаров, баланс «невидимых» текущих операций, состоящий из чистого экспорта услуг, доходов от инвестиций, односторонних переводов) и баланс движения капитала (отражающий отток из страны и приток капитала в страну).

Видимые статьи платежного баланса – это денежные поступления от экспорта и импорта товаров, в отличие от поступлений от экспорта и импорта услуг, которые составляют «невидимые» статьи платежного баланса.

Платежный баланс характеризуется с помощью следующих показателей:

1) текущий дефицит;

2) достаточность валютных резервов;

3) внешний долг (включая срочную структуру);

4) условия торговли;

5) потоки капитала.

Операциями, совершаемыми между резидентами и нерезидентами, являются операции по продаже товаров и услуг, операции с финансовыми требованиями и обязательствами в отношении других стран, а также курсовые операции, относящиеся к трансфертам.

Главным принципом в процессе построения платежного баланса является применение системы двойных бухгалтерских записей, которая предполагает, что каждая операция оформляется двумя проводками на одинаковую сумму. Одна проводка регистрирует по кредиту сумму с положительным знаком, а другая по дебету с отрицательным.

Пассивный платежный баланс – это платежный баланс страны, в котором платежи расходов из-за рубежа превышают поступления из заграницы.

Дефицит платежного баланса – это макроэкономический показатель, отражающий ситуацию, при которой суммарные чистые поступления в страну иностранной валюты на текущий счет и счет движения капиталов являются отрицательными. Это происходит при превышении импорта над экспортом в стране или как результат негативной динамики валютного курса (снижения курса национальной валюты).

Для проведения анализа динамики и тенденций развития внешней торговли РФ, ее торгового и платежного балансов таможенные органы осуществляют сбор и обработку информации о перемещении товаров через таможенную границу и предоставляют данные таможенной статистики внешней торговли РФ Президенту РФ, Федеральному собранию РФ (в Государственную думу и Совет Федерации), Правительству РФ и иным органам, которые определяются законодательством РФ.

Федеральная служба, которая уполномочена в области таможенного дела, предоставляет данные таможенной статистики внешней торговли РФ международным организациям согласно международным договорам РФ и законодательству РФ, а также публикует данные таможенной статистики внешней торговли РФ в порядке и сроки, определяемые Правительством РФ.

Совместно с Правительством РФ и ЦБ РФ обеспечивается создание федеральной системы статистической отчетности, разрабатываются по единой методике сопоставимые с используемыми в международной практике статистические данные. К ним относятся данные о:

1) внешней торговле РФ, получаемые из государственной статистической отчетности и статистики внешней торговли РФ, здесь также указываются данные о торговом балансе;

2) платежном балансе РФ, статистике внешней торговли товарами, услугами, интеллектуальной собственностью, а также данные о движении капитала.

Правительство РФ вместе с ЦБ РФ обеспечивает официальное опубликование статистических данных, осуществляемое ежемесячно, ежеквартально и ежегодно.

Во многом от изменения динамики торгового и платежного баланса зависят развитие банковского сектора и динамика количественных параметров.

Формирование платежного баланса в январе-сентябре 2006 г. осуществлялось в условиях высоких цен на топливно-энергетические товары, составляющие основную статью российского экспорта. Цены на экспортируемые сырую нефть, нефтепродукты и природный газ в среднем были на 35 % выше, чем годом ранее.

Досрочное погашение задолженности перед Парижским клубом кредиторов определило существенное сокращение государственного внешнего долга.

Впервые с 1992 г. происходил массированный чистый приток частного капитала.

Международные резервы страны в итоге за первые девять месяцев 2006 г. выросли на 76,2 млрд долл. США (без курсовых переоценок), что превысило соответствующий показатель за весь предыдущий год.

Увеличилось на 18,2 млрд долл. США (до 79,9 млрд долл. США) положительное сальдо счета текущих операций.

Размер экспорта товаров дошел до 224,1 млрд долл США (рост на 28,4 %). В общих поставках за рубеж доля нефти, нефтепродуктов и природного газа возросла с 61,1 до 65,1 %, доля металлов уменьшилась на 1,9 процентного пункта (с 14,3 % в январе-сентябре 2005 г. до 12,4 % в соответствующий период 2006 г.).

Импорт товаров не отставал и рос высокими темпами: по сравнению с аналогичным периодом 2005 г. он увеличился на 28,7 % – до 112,7 млрд долл. США. Невероятно быстро росли объемы ввоза (индекс равнялся 122,7 %), хотя рост цен на импортируемые товары в то время оставался незначительным (104,9 %). Способствовало динамичному расширению поставок из-за рубежа значительное увеличение реальных доходов населения, а также упрочение рубля в реальном эффективном выражении.

Международный оборот услуг вырос на 20,9 %. Характерными были как для экспорта, так и для импорта высокие темпы роста. Сформировавшееся по итогам января-сентября 2006 г. отрицательное сальдо операций с услугами (13 млрд долл. США) составляло больше их дефицита в аналогичный период 2005 г. на 19,8 %.

При сравнении отрицательного сальдо баланса инвестиционных доходов (13,8 млрд долларов США) с соответствующим показателем предыдущего года (13,0 млрд долл. США) мы видим, что оно увеличилось. В большинстве случаев это было связано с операциями сектора нефинансовых организаций, который активно привлекал в последние годы иностранный капитал: объем доходов, начисленных к выплате, превысил соответствующие поступления на 18,2 млрд долл. США.

Внешние финансовые обязательства экономики выросли на 32,2 млрд долл. США (в январе-сентябре 2005 года – на 33,9 млрд долл. США), хотя обязательства органов государственного управления и денежно-кредитного регулирования в то время снизились на 33,2 млрд долл. США (на 20 млрд долл. США).

На обслуживание и погашение основной суммы государственного внешнего долга было выплачено 31,3 млрд долл. США, в том числе 22,6 млрд долл. досрочно в пользу Парижского клуба кредиторов.

По сравнению с январем-сентябрем 2005 г. в 2006 г. приток иностранного капитала в частный сектор был наиболее интенсивным и оценивается в 65,4 млрд долл. США (53,9 млрд долл. США). Размер внешних обязательств нефинансовых организаций увеличился на 37,7 млрд долл. США (на 41,9 млрд долл. США), банковского сектора – на 27,7 млрд долл. США (на 12,0 млрд долл. США).

Увеличились на 29,9 млрд долл. США иностранные активы резидентов (без валютных резервов), что значительно меньше, чем в аналогичный период предыдущего года (на 35,6 млрд долл. США).

Существенно сократился вывоз капитала частным сектором. Его иностранные активы увеличились значительно меньше, чем в сравниваемый период 2005 г. Следовательно, в январе-сентябре 2006 г. происходил чистый ввоз капитала частным сектором в размере 26,8 млрд долл. США.

Международные резервы страны на 1 октября 2006 г. составили 266,2 млрд долл. США (с учетом монетарного золота). Их накопленного объема в условиях прошедшего периода достаточно было бы для финансирования импорта товаров и услуг в течение 16.3 месяца (соответствующий показатель в аналогичный период 2005 г. был равен 12,4 месяца).

Планируется, что в 2008 г. платежный баланс будет стабильным. Положительное сальдо счета текущих операций в зависимости от возможного варианта будет изменяться в диапазоне 39,2-134,4 млрд долл. США.

Сохранению профицита баланса внешней торговли будет способствовать ситуация на мировых товарных рынках.

Согласно первому варианту, на фоне ухудшения ценовой конъюнктуры на мировых рынках энергоносителей сократится экспорт товаров и услуг. Это, независимо от замедления роста их импорта, определит уменьшение соответствующего положительного сальдо до 63,7 млрд долл. США. По данным второго варианта, экспорт увеличится, но, к сожалению, его прирост не восполнит увеличение импорта. В итоге по сравнению с 2006 годом активное сальдо баланса товаров и услуг также уменьшится, но в меньшем объеме – до 102,4 млрд долл. США. Согласно третьему и четвертому варианту, под воздействием роста цен на товары российского экспорта профицит баланса торговли товарами и услугами возрастет и составит соответственно 135,4 и 159,2 млрд долл. США.

Прогноз платежного баланса России представлен ниже в таблице 25.

Таблица 25

Прогноз платежного баланса Российской Федерации на 2006–2007 гг. (млрд долларов США)

Продолжение табл. 25

Окончание табл. 25

Данные приведены по сальдо дебетовых и кредитовых проводок. В счете текущих операций положительное сальдо показывает экспорт товаров и услуг, поступление доходов и трансфертов, отрицательное – импорт товаров и услуг, выбытие доходов и трансфертов.

Ожидается, что сальдо финансового счета, несомненно, будет положительным, – 9,4 млрд долларов США. Уменьшатся иностранные обязательства органов государственного управления, а в общем международная инвестиционная позиция государственного сектора улучшится на 5,7 млрд долларов США.

Функционирование стимулов для осуществления инвестиций во внутреннюю экономику проявится в сохранении значительного поступления иностранного капитала в частный сектор. Его чистый приток в 2007 г. насчитывает 15 млрд долларов США.

В 2007 г. по-прежнему благоприятные условия для накопления валютных резервов, поскольку предложение иностранной валюты на внутреннем валютном рынке будет выше спроса на нее. В зависимости от варианта их прирост составит 48,3-143,4 млрд долларов США.

Финансовый счет в СНС-93

Финансовый счет – это счет макроэкономического характера, составляющийся параллельно с другими счетами СНС.

Таблица 26

Финансовый счет

Окончание табл. 26

Финансовый счет включается в группу счетов накопления. Правая сторона счета – это операции по принятию финансовых обязательств. Левая сторона – операции по приобретению финансовых активов.

Регистрация операций в финансовом счете осуществляется по изменениям за период финансовых активов и операций, а не по их абсолютной величине.

Информация, получаемая на основе СНС, нужна органам государственного управления, предприятиям и международным организациям.

Создается для развития и повышения эффективности внешнеторговой деятельности система внешнеторговой информации, управление которой производится федеральным органом исполнительной власти.

Система внешнеторговой информации состоит из следующих сведений:

1) об иностранных и российских лицах, которые осуществляют внешнеторговую деятельность на российском рынке;

2) об иностранных и российских лицах, которые получили квоты и лицензии;

3) о международных торговых договорах и об иных договорах РФ в области внешнеэкономических связей;

4) об иностранном и российском законодательстве в области внешнеторговой деятельности;

5) о деятельности торговых представительств РФ в иностранных государствах;

6) о деятельности Российского экспортно-импортного банка и других организаций, которые оказывают услуги по кредитованию и страхованию в области внешнеторговой деятельности;

7) о таможенной статистике внешней торговли РФ;

8) о конъюнктуре на внешних рынках по основным товарным группам;

9) о законодательстве РФ в области технического регулирования;

10) о правонарушениях в области внешнеторговой деятельности;

11) о перечне товаров, ввоз которых на территорию РФ или вывоз которых с ее территории запрещен;

12) другие полезные для осуществления внешнеторговой деятельности сведения.

Федеральный орган исполнительной власти в рациональный срок предоставляет платную необходимую информацию в области внешнеторговой деятельности российскому лицу или иностранному лицу, которые участвуют во внешнеторговой деятельности, оплата данной информации не превышает стоимости оказанных услуг по предоставлению такой информации. Полученные денежные средства полностью поступают в федеральный бюджет.

В соответствии с обязательствами, вытекающими из международных договоров РФ, федеральный орган исполнительной власти предоставляет иностранным государствам и международным организациям информацию о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

Правительство РФ разрабатывает и принимает меры для создания благоприятных условий для доступа российских компаний на рынки иностранных государств. Для этого оно вступает в двусторонние и многосторонние переговоры, заключает международные договоры и участвует в создании международных организаций и межправительственных комиссий, которые призваны содействовать развитию внешнеэкономических связей РФ.

Развитие российской экономики невыполнимо без ее последовательной интеграции в систему международных экономических отношений. В настоящее время в РФ существует открытая рыночная экономика, создана система регулирования внешней торговли товарами. В основном международным нормам и правилам соответствует российское законодательство в области регулирования внешнеэкономических связей.

Выработаны предпосылки для постепенного перехода от двустороннего к многостороннему торгово-экономическому взаимодействию. Усилилось участие в региональном экономическом сотрудничестве.

В области внешнеэкономической политики основными проблемами являются:

1) недостаточно разносторонняя структура экспорта и его зависимость от внешнеэкономической конъюнктуры;

2) небольшое участие российских компаний в международном разделении труда;

3) недостаточная прозрачность и высокие трансакционные издержки, особенно в области таможенного администрирования.

По причине всего вышеперечисленного основными целями политики в области внешнеэкономических отношений выступают:

1) повышение уровня конкурентоспособности российских организаций;

2) смягчение административных барьеров в области внешнеэкономической деятельности;

3) обеспечение благоприятных условий для включения российских компаний в международные производственные процессы;

4) стимулирование инвестиционной деятельности российских компаний, участие в установлении правил международной торговли.

Для достижения вышеуказанных целей необходимо решение следующих задач:

1) диверсификация рынков, отраслей и форм участия российского бизнеса в системе международного разделения труда и кооперации;

2) создание условий для привлечения иностранных инвестиций, в том числе прямых;

3) использование механизмов многостороннего сотрудничества для либерализации условий доступа российских товаров и услуг на внешние рынки.

Достижению данных целей способствует завершение процесса присоединения РФ к многосторонней системе регулирования международной торговли в рамках Всемирной торговой организации, соответствие российского законодательства международным нормам и правилам.

Основными факторами не только повышения конкурентоспособности РФ, но и обеспечения стабильности внешнеэкономических связей должны стать диверсификация структуры экспорта и участие российских компаний в системе международной торговли.

Российский экспорт определяется не только высоким удельным весом топливно-сырьевых товаров, но и особенно низкой степенью диверсификации зарубежных продаж. Доля экспорта в ВВП страны составляет около 33,4 %, при этом на пять основных сырьевых товарных позиций приходится более 60 % экспортных поставок, а доля машин и оборудования в экспорте России составляет около 8–9%.

Расширению возможностей экспортеров и диверсификации экспортных рынков способствуют следующие факторы:

1) обеспечение торгово-политической и юридической поддержки российских экспортеров и инвесторов за рубежом, а также повышение эффективности деятельности торговых представительств России;

2) развитие механизмов поддержки экспорта на основе правил многосторонней системы регулирования; это выступает важнейшим фактором снижения риска применения компенсационных мер в отношении поставок российских субсидируемых товаров (данный фактор будет действовать независимо от членства во Всемирной торговой организации);

3) реализация мер по выявлению случаев дискриминации российских экспортеров и инвесторов, активное содействие устранению мер, препятствующих выходу на рынок, а также осуществление контроля за выполнением торговыми партнерами своих обязательств по международным торговым соглашениям.

В соответствии с государственной поддержкой экспорта отечественной продукции, необходимо создать систему, аналогичную системам в странах – членах Всемирной торговой организации.

Следовательно, стоит создать специальный государственный банк, ориентированный на экспорт и импорт, законодательно определить его статус, функции и полномочия, а также принять решение о дальнейшем развитии открытого акционерного общества «Внешэкономбанк» и закрытого акционерного общества «Росэксимбанк».

Одной из важнейших задач данного банка будет являться принятие мер по оказанию финансовой поддержки экспорта товаров и услуг с помощью предоставления и рефинансирования экспортных кредитов, субсидирования процентных ставок по экспортным кредитам коммерческих банков, которые предоставляются иностранным импортерам через экспортно-импортный банк. Следует также обеспечить увеличение уровня капитализации банка.

Для обеспечения быстроты принятия решений необходимо внести изменения и поправки в бюджетное законодательство, в котором предусмотрено увеличение максимальной суммы государственных гарантий до 50 млн долл. США, реализующихся в пределах общей суммы предоставляемых гарантий без включения в перечень программы государственных внешних заимствований РФ.

Немаловажно будет создать систему страхования экспортных кредитов, которая обеспечивает комплексную страховую защиту экспортеров от политических и долгосрочных коммерческих рисков и к тому же должна содействовать привлечению внебюджетного долгосрочного кредитования для реализации экспортных контрактов.

Необходимо, чтобы одним из главных направлений диверсификации структуры экспорта стало развитие экспорта услуг, в первую очередь транспортных. Также необходимо обеспечивать условия для увеличения транзитных перевозок российскими организациями. Это можно сделать путем упрощения системы таможенного регулирования и создания развитой инфраструктуры транзитных перевозок.

Диверсификации российского экспорта способствует увеличение объемов экспорта сельскохозяйственной продукции путем реализации мер, которые направлены на ликвидацию дискриминационных барьеров и отмену экспортных ограничений.

Целесообразно упростить доступ компаниям, в том числе малого предпринимательства, на международный рынок. Это возможно осуществить с помощью развития системы гибких компенсаций начинающим экспортерам части предконтрактных расходов по освоению внешних рынков, а также проведения российских ярмарок и организации участия в зарубежных ярмарках.

Важными условиями успешного внедрения российских компаний в систему мирохозяйственных связей являются:

1) усиление открытости российской экономики, либерализация валютного законодательства;

2) создание благоприятного инвестиционного климата в РФ;

3) оказание содействия российскому бизнесу за рубежом с помощью обеспечения недискриминационного подхода к российским компаниям при реализации инвестиционных проектов, в том числе при проведении конкурсов и приватизации иностранных компаний;

4) создание особых экономических зон и заключение концессионных соглашений;

5) совершенствование договорно-правовой базы инвестиционного сотрудничества.

В условиях обновления главных производственных фондов нужно продолжить работу по снижению и отмене ввозных таможенных пошлин на импортное технологическое оборудование.

Кроме того, следует разработать четкие и прозрачные процедуры по определению технологического оборудования, не имеющего аналогов в РФ, и повысить оперативность принятия решений.

Особое значение придается расширению сотрудничества со странами с быстроразвивающимися экономиками, способствованию выхода российских компаний на рынки этих стран и сотрудничеству с компаниями данных стран на рынках третьих стран, а также большое значение имеет реализация совместных инвестиционных проектов и ведение совместных производств.

Выделяют следующие направления, связанные с предпринимательской деятельностью в данной области:

1) организация элементов инфраструктуры в области транспорта, телекоммуникаций, доступа к информационным ресурсам;

2) совершенствование систем делового сотрудничества в форме ассоциаций экспортеров (особенно с участием субъектов малого предпринимательства), которые смогли бы организовывать проведение консультаций, оказание юридической помощи, содействие участию в выставках;

3) развитие рынка услуг, связанных с экспортной деятельностью.

Наиглавнейшая предпосылка использования и развития конкурентных преимуществ и имеющихся ресурсов в международной торговле – это профессиональная подготовка и переквалификация кадров в области международного бизнеса и торговой политики. Главными ориентирами подготовки кадров являются использование инструментов торговой политики и мер защиты внутреннего рынка, разрешение торговых споров.

Нужно совершенствовать информационную систему в области международной торговли и механизмов распространения такой информации.

Сотрудничество в рамках Евразийского экономического сообщества развивается по следующим направлениям:

1) проведение согласованной экономической политики;

2) формирование и совместное развитие энергетического рынка, Транспортного союза и реализация транзитного потенциала Евразийского экономического сообщества;

3) взаимодействие в реальном секторе экономики, в том числе в агропромышленном секторе.

В рамках Союзного государства основными направлениями экономического сотрудничества России и Белоруссии будут:

1) синхронизация институциональных преобразований, процессов модернизации, интеграции экономик обеих стран в мировую экономику;

2) создание равных условий деятельности субъектам хозяйствования;

3) формирование единого валютного, научного, технологического и информационного пространства, фондового рынка и рынка труда;

4) объединение транспортных, энергетических систем, систем связи;

5) развитие межрегионального сотрудничества.

Важнейшее направление – это развитие Единого экономического пространства с использованием принципа разноуровневой и разноскоростной интеграции. Главной задачей в результате станет создание нормативно-правовой базы, которая послужит фундаментом формирования полномасштабного единого экономического пространства. Нормативная правовая база Единого экономического пространства обязана содействовать:

1) развитию торговли и инвестиций, обеспечивающему устойчивое развитие экономик государств-участников на основе общепризнанных норм и принципов международного права;

2) созданию возможностей для развития предпринимательской деятельности путем установления гармонизированных систем регулирования и интегрирования инфраструктурного комплекса;

3) интеграции и наращиванию экономического потенциала государств-участников в целях повышения конкурентоспособности их экономик на внешних рынках.

На заключительной стадии переговоров по присоединению РФ к Всемирной торговой организации наиболее важными являются следующие меры:

1) завершение реформирования российского законодательства для соответствия нормам и правилам Всемирной торговой организации (в частности, отдельных вопросов таможенных процедур и таможенных сборов, применения санитарных и фитосанитарных мер);

2) проведение мониторинга законодательной деятельности во избежание принятия новых нормативных правовых актов, не соответствующих положениям Всемирной торговой организации;

3) продолжение информирования научных и деловых кругов, органов исполнительной власти субъектов РФ и общественности о ходе ведения переговоров и правилах Всемирной торговой организации;

4) обеспечение согласованности новых международных обязательств с нормами и правилами Всемирной торговой организации;

5) разрешение торговых конфликтов, связанных с переходом от двусторонней базы регулирования торговли к многосторонней нормативно-правовой базе.