ЛЕКЦИЯ № 4. Статистика страхования
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13Российский страховой рынок возник в 1992 г. Так как с тех пор произошло много перемен, то сегодня стало понятно, что страхование есть неотъемлемая часть экономики. Современное рыночное хозяйство подвержено множественным рискам природного, экономического, техногенного, политического характера. Следовательно, возрастает вероятность наступления рисковых событий, рост стоимости объектов страхования. И все это требует высокого профессионализма в управлении финансами, знания современных методик и умения их использовать. Зарубежный и российский опыт страхового бизнеса показывает, что сбор, обработка и анализ статистической информации являются основными вопросами, связанными с обеспечением высокой эффективности страховой деятельности. И к тому же, качество страховых услуг в основном зависит от наличия полной и достоверной страховой статистики. В Российской Федерации существуют центры сбора и обработки статистической информации, такие как: орган страхового надзора (Росстрахнадзор), орган страхового регулирования (Минфина России) и Госстат России. В целях оперативного информирования о деятельности страховых организаций и текущего надзора за их финансовым состоянием орган страхового надзора (Росстрахнадзора) и органа страхового регулирования (Минфина России) собирают статистические данные поквартально, Госстат России – информацию о годовых итогах деятельности страховщиков по более широкому перечню вопросов. Следует отметить, что статистические данные о системе страхования нужны не только в целях государственного надзора за деятельностью страховщиков, так как наличие достоверной страховой статистики и постоянное ее совершенствование способствуют решению следующих важнейших задач страхового бизнеса:
1) обеспечение эффективного взаимодействия между страховщиками и органами надзора за страховой деятельностью со стороны государства;
2) анализ состояния, динамики и структуры российского страхового рынка;
3) обеспечение достоверности и качества обоснования экономической целесообразности принятия различных законопроектов в области страхования, а также их реализации;
4) гарантия открытости страховщиков для отечественных и иностранных партнеров (страхователи имеют законные права на информацию о качестве страховых услуг и об их исполнителях);
5) повышение эффективности тарифной политики российских страховщиков и, как следствие, деятельности всех участников страхового бизнеса;
6) оптимизация процесса лицензирования страховой деятельности, лицензионных условий и технологий страхования, повышение качества расчетов страховых тарифов и бизнес-планов страховой деятельности на основе достоверной страховой статистики, учитывающей специфику регионов России;
7) обеспечение достоверности комплексной оценки деятельности страховых компаний в публикуемых в печати рейтингах страховщиков;
8) повышение уровня безопасности страховых операций за счет сокращения убытков страховых компаний от страхового мошенничества.
Решение данных задач позволит укрепить позиции российских страховщиков на финансовых рынках в России и за рубежом. Существуют следующие виды страхования: ОСАГО, КАСКО, ОМС, страхование пассажира, ДМС, страхование имущества, страхование жизни, другие виды страхования.
Управление финансами страховой компании сводится к управлению ликвидностью компании, когда все перспективные платежи могут быть обеспечены фактически «со 100 %-ной вероятностью». Но, к сожалению, банкротства страховых организаций вполне возможны, и происходят они чаще всего по причине нарастающего потока непредсказуемых платежей (либо по причине масштабного стихийного бедствия, либо вследствие неграмотного анализа будущих платежей по страховым продуктам). Во всех случаях для того, чтобы избежать банкротства, нужно исследовать вопрос о создании необходимых финансовых резервов, которые нужны для покрытия плохо предсказуемых неотложных будущих обязательств. Размер резерва (неснижаемого размера высоколиквидных активов на балансе компании) рассчитывается на основании того, какой риск готова принимать на себя компания по своим продуктам, т. е. чем выше риск, тем выше и требуемое резервирование.
Начал работать закон об обязательном страховании автогражданской ответственности (ОСАГО) в 2003 г. А сейчас рассматриваются проекты законов об обязательном страховании ответственности предприятий повышенной опасности, которые в случае техногенной аварии могут нанести значительный ущерб окружающей среде и здоровью граждан. Согласно статистическим данным средний доход россиян в 2005 г. стал выше 300 долл., а это говорит о том, что возникают предпосылки к долгосрочным видам страхования – страхованию жизни и пенсионному страхованию. Следовательно, благодаря стабильности российской экономики создается благоприятная почва для долгосрочных накопительных страховых программ.
На рынке страхования по ОСАГО сегодня работают более 160 страховщиков, у которых накопилась статистическая информация о ДТП, и ее можно проанализировать. Была получена согласно статистическим данным компании ОАО «Росстрах» следующая таблица по аварийности, которая показывает вероятность наступления страхового случая в зависимости от марки автомобиля и мощности двигателя.
Таблица 6
Вероятность наступления страхового случая в зависимости от марки автомобиля и мощности двигателя
Вероятность наступления страхового случая находилась как отношение числа страховых случаев к общему числу заключенных договоров, умноженное на 100 %. Из данных таблицы видно, что вероятность страхового события для отечественных машин выше, чем для выбранных марок импортных автомобилей Toyota и Nissan, которые с правым рулем. Из данной таблицы видно, что утверждение о большей аварийности праворульных машин безосновательно, так как аварийность автомобилей ВАЗ составляет 3,7 %, а аварийность автомобилей Toyota той же категории составляет 2,8 %, что более чем в полтора раза ниже, чем у отечественных ВАЗов. Но в связи с тем, что именно ВАЗы используются как такси, то их аварийность очень высока и составляет согласно статистическим данным более 18 % в год, т. е. почти каждая пятая машина-такси за год попадает в аварию. Однако очень сложно выделить из отечественных автомобилей те, которые занимаются извозом. Лица, которые занимаются извозом, приобретая полис ОСАГО, стараются не указывать, что автомобиль будет работать в качестве такси, так как в этом случае полис будет дороже в полтора раза.
Рассмотрим таблицу 7, полученную на основании статистических данных страховой компании ОАО «Росстрах», как влияет стаж и возраст водителя на аварийность в России. После чего проведем сравнительный анализ применяемых на практике повышающих коэффициентов в зависимости от стажа и возраста водителя и сравним их с данными, полученными на основании статистики. Влияние стажа и возраста водителя на аварийность в России.
Повышающий коэффициент полисы ОСАГО предусматривают в зависимости от возраста и стажа водителя, который представлен данной таблицей в столбце 2. Максимальное значение коэффициента, который применяется для категории водителей с меньшим опытом (стаж менее двух лет) и молодым возрастом (менее 22 лет) составляет 1,3. При рассмотрении столбец 3, видно, что если для категории водителей, возраст которых более 22 лет или стаж вождения более двух лет, применять коэффициент 1, то для всех остальных он должен составлять как минимум 2. На основании сказанного стоит сделать вывод, что применяемые повышающие коэффициенты не являются справедливыми для водителей, и если можно допустить, что в страховой компании А будут застрахованы водители с возрастом более 22 лет и стажем более двух лет, а в компании Б все остальные, то не исключено, что компания Б может разориться.
В результате анализа собственной статистики страховые компании выявляют убыточные категории объектов страхования по ОСАГО. Не секрет, что страховые компании негласно дают указания своим сотрудникам не страховать убыточную категорию транспортных средств. К примеру, страховые компании отказываются страховать автопарки такси и троллейбусы, так как эта категория является убыточной. По результатам статистических данных видно, что каждая пятая машина такси является виновником ДТП, убытки по страховым событиям не покрываются страховыми премиями, внесенными страхователями – владельцами этих транспортных средств, соответственно, страховые компании вынуждены покрывать эти убытки страховыми премиями, которые внесли другие владельцы транспортных средств, не имеющие никакого отношения к такси. Следовательно, страховые тарифы по ОСАГО некорректны.
Подавляющее большинство страховщиков ОСАГО не смогло вывести их на розничный рынок. К числу важнейших причин низкой эффективности продаж по ОСАГО нужно отнести низкий уровень платежеспособного спроса в большинстве регионов России. Рядовой автовладелец пока не в состоянии потратить свои деньги на еще какую-либо страховку, кроме ОСАГО. Можно даже сказать, что ОСАГО фактически вытеснило добровольное страхование ответственности автовладельцев, о чем говорит падение фактических сборов по этой отрасли на протяжении последних двух лет.
Другое объяснение неразвитости перекрестных продаж в том, что у компаний, работающих на рынке ОСАГО, отсутствуют другие конкурентоспособные страховые продукты, и это относится не только к мелким страховщикам, но и к лидерам по валовым сборам. Исходя из поступлений по ОСАГО, не удивительно, что ряд из них имеет достаточно широкий охват регионов, но их основной бизнес сосредоточен на весьма ограниченной территории.
Отсутствие у большинства страховщиков по ОСАГО реальной сбытовой сети является третьим важным фактором, сдерживающим продажи. Все страховщики должны иметь своих представителей в каждом субъекте Федерации согласно Закону об ОСАГО, но эта норма очень успешно обходится с помощью заключения страховщиками договоров о взаимном представительстве, хотя это больше касается процесса урегулирования ущерба, а не продвижения страхового продукта конкурента.
Но есть надежда, что все-таки ситуация с продажами с каждым годом будет улучшаться, так как ОСАГО стало первым действительно массовым видом страхования. Даже если оно является обязательным по форме, но имеет рыночную суть.
Когда хорошо поставлена работа подразделений продаж, то повышается интерес автовладельцев к смежным видам страхования, к примеру страхование автокаско от несчастного случая имущества. Однако потребуются значительные вложения в развитие собственной инфраструктуры для реального трансформирования этого интереса в увеличение продажи других страховых продуктов. Но так как на этот шаг решатся не многие страховщики, то остается весьма ограниченная сфера применения продаж.
Последнее время аналитики утверждают, что сегодняшняя экономическая ситуация в России способствует развитию рынка долгосрочного страхования жизни, так как доходы россиян стали превышать 300 долл. в месяц. А если принимать во внимание опыт стран Восточной Европы, именно с этого момента в этих странах стали возрастать взносы по долгосрочному страхованию жизни. Хотя одни аналитики обещают в ближайшие два года бум в этом секторе рынка, но без проведения разъяснительной работы среди населения бума не будет.
Главная идея накопительных программ заключается в том, что в течение жизни ежемесячно откладывается небольшая сумма денег, например по 400–600 руб. в месяц, а к пенсионному возрасту накопленная сумма будет равна стоимости нового автомобиля, или эта сумма будет значительной долей в приобретении квартиры.
Суть программ – достойная старость, или как получить страховую защиту во время жизни – заключается в пожизненном накапливании денежных средств, которые в случае выхода на пенсию или внезапного заболевания или смерти могут быть использованы. На этом секторе рынка работают банки, страховые компании, негосударственные пенсионные фонды. Через все эти финансовые институты можно реализовывать социальные программы, например, выбрав одну из них – банк, СК или НПФ.
Допустим, что один и тот же человек заключил одновременно три договора – с банком, НПФ и СК. Эти договора заключены на длительный срок (более пяти лет) – n лет. В начале каждого года данное лицо вносит равными долями взносы. Сравним накопленные суммы по истечении n лет, т. е. рассмотрим только накопительный период. Считается, что по окончании этого периода человек может самостоятельно решить, как использовать накопленные денежные средства, т. е. или их можно все сразу получить, или получать пожизненную пенсию из этих средств, или получать срочную ренту в течение определенного количества лет.
Также определен законодательством у страховых компаний порядок размещения страховых резервов, но, кроме размещения страховых резервов, СК могут получать доходы, заработанные на страховании. Иными словами, если полученный доход от страхования от несчастного случая перераспределить на накопительное страхование жизни, то тем самым можно получить неплохой инвестиционный доход по накопительному страхованию жизни.
Страховые компании в отличие от банков и НПФ могут участвовать в ипотечном кредитовании, т. е. в кредитовании на приобретение квартир. В случае, когда заемщик заключил ипотечный договор на длительный срок, он должен быть застрахован, то после его смерти остаток невыплаченного кредита по ипотеке заплатит страховая компания.
В завершение рассмотренной темы долгосрочных страховых накопительных, пенсионных программ сведем в таблицу сравнительные расчеты.
Таблица 8
Величина накопленной суммы (руб.)
В данной таблице для банка, НПФ и СК представлена величина накопленной суммы по прошествии указанного числа лет при условии, что вносились взносы ежегодно в размере 10 000 руб. Норма доходности в расчете принималась 4 % годовых (i = 0,04),
учитывая, что инфляция отсутствует. Договор заключает мужчина в возрасте 40 лет, и использована таблица смертности для мужчин области места проживания. По страховому договору с СК предполагается, что сумма страхового возмещения по случаю смерти будет 100 000 руб., независимо от того, произойдет это в первый год договора или в последний.
Индекс доверия населения страховым компаниям за последние три года не показал существенного роста. Отсутствие значительной динамики объясняется как недостаточной информированностью населения, так и негативным опытом «знакомства» страхователя со страховой компанией, что влияет на успешность развития рынка, так как многие могут рассказать о проблемах с получением страхового возмещения, имевшихся у них лично или у кого-либо из представителей их группы доверия. Поэтому, вроде бы продвигаясь вперед при проникновении во все более широкие массы населения, страховщики одновременно теряют завоеванные позиции, скатываясь все ниже по показателям возобновленных договоров, из-за того, что низкий уровень или отсутствие культуры обслуживания договора страхования. Ведь на восстановление доверия клиента уходит намного больше сил и времени, чем на получение первичного страхователя – это общеизвестный факт.
Российский страховой рынок возник в 1992 г. Так как с тех пор произошло много перемен, то сегодня стало понятно, что страхование есть неотъемлемая часть экономики. Современное рыночное хозяйство подвержено множественным рискам природного, экономического, техногенного, политического характера. Следовательно, возрастает вероятность наступления рисковых событий, рост стоимости объектов страхования. И все это требует высокого профессионализма в управлении финансами, знания современных методик и умения их использовать. Зарубежный и российский опыт страхового бизнеса показывает, что сбор, обработка и анализ статистической информации являются основными вопросами, связанными с обеспечением высокой эффективности страховой деятельности. И к тому же, качество страховых услуг в основном зависит от наличия полной и достоверной страховой статистики. В Российской Федерации существуют центры сбора и обработки статистической информации, такие как: орган страхового надзора (Росстрахнадзор), орган страхового регулирования (Минфина России) и Госстат России. В целях оперативного информирования о деятельности страховых организаций и текущего надзора за их финансовым состоянием орган страхового надзора (Росстрахнадзора) и органа страхового регулирования (Минфина России) собирают статистические данные поквартально, Госстат России – информацию о годовых итогах деятельности страховщиков по более широкому перечню вопросов. Следует отметить, что статистические данные о системе страхования нужны не только в целях государственного надзора за деятельностью страховщиков, так как наличие достоверной страховой статистики и постоянное ее совершенствование способствуют решению следующих важнейших задач страхового бизнеса:
1) обеспечение эффективного взаимодействия между страховщиками и органами надзора за страховой деятельностью со стороны государства;
2) анализ состояния, динамики и структуры российского страхового рынка;
3) обеспечение достоверности и качества обоснования экономической целесообразности принятия различных законопроектов в области страхования, а также их реализации;
4) гарантия открытости страховщиков для отечественных и иностранных партнеров (страхователи имеют законные права на информацию о качестве страховых услуг и об их исполнителях);
5) повышение эффективности тарифной политики российских страховщиков и, как следствие, деятельности всех участников страхового бизнеса;
6) оптимизация процесса лицензирования страховой деятельности, лицензионных условий и технологий страхования, повышение качества расчетов страховых тарифов и бизнес-планов страховой деятельности на основе достоверной страховой статистики, учитывающей специфику регионов России;
7) обеспечение достоверности комплексной оценки деятельности страховых компаний в публикуемых в печати рейтингах страховщиков;
8) повышение уровня безопасности страховых операций за счет сокращения убытков страховых компаний от страхового мошенничества.
Решение данных задач позволит укрепить позиции российских страховщиков на финансовых рынках в России и за рубежом. Существуют следующие виды страхования: ОСАГО, КАСКО, ОМС, страхование пассажира, ДМС, страхование имущества, страхование жизни, другие виды страхования.
Управление финансами страховой компании сводится к управлению ликвидностью компании, когда все перспективные платежи могут быть обеспечены фактически «со 100 %-ной вероятностью». Но, к сожалению, банкротства страховых организаций вполне возможны, и происходят они чаще всего по причине нарастающего потока непредсказуемых платежей (либо по причине масштабного стихийного бедствия, либо вследствие неграмотного анализа будущих платежей по страховым продуктам). Во всех случаях для того, чтобы избежать банкротства, нужно исследовать вопрос о создании необходимых финансовых резервов, которые нужны для покрытия плохо предсказуемых неотложных будущих обязательств. Размер резерва (неснижаемого размера высоколиквидных активов на балансе компании) рассчитывается на основании того, какой риск готова принимать на себя компания по своим продуктам, т. е. чем выше риск, тем выше и требуемое резервирование.
Начал работать закон об обязательном страховании автогражданской ответственности (ОСАГО) в 2003 г. А сейчас рассматриваются проекты законов об обязательном страховании ответственности предприятий повышенной опасности, которые в случае техногенной аварии могут нанести значительный ущерб окружающей среде и здоровью граждан. Согласно статистическим данным средний доход россиян в 2005 г. стал выше 300 долл., а это говорит о том, что возникают предпосылки к долгосрочным видам страхования – страхованию жизни и пенсионному страхованию. Следовательно, благодаря стабильности российской экономики создается благоприятная почва для долгосрочных накопительных страховых программ.
На рынке страхования по ОСАГО сегодня работают более 160 страховщиков, у которых накопилась статистическая информация о ДТП, и ее можно проанализировать. Была получена согласно статистическим данным компании ОАО «Росстрах» следующая таблица по аварийности, которая показывает вероятность наступления страхового случая в зависимости от марки автомобиля и мощности двигателя.
Таблица 6
Вероятность наступления страхового случая в зависимости от марки автомобиля и мощности двигателя
Вероятность наступления страхового случая находилась как отношение числа страховых случаев к общему числу заключенных договоров, умноженное на 100 %. Из данных таблицы видно, что вероятность страхового события для отечественных машин выше, чем для выбранных марок импортных автомобилей Toyota и Nissan, которые с правым рулем. Из данной таблицы видно, что утверждение о большей аварийности праворульных машин безосновательно, так как аварийность автомобилей ВАЗ составляет 3,7 %, а аварийность автомобилей Toyota той же категории составляет 2,8 %, что более чем в полтора раза ниже, чем у отечественных ВАЗов. Но в связи с тем, что именно ВАЗы используются как такси, то их аварийность очень высока и составляет согласно статистическим данным более 18 % в год, т. е. почти каждая пятая машина-такси за год попадает в аварию. Однако очень сложно выделить из отечественных автомобилей те, которые занимаются извозом. Лица, которые занимаются извозом, приобретая полис ОСАГО, стараются не указывать, что автомобиль будет работать в качестве такси, так как в этом случае полис будет дороже в полтора раза.
Рассмотрим таблицу 7, полученную на основании статистических данных страховой компании ОАО «Росстрах», как влияет стаж и возраст водителя на аварийность в России. После чего проведем сравнительный анализ применяемых на практике повышающих коэффициентов в зависимости от стажа и возраста водителя и сравним их с данными, полученными на основании статистики. Влияние стажа и возраста водителя на аварийность в России.
Повышающий коэффициент полисы ОСАГО предусматривают в зависимости от возраста и стажа водителя, который представлен данной таблицей в столбце 2. Максимальное значение коэффициента, который применяется для категории водителей с меньшим опытом (стаж менее двух лет) и молодым возрастом (менее 22 лет) составляет 1,3. При рассмотрении столбец 3, видно, что если для категории водителей, возраст которых более 22 лет или стаж вождения более двух лет, применять коэффициент 1, то для всех остальных он должен составлять как минимум 2. На основании сказанного стоит сделать вывод, что применяемые повышающие коэффициенты не являются справедливыми для водителей, и если можно допустить, что в страховой компании А будут застрахованы водители с возрастом более 22 лет и стажем более двух лет, а в компании Б все остальные, то не исключено, что компания Б может разориться.
В результате анализа собственной статистики страховые компании выявляют убыточные категории объектов страхования по ОСАГО. Не секрет, что страховые компании негласно дают указания своим сотрудникам не страховать убыточную категорию транспортных средств. К примеру, страховые компании отказываются страховать автопарки такси и троллейбусы, так как эта категория является убыточной. По результатам статистических данных видно, что каждая пятая машина такси является виновником ДТП, убытки по страховым событиям не покрываются страховыми премиями, внесенными страхователями – владельцами этих транспортных средств, соответственно, страховые компании вынуждены покрывать эти убытки страховыми премиями, которые внесли другие владельцы транспортных средств, не имеющие никакого отношения к такси. Следовательно, страховые тарифы по ОСАГО некорректны.
Подавляющее большинство страховщиков ОСАГО не смогло вывести их на розничный рынок. К числу важнейших причин низкой эффективности продаж по ОСАГО нужно отнести низкий уровень платежеспособного спроса в большинстве регионов России. Рядовой автовладелец пока не в состоянии потратить свои деньги на еще какую-либо страховку, кроме ОСАГО. Можно даже сказать, что ОСАГО фактически вытеснило добровольное страхование ответственности автовладельцев, о чем говорит падение фактических сборов по этой отрасли на протяжении последних двух лет.
Другое объяснение неразвитости перекрестных продаж в том, что у компаний, работающих на рынке ОСАГО, отсутствуют другие конкурентоспособные страховые продукты, и это относится не только к мелким страховщикам, но и к лидерам по валовым сборам. Исходя из поступлений по ОСАГО, не удивительно, что ряд из них имеет достаточно широкий охват регионов, но их основной бизнес сосредоточен на весьма ограниченной территории.
Отсутствие у большинства страховщиков по ОСАГО реальной сбытовой сети является третьим важным фактором, сдерживающим продажи. Все страховщики должны иметь своих представителей в каждом субъекте Федерации согласно Закону об ОСАГО, но эта норма очень успешно обходится с помощью заключения страховщиками договоров о взаимном представительстве, хотя это больше касается процесса урегулирования ущерба, а не продвижения страхового продукта конкурента.
Но есть надежда, что все-таки ситуация с продажами с каждым годом будет улучшаться, так как ОСАГО стало первым действительно массовым видом страхования. Даже если оно является обязательным по форме, но имеет рыночную суть.
Когда хорошо поставлена работа подразделений продаж, то повышается интерес автовладельцев к смежным видам страхования, к примеру страхование автокаско от несчастного случая имущества. Однако потребуются значительные вложения в развитие собственной инфраструктуры для реального трансформирования этого интереса в увеличение продажи других страховых продуктов. Но так как на этот шаг решатся не многие страховщики, то остается весьма ограниченная сфера применения продаж.
Последнее время аналитики утверждают, что сегодняшняя экономическая ситуация в России способствует развитию рынка долгосрочного страхования жизни, так как доходы россиян стали превышать 300 долл. в месяц. А если принимать во внимание опыт стран Восточной Европы, именно с этого момента в этих странах стали возрастать взносы по долгосрочному страхованию жизни. Хотя одни аналитики обещают в ближайшие два года бум в этом секторе рынка, но без проведения разъяснительной работы среди населения бума не будет.
Главная идея накопительных программ заключается в том, что в течение жизни ежемесячно откладывается небольшая сумма денег, например по 400–600 руб. в месяц, а к пенсионному возрасту накопленная сумма будет равна стоимости нового автомобиля, или эта сумма будет значительной долей в приобретении квартиры.
Суть программ – достойная старость, или как получить страховую защиту во время жизни – заключается в пожизненном накапливании денежных средств, которые в случае выхода на пенсию или внезапного заболевания или смерти могут быть использованы. На этом секторе рынка работают банки, страховые компании, негосударственные пенсионные фонды. Через все эти финансовые институты можно реализовывать социальные программы, например, выбрав одну из них – банк, СК или НПФ.
Допустим, что один и тот же человек заключил одновременно три договора – с банком, НПФ и СК. Эти договора заключены на длительный срок (более пяти лет) – n лет. В начале каждого года данное лицо вносит равными долями взносы. Сравним накопленные суммы по истечении n лет, т. е. рассмотрим только накопительный период. Считается, что по окончании этого периода человек может самостоятельно решить, как использовать накопленные денежные средства, т. е. или их можно все сразу получить, или получать пожизненную пенсию из этих средств, или получать срочную ренту в течение определенного количества лет.
Также определен законодательством у страховых компаний порядок размещения страховых резервов, но, кроме размещения страховых резервов, СК могут получать доходы, заработанные на страховании. Иными словами, если полученный доход от страхования от несчастного случая перераспределить на накопительное страхование жизни, то тем самым можно получить неплохой инвестиционный доход по накопительному страхованию жизни.
Страховые компании в отличие от банков и НПФ могут участвовать в ипотечном кредитовании, т. е. в кредитовании на приобретение квартир. В случае, когда заемщик заключил ипотечный договор на длительный срок, он должен быть застрахован, то после его смерти остаток невыплаченного кредита по ипотеке заплатит страховая компания.
В завершение рассмотренной темы долгосрочных страховых накопительных, пенсионных программ сведем в таблицу сравнительные расчеты.
Таблица 8
Величина накопленной суммы (руб.)
В данной таблице для банка, НПФ и СК представлена величина накопленной суммы по прошествии указанного числа лет при условии, что вносились взносы ежегодно в размере 10 000 руб. Норма доходности в расчете принималась 4 % годовых (i = 0,04),
учитывая, что инфляция отсутствует. Договор заключает мужчина в возрасте 40 лет, и использована таблица смертности для мужчин области места проживания. По страховому договору с СК предполагается, что сумма страхового возмещения по случаю смерти будет 100 000 руб., независимо от того, произойдет это в первый год договора или в последний.
Индекс доверия населения страховым компаниям за последние три года не показал существенного роста. Отсутствие значительной динамики объясняется как недостаточной информированностью населения, так и негативным опытом «знакомства» страхователя со страховой компанией, что влияет на успешность развития рынка, так как многие могут рассказать о проблемах с получением страхового возмещения, имевшихся у них лично или у кого-либо из представителей их группы доверия. Поэтому, вроде бы продвигаясь вперед при проникновении во все более широкие массы населения, страховщики одновременно теряют завоеванные позиции, скатываясь все ниже по показателям возобновленных договоров, из-за того, что низкий уровень или отсутствие культуры обслуживания договора страхования. Ведь на восстановление доверия клиента уходит намного больше сил и времени, чем на получение первичного страхователя – это общеизвестный факт.