3.1 Регулирование рынка ценных бумаг
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20
Для начала следует выделить систему регулирования рынка ценных бумаг - так называемую регулятивную инфраструктуру рынка, на данный момент эта система включает в себя:
государственные органы регулирования;
саморегулирующиеся организации;
законодательные нормы рынка ценных бумаг;
этику, традиции и обычаи рынка.
Государство выполняет ряд важнейших функций на рынке ценных бумаг, среди них можно выделить следующие основные:
разработка программы и стратегии развития рынка ценных бумаг, наблюдение и регулирование исполнения этой программы, выработка законодательных актов для реализации стратегии;
установление требований к участникам рыночного процесса, установка различных стандартов;
контролирование финансовой безопасности и устойчивости рынка, надзор за выполнением распоряжений по безопасности;
обеспечение информированности всех без исключения инвесторов о состоянии рынка;
формирование государственных систем страхования на рынке ценных бумаг;
контроль и предупреждение чрезмерного вложения инвестиций в государственные ценные бумаги.
На сегодняшний день известны две модели государственного регулирования рынка ценных бумаг, первая подразумевает, что государство максимально активно контролирует и вмешивается в регуляционный процесс на рынке и лишь небольшая часть передается саморегулирующимся организациям. Вторая модель прямо противоположна первой - роль государства в регулировании минимальна и основная доля регулирования принадлежит участникам рынка. В большинстве стран мира государство идет по пути среднего между этими двумя крайними моделями.
Важнейшим документом, регулирующим российский фондовый рынок, стал Федеральный закон № 39 – ФЗ от 22.04.96 г. “О рынке ценных бумаг”. Закон устанавливает, что эмитентами ценных бумаг, помимо юридических лиц, выступают органы исполнительной власти и местного самоуправления. Данным Законом систематизируется терминология фондового рынка, классифицируются виды ценных бумаг, виды профессиональной деятельности участников рынка, регламентируются вопросы организации фондовой биржи и т.д.
Большое значение имеет раздел Закона, посвященный регулированию рынка ценных бумаг, в том числе организации деятельности Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг.
В функции Федеральной комиссии входит:
разработка основных направлений развития рынка ценных бумаг;
утверждение стандартов эмиссии ценных бумаг;
установление обязательных требований к операциям с ценными бумагами;
установление норм допуска ценных бумаг к их публичному размещению, обращению, котированию и листингу, расчетно-депозитарной деятельности;
обеспечение общедоступной системы раскрытия информации на рынке ценных бумаг и осуществление контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о ценных бумагах.
В целом государство воздействует на функционирование рынка ценных бумаг по следующим направлениям:
Выступает в качестве административного органа, издающего законы, которые регулируют:
порядок и образование акционерных обществ;
порядок эмиссии и виды разрешённых к эмиссии ценных бумаг;
ставки налога на прибыль, получаемую при операциях с ценными бумагами;
деятельность биржи, разрешают или запрещают отдельные виды сделок с ценными бумагами.
Выступает на рынке в качестве субъекта экономических отношений. В целях мобилизации финансовых ресурсов оно пускает в обращение государственные ценные бумаги, например, облигации, казначейские векселя (краткосрочная облигация - 90 дней) и т.д.
Воздействует на состояние рынка через кредитно-денежную политику Центрального банка.
Другими словами, состояние фондового рынка тесно связано с задачей регулирования денежной массы в обращении и поощрения или сдерживания кредита, для того, чтобы сковать или освободить денежные резервы банков. Центральный банк в соответствии с этим продает или покупает на открытом рынке государственные облигации. Для краткосрочного регулирования денежной массы он продает или покупает казначейские векселя, т.е. краткосрочные бумаги. В основном покупателями этих ценных бумаг, помимо банков, выступают страховые компании, пенсионные фонды, крупные фирмы. Приобретая облигации, они большей частью платят чеками на свои банки. Далее Центральный банк представляет чеки к платежу этим банкам, и их резервы сокращаются на соответствующие суммы.
При выкупе облигаций Центральным банком резервы банков возрастут. Продажа или скупка государственных бумаг обуславливается конкретной экономической ситуацией. Например, если в стране занятость находится на низком уровне, то Центральный банк купит на открытом рынке государственные бумаги и тем самым увеличит резервы банков. Это, в свою очередь, сделает деньги более доступными, удешевит кредит и увеличит доходы. В результате повысится деловая активность и будут созданы новые рабочие места.
Фондовый рынок реагирует также на учетную политику Центрального банка. Центральный банк может предоставлять ссуды другим банкам. Это называется “учетом векселей”. Понижая учетную ставку, т.е. плату за ссуду, банк поощряет учет векселей, повышает ее - он ослабляет стремление. В день, когда учетная ставка повышается, другими словами, растет ссудный процент, курс акций и облигаций обычно падает, и наоборот, при понижении учетной ставки курс акций и облигаций повышается.
Фондовый рынок реагирует также на изменение обязательных резервных средств, которые должны хранить банки в Центральном банке. Центральный банк может прибегнуть к этому средству, чтобы быстро сократить кредит, увеличив норму, или расширить его, понизив норму. Расширение кредита приводит к увеличению доступности денег и снижению уровня ссудного процента. Следствием таких действий будет повышение курса акций и облигаций, выпущенных под более высокий процент. Если резервная норма повышается, то уменьшается доступность денег, возрастает ссудный процент и падает курс акций и облигаций, выпущенных под более низкий процент. Однако в данном случае следует помнить, что регулирование обязательных банковских резервов в Центральном банке является очень мощным рычагом финансовой политики, и поэтому, в отличие от учета векселей и продажи краткосрочных облигаций, к таким действиям прибегают довольно редко - раз в несколько лет.
Рынок ценных бумаг испытывает воздействие государственного регулирования и в случае возникновения большого дефицита государственного бюджета. Для того чтобы изыскать средства для его компенсации, государство выпустит облигации. В связи с этим оно будет заинтересовано в понижении нормы ссудного процента, чтобы разместить заем под меньший процент. Действия Центрального банка по понижению нормы процента, связанные с увеличением денежной массы в обращении, будут способствовать повышению курса акций и облигаций, выпущенных под более высокий процент. Это первая возможная ситуация.
В случае, если в руках банков, корпораций и населения находится большое количество облигаций с колеблющимся процентом, государство проводит политику облегчения кредита, чтобы удержать процент по долгу на низком уровне. Соответственно такие действия, как и в первом случае, могут вызвать повышение курса акций и облигаций, выпущенных под более высокий процент.
Кроме государства на рынке ценных бумаг процесс регулирования осуществляется и самостоятельно так называемыми саморегулирующими организациями, которые в соответствии с законом “О рынке ценных бумаг” представляют собой организации профессиональных участников рынка ценных бумаг, действующие в соответствии с законом и функционирующие на принципах некоммерческой организации. Важной особенностью такой организации является ее некоммерческая направленность, то есть ее участники и учредители не используют вырученные средства на собственное потребление, а только на реализацию представленных им функций.
Функциями саморегулируемых организаций являются:
разработка обязательных правил и стандартов профессиональной деятельности и операций на рынке ценных бумаг;
осуществление подготовки кадров и установление требований для работы на рынке;
контроль за соблюдением участниками правил и нормативов;
обеспечение правдивой информацией участников рынка;
обеспечение защиты участников в государственных органах управления.
Институты рынка, прежде всего биржи, являются саморегулирующимися организациями. Биржи требуют от всех участвующих в ее операциях строгого следования предписанным правилам и процедуре, сложившимся традициям, а также регулярно проверяют фактическую финансовую устойчивость членов биржи через обследования и опросы.
Существование арбитража позволят не доводить подавляющее количество конфликтов до суда.
Надежность выпускаемых ценных бумаг обеспечивается действием принципа полного предъявления, то есть полного раскрытия всей необходимой информации эмитентом, выходящим на первичный рынок, Комиссии по ценным бумагам и биржам. Если бумага попадает на вторичный рынок и обращается на бирже, то проводятся систематические уточнения кредитоспособности эмитента спустя 1, 2, 3 года после эмиссии.
Общим принципом является саморегулирование институтов рынка ценных бумаг под наблюдением государственных органов. Разрабатывается и внедряется стандартизация в бухгалтерский учет, формы отчетов и балансов, процедуру полного регулирования. Высшие регулирующие органы систематически публикуют в специальных изданиях интерпретации законов и распоряжений, запретов и правил. Все регулирование направлено на создание обстановки законности, честности, открытости, гласности, защиты рынка и инвесторов от возможных махинаций и мошенничества.
Для начала следует выделить систему регулирования рынка ценных бумаг - так называемую регулятивную инфраструктуру рынка, на данный момент эта система включает в себя:
государственные органы регулирования;
саморегулирующиеся организации;
законодательные нормы рынка ценных бумаг;
этику, традиции и обычаи рынка.
Государство выполняет ряд важнейших функций на рынке ценных бумаг, среди них можно выделить следующие основные:
разработка программы и стратегии развития рынка ценных бумаг, наблюдение и регулирование исполнения этой программы, выработка законодательных актов для реализации стратегии;
установление требований к участникам рыночного процесса, установка различных стандартов;
контролирование финансовой безопасности и устойчивости рынка, надзор за выполнением распоряжений по безопасности;
обеспечение информированности всех без исключения инвесторов о состоянии рынка;
формирование государственных систем страхования на рынке ценных бумаг;
контроль и предупреждение чрезмерного вложения инвестиций в государственные ценные бумаги.
На сегодняшний день известны две модели государственного регулирования рынка ценных бумаг, первая подразумевает, что государство максимально активно контролирует и вмешивается в регуляционный процесс на рынке и лишь небольшая часть передается саморегулирующимся организациям. Вторая модель прямо противоположна первой - роль государства в регулировании минимальна и основная доля регулирования принадлежит участникам рынка. В большинстве стран мира государство идет по пути среднего между этими двумя крайними моделями.
Важнейшим документом, регулирующим российский фондовый рынок, стал Федеральный закон № 39 – ФЗ от 22.04.96 г. “О рынке ценных бумаг”. Закон устанавливает, что эмитентами ценных бумаг, помимо юридических лиц, выступают органы исполнительной власти и местного самоуправления. Данным Законом систематизируется терминология фондового рынка, классифицируются виды ценных бумаг, виды профессиональной деятельности участников рынка, регламентируются вопросы организации фондовой биржи и т.д.
Большое значение имеет раздел Закона, посвященный регулированию рынка ценных бумаг, в том числе организации деятельности Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг.
В функции Федеральной комиссии входит:
разработка основных направлений развития рынка ценных бумаг;
утверждение стандартов эмиссии ценных бумаг;
установление обязательных требований к операциям с ценными бумагами;
установление норм допуска ценных бумаг к их публичному размещению, обращению, котированию и листингу, расчетно-депозитарной деятельности;
обеспечение общедоступной системы раскрытия информации на рынке ценных бумаг и осуществление контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о ценных бумагах.
В целом государство воздействует на функционирование рынка ценных бумаг по следующим направлениям:
Выступает в качестве административного органа, издающего законы, которые регулируют:
порядок и образование акционерных обществ;
порядок эмиссии и виды разрешённых к эмиссии ценных бумаг;
ставки налога на прибыль, получаемую при операциях с ценными бумагами;
деятельность биржи, разрешают или запрещают отдельные виды сделок с ценными бумагами.
Выступает на рынке в качестве субъекта экономических отношений. В целях мобилизации финансовых ресурсов оно пускает в обращение государственные ценные бумаги, например, облигации, казначейские векселя (краткосрочная облигация - 90 дней) и т.д.
Воздействует на состояние рынка через кредитно-денежную политику Центрального банка.
Другими словами, состояние фондового рынка тесно связано с задачей регулирования денежной массы в обращении и поощрения или сдерживания кредита, для того, чтобы сковать или освободить денежные резервы банков. Центральный банк в соответствии с этим продает или покупает на открытом рынке государственные облигации. Для краткосрочного регулирования денежной массы он продает или покупает казначейские векселя, т.е. краткосрочные бумаги. В основном покупателями этих ценных бумаг, помимо банков, выступают страховые компании, пенсионные фонды, крупные фирмы. Приобретая облигации, они большей частью платят чеками на свои банки. Далее Центральный банк представляет чеки к платежу этим банкам, и их резервы сокращаются на соответствующие суммы.
При выкупе облигаций Центральным банком резервы банков возрастут. Продажа или скупка государственных бумаг обуславливается конкретной экономической ситуацией. Например, если в стране занятость находится на низком уровне, то Центральный банк купит на открытом рынке государственные бумаги и тем самым увеличит резервы банков. Это, в свою очередь, сделает деньги более доступными, удешевит кредит и увеличит доходы. В результате повысится деловая активность и будут созданы новые рабочие места.
Фондовый рынок реагирует также на учетную политику Центрального банка. Центральный банк может предоставлять ссуды другим банкам. Это называется “учетом векселей”. Понижая учетную ставку, т.е. плату за ссуду, банк поощряет учет векселей, повышает ее - он ослабляет стремление. В день, когда учетная ставка повышается, другими словами, растет ссудный процент, курс акций и облигаций обычно падает, и наоборот, при понижении учетной ставки курс акций и облигаций повышается.
Фондовый рынок реагирует также на изменение обязательных резервных средств, которые должны хранить банки в Центральном банке. Центральный банк может прибегнуть к этому средству, чтобы быстро сократить кредит, увеличив норму, или расширить его, понизив норму. Расширение кредита приводит к увеличению доступности денег и снижению уровня ссудного процента. Следствием таких действий будет повышение курса акций и облигаций, выпущенных под более высокий процент. Если резервная норма повышается, то уменьшается доступность денег, возрастает ссудный процент и падает курс акций и облигаций, выпущенных под более низкий процент. Однако в данном случае следует помнить, что регулирование обязательных банковских резервов в Центральном банке является очень мощным рычагом финансовой политики, и поэтому, в отличие от учета векселей и продажи краткосрочных облигаций, к таким действиям прибегают довольно редко - раз в несколько лет.
Рынок ценных бумаг испытывает воздействие государственного регулирования и в случае возникновения большого дефицита государственного бюджета. Для того чтобы изыскать средства для его компенсации, государство выпустит облигации. В связи с этим оно будет заинтересовано в понижении нормы ссудного процента, чтобы разместить заем под меньший процент. Действия Центрального банка по понижению нормы процента, связанные с увеличением денежной массы в обращении, будут способствовать повышению курса акций и облигаций, выпущенных под более высокий процент. Это первая возможная ситуация.
В случае, если в руках банков, корпораций и населения находится большое количество облигаций с колеблющимся процентом, государство проводит политику облегчения кредита, чтобы удержать процент по долгу на низком уровне. Соответственно такие действия, как и в первом случае, могут вызвать повышение курса акций и облигаций, выпущенных под более высокий процент.
Кроме государства на рынке ценных бумаг процесс регулирования осуществляется и самостоятельно так называемыми саморегулирующими организациями, которые в соответствии с законом “О рынке ценных бумаг” представляют собой организации профессиональных участников рынка ценных бумаг, действующие в соответствии с законом и функционирующие на принципах некоммерческой организации. Важной особенностью такой организации является ее некоммерческая направленность, то есть ее участники и учредители не используют вырученные средства на собственное потребление, а только на реализацию представленных им функций.
Функциями саморегулируемых организаций являются:
разработка обязательных правил и стандартов профессиональной деятельности и операций на рынке ценных бумаг;
осуществление подготовки кадров и установление требований для работы на рынке;
контроль за соблюдением участниками правил и нормативов;
обеспечение правдивой информацией участников рынка;
обеспечение защиты участников в государственных органах управления.
Институты рынка, прежде всего биржи, являются саморегулирующимися организациями. Биржи требуют от всех участвующих в ее операциях строгого следования предписанным правилам и процедуре, сложившимся традициям, а также регулярно проверяют фактическую финансовую устойчивость членов биржи через обследования и опросы.
Существование арбитража позволят не доводить подавляющее количество конфликтов до суда.
Надежность выпускаемых ценных бумаг обеспечивается действием принципа полного предъявления, то есть полного раскрытия всей необходимой информации эмитентом, выходящим на первичный рынок, Комиссии по ценным бумагам и биржам. Если бумага попадает на вторичный рынок и обращается на бирже, то проводятся систематические уточнения кредитоспособности эмитента спустя 1, 2, 3 года после эмиссии.
Общим принципом является саморегулирование институтов рынка ценных бумаг под наблюдением государственных органов. Разрабатывается и внедряется стандартизация в бухгалтерский учет, формы отчетов и балансов, процедуру полного регулирования. Высшие регулирующие органы систематически публикуют в специальных изданиях интерпретации законов и распоряжений, запретов и правил. Все регулирование направлено на создание обстановки законности, честности, открытости, гласности, защиты рынка и инвесторов от возможных махинаций и мошенничества.